Архив номеров


     Учить людей дарить прекрасное - наверное, самое благодарное занятие. Именно этим свыше сорока лет занимается скрипач, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель-методист по классу скрипки Тверского музыкального училища имени Мусоргского Степан Мильтонян. О классике и современности, о таланте и авторских новациях нам рассказывает известный тверской музыкант.
УЧЕНИКИ ПРИНОСЯТ СЛАВУ ИМ…

     – Когда у вас проявился музыкальный талант?
     - В детстве мне очень нравился звук скрипки: для меня он был волшебным. Скорее всего, родители обратили на это внимание и отдали меня в музыкальную школу.
Степан Мильтонян любит не только скрипку, но и сплав на байдарках      - Кто из учителей оказал большее влияние на ваше становление как музыканта?
     - В музыке своим учителем номер один я считаю Юрия Васильевича Николаева. Он настоящий русский интеллигент, человек исключительного таланта, редчайшей нравственной чистоты, а как музыкант – феноменален. Николаев мог прочесть с лица незнакомую партитуру вверх ногами.
     - А кто был вашим кумиром?
     - В мое время, когда я формировался как скрипач, информации о музыкантах, даже о великих, имелось мало. Были только имена, а «средства доставки музыки на дом» были ограничены. Магнитофон считался большой роскошью, а долгоиграющие пластинки только начинали выпускать. Моими кумирами оказались все наши великие скрипачи: Леонид Коган, Игорь Безродный, Юлиан Ситковецкий, Давид Ойстрах.
     - Расскажите об отношениях с учениками. Кого из них вы можете выделить, кто стал знаменитым?
     - У нас часто путают преподавательскую работу с педагогической. Задача педагога - это становление личности, а преподавать - значит передавать знания. Если ставить перед собой такую цель, то надо стремиться к высокому технологическому результату. У педагога же более высокая задача. Иной раз совершенно незаметное имя человека, которого удалось поставить на ноги, в педагогическом плане является более удачной работой, нежели знаменитость, за личность которой ты не всегда можешь быть спокоен.
     У меня много успешных учеников. Например, альтист Григорий Чикмарев: он аспирант Московской консерватории, работает в Российском национальном оркестре под управлением Михаила Плетнева. Дочь оказалась яркой ученицей: не потому что дочь, а потому что она сама по себе яркая. Сейчас она работает в Москве, в Новой опере, недавно на высочайшем уровне закончила Московскую консерваторию. У меня в этом году, при классе 10 человек, в вузах учились пять аспирантов, моих выпускников.
     - А тяжело своих детей учить?
     - Нет. Хотя для традиционных педагогов это большая проблема, ведь бытовые отношения накладываются на профессиональные. Я учил дочь по своей методике: она оказалась первой «жертвой» этого дела.

О ТАЛАНТАХ И НОВАЦИЯХ

     - Расскажите о Центре гармоничного развития личности, который вы основали.
     - Это было где-то в начале 90-х годов. Причиной возникновения этого центра стала моя педагогическая методика. Традиционная педагогика ориентируется на передачу музыкальной технологии от учителя к ученику. Но если проверить эти классические схемы современными знаниями по возрастной и педагогической психологии, то получается, что сегодня надо делать серьезные коррекции. Я их сделал и получил практические результаты. Если бы эту программу взяли на вооружение на государственном уровне, то каждый ребенок, который приобщается к музыке, смог бы написать свое произведение. Групповые формы обучения – основа моей методики, это модель поведения человека в обществе, дети в процессе общения друг с другом учатся импровизировать, сочинять.
     - Каковы оценки вашей программы?
     - В этом году фонд «Русское исполнительское искусство» выдал мне и моей нынешней ученице Алисе Спильник грант. Очевидно, за эту методику. У меня есть книга по педагогике, по которой можно написать другую – книгу отзывов. Очень много людей держат ее настольной: мне об этом и говорили, и писали. Книга достаточно серьезная: о становлении личности ученика. Об этом еще мало литературы, основная ее часть – о технологии. На этой «территории» я оказался первооткрывателем, и педагогам это пришлось по душе.
     - Часто встречаются талантливые дети?
     - А вы видели хоть одного неталантливого ребенка?
     - А если у ребенка отсутствует музыкальный слух? Или такого не бывает?
     - Слух отсутствует у глухонемых от рождения, все остальные слышат звуки. Я знаю такую проблему в педагогической среде. На мой взгляд, это большая неправда. Когда пытаются на коротких экзаменах разведать, есть ли талант, то дают звук и говорят ребенку: «Спой». Он, может, и слышит этот звук точно, но голосовые связки не тренированы, поэтому правильно воспроизвести его он не в состоянии. Некоторые и говорят, что нет слуха. Но слух есть, и моя профессиональная задача – его развивать.
     У выдающегося пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза, учителя Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, была формула: «Талант – это страсть». У любого ребенка есть предпосылки для всех видов деятельности, любого можно развить. Вопрос состоит в том, чего желает ребенок, к чему изначально тянется.
     - Как стать известным, востребованным музыкантом?
     - Чтобы стать известным, нужно несколько условий. Во-первых, должна быть предрасположенность ребенка к этому виду деятельности: то, что потом назовут талантом. Во-вторых, достаточно внимательные родители. Я знаю большое количество детей, на которых вовремя не обратили внимание. Еще должны быть педагоги: их роль ни с чем не сравнима. У нас очень много талантливых педагогов, обладающих профессиональным мастерством и высоким нравственным отношением к ребенку, к личности. Это есть, но надо, чтобы посчастливилось встретиться. Иной раз успех зависит от каких-то деталей, но в целом талант - это страстный труд. Одаренные ребята, относящиеся к своему таланту снисходительно, конечно, далеко не пойдут: нужен глубокий фундамент, который закладывает труд.
     И по нынешним временам еще очень полезно, чтобы папа был владельцем, скажем, небольшого банка. Сейчас исключительно важно «раскрутить» талант. Может, это временно, и система отбора музыкантов на большую эстраду усовершенствуется, но пока и здесь нужны деньги.

«ПОПСА» И КЛАССИКА

     - Развивается ли сейчас классическая музыка в провинции?
     - Развивается, но стихийно, часто без продуманной, целенаправленной поддержки. У музыкантов довольно много энергетики, и они ищут способы выйти на эстраду. Например, года три-четыре назад в городе был редкий фестиваль, не имеющий аналогов в России, - «Гнесинская молодежь в Твери». Приезжали наши московские выпускники и их друзья-классики и бесплатно играли большое количество программ. Самое интересное, что залы всегда были полными.
     - Как сегодня «живут» музыкальные школы?
     - Это довольно сложный вопрос. Я член Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений России. Она три года подряд проводит ассамблеи по поводу того, чтобы творческие права детей в нашей стране, мягко говоря, не ущемлялись.
     Сейчас ситуация с музыкальными школами в некоторых местах бывает довольно сложной, а в Твери она изначально трудная. В Смоленске, Костроме, Калуге, Рязани от 8 до 15 музыкальных школ. У нас в городе только три официальных и еще несколько филиалов.
     Но дело не только в финансировании. Например, в День города открыли памятник Михаилу Кругу. Да, это популярный певец, у него есть почитатели: в принципе, совершенно нормальная мысль установить эту скульптуру. В то же время памятника нашему земляку - великому певцу Сергею Лемешеву - у нас нет. В том, что поставили памятник Кругу, трагедии нет, а то, что не установили памятник Лемешеву, - это плохо. Я думаю, здесь играет роль недостаток общественного мнения, возможно, это результат того, что в городе недостаточно широкая программа детского музыкального образования.
     - Как вы относитесь к попсовой эстраде?
     - В свое время и «Битлов» «втирали» в землю, а сейчас музыкальные критики считают их продолжением линии Шуберта, но на современном этапе. То, что сегодня называется классикой, в свое время тонуло в огромном количестве сочинений такого же ранга. Но время их отсеяло. Поэтому классика - она и в Африке классика: она доказала свою необходимость людям. Конечно, мне как музыканту классического склада не то что обидно, но я вижу недальновидность того, что делается огромный крен в пользу «попсы», она существует по законам рынка, в нее вкладываются средства, а классическая музыка пока такой поддержкой не обладает. Но в популярной музыке тоже есть свои таланты и, очевидно, свои классики.
     - Как вы думаете, музыка и вообще искусство совместимы с рынком?
     - Спросили когда-то у Пушкина об этом, и он ответил так: «Вдохновение не продается, а книжку продать можно». И был, как всегда, прав.

Олеся ЯМСКАЯ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru