Архив номеров


Анатолий Чугунов, председатель СПК <Никольское>
    Рычаги современной экономики – различные формы инвестиций и кредитования. Используя механику этих инструментов, можно минимизировать усилия, направленные на достижение определенных экономических задач. Наиболее остро – и сейчас об этом повторяют на все лады - проблема кредитования и инвестиций стоит в агропромышленном секторе. Только получив необходимый экономический рычаг, наш агропром сможет, в хорошем смысле слова, «перевернуть землю» - возродить из экономического небытия русское село.

    Согласно предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, в Тверской области насчитывалось 1136 сельскохозяйственных организаций, но только 700 из них не на бумаге, а на земле,убрать осуществляли свою хозяйственную деятельность. Одно из таких хозяйств – сельскохозяйственный производственный кооператив «Никольское» в Зубцовском районе - четыре года назад было буквально поднято из руин его новым руководителем Анатолием Александровичем Чугуновым. Публикуя его размышления о сегодняшнем и завтрашнем дне тверского села, о путях решения проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе страны за последние десятилетия, мы надеемся продолжить затронутые темы в ближайших номерах «Бизнес – журнала». Приглашаем к серьезному разговору о ходе реализации национального проекта «Развитие АПК» на тверской земле руководителей регионального Департамента по социально-экономическому развитию села, глав муниципальных образований, фермеров – одним словом, всех тех, от кого напрямую зависит продовольственная безопасность нашего государства.

К бытию из небытия

    Сельхозкооператив «Никольское» возник на базе вчистую разорившегося колхоза имени Калинина Зубцовского района Тверской области. Сегодня и по масштабам производства, и по достигнутым показателям – это ведущее хозяйство района. Но, думается, не только смена формы хозяйствования тому причиной. В сельскохозяйственном производстве, как ни в одной другой сфере экономики, решающую роль по-прежнему играет человеческий фактор. Поэтому неизвестно, как сложилась бы судьба этого хозяйства, не возглавь его Анатолий Чугунов, почти сорок лет проработавший в сельском хозяйстве. Картина, представшая перед его глазами четыре года назад, может привидеться только в кошмарном сне: в стойлах обветшавшей фермы лежало 260 коров, которые, обессилев от голода, просто не могли встать на ноги. На банковском счете сельхозкооператива значилась «круглая сумма» - аж 60 тысяч рублей (оборотные средства). Первым делом новый председатель отправился закупать для коров сено. На свои кровные сбережения. С этого и началась работа по восстановлению поголовья скота и созданию для него соответствующей кормовой базы. Сегодня в «Никольском» за год производят до 100 тонн кормов, а убрать поголовье крупного рогатого скота увеличилось до 816 голов, в котором 320 коров, а каждая из них дает в среднем почти четыре тысячи литров молока в год. Ставка Анатолия Чугунова на одновременное, наряду с животноводством, развитие растениеводства, оказалась верной. В этой сфере ориентир был взят на стабильно ранние сроки посевов сельхозкультур, качественную подготовку почвы под посевы, сев – только качественными семенами высоких репродукций. В результате в прошлом году смогло заготовить 5000 тонн сочных и 1000 тонн грубых кормов. Анатолий Чугунов сделал ставку на тесное сотрудничество с московскими специалистами из научно-исследовательского института развития сельского хозяйства, которые помогают коллективу СХПК «Никольское» использовать современный научный подход как в животноводстве, так и растениеводстве. Выгодным оказалось и сотрудничество с московской фирмой «Трион», которая обеспечивает поля дешевыми и качественными гербицидами для обработки полей. В результате, по итогам минувшего года, хозяйство, несколько изменив структуру посевных площадей, заготовило почти по 30 центнеров кормовых единиц в расчете на одну условную голову скота, получило урожай по 30 центнеров озимой ржи с гектара,убрать по 21,6 центнера яровой пшеницы, и по 21 центнеру овса. В 2006 году от реализации сельхозпродукции было выручено 11,5 миллионов рублей, что на 2,5 миллиона больше, чем в предыдущем. Казалось бы, положительная динамика налицо. И все-таки, многие проблемы села,убрать и,поставить в частности, те, с которыми столкнулось СХПК «Никольское», требуют принятия мер не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Правде в глаза

    - Анатолий Александрович, означает ли столь успешное завершение минувшего сельскохозяйственного года, что нацпроект «Развитие АПК» заработал в полную силу, и село получило, наконец, в руки «нить Ариадны», которая выведет наш агропромышленный комплекс на новый виток развития, и обеспечит, в конечном итоге, убрать продовольственную безопасность страны?
    - На этот вопрос нет однозначного ответа. На прошедшем недавно совещании представителей агропромышленного комплекса региона,убрать губернатор Дмитрий Зеленин отметил, что сегодня на всех уровнях власти принимаются серьезные меры государственной поддержки сельского хозяйства. Действительно, сегодня на уровне Тверского региона разработана стратегия действий исполнительной власти по повышению эффективности экономического развития и инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса. Принципиально по-иному осуществляется финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей в соответствии с областной целевой программой «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2006 - 2008 годы». Да, действительно, в 2006 году из областного бюджета на эти цели перечислено 286,3 миллионов рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2005 году. Мы, наконец, получили субсидии на приобретение дизельного топлива во время проведения сезонных работ, увеличились до одного рубля и субсидии на один литр молока. Хотя на сегодняшний день цена его, по сравнению с затратами, смехотворно мала. Но давайте посмотрим правде в глаза. Нацпроект «Развитие АПК», в отличие от аналогичных проектов в сфере здравоохранения и образования, - это не сами тракторы, комбайны,убрать и другая сельхозтехника, но - прежде всего - возможность получить кредиты для их приобретения.

Тридцать три коровы?

     Не хочу показаться нытиком, поэтому лучше процитирую слова главы нашей области, прозвучавшие на совещании. «Я крайне не удовлетворен тем, что в отличие от горожан, селяне пока не чувствуют на себе результатов реализации нацпроекта». Далее губернатор констатировал, что из освоенных по области 436 миллионов полностью убрать рублей кредитных назначений 65% приходится на долю ОАО «Агрофирма Дмитрова Гора». Тем самым Зеленин признал: условия получения кредита таковы, что воспользоваться ими могут, главным образом,убрать крупные, крепко стоящие на ногах хозяйства. Таких в нашей области – единицы. Мы также получили кредиты: в прошлом году на два миллиона рублей, в нынешнем – на пять миллионов рублей. Суммы лишняя по сегодняшним меркам более чем скромные, но на большее мы рассчитывать не можем, потому что не являемся собственниками основных средств производства, под залог которых можно получить крупный кредит. Мы их арендуем, поэтому кредиты получали под залог молодняка. На полученные скромные деньги закупили технику,убрать и приступили к первому этапу осуществления своих планов по созданию замкнутого цикла переработки молока. Внедрили новую технологию на ферме - молокопроводы, приобрели холодильник, в котором происходит глубокое охлаждение молока, что позволяет хранить его в течение двух недель без пастеризации. Причем,убрать все процессы выполняются в автоматическом режиме. Но передовой технологии хватило только… на 12 коров. Если поднапрячься, то можно увеличить их число до двадцати- тридцати. И все – больше нам пока не потянуть. И до тех пор, пока у нас не будет сформирована многоуровневая система сельской кредитной кооперации, с привлечением государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической деятельности кооперативов, приходится надеяться только на себя. Планы у нас большие: это и производство различных видов молочной продукции, и дальнейшее развитие свиноводства, организация на паях страусиной фирмы, но для этого нам нужно выйти на 40 миллионов в год по совокупной доходности от всех направлений деятельности. Сегодня в кооперативе работают 100 человек, а совокупный доход составляет 800 тысяч рублей в месяц. Какие перспективы? Надеюсь, хорошие. Если, конечно, в нацпроект «Развитие АПК» будут внесены определенные коррективы,убрать с учетом пожеланий тех, кто трудится на земле. Если эти пожелания будут учтены, мы получим в руки экономический рычаг, с помощью которого сможем, наконец, «перевернуть землю» - возродить к жизни тверское село.



Светлана Авдеева


Михаил Шадынин     Громкое слово «призвание» обычно подразумевает только высокие эпитеты. Его же призвание приземленное и высокое одновременно – выравнивать земные неровности, соединяя между собой людей и места их обитания. При этом его собственный характер, несмотря на несомненное обаяние, гладким не назовешь. Строитель дорог Михаил Шадынин - не винтик в чужой игре, а приводной штифт, с которым накрепко связаны все узловые детали большого производственного механизма.

    Первый велосипед он купил себе сам, когда учился в четвертом классе. Летом, поработав на родной колхоз, в кровь ободрав руки на уборке льна и сборе колосков и получив за это всего десять рублей, Миша Шадынин сделал свой первый шаг на пути к «частному предпринимательству». Отправился в лес, собрал кору ивы и сдал на заготовительный пункт, - за это ему заплатили 40 рублей. На заработанные деньги купил велосипед, на котором и добирался до школы, расположенной в 5 км от его деревни. С детства он отличался самостоятельностью - у него было свое мнение по всем вопросам, в том числе и по идеологическим.

Как закалялась сталь

    Сталь закалялась по всякому: в комсомол Шадынин вступил лишь в силу «политической» необходимости: в противном случае его не отправили бы служить в составе ограниченного контингента советских войск в Германию. В ряды КПСС, несмотря на постоянное давление партийных функционеров, так и не вступил. И, хотя главные принципы социальной справедливости коммунистического общества разделял и поддерживал, громоздкую бюрократическую партийную систему считал слабо функциональной и недостаточно жизнеспособной. Поэтому быть одним из ее винтиков не хотел. При этом даже его недоброжелатели признают главными чертами характера Михаила Шадынин принципиальность, человеческое обаяние и умение найти выход, казалось бы, в самой безнадежной ситуации.
    Еще в первые дни после своего назначения начальником ДРСУ Зубцовского района, во времена социалистического планового хозяйства, Михаил Иванович Шадынин повесил под козырьком ремонтного цеха большой плакат: «Кто хочет сделать – ищет возможности, кто не хочет – причины». Он висит там до сих пор, и когда к нему в кабинет приходят мастера или прорабы и начинают, на первый взгляд, убедительно объяснять, почему они не могут выполнить задание руководства, Михаил Иванович просто отсылает их к этому плакату. Чаще всего это помогает.
    Две самые ненавистные для Шадынина категории работников – бездельники и пьяницы. Но ко вторым, если у них к тому же золотые руки, он относится с отеческой заботой и старается всеми способами излечить от национального недуга. Иногда получается.

Вторая национальная

    В сферу основной производственной деятельности Зубцовского государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление» входит обслуживание 472,5 км дорог I, II и III класса, расположенных на территории района. Оно включает в себя ямочный ремонт, очистку дорог от снежных заносов и гололеда, ремонт мостов и трубопереходов. Когда в Зубцовском районе случилась крупная железнодорожная авария, в результате чего на землю вылилось несколько сот тонн мазута, одним из первых на месте катастрофы был Шадынин. В считанные часы он подключил к работам по ликвидации аварии всю свою технику и рабочих, которые, не считаясь со временем, делали все от них зависящее, чтобы не допустить экологической катастрофы. Коллектив ДРСУ насчитывает порядка 60 человек, это и специалисты среднего звена, и рабочие различных специальностей. В их распоряжении технический парк, куда входят бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики, другие машины и механизмы, требующие профилактического и капитального ремонта и запчастей. Государственный заказ в этом году составил всего 11 млн рублей, и если бы директор управления ограничился только им, то ему пришлось бы уволить половину работников. К ежегодному госзаказу он находит дополнительные заказы от государственных и частных организаций, поэтому выходит на объем работ не менее 40 - 50 милионов рублей в год. Это позволяет ДРСУ не только выживать, но и развиваться. «Я, директор, – приводной штифт, - говорит Шадынин, - а наши мастера, то есть среднее звено, - приводные ремни. Если мы перестанем понимать друг друга и работать в одной связке, производство развалится. Допустить этого нельзя, поэтому коллектив у нас дружный и состоит из профессионалов высокого класса. Правда, на качестве зубцовских дорог это практически не сказывается, и не по нашей вине. Проблему российских дорог нужно решать комплексно и на самом высоком государственном уровне. Иначе мы никогда не сможем отправить в архив истории известное гоголевское изречение о двух российских бедах – дураках и дорогах».

Налоги, которые нас…добивают

    Решать проблему наших российских дорог необходимо, прежде всего, с внесения изменений в налоговое законодательство, считает Шадынин. В том, что существующие в нашей стране налоги не только не стимулируют производство, но и в какой-то степени тормозят его развитие, он убедился в 2003 году, когда ДРСУ было поставлено на грань банкротства. И не потому, что управление работало плохо. Наоборот, оно выполнило большой заказ, но заказчики оплатили только половину стоимости произведенных работ. А налоги управление обязано платить по факту произведенных работ. Таким образом, вопреки здравому смыслу, заложником ситуации оказался не тот, кто не заплатил, а тот, кто выполнил работу и не получил за нее деньги. В отношении ДРСУ была начата процедура банкротства, но Шадынин вовремя приостановил ее, подав апелляцию в Арбитражный суд. Разумеется, никаких иллюзий на судебную справедливость он не питал. Просто, воспользовавшись тайм-аутом, выиграл тендер в Москве, нашел нового заказчика, который сразу же оплатил стоимость договора. Из этих денег и были уплачены налоги, а предприятие спасено от банкротства.
    «Сегодня, получив госзаказ на 15 миллионов рублей , мы должны перечислять налоги, причем в таком размере, что после этого придется уволить добрую половину работников и распродать машинный парк, - его просто не на что будет содержать. Госзаказ на 50 миллионов рублей позволит мне хоть как-то «разрулить» ситуацию, но где же взять такого «монстра»? Поэтому приходится добирать недостающие заказы «на стороне». При этом никакой гарантии того, что это удастся, нет. Выручает репутация и личные связи. Идем дальше. Мы приобретаем новую машину, - какова нынче стоимость современной техники, говорить не будем, для нас она почти запредельная. Она еще не сделала ни одного выезда, но я уже должен заплатить транспортный налог. Я не против того, чтобы его платить, но дайте мне возможность сначала окупить работой стоимость этой машины, а потом уж берите с нее налог. Или надо закладывать эти налоги в расценки за выполненные работы. Если государство заинтересовано в интенсивном строительстве дорог и осуществляет протекционистскую политику в этой сфере, начинается оживление экономики в целом. Я считаю, что Россия также должна пойти по этому пути и именно с хороших дорог начать возрождение своей экономики».



Светлана Авдеева



    В Твери, помимо проблем с дорогами и чистотой дворов, возникла еще одна – проблема маршрутных такси. В последнее время заметно увеличилось число ДТП, связанных именно с этим видом транспорта. Почему?
    Ситуация очень сложная и полярные мнения заинтересованных сторон в равной мере вызывают понимание. По данным, которые нам сообщил старший инспектор управления ГИБДД по Тверской области Игорь Громов, вырисовывается весьма нелицеприятная ситуация.
    За первые три месяца 2007 года выявлено 689 нарушений ПДД водителями маршрутных такси (для сравнения, за аналогичный период 2006 года – 153 нарушения). Подобная динамика может объясняться всего двумя причинами – либо износ маршрутных такси достиг пика и они просто разваливаются на ходу, или ГИБДД усилила бдительность. Хотя возможен и третий вариант, который просто объясняет первый – ценовая политика городской администрации, которая не позволяет поднимать цены на проезд, что вынуждает «маршрутчиков» работать на грани рентабельности.

Цифры и факты

    Однако факты – вещь упрямая. За три месяца 2007 года было зафиксировано 79 нарушений правил остановки и стоянки, 236 нарушений правил перевозки пассажиров, 2 случая управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, 17 случаев управления транспортным средством без государственного технического осмотра, 44 случая превышения скорости, 55 зафиксированных случаев невыполнения требований дорожных знаков, 12 случаев управления неисправным транспортным средством.
    Что значит цифра «2 случая управления транспортным средством в нетрезвом состоянии»? Это означает, что водитель был в «нетранспортабельном» состоянии». Игорь Громов рассказал, что были зафиксированы и случаи наркотического опьянения.
    Помимо этого он сообщил, что зачастую водители маршрутных такси не обладают правами той категории, которая необходима для перевозки пассажиров.

Права пассажиров

    Роман Волков, ведущий специалист, эксперт отдела прав потребителей Роспотребнадзора, комментируя ситуацию с маршрутками в Твери, перевел разговор в юридическое русло и сказал, что по сути это договорные отношения, поэтому необходимы чеки об оказании услуг. В маршрутном такси в обязательном порядке должна быть следующая информация: кто осуществляет перевозку, какая организация и водитель, нормативные акты, регулирующие деятельность, правила перевозки пассажиров. Претензии по качеству перевозки необходимо формулировать исходя из того, что это договор, поэтому если клиента устраивает качество оказания услуг, то проблем в принципе не возникает.
    В целом на основании обращений граждан в Роспотребнадзор по вопросам качества обслуживания в маршрутных такси вырисовывается следующий список основных нарушений:
    • Непредставление полной и достоверной информации о маршруте, графике движения, режиме работы;
    • Невозможность воспользоваться услугами маршрутных такси, что обусловлено нехваткой услуг по отрасли;
    • Несоблюдение графика движения;
    • Плохое оборудование салонов;
    • Техническое оборудование в пассажирских салонах;
    • Отсутствие чеков об оплате услуг.


Гроб на колесиках

    Галина Архипова, начальник Управления госавтодорнадзора по Тверской области рассказала нам, что в настоящее время в Твери действуют 252 лицензиата, предоставляющих услуги по организации перевозки граждан, из них 14 юридических лиц и 238 ИП, 874 транспортных средств, 702 газели. 36% автомобилей новые, но в целом это не спасает ситуацию, безопасность не обеспечивается. Можем подтвердить это такими данными: за 2006 год по вине лицензиатов произошло 20 из 27 ДТП в городе, 1 человек погиб и 31 ранен. Для сравнения, за 2005-й – произошло 16 ДТП по вине водителей маршрутных такси.
    Причина травматизма – наезд на пешехода, в том числе на пешеходном переходе, падение пассажиров внутри салона, что тоже приводит к травмам, поскольку сиденья не закреплены. Водитель зачастую трогается с места до того, как пассажир выйдет из салона. Скорость маршруток часто не соответствует условиям на дороге. Ну а то, что пассажиры стоят в салоне, уже никого не удивляет.
    Многие машины технически неисправны и не соответствуют ГОСТу. Переоборудование салонов транспорта происходит без согласования с ГИБДД. Ситуацию усугубляет низкий профессиональный уровень водителей, у которых зачастую ненормальный график работы; это приводит к авариям на дороге.




    Тверские магазины и ларьки, торгующие музыкальными дисками, фильмами и программным обеспечением, постоянно подвергаются проверкам правоохранительных структур. Несколько месяцев назад на территории тверского кожзавода был «накрыт» гигантский цех по производству контрафактных дисков. Об этом сообщили все местные СМИ: улов фискальных органов был рекордно велик. Ларьки с фильмами временно опустели, но вскоре бизнес возродился – как Феникс из пепла.

Почему работает?

    Выводы публикаций о контрафактной продукции, как правило, таковы: выпуск и использование нелицензионной продукции является нарушением авторских прав, да и качество контрафакта находится на очень низком уровне. Кроме того, это еще и аморально. В качестве подтверждения СМИ нередко приводят отчеты по итогам изъятия правоохранительными органами «пиратских» дисков с порнографией.
    В данной статье я не намерен оспаривать все эти факты. Но, чтобы решить проблему, необходимо взглянуть на нее под другим углом. Нужно понимать, какую роль играет рынок нелицензионной программной и аудиовизуальной продукции в современной России. Уровень доходов населения в Твери в среднем около десяти тысяч рублей На человека. С учетом инфляции примерно 15% в год (несмотря на то, что, по официальным данным, в среднем уровень инфляции в экономике составляет 9%, потребительские товары дорожают быстрее) и роста тарифов на услуги ЖКХ в распоряжении у людей остается совсем небольшая сумма, близкая к прожиточному минимуму.
    При этом средняя стоимость лицензионного музыкального компакт-диска составляет около 600 рублей, а лицензионной антивирусной программы - около 15 000 рублей. Вывод: лицензионные диски в принципе недоступны большинству населения. Поэтому нет ничего удивительно в том, что «пиратская» продукция пользуется высоким спросом.

Как работает?

    Вот экономическая схема функционирования одной тверской фирмы, занятой в этой области рынка. На круглосуточном производстве работают примерно 100 человек, из них 15 охранников, не занятых в прямом производстве, 10 инженеров с зарплатой около 25 000 рублей и примерно 75 рядовых сотрудников. Зарплата у всех, кроме инженеров и директора, в среднем около 15 000 рублей. За сутки производят в среднем 100 000 дисков, себестоимость каждого – три-четыре рубля (сами болванки производятся тут же, на месте). Для сравнения: цена аудиодиска в любом музыкальном ларьке не ниже 100 рублей, видеофильмы идут по цене от 150 рублей, а программное обеспечение может стоить и дороже. Стоимость оборудования, используемого в производстве, - от 3 000 до 90 000 долларов США, что объясняется тем, что используется оборудование различных уровней сложности – от принтера, печатающего картинки на дисках, до механизма по изготовлению самих лазерных дисков. Сейчас планируют открыть третий цех в городе и филиал в Новосибирске. Размах обусловлен тем, что акционеры компании находятся в Москве, владеют сетью таких фирм, и могут себе позволить вложения в расширение бизнеса.
    Матрицы с информацией, которую потом будут размножать, привозят из Москвы, причем очень оперативно, ведь выпускают диски с фильмами, до официальной премьеры которых еще три-четыре месяца. Некоторые, причем не все, фильмы весьма сомнительного качества, так как сняты видеокамерой сотового телефона, но здесь надо выбирать: или качество, или цена. Помимо музыки и фильмов, фирма выпускает компьютерные программы, в том числе хит сезона - Windows Vista. Кстати, промышленными тиражами. На этом фоне судебные иски в адрес директоров школ, которые установили нелицензионный Windows на десятке школьных компьютеров, выглядят, по меньшей мере, смешно.
    Проблем с законом не существует в принципе, так как обо всех проверках узнают оперативно и заранее. После чего своевременно переходят на производство лицензионной советской киноклассики. Транспортировка дисков, которые в массе своей продаются в Москве, также не вызывает затруднений: они перевозятся по накладным с определением «пластиковые изделия», и за несколько лет работы их еще ни разу не остановили на дороге.

Что делать?

    Итак, рынок нелицензионных дисков представляет собой проект с рентабельностью около 20 000% минимум, и его востребованность может конкурировать только с продукцией хлебокомбината. Вместе с тем степень прикрытия от возможного вмешательства правоохранительных органов, которую они демонстрируют, не позволяет надеяться на эффективную борьбу с неприкрытым нарушением авторского права. Это означает, что единственным выходом является частичная легализация этого сектора рынка. Проблема только в том, что законодательная база для этого полностью отсутствует.

Денис Давыдов

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru