Архив номеров


    Тот факт, что алкоголизм в России стал общенациональной бедой, уже ни у кого не вызывает сомнений. По статистике, 90-95 процентов взрослого населения нашей страны регулярно принимают «на грудь» (или «закладывают за галстук» - кому как больше нравится). Почти каждый седьмой россиянин - хронический алкоголик.
    Употребление алкоголя в пересчете на душу населения в России - более 18,5 литра. А по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если этот показатель превышает 8 литров, то создается реальная опасность для генофонда нации.
    Каждый дополнительный литр спиртного «на душу» добавляет к естественной убыли населения еще 132 тысячи человек, отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 - у женщин. Помножьте эти цифры на количество «лишних» литров и получите картину, более-менее приближенную к реальности.
    В свете вышеизложенного мы в своем проекте никак не можем обойти проблему стороной, и несколько следующих публикаций будут посвящены проблеме алкоголизма и борьбе за трезвость. А начнем, пожалуй, с самых общих вопросов.
    В большинстве современных фильмов и литературных произведений Россия позиционируется как традиционно пьяная страна. Довольно неприглядные приключения после изрядного принятия «на грудь» преподносятся как своего рода героизм, а появление на работе с непередаваемым амбре считается чуть ли не нормой. Мол, что поделаешь: национальная традиция. Пили, пьют и пить будут.
    Однако, если задуматься, декларируемая традиционность обильных возлияний вызывает очень серьезные сомнения. Лишь два тезиса: могла ли пьяная страна победить во Второй мировой - самой кровопролитной войне за всю историю человечества? И еще: могли ли «вечно пьяные» русские крестьяне до 1913 года снабжать хлебом всю Европу, попутно обеспечивая им же свою страну? Здравомыслящий человек ответит однозначно: нет. А как же тогда традиция? Может быть, она появилась несколько позже? И кто является ее идейным вдохновителем (проще говоря, кому это надо)? Об этом мы беседуем с председателем Епархиального отдела по противодействию алкоголизму и наркомании, психологом, диаконом Александром Горячевым.

ПЬЯНКА И ПИР: ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

    - Отец Александр, так как же быть с почти пасторальными картинками, где мужик, смачно крякнув, опрокидывает в себя стакан водки - и ни в одном глазу?
    - Во-первых, следует вспомнить, что тогда называлось водкой. Ни в коем случае не то сорокаградусное пойло, которое пьют сейчас. «Водка» была гораздо слабее, и под этим названием объединялись всевозможные настойки и наливки.
    Во-вторых, употребление спиртного в России было строго регламентировано. Не было в нашей стране традиций пьянки, были традиции пира. Хотя, что греха таить: случалось, что в престольные праздники мужики в деревнях, как это теперь говорят, отрывались «по полной». Но: через три, максимум - четыре дня гуляния прекращались. Наступала страда. До пьянки ли тут? А 99 процентов женщин до революции вообще не пили. Представляете? Русские женщины были абсолютными трезвенницами!
    - Но ведь были же пьяницы…
    - Конечно. Но, во-первых, их было не так много, а во-вторых, пьянство как таковое считалось позором, а не геройством и уж ни в коем случае не нормой. Только представьте себе жизнь крестьянской семьи: подъем засветло, весь день - напряженный физический труд (у мужиков - в поле, у женщин - по хозяйству). Не сделаешь что-нибудь - зимой нечего есть будет. Пьяницам было очень трудно выжить в таких условиях.

ТРЕЗВОСТЬ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА

    - Многие современные историки говорят, что-де царское правительство само спаивало народ, монополизировав торговлю спиртным.
    - И в это же время содержало институт, где работали Павлов и Сеченов - институт, который в числе прочего занимался и проблемами отрезвления. Многочисленные общества трезвости, кружки, чайные для рабочих также существовали на государственные деньги. И, кстати, «сухой закон» 1914 года - народная инициатива. Правительство просто поддержало ее. Разве это похоже на сознательную политику спаивания?
    - А что все-таки насчет монополии?
    - Думаю, логика правительства была такая: раз в стране употребляют спиртное, то государство должно взять это под свой контроль. Так, по крайней мере, можно следить за качеством напитков. Наверное, такая же мотивация была и у Сталина, в свое время отменившего «сухой закон» по причине чрезвычайного распространения самогоноварения. Водку продавать разрешили, но для самогонщиков ввели строжайшие наказания.

ПЬЯНЫЙ БЕЗ ВИНА

    - Некоторые утверждают, что сама Библия пропагандирует пьянство. Ну а раз Библия… Значит, сам Бог велел!
    - Я бы заглянул в еще более древнюю историю. Во многих (если не во всех) языческих культах употребление спиртного считалось ритуальным, религиозным действием. Вино так и называли: «нектар богов». И действительно, алкоголь, если им не злоупотребляешь, может быть мощным антидепрессантом. Но мало кому в голову приходило пить просто так, по поводу и без повода. Что касается Библии: там сказано, что вино нам дано для веселья. Но ни в коем случае не для пьянства, которое считается тягчайшим грехом. Наоборот, один из основных мотивов Библии - философия трезвости.
    - Что-то не видел я там ни строчки об отказе от алкоголя.
    - В Евангелии от Луки (гл.1, ст.15) говорится об Иоанне Крестителе: «Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера» (сикер - крепкий алкогольный напиток. - Прим. авт.). Не есть ли это величайшее обоснование естественной трезвости человека? И, потом, трезвость - гораздо более широкое понятие. Разве пьяным можно быть только от спиртного? Можно опьянеть от злобы, от страсти, от денег… Да от тысячи других причин, не связанных с возлияниями. Вот, например, скажите мне, зачем создаются и выпускаются десятисекундные ролики, рекламирующие женское нижнее белье?
    - Наверное, чтобы показать товар лицом. Чтобы покупали…
    - А что можно узнать о товаре за столь короткое время? Даже если предположить, что показывают полуобнаженных женщин на потребу мужской аудитории, тоже не складывается: что там мужик разглядит за несколько секунд?
    - Тогда зачем? Пресловутый «25-й кадр»?
    - Не знаю. Но могу сказать одно: ТРЕЗВЫЙ (во всех смыслах) человек такого бы не сделал.

КОМУ НУЖНА ПЬЮЩАЯ РОССИЯ

    - Однако давайте вернемся к трезвости в узком, общественном понимании. В смысле отказа от алкоголя. Что это такое - идеология трезвости?
    - В двух словах - воздержание от употребления, производства и рекламы алкоголя. Воздержание от всяких разговоров о нем в положительном контексте.
    - Непростая задача.
    - Согласен, непростая, но нельзя назвать ее невыполнимой. В дореволюционной России производство спиртного считалось постыдным делом, и большинство предпринимателей, производящих алкоголь, старались это скрывать. А пьянство, как я уже говорил, считалось позором.
    Многие наши политики берут в качестве эталона социально-экономического развития Швецию - капиталистическую страну с развитым социализмом. Однако мало кто знает, что в Швеции только около года назад отменили «сухой закон», действовавший на протяжении десятилетий. Задумайтесь: успехов добилась ТРЕЗВАЯ страна. А отменен, кстати, «сухой закон» был в связи с вступлением Швеции в ЕС: мол, это ограничивает права человека. Но истинная причина, наверное, в другом: просто для стран - членов Евросоюза открыли новые рынки сбыта алкоголя.
    - А возможно ли ввести «сухой закон» в России? Судя по удручающей статистике алкоголизма - пора бы.
    - Вот именно - пора. Но давайте будем реалистами: у производителей спиртного и в правительстве, и в Государственной Думе есть мощнейшее лобби. Да, кстати, значительная часть активов многих «отечественных» производителей Отечеству уже не принадлежит (например, «Балтика», «Старый мельник»). То есть здесь еще и международный капитал замешан. Именно этим людям для оправдания своей деятельности и для выколачивания денег из народа и нужен образ «вечно пьяного русского мужика», в историческом контексте абсолютно не соответствующий действительности. Так что вряд ли вопрос «сухого закона» решится в обозримом будущем. Инициатива сознательного отказа от алкоголя должна исходить от народа и всячески поддерживаться государством.

У НИХ И У НАС

    - Допустим, человек принял решение «завязать». Прошел соответствующее лечение. И вышел в мир, где упиваться до зеленых соплей - норма. Как устоять?
    - Серьезный вопрос. К сожалению, государственная система социально-психологической реабилитации «завязавших» алкоголиков и наркоманов в нашей стране не отлажена. А если говорить начистоту, то ее вообще нет. Но отчаиваться не стоит: существуют различные общественные организации, и их работа дает хорошие результаты. Также можно обратиться к нам в епархиальный отдел.
    Вообще вся система оказания наркологической помощи в нашей стране давно нуждается в реформах. С одной стороны - там работают замечательные специалисты. С другой… Судите сами: обратившись раз в наркодиспансер, ты потом не сможешь получить водительские права, разрешение на оружие. Короче говоря, всю жизнь будешь человеком второго сорта. А за углом - частник, который предлагает тебе то же самое (о качестве его услуг пока говорить не будем) анонимно, но за деньги.
    Приведу пример государственного подхода к проблеме. Помните скандал с голливудской звездой Мелом Гибсоном, когда он набезобразничал по пьяному делу? Так американский суд обязал его пройти курс реабилитации в организации «Анонимных алкоголиков»! То есть государство своим волевым решением направило проштрафившегося актера в ОБЩЕСТВЕННУЮ организацию.
    - Но давайте вернемся в Россию. Как ее отрезвить?
    - Главная задача информационной политики государства, на мой взгляд, состоит в следующем: сформировать у народа осознание того, что пить - НЕПРИЛИЧНО. Ведущие русские ученые (Павлов, Бехтерев, Введенский) приравнивали алкоголь к наркотику. А Всемирная организация здравоохранения в 1975 году тоже объявила алкоголь наркотическим ядом. Иными словами, пить - это преждевременно укладывать себя в могилу.
    Россия - страна с вековыми традициями трезвости, и если уж мы беремся восстанавливать разрушенную связь поколений, то именно трезвостью нужно заняться в первую очередь. Иначе вымрем от «огненной воды», как североамериканские индейцы, почти поголовно споенные колонизаторами.

*     *     *

    В следующем номере «Каравана» мы подробнейшим образом рассмотрим вопросы лечения и социально-психологической реабилитации людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Также приведем некоторые тесты, которые помогут вам ответить самому себе на почти шекспировский вопрос: «Пить или не пить?» Но главное - расскажем, как выработать у себя мотивацию для полного отказа от алкоголя.
Алена ДЕМИНА
Фото Екатерины СЕМЕНЦОВОЙ




    Только слегка пригрело весеннее солнышко, а любители загара уже выстроились в очередь в городские солярии за своей порцией ультрафиолета. Несмотря на то, что загорелое тело уже не в моде, люди по-прежнему стремятся немного себя поджарить.
    Но так ли безопасен загар из солярия, как нас уверяют? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили обратиться за консультацией к врачу-дерматологу кожно-венерологического диспансера Светлане МАРАХОВСКОЙ.
    - Самый главный вопрос: загар из солярия полезен или все-таки опасен?
    - Любые ультрафиолетовые лучи, независимо от того, солнечные они или из солярия, - один из главных факторов старения кожи. Под их воздействием кожа обезвоживается и появляются морщины. Загорание приводит к увеличению образования свободных радикалов, которые постоянно атакуют клетки кожи и повреждают их ДНК, белки и жиры. Считается, что воздействие на клетки свободных радикалов является главной причиной старения кожи.
    Вторая опасность, которую несут ультрафиолетовые лучи, заключается в том, что они стимулируют пигментацию кожи. Если постоянно загорать, то на коже могут появиться нежелательные новообразования. Другими словами, количество родинок у всех загорающих обязательно увеличивается. А старые родинки могут расти и перерождаться в злокачественные опухоли. А это может грозить раком кожи.
    - Получается, что загорать в солярии нельзя? А как же защитные средства: лосьоны, кремы?
    - Загорать категорически не рекомендуется. И на солнце, и тем более в солярии. 15 минут, проведенных в солярии, можно приравнять к 3-4 часам загорания на солнце. Несмотря на различные фильтры, искусственные лучи намного сильнее, и действуют на кожу они гораздо хуже.
    Известно, что у каждого человека своя структура кожи. Людям с первым типом кожи (светлая кожа с веснушками) солнце противопоказано вообще. Даже недолгое пребывание на солнце, тем более без специальных косметических средств, может вызвать болезненные ожоги.
    - А безопасно ли использование автозагаров?
    - Трудно сказать, безопасны ли автозагары или нет. Это зависит от состава применяемого средства. Некоторые компоненты таких средств могут вызвать аллергические реакции, зуд, шелушение. Если же компоненты гипоаллергенны, то загар после такого крема, то есть окрашивание кожи, самый безопасный.
    - А если человек никак не может отказаться от загара, как он может защитить себя от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей?
    - Во-первых, необходимо использовать средства для загара, они защищают кожу, увлажняют ее. Во-вторых, самые уязвимые места - это глаза и женская грудь. Поэтому глаза надо обязательно защищать, носить качественные солнечные очки: стеклянные, а не пластмассовые. И категорически нельзя загорать топлесс: ни в солярии, ни на пляже, ведь это чревато серьезными последствиями.

*     *     *

Как бы загар ни был опасен, людей это нисколько не пугает. Никакие лосьоны для загара и солнечные очки не исключат опасных последствий. Поэтому перед тем как идти принимать солнечные ванны, следует задуматься, что важнее: сиюминутная привлекательность смуглой кожи или сохраненное здоровье в будущем.

Елена БОРИСОВА



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru