Архив номеров

Тверская газета Караван+Я "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" В ТВЕРИ

    Крылатое выражение “Все болезни от нервов – один сифилис от удовольствия” за последние десятилетия претерпело лишь одно, но существенное изменение: к сифилису добавился еще и СПИД.

    Он, как известно, тоже “от удовольствия” – наркотического или сексуального. Разносчиком большинства венерических заболеваний, да простит нас древнеримская богиня Венера, именем которой и назван целый букет из них, по-прежнему остаются жрицы любви. Хотя ремесло, которым они занимаются, к этому высокому чувству имеют весьма отдаленное отношение, если, конечно, их изощренный в “Кама сутре” клиент не ставит знака равенства между похотью и любовью.
    Изнанку рыночных отношений, где в качестве товара выступает женское тело, хорошо знают в областном кожно-венерологическом диспансере. Сюда ежедневно приходят труженицы коммерческого секса, для которых здоровье лона, на ниве которого они зарабатывают деньги, есть главная составляющая профессии. К тем, кто занимается профилактикой, с учетом специфики их заработка, здесь относятся с пониманием и даже некоторым уважением. Потому что для врача своевременная диагностика заболевания на ранней стадии – гарантия быстрого излечения. Всплеск венерических заболеваний, пришедший на начало 90-х и по сути своей имевший не столько медицинскую, сколько социальную подоплеку, остался в прошлом. В конце ХХ – начале XХI века врачи зафиксировали некоторое снижение числа венерических заболеваний, и ситуация здесь на сегодняшний день туманно характеризуется как стабильная. Свою роль в этом сыграли и повышение жизненного уровня в стране, и доступность контрацептивных средств. Но говорить о каком-то благополучии на ниве венерических заболеваний, увы, не приходится. Буквально на днях сюда из одной небольшой деревушки, расположенной в достаточно отдаленном районе Тверской области, с диагнозом “сифилис” доставили сразу семерых человек. По наблюдениям врачей, именно деревня становится одним из главных поставщиков “товара” для сексбизнеса. Обобщая рассказы проституток, получаешь примерно такую картину: вначале сутенеры под видом дачников приезжают на разведку – снимают квартиру, ходят на деревенскую дискотеку, знакомятся с местными девочками и начинают их психологическую обработку. Отбираются для доверительной беседы, как правило, те, которые мечтают переехать в город. Но так как учебой в большинстве своем они себе в школе голову особенно не забивали, поэтому шансы продолжить образование у них минимальные. А уехать из деревни хочется. А уж нарисовать семнадцатилетней девчонке радужную картину про ее солидные заработки в большом городе, для получения которых не нужно ни высшего образования, ни особого труда, вербовщики могут на славу.
    Судя по всему, в нашем городе существует хорошо отлаженная структура, которая сначала занимается вербовкой, а затем сортировкой живого товара. В зависимости от возраста и внешних данных одни пополняют собой автомобильную трассу, обслуживая дальнобойщиков. Другие попадают в притоны и сауны, а особо “везучие” живут в съемных квартирах, подрабатывая “девочками по вызову” для высокопоставленных клиентов. Выяснить, куда, а главное – к кому сходятся все нити и каналы по поставке и дальнейшей эксплуатации секс-рабынь, – дело правоохранительных органов, которые периодически рапортуют о прикрытии очередного притона, но дальше этого пока не идут. Эпизодичность подобных рапортов наводит на мысль, что попадают в милицейские сети, как правило, мелкие рыбешки, а настоящие акулы сексбизнеса остаются в стороне и посмеиваются над дилетантами, посмевшими залезть в чужой огород. Или, как принято сегодня говорить, над теми, кто посягнул на чужой, уже занятый сегмент рынка.
    Тверские врачи-венерологи, в чьи обязанности входит лечить, а не читать мораль заблудшим овечкам, предприняли беспрецедентную акцию: они сами выезжали на трассу к своим потенциальным пациенткам. Порой у них сердце сжималось от жалости, когда они видели совсем молоденьких девчонок, одетых не по сезону, дабы привлечь клиентов, с синяками на пол-лица – вместо гонорара за предоставленные услуги, а главное – женщин, у которых нет будущего. Как свидетельствует печальная статистика, шансы выйти замуж, завести детей и семью у них минимальные. Редко кто из “плечевых” поднимается вверх по профессиональной лестнице, атрибутами которой являются солидные клиенты, отдельное жилье или работа в ресторане с сомнительной репутацией. Наоборот, именно сюда, на трассу, отправятся в конечном итоге их более удачливые на сегодняшний день товарки, которые, не ведая своего будущего, смотрят на них свысока, как токарь-расточник высокого разряда на мальчишку-разнорабочего...
    Врачи проводили с проститутками профилактический осмотр, раздавали презервативы, отбирали для стационара тех, кто нуждается в серьезном лечении. И отметили тревожную тенденцию: “их контингент” с каждым годом молодеет. Порой у пятнадцатилетних девочек имеется в наличии целый букет венерических заболеваний, а по их собственному признанию, беспорядочную половую жизнь они начинают вести уже с 13-14 лет. Многие из них никогда не смогут родить и познать счастье материнства.
    Заведующий поликлиникой областного кожно-венерологического диспансера Сергей Демьянов, основываясь на своих многолетних наблюдениях, пришел к выводу, что примерно одна треть пациентов, ежегодно обращающихся за помощью к врачам-венерологам, – это представительницы древнейшей профессии. Довольно значительную часть больных составляют и их клиенты, действующие по принципу: “Напился, забылся, заразился”.
    – Бороться с проституцией как явлением – занятие малоперспективное, – считает Сергей Борисович. – Поэтому некоторые страны легализовали ее, взяли, что называется, рынок сексуслуг под государственный контроль, в том числе и под медицинский. Я не берусь судить, хорошо это или плохо с точки зрения нравственности и морали общества, но то, что число венерических заболеваний там пошло на убыль, – это факт. Вряд ли наша страна пойдет по этому пути: русский менталитет отличается от западного. Но что мешает нашим законодателям сместить акценты, наказывать не проституток, а их клиентов и сутенеров, как это делается в ряде стран? Пока есть спрос на рынке сексуальных услуг – будет и предложение. Так давайте устранять причину, а не следствие, тогда и демографическую проблему быстрее решим, и гастарбайтеров приглашать в страну не придется.
    С этим трудно не согласиться, вот только позволят ли воротилы сексбизнеса, а в этом сегменте подпольного рынка крутятся не просто большие, а очень большие деньги, пойти на столь радикальные меры? Вопрос, как мы понимаем, чисто риторический...

Светлана АВДЕЕВА
Фото автора



    Проституция – болезнь не только российского общества, но и относительно благополучного европейского.

    Только способы решения проблемы несколько отличаются. Пример решения проблемы дает шведский опыт.
    В Швеции проституция рассматривается как одно из проявлений мужского насилия по отношению к женщинам и детям. Официально признается, что проституция является формой эксплуатации женщин и детей и серьезным общественным злом, наносящим вред личности и обществу. С первого января 1999 года покупка или попытка покупки сексуальных услуг является уголовным преступлением, которое карается штрафом или тюремным заключением на срок до шести месяцев. В то же время женщины, занимающиеся проституцией, не несут уголовной ответственности.
    Шведская кампания заключается в информационной и просветительской деятельности, направленной против мужчин, покупающих сексуальные услуги женщин и детей. В эту категорию входят мужчины всех возрастов, как эксплуатирующие женщин, так и потенциальные покупатели. Шведская кампания уделяет много внимания условиям, в которых оказались женщины и дети, ставшие жертвами проституции и торговли людьми.
    В 1998 году был введен закон о запрете на покупку сексуальных услуг. Согласно ему лицо, посредством вознаграждения склоняющее к вступлению в случайную половую связь, может быть приговорено к выплате денежного штрафа и к тюремному заключению на срок до шести месяцев по обвинению в покупке сексуальных услуг.
    Предпосылкой для занятий проституцией и торговлей женщинами является существующий спрос на женщин и девочек среди мужчин. Проституция и торговля женщинами были бы невозможны, если бы мужчины лишились права на покупку сексуальных услуг и сексуальную эксплуатацию женского пола. По последним данным, услугами проституток хотя бы раз в жизни пользуется примерно каждый восьмой мужчина в Швеции. В число покупателей входят мужчины всех возрастов из всех слоев общества. Большинство этих мужчин женаты, имеют детей. Представление о покупателе как об одиноком изгое не соответствует действительности. Покупатели состоятельны, образованны и имеют стабильное положение в обществе, чем разительно отличаются от женщин, которых они покупают.
    По оценке ООН, ежегодно жертвами торговли людьми становятся до четырех миллионов женщин и детей, причем большинство из них продаются для сексуальной эксплуатации. По данным Международной организации по миграционным вопросам, ежегодно на местные европейские рынки проституции продаются не менее пятисот тысяч женщин. Точную цифру выяснить сложно. По сведениям Главного полицейского управления в Швеции, каждый год в Швецию доставляют 200-500 женщин, ставших жертвами торговли людьми. Большая часть поступает из стран Балтии, Восточной Европы или бывшего СССР.

Лиля РОЙЗМАН.
    Материалы предоставлены руководителем гендерного центра ТвГУ В.И. Успенской

    По данным информированного источника в прокуратуре ЦФО, на 2007 год в Твери работают не менее восьми преступных сутенерских групп, занимающихся организацией проституции на территории Твери. Каждая организованная сутенерская группа помимо главарей преступного сообщества включает в себя от семи до двадцати проституток, а также водителей, телефонных диспетчеров и охранников. Организованные сутенерские группы работают в тверских гостиницах, саунах, на трассе Москва – Санкт-Петербург. Отдельно от них работают преступные группы по вызову, а также группы, организующие сексуальный бизнес под прикрытием так называемых стриптиз-клубов. Источник, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что в прокуратуру ЦФО неоднократно поступали сведения о вовлечении в преступный сексуальный бизнес на территории Твери и Тверской области несовершеннолетних. Средний суточный доход организованной сутенерской группы в Твери и области составляет около 25-30 тысяч рублей.




    В прошлых номерах “МК” в Твери” мы поднимали тему местного самоуправления в нашем городе. Скандалы с конфликтом между городской властью и ТОСом вызвали широкий общественный резонанс. Сегодня своими размышлениями на эту актуальную для Твери тему делится обозреватель “МК” в Твери” Фарида АДЫЛГИРЕЕВА.

    О проблемах местного самоуправления сегодня говорят много и часто. Это связано с массой локальных проблем с системой ЖКХ, состоянием дворов и дорог. С другой стороны, самоуправление – это ступень к созданию ответственного гражданского общества.
    У нас изменился закон о местном самоуправлении. Он стал более жестким и более “вертикальным”. В такой стране, как Россия, c ее огромной территорией и многоэтничностью, это, может быть, и неплохо. Страна должна строиться на исполнении закона и вертикали власти. В некоторых странах исполнение закона – это признак хорошего тона. В России люди смотрят на закон, как на вынужденную необходимость, которую соблюдают, когда нельзя ее избежать. У нас можно переходить улицу, где придется, главное, чтобы в округе не было милиционера; у нас можно ездить на любой скорости в населенном пункте, особенно если едешь с мигалкой; гаишников боятся только потому, что они могут забрать деньги, причем мы точно знаем, что в свой карман. Законы в Европе воспринимаются как способ регуляции общественной жизни, потому как это нужное и полезное явление. В России с ее вольницей, а не свободой закон воспринимается как внешнее принуждение, и потому работать он может только под прямым давлением власти, выстроенной вертикально. В этой стране монархия – достаточно адекватная форма правления.
    Воспитательная функция в системе образования занимает сто пятое место и не обеспечивает лояльность граждан к законам своей страны. Эта ситуация усугубляется постсоветской, почти что феодальной системой организации страны, “всякий да держит вотчину свою” – вполне хороший перевод на древнерусский известного лозунга “берите суверенитета, сколько сможете”.
    В России было три уровня власти – государственный, региональный и местное самоуправление. Второй уровень сейчас фактически превратился в приложение к первому, что сейчас следует признать правильным. Иначе в силу описанных условий законы просто не будут исполняться, а будут красиво оформленными бумажками с гербом.
    Местное самоуправление имеет другую цель власти. Она должна ориентироваться на конкретные интересы конкретных людей, которые живут здесь и сейчас. Сейчас местному самоуправлению дается больше возможностей для реализации, появилась возможность выбрать своих представителей на уровне муниципального образования. Люди устали от власти и законов, и самоуправление должно сформировать то положительное отношение к законам, которое необходимо для формирования гражданского общества, способного к саморазвитию. Здесь не надо пугаться этой самостоятельности: все, и прежде всего власть, должны понять, что речь идет о формах социального сотрудничества, без которого невозможно никакое общество.
    То, о чем мы говорим сегодня, похоже на церковную структуру, как она сложилась в IV-V веках, копируя принципы организации Римской империи. Речь идет о балансе между четкой и жесткой системой управления и самоуправлением локальных христианских общин. При различных перекосах в ту или иную сторону такая система показала свою жизнеспособность на протяжении более чем полутора тысяч лет, и нет смысла от нее сейчас отказываться. Для этого должны быть четко разведены функции, которые должны исполняться и финансироваться. Второе: для этого должны готовиться люди, которые будут способны решать проблемы на местах. ТОСы и должны иметь такую воспитательную функцию, это рассадник для инициативных людей, способных к управленческой деятельности различных уровней.
    После ряда бархатных революций в соседних государствах стало понятно, что если не заниматься организацией общественной деятельности населения самим, то этим будут заниматься другие и с другими целями. ТОСы нужны в том числе и для этого, и просто для того, чтобы люди понимали, что они сами могут решать свои насущные проблемы и от них может что-либо зависеть. Общинная организация должна частично ориентироваться на церковь, так как в ней содержится ряд важных и полезных этических положений, позволяющих выстраивать такую социальную организацию. Хочу подчеркнуть, что все это должно идти как инициатива самих граждан. Вмешательство властей здесь только навредит. Власти как централизованному институту проще работать со структурами, а в данном случае финансировать нужно конкретные проекты и конкретных людей через систему грантов и открытый конкурс. Да, гранты эти будут раздавать областная и городская администрации, но принцип работы уже изменится, люди будут получать деньги не по ставке и за кучу написанных отчетов, а за конкретные дела. ТОСы должны быть элементарной ячейкой, на базе которой создается представительная власть.




    Имя Алексея Явленского россиянам малознакомо, так же как и имена многих других художников-авангардистов XX века. И мало кто знает, что Алексей Явленский приходится нам земляком, ведь родиной его был город Торжок.У многих это вызовет неподдельное удивление: энциклопедии называют Алексея Явленского немецким художником, выходцем из России. Большую часть жизни художник прожил в Германии, где и были написаны картины, принесшие уроженцу Торжка мировую известность. А на родине художника, по которой, живя в эмиграции, он очень тосковал, имя его известно лишь в узких кругах, а работ практически нет.

Неизвестный земляк

    Алексей Георгиевич Явленский родился близ Торжка, но детство свое провел в родовом имении Кузлово под Вышним Волочком. По поводу точной даты рождения художника мнения расходятся, а церковная книга с записью о его рождении не обнаружена. Но в ряде российских архивов годом его рождения называют 1865-й, а день рождения – 13 марта (по старому стилю) или 25 марта – по новому стилю.
    Прожил Явленский в Тверской области недолго: во второй половине 1870-х семья переезжает в Москву. Отец Алексея был военным, и недостаток средств заставляет его отдать сына после частного пансиона во Второй московский кадетский корпус. Но и в тот период стремление к прекрасному у Явленского не угасло: как и пейзажи Валдайской возвышенности, его душу трогали старинные дома и величественные церкви.
    Важным событием в биографии Явленского стала Всероссийская промышленно-художественная выставка в Москве, прошедшая в 1882 году. Искусство сильно потрясло 17-летнего юношу: он активно занялся рисованием, проводил целые дни в залах Третьяковской галереи, с трепетом созерцая выставленные картины. Наставником будущего мастера стал учитель рисования Васильев, убедивший его продолжить военное образование и получить высокий статус, а после этого поступать в Академию художеств.
    В 1885 году Явленский поступает в Военное Александровское училище. Духовная атмосфера и интеллектуальная среда, царившие в училище, сыграли большую роль в становлении личности художника. Казарменная жизнь и военная дисциплина делали быт юнкера тяжелым, но Явленский отличался прилежанием. Это позволило ему по окончании курса проходить службу в Москве, где он и поселился у художника Николая Рачкова. С ним Явленский познакомился еще в период обучения в училище, и Рачков, всегда готовый помочь начинающим, уступил Алексею свою квартиру на Покровке.
    Четыре года, прожитые на Покровке, не прошли для Явленского бесследно. В это время он знакомится со многими деятелями искусства, в том числе с художественным критиком Сергеем Глаголем. В Москве у Явленского развился интерес к цвету, колориту, но тяготел молодой художник больше к живописной стороне произведения. С такими интересами он готовился к поступлению в Императорскую академию художеств.

Годы в академии

    Успешно сдав экзамены, Явленский поступает в академию. В свободное время молодые художники собирались вместе, спорили об искусстве, рисовали. За выполненную на этих вечерах серию портретов на холсте совет академии объявляет Явленскому похвалу.
    Одним из значительных событий петербургского периода стала встреча с Ильей Репиным. На глазах юноши великий мастер рисовал знаменитую картину “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Потом была поездка в имение Репина Здравнево, где молодой художник учился у маэстро.
    1892 год ознаменовался для Явленского встречей с ученицей Репина Марианной Веревкиной, которая станет на долгие годы спутницей и вдохновительницей художника. Репин путешествует по Европе, а Явленский с Веревкиной работают в его мастерской. Алексей прекращает посещать занятия, его исключают из списка учеников. Уже после реформы, в октябре 1894 года, он возвращается в обновленную академию. К сожалению, методы преподавания остались прежними, а Явленского, как и многих молодых художников того времени, увлекла перспектива получения образования за рубежом. Окончив два курса, головной и натурный, весной 1896 года он оставляет академию и выходит в отставку. Осенью Явленский вместе с Веревкиной уезжают в Мюнхен.

Русские в Мюнхене

    Мюнхен был известным в Европе культурным центром: там Явленский и продолжил образование в известной частной школе Антона Ажбе. Алексей оказался успешным учеником и, проучившись три года, начал помогать учителю вести занятия.
    Его яркая личность притягивала, и их квартира в Мюнхене стала местом встреч деятелей русской культуры. Близким другом молодых художников стал Василий Кандинский.
    В 1900-е годы любимый жанр Явленского – натюрморт, в котором он использует приемы импрессионистов. В 1905 году он охвачен гением Ван Гога, заимствует его живописную манеру. Экспрессия, динамичность, цвет отличают этюды того времени. И сам художник оценивает это время как отдельную веху в своем творчестве. “В первый раз я тогда сумел написать не то, что вижу, а то, что чувствую”, – писал Явленский в своих письмах.
    Десять бретонских этюдов он представил в 1906 году на выставке в Париже, где впервые европейские зрители смогли по достоинству оценить русское искусство того времени.
    Позже Явленский увлекается теорией, созданной Полем Гогеном, – синтетизмом. Вплоть до 1914 года в ряде его произведений заметно стремление к ясному построению композиции, отсутствию детализации, использование цветовых пятен.
    В 1907 году Явленский знакомится с известным художником-фовистом Анри Матиссом, после чего начинает использовать интенсивную гамму чистых цветов, усиливая ее черным контуром. В 1908 году в деревне близ Мюнхена Явленский создает серию пейзажей, активно используя приемы “диких” художников.
    Несмотря на то что Явленский активно использовал в своем творчестве открытия других мастеров, он не потерял индивидуальности. И доказательством тому служит его участие в многочисленных выставках, в том числе “Нового художественного общества – Мюнхен” и объединения экспрессионистов “Синий всадник”. А в 1911 году в залах Пантеона в Бармене (самом престижном зале в Германии) состоялась его первая персональная выставка. Дальше было еще много выставок в Германии, в Москве и Петербурге, Киеве и Одессе, которые получили восторженные отзывы критиков.
    После выезда в Германию Явленский часто бывал в России: в Ярославской губернии – у брата Дмитрия, у друга в Витебской губернии, в Алупке. В начале 1914 года он посещает Москву, Петербург, Вышний Волочек, где жила его мать Александра Петровна. Но Первая мировая война прервала связь с Россией.

Две трагедии мастера

    Из-за начала войны Алексею Явленскому пришлось покинуть Германию. Художника приютила нейтральная Швейцария. Там он поселился в небольшом домике на Женевском озере близ Лозанны. Ели, озеро, горы вдали – все это стало основой его знаменитых “Вариаций”, в которых элементы пейзажа переходят в символические цветовые формы, воплощающие переживания художника. В 1916 году, тяготея печальными мыслями о родине и близких, Явленский пишет “Русский мотив”: покосившаяся одноглавая церковь, стаи черных ворон.
    1917 год ознаменовался появлением “Мистических голов”, представляющих собой стилизованные женские лица. Явленский использовал не только кубическую пластику, но и элементы византийских мозаик и православной иконы. Одновременно с этим художник создает “Лики Спасителя”: симметричные геометрические композиции, в которых передает самосозерцание.
    В Асконе рождается четвертая серия “Абстрактные головы”. Ее второе название – “Конструктивные головы”, так как композиция математически точно выверена. Но тема лица продолжает звучать по-прежнему ясно, цветовая палитра рождает поэтические ассоциации, которые автор поддерживает названиями своих картин: “Любовь”, “Лунный свет”, “Дыхание весны”.
    Огромную роль в жизни Явленского сыграла брюссельская художница Эмми Галка Шейер, которая посвятила свою жизнь продвижению его искусства. Она устроила выставку Явленского в Германии в 1920-1921 годах, которая имела большой успех.
    В 1921 году Явленский окончательно поселяется в Висбадене, а в 1924 вместе с Кандинским входит в группу “Синяя четверка”, чьи выставки проходили в Германии и Америке. Синий цвет для объединения был символом духовного прозрения, свободы, мечтаний. Но “Синяя четверка” просуществовала недолго.
    Однако Европа жила ожиданием войны: в Германии к власти пришли нацисты, которые наложили свой отпечаток на судьбу Явленского. В 1933 году они объявляют борьбу с авангардным искусством, конфисковывают работы художника из музеев и запрещают ему выставляться.
    Но не только нацисты оставили след в жизни Явленского. Тяжелая болезнь суставов поразила художника: это были первые признаки паралича. В 1929 года у Явленского парализовало коленные суставы и самый ценный инструмент художника – руки. Но и это не сломило гения. Говорили, чтобы работать, ему приходилось привязывать кисть к неподвижным рукам: иначе он не мог работать. Но что поразительно: именно в этот период Явленский создает более 1600 картин из серии “Медитация”.
    “Медитация” становится вершиной всего его творчества. Художник варьирует одну и ту же композицию: очертания лица, которые трансформированы в крест. Мрачные тона, контрастность, широкий мазок – это воплощение духовной борьбы Алексея Георгиевича. Он работал в экстазе, со слезами на глазах, творил, обращая свою душу к Богу. Выставлять картины того времени он не рассчитывал. За все это немецкие друзья художника прозвали его Иваном Карамазовым.
    Явленский тосковал по России и до последних дней не терял внутренней связи с ней. Современники всегда воспринимали его как русского художника, восхищались душевной щедростью мастера, искренностью. “Явленский был русским во всем”, – вспоминал друг, скульптор Филипп Харт, посетивший его незадолго до смерти.
    В 1938 году Явленского парализовало, и он вынужден был отказаться от занятий живописью. Умер художник в Висбадене 15 марта 1941 года. Смерть его также окутана дымкой тайны: по некоторым сведениям, Явленский покончил жизнь самоубийством. Отпевали мастера авангарда в местном православном храме. Похоронен Алексей Явленский был на русском кладбище в Висбадене.

* * *

    21 июня 2000 года в Строгановском дворце Русского музея проходила выставка работ Алексея Явленского. На ней был представлен весь творческий путь художника, чье имя стоит в одном ряду с величайшими мастерами XX века. Прошло семь лет, но, к сожалению, в России Явленский до сих пор остался фигурой практически неизвестной.

Елена БОРИСОВА.
Фото автора.



    Космический корабль героев американского кинобестселлера Джей Ли Томпсона “Планета обезьян” недавно совершил посадку на арене тверского цирка. Чудо-обезьяны пьют чай с бутербродами, носят женские украшения, заправляют за собой постель и шокируют зрителя сложнейшими сальто-мортале. Это уникальное и захватывающее лазерное шоу – абсолютно новое слово в истории российского цирка с участием шимпанзе. Можно сказать, что это не цирк, а просто дорогое шоу, а можно сказать и наоборот – это шоу с элементами цирка. В общем, с какой стороны посмотреть.

    Мы решили посмотреть на планету обезьян с противоположной, невидимой зрителю стороны. За кулисами цирка мы встретились с главным в этой команде – капитаном межгалактической бригады Маргаритой БРЕДА, заслуженной артисткой России. На планете обезьян она и художественный руководитель, и дрессировщик, и артистка, и директор, и повелительница обезьян.
    – Маргарита, как появился номер “Планета Обезьян”?
    – У нас были отдельные номера: воздушные гимнасты, балет в темноте, номера с животными. С нами работает народная артистка Ирина Запашная, мы с ней очень давно дружим и, как все творческие люди, все время ищем что-то новое, чтобы зритель приходил в цирк удивляться, увидеть то, чего еще никогда не видел. И вот как-то в беседе я говорю: “Как бы все это соединить в один номер?” Она подумала и написала сценарий этого спектакля. Это ее сценарий, и она же режиссер. С ней мы придумали шоу с летающими тарелками.
    – Дорогие, наверное, тарелки-то?
    – Сейчас вообще ничего дешевого не бывает.
    – Значит, все же невозможно сделать программу эконом-класса?
    – Если сделать так, чтобы удивить, значит, эконом-класса не может быть в принципе. Делать что-то усредненное, конечно, можно, но это будет никому не интересно. Какой смысл вкладывать в представления эконом-класса, чтобы потом ничего не получить? Нужно много вложить, чтобы зрителю было интересно. Вложить и сил, и денег.
    – А почему вы не сделали программу с тиграми, например, или другими какими-то редкими животными?
    – Дело в том, что шимпанзе сейчас – это тоже редкость. Они занесены в Красную книгу, идут в первом списке. Приобрести шимпанзе можно, только если он рожден в неволе во втором поколении, поэтому их легальное приобретение представляет определенную проблему.
    – Сложно, наверное, работать с таким большим творческим коллективом?
    – Конечно, когда много людей – очень сложно. Когда много одних обезьян, все же немного легче. Работа с людьми вообще сложнее, чем с животными. Животные проще и честнее, они выражают свою радость и горе сразу и прямо, в отличие от людей.
    – Маргарита, а не больно вашим обезьянкам в ошейниках ходить?
    – Ошейники – это не для того, чтобы обезьяны не убежали. Это наполовину сценическое украшение, а наполовину психологический ход. Обезьяны чувствуют, что их что-то ограничивает, и через это ими можно управлять.
    – А легко ли обезьяны поддаются тренировке?
    – Как и все животные, они требуют индивидуального подхода. Надо, чтобы они тебе поверили, поверили в то, что ничего плохого от людей не исходит. Тогда они начинают с удовольствием общаться и выполнять все, что от них требуется.
    – Существует ли максимум того, что может сделать дрессированная обезьяна?
    – Наши шимпанзе и с трапеции перелетают, и сальто-мортале в воздухе делают, кувыркаются, как… настоящие обезьяны! Эти перевороты, в принципе, у них заложены в природе. А основа нашей дрессуры – исходить из того, что в них заложено природой. Кроме этого, все зависит от индивидуальных особенностей животного. У них ведь все как у людей: одним дается одно, другим – другое. Вот мы и смотрим, что для них не будет противоестественным, наблюдаем за каждой обезьяной, смотрим, у кого какая индивидуальность, и используем это. Дальше – дело техники: нужно всего лишь художественно оформить дрессуру.
    – Есть ли родственные пары среди шимпанзе?
    – Здесь многие братья по маме. Отцы при этом разные, и получается, что все они сводные братья и сестры.
    Мы с ними разговариваем, как с детьми. Им точно так же все интересно, они очень любопытны, со всеми общаются. Но надо было их очень долго приучать к тому, что люди им ничего плохого не сделают.
    Шимпанзе – это хищники по природе. Они едят себе подобных, и если за ними не уследить, то могут украсть маленькую обезьянку и съесть ее.
    – А говорят, что они исключительно бананами питаются! Значит, “кокосы-бананы” это только в детских песенках?
    – Не знаю, вот из наших обезьян не все любят бананы. А зрелые бананы вообще не станут есть из принципа. Вообще-то, с утра они пьют чай с бутербродами, еще морсы, компоты, воду с лимоном. Они много пьют, едят практически все, в обед обязательно суп, салат. В пять вечера у них салаты. Свеклу любят с чесночком, только мы едим с майонезом, а шимпанзе – с кефиром. Единственное ограничение – как детям, мы ограничиваем им сладкое.
    – А мясо?
    – Шимпанзе очень любят жареные окорока, супчик мясной. Они не станут есть первое, если там нет мяса. Если мясо не попалось, сами заглядывают в кастрюлю. Любят еще туда сухариков покрошить.
    Я все время спорю с Гринпис и считаю, что животным в цирке намного лучше, чем в зоопарке, хотя бы по той причине, что наши животные – это наши дети, которых мы воспитываем. У меня сын маленький был, все время обижался, говорил: “Тебе обезьяны дороже, чем я!” Действительно, они чуть закашляли, чуть вялые – тут же температуру мерим, смотрим, что случилось. Это полноправные члены коллектива, такие же, как и все люди.
    Например, утром каждая обезьяна заправляет свою постель, сворачивает пеленки, чтобы им принесли чистые. Уход за ними в цирке лучше, чем за некоторыми людьми.
    – Маргарита, “на закуску” расскажите какой-нибудь смешной интересный случай из жизни ваших обезьян.
    – Пожалуйста. Это случилось не где-нибудь, а в Твери! Мы приезжали, правда, с другим спектаклем, и нам как раз привезли новые дюралевые клетки из Москвы. Красивые такие, блестящие. Я обезьянок в них пересадила и пошла в гостиницу. Только дохожу, как мне дежурный сообщает: “У вас ЧП! Самый крупный шимпанзе по имени Паша выбежал из клетки, видимо, разогнул своими мощными руками прутья и вышел”. Я бегом обратно. Смотрю, а он в том же помещении в позе льва ходит, и все служащие, работники цирка стояли за дверями часа полтора, боясь выйти. Просто обезьяны очень хорошо кусаются и зачастую могут и руку прокусить. На зрителей, правда, они еще ни разу не прыгали.
    На этом наши беседы о животных закончились. Маленьких шимпанзе уводят обратно в клетки. Хвостатые артисты готовятся к следующему удивительному космическому полету на зеленую планету Земля.

Сюзанна РОДРИГЕС
Фото автора.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru