Архив номеров


Победительницы конкурса «Учитель года-2007» Наталья Зубова и Наталья Углева     15 мая в драматическом театре подводились итоги областного конкурса «Учитель года». Лучшие педагоги Тверской области в течение пяти дней проявляли себя с новой стороны - демонстрировали свои таланты: пели песни, разыгрывали сценки из различных произведений, демонстрировали владение компьютером, создавая презентацию, вели открытые уроки в школах и гимназиях Твери.
    На торжественном подведении итогов в воздухе витало настроение праздника. Первоначально жюри объявило победителей в различных номинациях. Приз зрительских симпатий получила Наталья Зубова, учитель начальных классов школы №34. Приз детских симпатий достался Татьяне Родионовой, учительнице биологии школы №14. «Мастером года» была признана Людмила Кокорева, мастер производственного обучения профессионального лицея №20 города Нелидова. Победительницей в номинации «Практика и ориентированное обучение» стала Елена Тряпочкина, преподаватель математики школы №1 поселка Спирова. Третье место завоевал Алексей Ельцов, преподаватель литературы Лыкошинской школы-интерната Бологовского района. Первое же место поделили два замечательных педагога - Наталья Углева, учительница русского языка и литературы школы №13 города Ржева, и Наталья Зубова, учительница начальных классов школы №34.
    О конкурсе и о многом другом мы поговорили с членом жюри, победителем прошлогоднего областного конкурса «Учитель года», директором Дома детского творчества Бологовского района, высококвалифицированным преподавателем и просто интересным человеком Владимиром Мищенко.
    - Владимир Сергеевич, что вы можете сказать об участниках нынешнего конкурса?
    - Всего участников было 32, среди которых были 11 педагогов, преподающих в заведениях начального профессионального образования, и 21 учитель представлял средние общеобразовательные школы. По сравнению с предыдущим годом география участия в конкурсе расширилась. Среди учителей было много педагогов начальных классов и учителей русского языка и литературы. В конкурсе принимали участие сильные учителя, поэтому определиться с победителями было очень сложно.
    - По каким критериям вы выбирали победителей?
    - В основном по трем критериям: артистизм, педагогическая компетентность и инновационность программ обучения. Кроме того, принимались во внимание и многие другие факторы, к примеру, применение интерактивных форм обучения. Участвуя в конкурсе, педагоги были поставлены в непривычные, несвойственные для них условия. Во время самопрезентации, например, члены жюри могли наблюдать и курьезные случаи, когда было несовпадение речи педагога с тем, что транслировалось в этот момент на экране. В целом же этот этап конкурса оставил очень приятные воспоминания, здесь все участники проявили себя с творческой, креативной стороны. На этапе «Презентация» членам жюри, у которых уже набит глаз, сразу видно, кто выйдет в финал. Я проэкспериментировал и, пока в конкурсе участвовали все 32 участника, в своем бланке отметил тех людей, кто, по моему мнению, мог попасть в финал, и угадал 5 из 6 финалистов. Проводя же мастер-класс, преподаватели должны были аргументированно доказать, что тот предмет, который они преподают (физика, химия, музыка и прочие), самый интересный и важный. Здесь мы смотрели на те интересные ходы и решения, которые применяли преподаватели при презентации своего предмета. На этапе «Трибуна лидера», где педагогам предлагалось выразить свое мнение относительно национального проекта «Образование», мы оценивали ораторское мастерство, владение темой, аргументированное обоснование своей позиции. В финал, который прошел в драматическом театре, вышли шестеро педагогов. Здесь мы оценивали их мастерство по пятибалльной шкале.
    - Вы победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2006». Делали вы скидки, ориентируясь на то, что для педагогов участие в подобном конкурсе непривычно и многие из них волновались?
    - Нет, скидок не было, но лично я старался создать конкурсантам такие условия, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно и у них не было чувства тревоги и волнения. Попав в новые условия шестидневного стресса и напряжения, многие учителя очень сблизились и подружились. Я считаю, что, несмотря на то, кто в итоге какое место займет, многие продолжат общаться уже вне конкурса. Я, к примеру, и сейчас с радостью общаюсь и встречаюсь с предыдущими участниками конкурса. Через год стираются какие-то негативные моменты, и остаются только ощущение пережитого праздника и желание вновь встретиться с конкурсантами.
    - Как человек, принявший участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», что бы вы пожелали нынешним победителям, которым предстоит поездка на этот конкурс?
    - Я бы пожелал им терпения, умения собраться, сконцентрироваться в нужный момент, а между конкурсными этапами наслаждаться общением с коллегами из других регионов России.
    - Какое у вас осталось самое яркое впечатление от участия во Всероссийском конкурсе?
    - Самое яркое впечатление - это люди, с которыми приходилось работать. Люди, которые одинаково с тобой думают, люди, которые являются яркими креативными личностями.
    - А какие наработки вы применяете в процессе обучения детей?
    - Свои уроки я провожу, основываясь на заранее приготовленный опорный конспект, в котором обозначены поэтапно все составляющие урока. Материал с ребятами я отрабатываю через проблемные, дифференцированные задания. Контроль над выполнением заданий я осуществляю посредством тестов и интересных вопросов. Одним из моих оригинальных и действенных нововведений я считаю работу с фильмами. Я являюсь преподавателем химии и, естественно, стараюсь преподать материал школьникам наиболее доступно и интересно. Детям я показываю отрывки фильмов, в которых присутствуют взрывы, извержения вулканов и прочие химические реакции. К примеру, из фильма «Терминатор» на отрывке, когда человека опускают в кипящий металл, я могу с детьми рассмотреть свойства металлов, в частности, температуру их плавления. На примере фильма «Разрушитель», где человека погружают в азот и он распадается на куски, также можно рассмотреть свойства азота и так далее. Часто дети сами приносят какие-либо фрагменты фильмов, и мы коллективно обсуждаем произошедшие реакции. (Редакция не разделяет мнения о гуманистичности подобных примеров в преподавании. - Прим. авт.)
    Отдельно стоит рассказать о победительницах конкурса «Учитель года-2007» Наталье Углевой и Наталье Зубовой. Сначала мы связались с учительницей русского языка и литературы из Ржева Натальей Углевой.
    Наталья Георгиевна сказала, что в конкурсе участвует впервые, а на участие согласилась потому, что ее ученики очень хотели видеть свою учительницу в числе победителей конкурса. После участия у нее остались самые приятные и восторженные впечатления от коллектива участников, от заданий. На вопрос о том, какие методики эффективного преподавания она применяет, Наталья Георгиевна ответила, что на уроках литературы включает детям классическую музыку, использует компьютерную базу школы при подаче материала, а также сопровождает материал рисунками и схемами. Школа, в которой преподает Наталья Углева, - школа полного дня, и в течение всего дня она чередует со своими учениками уроки, игровые занятия, экскурсии и прогулки. Данный конкурс, по мнению Натальи Георгиевны, очень мобилизует, заставляет осмыслить все свои педагогические наработки, знакомит с опытом и нововведениями других педагогов.
    Также победительницей конкурса стала тверская учительница школы №34 Наталья Зубова, встреча с которой была назначена в ее кабинете. Первое впечатление от знакомства с Натальей Ивановной - это удивление от того, как такая молодая учительница уже успела стать специалистом в своей сфере и выиграть конкурс. Как оказалось в процессе нашего разговора, Наталья Зубова уже 14 лет работает в школе и к тому же воспитывает двоих детей - шестиклассника Илью и Рому, который заканчивает 1 класс. В кабинете Натальи Ивановны фотографии и поделки учеников, на стенах развешаны плакаты с поздравлениями. Такую атмосферу мог создать только удивительный педагог, любящий детей.
    Относительно того, сложно ли было придумывать презентацию для конкурса, Наталья Ивановна сказала, что творческие задания давались ей легко, так как она со своими учениками постоянно участвует во всевозможных концертах и сценках. Кстати, активная поддержка ждала Наталью Зубову и на конкурсе. А младший сын, узнав, что его мама заняла первое место, с гордостью сказал: «Я же говорил!»

Алла МАЛЫШЕВА



Валентин Лабзин     Сегодняшняя героиня Лариса Тарасова, ученица 11 класса школы №17, недавно положила в свою копилку очередную золотую медаль. Сейчас Лариса является единственной в России четырехкратной победительницей Всероссийской олимпиады по экологии. И это далеко не все ее победы.

    На предложение встретиться она отреагировала положительно и назначила встречу в одном из тверских кафе, чем уже изначально начала развеивать миф о том, что победители олимпиад - это ботаники в очечках, не вылезающие из-за компьютера. К назначенному времени подошла стильная молодая девушка, общительная и приветливая.
    В олимпиадах по экологии Лариса начала участвовать очень рано. Будучи ученицей 7-го класса, девочка участвовала в олимпиаде за 8-й класс. Особой предрасположенности к тому, чтобы стать экологом, у нее не было. Родители юного дарования по профессии программисты, а мама, кроме того, еще имеет специальность переводчика-референта. В тайны программирования девочка не захотела углубляться. А вот английский язык Лариса знает в совершенстве. Кроме того, еще она немного знает немецкий и хочет выучить китайский, так как ее привлекает восточная культура, и в ее семье по линии отца есть корни в Китае. Свои достижения в области экологии Лариса связывает со своей учительницей Ольгой Бахтиловой, которая много времени посвятила занятиям с талантливой ученицей.
    Говоря об олимпиадах, Лариса отмечает, что самой запоминающейся была олимпиада, прошедшая в этом году в Сочинском районе. Конкурс проводился в поддержку Олимпийских игр, которые, возможно, в 2014 году пройдут в Сочи. Жили участники олимпиады в «Красной поляне». В ходе конкурсной программы, по словам Ларисы, у всех участников было достаточно времени и для того, чтобы погулять по Сочи и познакомиться с местами, где вскоре будут возводиться олимпийские объекты. По ее рассказам, сейчас в Сочи полным ходом идет реставрация фасадов зданий, постоянно проходит огромное количество мероприятий в поддержку олимпиады. Также участников познакомили с планом расположения олимпийских объектов. На данный момент активно ведется работа над созданием спортивного комплекса вблизи моря, также ведутся работы на горных площадках «Красной поляны».
    Помимо традиционных заданий на олимпиаде участникам было предложено поработать непосредственно и над проблемами Сочинского района. К примеру, как оградить животных от вмешательства людей, которые будут посещать «Красную поляну», так как многие олимпийские объекты будут располагаться вблизи заповедной зоны.
    Среди интересных заданий на олимпиаде Лариса также отметила создание плаката, на котором участникам олимпиады требовалось изобразить самую острую экологическую проблему их региона. Лариса здесь выделила проблему трассы Москва - Санкт-Петербург, которая разделяет среду обитания многих животных на два острова, отделимых друг от друга, что пагубно сказывается на обитателях придорожных лесов.
    Фраза «Талантливый человек талантлив во всем» к Ларисе применима без оговорок. Она занимается конным спортом с 12 лет и достигла очень хороших результатов. Из учебной группы Ларису перевели в спортивную группу, и сейчас она имеет третий разряд по конкуру. Успехи Ларисы позволили ей занять первое место в открытом первенстве Тверской области по конному спорту. К регалиям молодого таланта можно также отнести и нынешние занятия сноубордом. Освоив доску, девушка планирует отправиться в Швейцарию и покорять там Альпы. Лариса, кроме всего прочего, занимается еще и борьбой в тверском клубе боевых искусств «Кондор», обосновывая это тем, что в любой ситуации она должна уметь постоять за себя.
    С недавнего времени государство начало поощрять юные дарования, и в 2007 году в рамках реализации национального проекта «Образование» Лариса получила грант в размере 60 тысяч рублей как победитель Всероссийской олимпиады. Также она была отмечена на Международном конкурсе одаренных детей в номинации «Наука» и получила премию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в Санкт-Петербурге в размере 30 тысяч рублей.
    А недавно Лариса приняла участие во вручении «приза детских симпатий» на областном этапе конкурса «Учитель года-2007».

Алла МАЛЫШЕВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru