Архив номеров

Тверская газета Караван+Я К ДОСКЕ

    6 июня, день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в России традиционно считается праздником отечественной поэзии и культуры. В этом году мы отмечали 208-й год появления на свет «солнца русской поэзии», и это, пожалуй, один из немногих дней, когда от его потомков - наших современников - можно услышать нормальную русскую речь. Да и то благодаря обилию в ней пушкинских цитат.

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: КНЯЖНА МЭРИ ИЛИ ПТУШНИЦА?

    Ученые-лингвисты давно бьют тревогу по поводу оскудения и трансформации русского языка, про который давно уже нельзя сказать, что это - язык Пушкина. И уверяют, что сам Александр Сергеевич, услышав речь молодых россиян XXI века, испытал бы шок и впал в уныние, потому что в его время такой убогий словарный запас не наблюдался даже у крепостных крестьян.
    Ярким представителем и носителем «птичьего» языка, в основу которого положены иностранные жаргонные словечки, не несущие глубокой смысловой нагрузки, и современный молодежный сленг, является популярный ведущий Андрей Малахов. Кстати сказать, далеко не самый худший из современной когорты теле- и радиоведущих. Ему понадобилось несколько лет, чтобы перестать «экать» в эфире после каждого второго произнесенного им слова, после чего он сразу же получил высшую телевизионную награду «Тэффи», видимо, именно за это свое достижение.
    В первые июньские дни, когда страна отмечала Пушкинские дни, на Первом канале шла премьера телевизионного фильма, поставленного по произведению другого классика русской литературы - Михаила Юрьевича Лермонтова - «Герой нашего времени». О том, насколько удачной получилась его очередная экранизация, пусть спорят критики. Но даже рядового зрителя поражает в нем диссонанс между словом, написанным Лермонтовым, и его экранным аналогом, произносимым некоторыми героями фильма. То есть слова вроде бы те же, но когда их слышишь, к примеру, из уст актрисы, играющей роль княжны Мэри, то создается полное ощущение, что их произносит выпускница сельского ПТУ со словарным запасом Эллочки-людоедки. Ну, никакого намека на духовность, не говоря уже о княжеском воспитании, нет и в помине. Грустно, конечно, и не только за Лермонтова, который, как лакмусовая бумажка, лишь подчеркнул убогость внутреннего мира современника.

ТВЕРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АВСТРАЛИЙСКОЕ ЭХО

    …Еще в начале 50-х годов на базе школы-интерната №1 Олег Александрович БАРАНОВ, ныне профессор Тверского государственного университета и член Союза кинематографистов России, осуществил успешный педагогический эксперимент, аналогов которому нет не только в России, но и во всем мире. Ровно 50 лет назад им была создана «Калининская модель кинообразования», которая получила высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом. В 1991 году эксперимент по эстетическому воспитанию был продолжен на базе Тверского государственного университета, где он создал музей кинематографии.
    - Я много работал над проблемой эстетического и литературного воспитания школьников через лучшие образцы отечественного и мирового кинематографа, - вспоминает Олег Александрович Баранов, - и вел поиск вместе с ребятами, потому что ни книг, ни учебных пособий по этой проблематике не было. И тогда мы с ними обратились за помощью к тем, кто создавал киношедевры. И представляете, они откликнулись на нашу просьбу: за эти годы у меня скопилось более 4 тысяч писем, более того, к нам приезжали такие мэтры отечественного кинематографа, как Иван Пырьев, Фаина Раневская, Сергей Бондарчук, вдова Эйзенштейна. Помню, что к ребятам, прослышав о нашей системе эстетического воспитания, уже в почтенном 90-летнем возрасте приезжал знаменитый скульптор Коненков вместе со своей женой Маргаритой Николаевной, в которую был влюблен сам Альберт Эйнштейн.
    Встречаясь со школьниками, они не только рассказывали о своих работах, но и постоянно подчеркивали необходимость обращения к литературной классике, чтению первоисточников, на основе которых создавались фильмы. Сегодня созданная нами модель медиаобразования успешно работает, в том числе на базе тверской школы №14. Пособие, обобщающее основные ее принципы, издано в Праге, а австралийский университет в Сиднее внес мое имя в реестр мировых исследователей в сфере кинообразования.
    Скажу откровенно: за последние два десятка лет основной реестр фильмов, на которых мы воспитываем новое поколение школьников и студентов, остался практически без изменения. Это «Чистое небо», «Судьба человека», «Белорусский вокзал», «Чучело» и многие другие замечательные ленты. Навскидку я могу припомнить только два прекрасных фильма, созданных в последние годы, - это «Возвращение» режиссера Звягинцева и «Остров» Лунгина, которые пополнили нашу базовую коллекцию. Все остальное не выдерживает никакой критики и может только испортить эстетический вкус подрастающего поколения. Иногда мы смотрим с ребятами фильмы современных российских режиссеров, и они сами чувствуют разницу. Более того, недавно восьмиклассник из 14-й школы написал трактат на эту тему, в котором сказано, что глупые боевики и идиотские комедии, многочисленные сериалы и шоу-программы, которые заполонили телевизионный экран, направлены на отупение нации. И с каждым годом волна кинематографического и телевизионного идиотизма становится все больше, что сказывается на формировании вкусов подрастающего поколения.
    Заметьте, это пишет 15-летний мальчик, и если даже он смог усмотреть в происходящем определенную государственную политику, то почему не видят всех ее последствий те, кто за нее отвечает? Могу со всей определенностью сказать: сегодня учить детей любви к родному языку и русской литературе на современных образцах кино- и телепродукции невозможно. Результат будет прямо противоположным.
    С мнением ученого трудно не согласиться. Поэтому пусть хотя бы раз в году в наших сердцах и на экране телевизора безраздельно правит бал Александр Сергеевич. И помогает нам вспомнить великий и могучий русский язык, который мы постепенно теряем.

Светлана АВДЕЕВА



    Помнится, еще ни одно нововведение в российской системе образования не вызывало такую бурю эмоций и споров, как единый госэкзамен. Когда он появился в школах на уровне эксперимента, не все верили, что когда-то такой способ проверки знаний станет системой - во всяком случае по гуманитарным предметам.

    Но, увы, вот уже который год подряд единый госэкзамен укрепляет свои позиции, несмотря на то, что в его объективности начинают сомневаться практически все здравомыслящие люди. Он обязателен при поступлении в вуз, причем если поступить с первого раза не удалось, то на следующий год ЕГЭ придется пересдавать.
    29 мая вокруг выпускного ЕГЭ по русскому языку вспыхивает скандал. Вскрылся удивительный с одной и предсказуемый с другой стороны факт. За 10 часов до начала госэкзамена в сети Интернет были вывешены готовые ответы на задания еще не состоявшегося испытания. Естественно, того, кто отвесил такую оплеуху Министерству образования РФ, вычислили почти сразу же. Им оказался сердобольный одиннадцатиклассник одной из школ Ленинградской области. Откуда юноша узнал, какие именно задания будут предложены ученикам, а тем более, откуда он взял ответы на них, - пока загадка.
    Однако совершенно точно известно, что еще за несколько дней до проведения ЕГЭ в Интернете появились предложения приобрести готовые ответы на экзаменационные вопросы всего за 1200 рублей. Неясно, был ли этот товар действительно стоящим. В любом случае юноша из Ленинградской области оказался бескорыстным и ответы сообщил всем желающим совершенно безвозмездно. За что и был жестко наказан - его работу тут же аннулировали. Встал вопрос о признании ЕГЭ по русскому языку несостоявшимся по всей России.
    Однако возможность отмены результатов ЕГЭ Федеральной службой по надзору в сфере образования была отвергнута. Нельзя не признать это решение правильным, ведь большинство учащихся действительно готовились к экзамену со всей серьезностью, а не лазили по всемирной сети в поисках «халявы». И сравнять старания одних и других было бы в высшей мере кощунственно.
    В связи со сложившейся ситуацией и без того шаткая репутация ЕГЭ была практически окончательно сокрушена. Московские школьники в Интернете разместили открытое письмо, адресованное президенту Владимиру Путину, генпрокурору Юрию Чайке и министру образования Андрею Фурсенко. Авторы послания потребовали отмены ЕГЭ. По их мнению, ответы на ЕГЭ в настоящее время свободно продаются и покупаются. Ни о какой объективности в таком случае и речи быть не может.
    А что же у нас в Твери? Многих результаты ЕГЭ просто поразили. Отметилась странная тенденция: те ученики-отличники, от которых ожидали четверок-пятерок, получили тройки, а слабые ученики вдруг получили баллы выше среднего показателя. Что это: воля случая?
    Шумиха вокруг опубликованных в сети ответов дошла до Твери лишь отголоском. Но очередь с заявлениями об апелляции после получения результатов ЕГЭ выстроилась довольно внушительная. Кому-то в результате пересмотра работы добавили по два-три балла, а кому-то и убавили. По-видимому, чтобы не повадно было жаловаться. Но, по мнению тех, кто обращался в институт усовершенствования учителей (именно там работает комиссия по апелляции) с просьбой пересмотреть оценки за ЕГЭ, делом чести является отстоять те баллы, которые ученики честно заработали. К моменту написания статьи на апелляцию подали около 200 тверских выпускников. Многим набранные баллы пересмотрели.
    Один из авторов вышеупомянутого письма президенту, учитель русского языка, справедливо заметил, что процедура тестирования является копией западной практики проверки знаний у учеников. Однако российский вариант не учитывает того, что в американской системе принята иная градация: на первом месте при поступлении в вуз там ставятся баллы, которые школьник накопил за время обучения в старших классах. На втором месте стоит рейтинг школы, и только потом оцениваются результаты тестирования. Многие эксперты считают, что Россия вскоре убедится в несостоятельности ЕГЭ. В некоторых европейских странах государственное тестирование перестанет быть обязательным. И результаты теста при поступлении в вуз считаются лишь дополнительной информацией об абитуриенте.
    Хотелось бы верить в лучшее. Но пока мы встаем перед проблемой: безальтернативный способ замера знаний действует как на учеников, так и на учителей разлагающе. Приходится изворачиваться, хитрить, совершать противозаконные действия, лишь бы сдать этот жуткий экзамен, который решает твою судьбу, по крайней мере, на целый год вперед, и забыть о нем как о самом странном и страшном факте из школьной жизни.

Екатерина КУРТАНОВА



    Ирина Трунова, родительница одиннадцатиклассницы:
    - Наше образование всегда считалось самым лучшим. Но на сегодняшний день ситуация в корне изменилась, и ЕГЭ служит тому подтверждением. Я в прошлом сама учитель. «Билетные» экзамены позволяли лучше увидеть способности ребенка. Особенно это необходимо на гуманитарных специальностях. А так преподаватель даже не знает, каков ученик. Одни дети просто угадали ответы и оказались в вузе. Другие же, у которых были успехи в учебе, наоборот, не смогут поступить в вуз на бюджетные места.
    Еще одна деталь: ЕГЭ не рассмотрен на психологическом уровне. Как, по мнению психологов, такой экзамен влияет на детей? Да и сама технология проведения этого тестирования не опробирована. Дети сдают ЕГЭ в чужой школе или в своей, но с незнакомыми преподавателями, которые не являются специалистами по предмету, сдаваемому учащимися. Держать выпускной экзамен в чужом месте крайне сложно, сама новая обстановка напрягает ребенка.
    Долго готовились и результаты теста, а все это время дети жили в состоянии стресса. И еще одно: законом предусмотрено право на апелляцию, но в нашем городе можно оспорить только часть С, в которой выпускники пишут сочинение. По части А и Б (ответы на тесты) результаты можно оспорить только в Москве, а многим туда ехать неудобно.
    Виктория Секисова, выпускница одной из тверских школ:
    - С одной стороны, ЕГЭ очень удобен, а с другой - очень страшно. Удобно, что теперь, если пытаешься поступить сразу на несколько специальностей, не надо сдавать вступительные экзамены на каждом отделении. Отмучился один раз - и можешь выбирать, куда пойдешь дальше, не думая, что дата экзаменов в разных вузах совпадет. Особенно это удобно тем, кто живет в провинции.
    Но, с другой стороны, ЕГЭ - крайне сложный экзамен. Если что-то посчитать, например, по алгебре или физике, то это еще нормально, если ты, конечно, это знаешь, а вот по литературе вопросы очень каверзные.
    ЕГЭ по русскому языку, который уже сдали, сложноват, так как некоторые вопросы мне показались немного туманными. А вот с алгеброй намного проще: есть задание - решил, сверил с предложенными ответами.
    Светлана Селезнева, преподаватель русского языка и литературы в тверской школе:
    - Можно однозначно сказать, что ЕГЭ не выявляет истинных знаний школьников. Произошло так, что те, кто хорошо учился, получили баллы гораздо ниже, чем те, кто ничего не знал и поставил ответ наугад. Непонятно, на что ориентируются в центре тестирования, когда проверяют результаты и выставляют баллы.
    Говорить о том, какой экзамен лучше, тестирование или по билетам, довольно сложно. И у той, и у другой формы испытаний есть свои достоинства и недостатки. Но, например, ЕГЭ по литературе - это недопустимо, он не покажет в полной мере не только знания, но и способности ученика. А чтобы ЕГЭ жил, необходимо тщательно проработать схему его проведения, надо, чтобы все учащиеся были поставлены в равные условия

Елена БОРИСОВА
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru