Архив номеров

Тверская газета Караван+Я КУЛЬТПОХОД

    Андрей Коряков - преподаватель истории, ОБЖ и заместитель директора по безопасности в СШ №12. Помимо этого - организатор и руководитель молодежной театральной студии «Премьер», а также композитор тверского ТЮЗа. Но самое главное - тот человек, которого многие ребята с гордостью могут назвать своим Учителем. И дело тут не только в профессии… О том, как и чему следует учиться у жизни, говорит гость нашего сегодняшнего номера.
    - Андрей Вячеславович, педагог (особенно сейчас) - редкая профессия для мужчины. Не чувствуете себя «последним из могикан»?
    - Редкой эту профессию сделало время. Учитель сейчас считается неоплачиваемой и непрестижной работой. Да и потом, это очень сложное занятие. Может быть, потому, что педагогика - это судьба. Ни больше, ни меньше.
    - Педагогика - мечта детства?
    - Нет, конечно! Сначала я хотел быть водителем трамвая… Потом закончил детскую цирковую студию по классу «акробат, жонглер, фокусник». Потом была служба на флоте. А уже потом - два педагогических заведения: Тверской музыкально-педагогический колледж и педагогический факультет ТвГУ.
    - Музыкальное образование как-то пригодилось в дальнейшем?
    - Да, сейчас я работаю композитором тверского ТЮЗа, подбираю и пишу музыку для спектаклей студии «Премьер», в частности, для всех детских постановок. Делаю все аранжировки и фонограммы.
    - А как учится учитель?
    - Я учился у всех людей, с которыми так или иначе сводила и разводила меня судьба. Это особая философия. Мы для кого-то - просто ступени, по которым нужно подняться, чтобы получить очередной жизненный урок. И для нас все люди тоже ступени. Общаясь, передавая друг другу эмоции, мы все учимся. Бывает, что человек просто пропадает из твоей жизни, и ты жалеешь и ломаешь голову: ну почему так случилось? Но, оглядываясь назад, уже объективно и без эмоций понимаешь: это - очередная ступень, которую просто нужно было пройти. Мы все учимся у Жизни…
    - Какие ваши личные качества помогли стать учителем?
    - Чтобы работать в школе, надо знать один секрет. Как это ни парадоксально звучит, детей нельзя считать детьми. Нужно в каждом из них видеть личность. И Экзюпери, когда говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили», - имел в виду не только животных, но и всех людей. Воспитание - это процесс, когда вам доверяют человека. И его нужно провести, направить в нужную сторону, стать ему поводырем. Это очень большая ответственность. Собственно, педагогика - наука о детоводстве. Изначально педагоги - это рабы, которые приезжали из других стран и водили детей «учиться». Нужно понять человека и направить его в нужную сторону…
    - Все ли дети с радостью пойдут за поводырем?
    - К сожалению, не все. Самое страшное, когда ребенок закрыт, необщителен - тогда его сложно и почти невозможно вести. Я работал с разными детьми. Еще недавно был учителем начальных классов, сейчас преподаю историю старшеклассникам. А в театральной студии «Премьер», которой я руковожу, дети самого разного возраста - хотя, преимущественно, начиная с девятого класса.
    - С ребятами из «Премьера» работали известные тверские режиссеры: Вячеслав Гунин, Константин Юрченков, Борис Михня… А какие спектакли в студии ставите лично вы?
    - Я сказочник. Люблю сказки - может быть, потому, что там всегда happy end. И еще потому, что сказки учат… Хотя из некоторых произведений очень сложно извлечь мораль. Например, «Карлик-Нос» - сказка, которую мы недавно ставили: в ней совершенно неясно, за что наказан мальчик. Поэтому я сделал своеобразный remake Гауфа: в начале спектакля выходит старушка и говорит: «За все в этом мире нужно платить!» И от этих слов строится уже вся сказка. Таким образом, мы сами очерчиваем мораль – чтобы стало понятно и первоклашкам, и одиннадцатиклассникам.
    - А если оглянуться назад… Как пришла идея основать театральную студию?
    - Я мечтал об этом всегда. Еще на флоте организовывал для ребят различные театральные постановки - там была особая «зона творчества»… А в 1992 году пришел работать в СШ №12. Там мы с ребятами (10-11-й классы) создали что-то вроде капустника на Новый год. Конечно, все это с большим трудом можно назвать спектаклем (улыбается). Но импульс был дан. Тогда появились первые фонограммы. Потом стали работать серьезнее. И вот уже 15 лет существует студия.
    - А сами не стремитесь на сцену?
    - Конечно, стремлюсь! Мне очень этого не хватает. Я участвую практически во всех спектаклях, которые не режиссирую сам.
    - Какова ваша самая запоминающаяся роль?
    - Наверное, в спектакле «Диодор» по пьесе Николая Воронова - трехчасовом действе с антрактом. Там я играл царя-батюшку. Это роль очень сложная в эмоциональном плане - зрителя просто нельзя было обмануть! И самое приятное, что никто не ушел - наоборот, зал стал еще полнее во второй половине спектакля.
    - Как ребята из «Премьера» учатся театральному искусству? Прилагается ли к практике теория?
    - Мы ездим на спектакли в Москву и другие города, чтобы ребята посмотрели на качественные и оригинальные театральные работы. Мы были на всех спектаклях Романа Виктюка, которого я считаю одним из самых ярких театральных деятелей нашего времени.
    - А Тверь - театральный город?
    - Нет, не театральный. Здесь, например, невозможно было бы создать «Табакерку». Здесь погибают все театры-антрепризы. Оперетта, цирк - да, это для Твери. Еще только в середине 70-х из театра убрали духовой оркестр, под который люди могли танцевать в театре. Может быть, это происходит потому, что Тверь - изначально пролетарский город. Хотя, с другой стороны, именно Тверь вдохновляла всех проезжающих поэтов и писателей: Пушкина, Достоевского, Салтыкова-Щедрина…
    - А какие русские города вы бы назвали театральными?
    - Москва. Санкт-Петербург - это там, где я был. А из тех, где не был, - Северодвинск, Норильск - северные города. Я слышал, что там люди ходят на один спектакль по нескольку раз, - и это нормально!
    - У театральной студии есть своя материальная база?
    - Студия зарабатывает сама: это и деньги от проданных билетов, и вознаграждения за участие в съемках фильмов. Когда в Твери начал сниматься телесериал «Кадетство», организаторы сразу вышли на моих ребят как на силу, представляющую театральную молодежь города. 80% массовки в первой части сериала - «премьеровцы». А так - все постановки, все костюмы, фонограммы и бутафорию делаем своими силами. Каждый из нас осваивает как можно больше театральных профессий: все мы гримеры, костюмеры, звукорежиссеры, рабочие сцены. Театр - искусство синтетическое. Мы должны уметь делать все!
    - А кого из актеров вы назвали бы своим учителем?
    - Наверное, это актеры старой гвардии: Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. Это именно те актеры, игре которых я ПОВЕРЮ. Или вот Басилашвили - удивительно интересный и «пластичный» актер. В новом фильме «Мастер и Маргарита» он создал особенного Воланда - не злого, не хитрого, а какого-то… мудрого. Потому что мудрость - это не просто собранный жизненный опыт. Мудрость - это когда ты знаешь, чем закончится тот или иной эпизод в жизни. И к этому надо стремиться…

Любовь КУКУШКИНА



    После репортажа в «Караване» №28 (592) с рок-фестиваля «Эммаус-2007» в редакцию с претензией обратились представители «Нашего Радио».
    Суть претензии заключалась в том, что я как автор материала позволила себе ряд высказываний, основанных на словах известного продюсера Дмитрия Гройсмана, о том, что нынешняя рок-музыка находится прямо-таки в крепостной зависимости от «Нашего Радио». Именно этим фактом, со слов продюсера и некоторых известных музыкантов, обусловлено малое число популярных сильных рок-групп на тверском фестивале.
    На пресс-конференции, посвященной завершившемуся несколько дней назад фестивалю, Гройсман так и заявил журналистам: «Здесь выступают все те, кто не испугался!»
    По законам журналистики мы, конечно же, не могли отказать администрации «Нашего Радио» в хоть и немного запоздалом, но все же ответном слове.
    Свою точку зрения на раздутый между «Эммаусом» и «Нашествием» конфликт высказывает генеральный директор «Нашего Радио» Михаил Зотов:
    - В переговорах с группами сознательно был сделан акцент на том, что их участие или неучастие в «Нашествии» не может отразиться на программной политике «Нашего Радио» в отношении музыкантов. Вы можете найти подтверждение моих слов у самих артистов, заявленных на «Нашествии-2007», или послушать эфир «Нашего Радио» сегодня или полгода спустя. Уверяю, вы не обнаружите исчезновения из эфира песен групп, выступающих на других фестивалях.
    Во-вторых, шантаж действительно имел место. Заключался он в том, что представитель группы «ЧайФ», являющийся соорганизатором фестиваля в Тверской области, поставил участие «чайфов» в «Нашествии» в зависимость от выступления группы «Провода» на центральной сцене фестиваля. А я напомню, что продюсер у «ЧайФа» и «Проводов» один.
    Такой роскоши команде калибра «Проводов» мы предоставить не могли. Более того, ставить на стол переговоров репутацию группы «ЧайФ», которую, без преувеличения, считаем одной из главных и любимейших в эфире «Нашего Радио», мы посчитали недопустимым и прекратили эти переговоры. Если потребуется доказательство, я могу предоставить переписку между представителями группы «ЧайФ» и фестиваля «Нашествие».
    А отсутствие на «Эммаусе-2007» некоторых популярных коллективов генеральный директор «Нашего Радио» объяснил различием в концепциях фестивалей: «Фестивали должны отличаться друг от друга по составу исполнителей, иначе для публики они сольются в единое целое. Есть команды, такие как «Пилигрим» или «Анж», которые выступают эксклюзивно в Эммаусе, а есть «Король и Шут» и «НАИВ», которые выступают на «Нашествии». С одними артистами работает один фестиваль, а с другими - другой. Что здесь плохого?»
    Не нам давать оценку словам продюсера Гройсмана и директора Зотова. Слушатели, зрители, поклонники рок-музыки пусть делают выводы сами. В любом случае пострадали от всех этих перипетий только они. «Эммаус-2007»-таки состоялся, «Нашествие», увы, нет. Что, кто и где в следующем году будет представлять русский (независимый?) рок, думается, теперь пост-фактумом, уже и неважно.

Марина ГАВРИШЕНКО



Элтон Джон     Тверской музыкант Владимир Ишиев выступит на одной сцене с легендой мировой музыки сэром Элтоном Джоном! Эта сенсационная новость совсем недавно обошла ряд местных СМИ, но продолжения так и не возымела. Откуда просочилась такая информация в прессу и имела ли она под собой реальные основания и факты, мы решили лично разузнать у известного в Твери джазмена, пианиста и представителя легендарной творческой династии Владимира Ишиева. Музыкант, явно подуставший от многочисленных расспросов, слухов и домыслов на эту тему, с абсолютной искренностью поведал нам обо всем произошедшем.
    Около полугода назад Владимира пригласили поучавствовать в творческом проекте на одной из звукозаписывающих студий Москвы в качестве аранжировщика и пианиста. Предложение от своих тамошних знакомых музыкант принял с интересом и отправился в столицу. Клиентом и вокалистом, с которым Ишиеву предстояло на тот момент сотрудничать, оказался депутат Госдумы, один из богатейших людей страны, угольный магнат Вадим Варшавский. Поющий олигарх изъявил желание записать фонограмму двух композиций, чтобы сделать сюрприз своим родным и близким, исполнив песни на предстоящей свадьбе дочери (зятем олигарха, кстати, стал известный молодой актер Константин Крюков).
Владимир Ишиев и мега звезда джаза Джошуа Редман     Ни высокостатусная политическая фигура Варшавского, ни отсутствие у него профессиональной певческой подготовки Ишиева не спугнули. Проработав концертмейстером более 30 лет в тверском музыкальном училище, он также имеет и солидный опыт работы с вокалистами, и под его руководством при необходимости и желании запоет каждый. К тому же влиятельный депутат, по словам Владимира Ишиева, оказался на удивление прост, неприхотлив, общетелен и с большим трепетом и волнением подходил к студийной работе. Сотрудничеством остались довольны обе стороны, да и результатом тоже. Поэтому, когда Ишиеву, спустя некоторое время позвонили из Москвы с просьбой снова поработать с Варшавским, неожиданностью это уже не стало. Политик вновь задумал записать еще одну композицию под чутким руководством тверского музыканта. На этот раз выбор пал на сложный, но невероятно проникновенный «Романс», получивший широкую известность в исполнении Григория Лепса. В процессе работы Варшавский поделился с Владимиром грядущими планами.
    Незадолго до этой встречи депутат успел побывать в Лондоне на благотворительном концерте Элтона Джона. Будучи давним почитателем мировой знаменитости, он, не ограниченный в финансах угольный магнат, воспользовался случаем и пригласил Элтона Джона с концертом в свои края. Певец на предложение отреагировал вполне одобрительно. Выступление было назначено на 12 июля в станице Вешенская Ростовской области. Порадовавшись за всемогущего олигарха, тверской музыкант и не ожидал возможной причастности к этому событию, но факт остается фактом.
    - Вы приглашены, - произнес Варшавский опешившему Ишиеву.
    Планировалось, что в конце своего выступления Элтон Джон поет с казачьим хором «Любо, братцы, любо», после чего на сцену выходит сам затейник-депутат Варшавский, и заключительным аккордом концерта в его исполнении прозвучит «Романс», который и записывался заблаговременно на студии с Ишиевым.
    - Поставим два рояля на сцене, и вы вместе с Элтоном Джоном саккомпанируете... - озвучил свою конечную цель Вадим Евгеньевич.
    О том, что ему, простому тверскому музыканту, доведется сыграть на одной сцене с самим Элтоном Джоном, Владимиру Ишиеву изначально верилось с трудом. Но надежду на это совместное выступление он трепетно грел в своем сердце и, не скрывая радости, неосторожно поделился новостью в кругу своих знакомых. Весть моментально разлетелась по округе, но дальнейшего развития так и не получила. То ли сценарий концерта поменялся - и идея с двумя роялями отпала, то ли в силу каких-то других обстоятельств задумке Варшавского так и не суждено было реализоваться. Элтон Джон выступил-таки в назначенный срок на гостеприимной ростовской земле, но только не в станице Вешенская, как планировалось изначально, а в самом Ростове-на-Дону. А знаменитый тверской музыкант Владимир Ишиев остался верен своей джазовой ипостаси.

Елена МУНИНА



День рождения Тараса Швченко - главный украинский праздник     Тверское региональное объединение украинцев не случайно называется «Свитанок», что в переводе означает «встреча, свидание». «Свитанок» - неизменное место встречи тверских украинцев, которым дороги традиции и культура своей исторической Родины. О деятельности, достижениях и проблемах существования украинской диаспоры в Твери мы беседуем с сопредседателем общества, кандидатом психологических наук Натальей ТОМАШЕВСКОЙ и членом правления «Свитанка», доктором искусствоведения Мариной ЧЕРНОЙ.
    - Тверь - многонациональный город, однако большинство народов не объединяется на официальном уровне. Когда возникла идея собрать тверских украинцев в «Свитанок»?
    Н.Т.: - Помню дату - 7 января 2000 года. Я шла по улице, а из окон доносились украинские рождественские песни, слышалась родная слуху речь... Я поняла, что профессиональной украинской культуры в Твери уже не существует: все живут и развиваются обособленно. Именно тогда возникла идея объединить тверских украинцев под одной крышей.
    - Есть ли разница между словами «объединение» и «диаспора»?
    Н.Т.: - Никакой разницы нет, но мы все-таки предпочитаем называть себя объединением. «Диаспора» - это слово неславянского происхождения, а мы пропагандируем именно славянские ценности и культуру.
    - Изначально существовала идея именно культурного объединения?
    Н.Т.: - Да, она является таковой и сейчас. Мы пытаемся сохранить обычаи и традиции разных областей Украины, повысить интерес людей к культурному наследию своей Родины, особое внимание обращаем на украинское народное творчество. Мы создаем островок Украины в Твери. В планах - открыть музей украинского декоративно-прикладного творчества: вышивки, народного костюма, а также национальной кухни...
    - Каковы основные направления в работе «Свитанка»?
    М.Ч.: - Прежде всего это русско-украинские связи, дружеские контакты между двумя странами и работа с молодежью. Русская и украинская культуры очень близки: их разделяет только языковой барьер. Мы сотрудничаем с руководителями национальных общественных объединений Москвы и Киева, а также Димитровограда Ульяновской области и Сургута. Особо тесная связь с будущим городом-побратимом Твери Хмельницким: обмениваемся делегациями, возим друг другу памятные подарки, заводим официальные контакты. Дружат также Тверской государственный и Хмельницкий национальный университеты: есть планы по введению в ТвГУ курса украинского языка, по налаживанию крупного обмена между университетскими библиотеками (пока он происходит на «штучном» уровне).
    - Требуется ли украинской молодежи такое сотрудничество?
    М.Ч.: - Безусловно, так как это - часть народной дипломатии. Например, украинский народ против вступления в НАТО: по статистическим данным, согласны только 12% населения. Поэтому неясно, что творится в головах украинской молодежи: сейчас идет полное переписывание истории, многое искажается, расставляются иные акценты. На Украине стирается память о Великой Отечественной войне: у них нет ни памятников, ни мемориальных комплексов... Молодым людям никто не объясняет, как все происходило на самом деле, что это был великий и общий подвиг. Поэтому преподаватели университета, заботящиеся о подготовке достойной смены, заимствуют методы нашего военно-патриотического воспитания. Мы им показывали тверские мемориальные комплексы, рассказывали, как наши ребята помогают участникам войны, - им все это знать интересно и необходимо.
    - Есть ли в работе общества определенное расписание? Или сборы происходят от случая к случаю?
    Н.Т.: - В своей деятельности мы придерживаемся соответствующего плана. Постоянно участвуем в международных, всероссийских, региональных и городских конгрессах, форумах, семинарах, работаем в социальных проектах: оказываем помощь приютским детям и, конечно, проводим культурно-массовые мероприятия. Есть четыре обязательных события, участие в которых стало для нас традиционным. Это день рождения Тараса Шевченко, международный молодежный фестиваль «Веночек славянских культур» на Селигере, международный фестиваль «Москва - город мира», а также семинар по украинскому искусству в Сочи.
    - Какие творческие объединения существуют внутри самого «Свитанка»?
    Н.Т.: - У нас работают девять художественных коллективов, известных в Твери и области. Это организованный на базе ТвГУ ансамбль вокальной музыки «Мрия», фольклорный ансамбль «Свитанок», хореографический ансамбль «Веночек», семейный ансамбль «Яблочко» и другие самобытные творческие группы. В 2004-2006 годах семь наших коллективов стали лауреатами международного фестиваля «Москва - город мира», проходившего в Москве во Всероссийском выставочном центре.
    - Кто возглавляет островок Украины в Твери?
    Н.Т.: - Сопредседатели объединения - Наталья Томашевская и Тимур Кравец. А в правление «Свитанка» входят известные и уважаемые люди нашего города: доктор медицинских наук, профессор Александр Зиньковский, полковник юстиции Вячеслав Гуревич, председатель Тверской организации молодых путешественников Вячеслав Мирошниченко и многие другие.
    - Сколько всего украинцев в составе «Свитанка»?
    Н.Т.: - Сейчас с нами связаны более трехсот тысяч украинцев в Твери и около тридцати тысяч в области. Но проблема в том, что нам до сих пор не выделили постоянного помещения, поэтому нет четкого адреса. В основном собираемся на территории Областного дворца культуры «Пролетарка», межнациональный центр которого активно нас поддерживает. Мы пытались приглашать единомышленников через областное радио и газету «Тверская жизнь», но многие соотечественники до сих пор ищут нас и хотят присоединиться.
    - А в «Свитанок» входят только «коренные» украинцы?
    Н.Т.: - Конечно, нет. Часто приходят люди, не имеющие никакого отношения к Малороссии, и настолько вписываются, что становятся своими и поддерживают нас на всех фестивалях и праздниках. Постепенно стираются национальные границы: к нам уже присоединяются белорусы и исконно русские фольклорные коллективы. Конечная цель объединения - создать славянский центр культуры в Твери, потому что только общая славянская культура может стать символом дружбы и единения между нашими народами.

Любовь КУКУШКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru