Архив номеров


    Расхожее выражение «Москва не резиновая» появилось не сегодня, и даже не на заре перестройки. Еще во времена «развитого социализма» высокие чиновники министерств и ведомств, понимая, что земля в столице нашей Родины дорогого стоит, а небо над ней должно быть чистым и голубым, старались не перегружать ее промышленным производством. Так в городах и весях Советского Союза появилось множество заводов и заводиков, перед названиями которых стояло или подразумевалось слово «филиал».
    Головное предприятие или конструкторское бюро располагалось в Москве, а его подразделения - в краях и областях Российской Федерации, причем расстояние, отделяющее их друг от друга, в расчет не принималось: бензин стоил копейки, а на командировочные расходы денег раньше не жалели. Так, в 1968 году на карте Калининской области появилось предприятие стратегического назначения: Старицкий механический завод. Сегодня это структурное подразделение ОАО научно-производственного объединения «Родина». Почему стратегического? Потому что и тогда, и сегодня здесь производят продукцию для авиационной промышленности, причем такой степени технологической сложности, что ею могли бы гордиться и продвинутые японцы, которые в те годы, скажем откровенно, не уважали товары с маркировкой «Сделано в СССР». Помните знаменитый анекдот, когда японцев после посещения ряда советских предприятий в Москве спросили про их впечатления. На что вежливые гости честно ответили: «У вас очень красивые дети, но то, что вы делаете руками, никуда не годится». А все потому, что они до Старицы тогда не доехали и не видели, на каких сравнительно небольших производственных площадях и на каком, с их точки зрения, допотопном оборудовании теми самыми русскими руками создается сложнейший по конструкции и своему технологическому решению электрогидравлический привод управления закрылками самолета.

MADE IN СТАРИЦА

    Какими резонами руководствовались московские начальники, открывая столь сложное и высокотехнологичное производство в традиционно сельскохозяйственной Старице, до сих пор является тайной за семью печатями. Но, вопреки законам здравого смысла, Старицкий механический завод полностью справился с возложенной на него задачей. Получая из Москвы необходимую конструкторскую документацию, здесь разрабатывали технологию, оснастку и опытные образцы продукции, которой затем предстояло пройти полный цикл испытаний. Причем каждые два-три года номенклатура изделий менялась, старые технические наработки отправлялись в архив, и специалисты предприятия начинали, если не все, то многое, с чистого листа. Для того чтобы было понятно, насколько кропотливой и сложной была их работа, достаточно сказать, что для изготовления одной детали рабочим требуется произвести 200-300 технологических операций высокой степени точности, а весь замкнутый технологический цикл составляет 8 месяцев. На территории этого завода располагаются шесть цехов: механический, сборочный, гальванический, испытательный, термический и литейный. Производство, по нынешним меркам, небольшое, но комплексное и мобильное, способное в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск новой модифицированной продукции. Старицкие электрогидравлические приводы управления закрылками самолета (цена одного такого привода составляет порядка 18 млн. рублей) стоят на президентском лайнере Ил - 96-300, на новом Ту-204 и даже на уникальном, не знающем мировых аналогов самолете-амфибии Бе-200, обладающем техническими характеристиками, о которых могут только мечтать западные самолетостроители. И на этом заводе был, конечно, период застоя и запустения, нелегко старицким машиностроителям дался переход к рынку. Но они справились, и теперь дела обстоят неплохо.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

    Как известно, недавно первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов обнародовал масштабные планы возрождения российской авиационной промышленности, возвращения ей утраченных на какое-то время лидирующих позиций в мировом самолетостроении. Первой ласточкой этой долгосрочной программы должен стать «замороженный» на несколько лет самолет Ту-334, призванный заменить собой весь парк старых Ту. Есть в этом проекте место для мастеров и специалистов Старицкого механического завода.
    - Мы уже начали работу по наращиванию своей технической оснащенности, - говорит директор предприятия Лев Александрович Шорин. - В 2007 году приобрели современный обрабатывающий центр, японский эрозионный станок, азотированную печь, новую гальваническую линию - в общей сложности стоимость этого оборудования составила порядка 600 тысяч американских долларов. В 2008 году планируем закупить новой техники еще где-то на 1 млн. долларов, потому что новые задачи требуют и нового подхода к их решению. Главное, если не исключить совсем человеческий фактор, который чаще всего является причиной брака на земле и аварий в воздухе, то по крайней мере свести его к минимуму. А для этого нужно современное высокотехнологичное оборудование, ну и, конечно, люди, которые смогут на нем работать.
    Если с оборудованием на Старицком механическом заводе дела обстоят неплохо, то вот с кадрами, которые по-прежнему решают если не все, то многое, большие проблемы. Старицкий район как был сельскохозяйственной вотчиной, так и остался: за сорок лет, прошедших со дня появления на его земле «Родины», в этом плане мало что изменилось. Наоборот, после разрушения советской системы подготовки рабочих кадров в профессионально-технических училищах желающих пополнить ряды будущих «гегемонов» стало еще меньше. На всю Старицу осталось лишь одно ПТУ, которое готовит в основном работников для сферы обслуживания. Сегодня на заводе трудятся около 350 человек, причем возраст наиболее опытных и ценных работников приближается к пенсионному. Тогда как завтрашний день завода во многом зависит о тех, кто придет им на смену. Поэтому руководство предприятия в прошлом году набрало более 60 молодых ребят, которых опытные наставники обучают азам профессии. А специалистов рабочих профессий заводу требуется немало: токари, фрезеровщики, расточники, доводчики, шлифовщики, эррозионисты, гальваники, термисты, литейщики, слесари-сборщики и испытатели. В ближайшее время понадобятся еще и программисты. Где их взять в маленькой провинциальной Старице?
    - В нашей стране срочно необходимо создать систему подготовки современных высококвалифицированных рабочих кадров, - считает Лев Шорин. - Без этого невозможно идти дальше по пути технического прогресса. Эта проблема не только нашего предприятия, нехватку умелых рабочих рук испытывают сегодня предприятия самых различных отраслей российской экономики. Нас, конечно, радуют планы правительства по возрождению авиационной промышленности, а значит, речь идет об увеличении ее финансирования. Но хотелось бы напомнить тем, кто будет расписывать эти деньги по различным статьям расхода, что даже самая современная техника без специалиста - это всего лишь груда дорогостоящего металлолома. Государство должно взять на себя заботу об их подготовке, не забывая при этом о создании условий для того, чтобы подготовленный специалист не только добрался до места своего назначения, но и надолго остался работать на предприятии, которое в нем нуждается. К примеру, чем мы здесь, на окраине Старицы, можем привлечь молодых специалистов? Только высокой зарплатой, интересной работой и жильем. Нам нужно построить хотя бы два дома, где мы могли бы вначале предоставить людям служебное жилье, а затем, после какого-то количества лет непрерывной работы на заводе, отдать в собственность. Своими силами и средствами мы этого сделать не можем. Значит, расходы на инфраструктуру и «социалку» должны быть заложены в планах правительства, непосредственно касающихся самолетостроения.
    Действительно, ситуация парадоксальная. Деньги для закупки современного оборудования почти на 2 млн. долларов у нас находятся, а подумать о том, кто будет на нем работать, не хватает ума. У кого? Да, наверное, у представителей всех ветвей власти нашей страны. Может быть, и муниципальным, и региональным начальникам есть смысл напомнить, что, к примеру, налоговые отчисления ОАО НПО «Родина» - Старицкий механический завод - составляют большую часть бюджета всего Старицкого района. И если это уникальное предприятие - предмет гордости нашего региона - вдруг прекратит свое существование, это больно ударит прежде всего по простым жителям древней Старицы, далеким и от политики, и от проблем авиационной промышленности. В отдаленные деревни не придет газ. Допотопная водонапорная колонка в центре Старицы, из которой жители этого райцентра до сих пор носят ведрами воду, так и останется стоять на своем месте, а новый Ледовый дворец, который строится в городе, просто не на что будет освещать и обслуживать.

Светлана Авдеева

    Администрацией Тверской области было издано распоряжение, в соответствии с которым до 30 апреля 2007 года на конкурсной основе определится уполномоченная организация по формированию списков вкладчиков и осуществлению компенсационных выплат вкладчикам и акционерам.
    Также на конкурсной основе определится и уполномоченная организация, которая проведет мероприятия по осуществлению перечислений (зачислений) на счета по вкладам и выплаты компенсаций гражданам, имеющим право на получение компенсации. Кроме того, с Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров будет заключен договор об осуществлении компенсационных выплат вкладчикам и акционерам, проживающим на территории Тверской области.
    В свою очередь органы местного самоуправления Тверской области обязаны составить списки вкладчиков и акционеров, которым причинен ущерб на финансовом и фондовых рынках Российской Федерации в муниципальных образованиях, и направить их в уполномоченную организацию.



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru