Архив номеров


    В начале десятого утра теплоход причалил к пирсу речного вокзала Твери. Столица Тверской губернии, между прочим. Мало того, что погода нас встретила своим дурным настроением, а мы великодушно отказались от прослушивания «интереснейшей экскурсии по городу» - первое, что попалось нам на глаза - само здание Тверского Речного Вокзала. Это словосочетание можно написать с большой буквы, потому что это единственная возможность каким-либо способом усилить благозвучие сего сооружения.
    Когда-то это было величественное и помпезное здание, но оно, пережив перипетии своей недолгой истории, вплотную приблизилось к очарованию Колизея и всей Помпеи вместе взятой. Здесь были они! Нет, не римляне. Здесь также не было греков и других империй. Даже в чахлом своем представлении. Здесь не было никого. Точнее - ничего, кроме излишней гордыни народа, который вдруг решил, что, совершив революцию, ему подвластен мир. Остовы огромных якорей у фасада здания, промявших фундамент и грозящих упасть с минуты на минуту, части старых лесов, водруженных малярами в году, эдак, пятидесятом... Унылое зрелище. Если бы еще не умытые жизнетворными струями перепившей пива молодежи углы и соответствующий запах, царящий под сводами арок, гибель «Помпеи» не была бы так ощутима. Впрочем, сходное впечатление произвела и сама Тверь.
    Унылый городишко - столица Тверской губернии. Полуразвалившаяся церквушка с большим малеванным плакатом «подайте кто может» и торговые ряды местного рынка с соседствующими на прилавках стиральным порошком и вкуснейшим творогом (по словам торговки), но отпотчевать сие кушанье мы не решились. Теплоход простоял у пирса Твери около восьми часов, которые мы провели с пользой для собственного организма - мы проспали. http://www.korabliki.ru/articles/vihodnie-na-teplohode.php
    Эти слова принадлежат московскому туристу, решившему на выходные прокатиться по Волге. Можно долго критиковать снобизм москвичей, рассуждать о том, что Москва и Россия - это два разных государства и так далее и тому подобное... Но все это, будучи чистейшей правдой, никак не отменяет справедливости приведенного мнения.
    Нет никакого смысла делить сограждан на «своих» и «чужих», это шизофреническая логика гражданской войны, которая никак не изменит ситуацию. Данное мнение, несмотря на свою нелицеприятность, необходимо рассматривать как руководство к действию и стараться сделать так, чтобы поводов для подобных сентенций больше не возникало.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА...

    В устье Тверцы 630 лет находился древнейший и почитаемый тверской Отроч монастырь. 20 января 1918 года декретом о свободе совести, церковных и религиозных обществах церковь была отделена от государства. Монастырь утратил право собственности на свое имущество, а потому с конца 1918 года в зданиях монастыря была расквартирована воинская часть Красной Армии.
    С осени 1932 года начали строительство канала Москва - Волга и Московского моря. Покорение природы и победы советской власти решено было отметить в Твери монументальным сооружением. Так появился проект речного вокзала.
    Где поставить новое здание - не задумывались: в 1935 году взорвали комплекс зданий Отроч монастыря, в том же году началось строительство по проекту архитекторов Е.И. Гаврилова и П.П. Райского, конструктора И.М. Тигранова, автором технического здания был инженер Беляев, работы вел прораб Х.П. Петрашель.
    В 1938 году здание речного вокзала сдали в эксплуатацию, и оно сразу превратилось в визитную карточку города, играя огромную роль в формировании архитектурного облика Заволжья. Проектировщики создали великолепный комплекс, выдержанный в лучших градостроительных традициях русского классицизма.

...И ЕГО СОВРЕМЕННОСТЬ

    Добротная постройка обеспечила зданию долгую жизнь. Еще в 1975 году, как свидетельствуют документы комитета по охране памятников истории и культуры, здание пребывало в первоначальном виде, только частично были перестроены интерьеры второго этажа, а сохранность почти всех элементов определена как хорошая и средняя. В октябре 2000 года сотрудники комитета (В.В. Курочкин, В.Н. Ковалек, Л.В. Соколова, П.В. Чваков) произвели техосмотр здания и нашли кое-какие неисправности, в основном кровли. Техосмотр произвели из-за видимого невооруженным глазом наклона завершающего здание шпиля, но комиссия нашла, что «обрушения конструкции шпиля не предвидится». Все эти годы здание выполняло основную свою функцию - оно было речным вокзалом. Здесь продавались билеты, пассажиры усаживались на катера и теплоходы (еще раньше - пароходы), речники отсюда водили грузовые суда, в общем, кипела жизнь.
    В 1997 году постановлением Законодательного Собрания Тверской области здание было отнесено к памятникам архитектуры, и его передали в ведение комитета по охране памятников, то есть комитет стал арендодателем, а речники - арендаторами. По этой причине о ремонте особенно никто не думал, время было безденежным.
    Речной порт находился уже длительное время в гавани в Перемерках, все его службы постепенно перебазировались из речного вокзала, и настал момент, когда на речном вокзале остался один его представитель - Виктор Ситников, бывший с 1988 года начальником речного вокзала. А в самом здании обосновались 11 арендующих организаций, судьба которых тоже неизвестна, так как неизвестна пока позиция главного арендатора - молодежного центра патриотического воспитания, детища областного комитета по делам молодежи. Ясно, что содержать этот центр будут на деньги из областного бюджета, но вот хватит ли их для ремонта памятника - неизвестно. На данный момент все в полной неопределенности.

А БУДЕТ ЛИ БУДУЩЕЕ?

    К сожалению, в большинстве российских городов, стоящих на реках, речные вокзалы построены по типовым проектам. Среди приволжских городов такие «речные ворота» имеет Нижний Новгород (в настоящее время речной вокзал реконструируется), Кинешма, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов. В целом ряде городов, несмотря на активное движение теплоходов и большие пассажиропотоки, вообще нет соответствующих зданий - под эти цели используют плавучие дебаркадеры. В их числе Углич, Рыбинск, Кострома, Плес, Чебоксары. В Астрахани строительство речного вокзала заморожено уже более 10 лет. Лишь немногие города могут похвастаться речными вокзалами, построенными по индивидуальным проектам с учетом специфики городской среды. Список «счастливчиков» ограничивается Москвой, Тверью, Ярославлем, Волгоградом и Ростовом-на-Дону.
    Будучи таким уникальным объектом, который при этом находится в историческом центре города и является одной из его «визиток», речной вокзал фактически превратился в сомнительный притон, за который борются все кому не лень: диско-клубы, военно-спортивные организации, в деятельности которых непонятно чего больше - спорта или откровенного язычества и магии. В противовес последнему направлению, позиционируя себя как законного наследника Отроч монастыря и «правильную» церковь, в борьбу за здание вступила РПЦ.
    Если Тверь и область хотят стать туристическим центром, превратив туризм в одну из основных статей дохода, то держать в центре города заброшенным здание, формирующее его облик, по крайней мере, нерационально.

Денис ДАВЫДОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru