Архив номеров


Директор ТЭЦ-1 Михаил Сосин     Зачастую мы не задумываемся, что и откуда берется вокруг нас. Электричество в лампочках, горячая вода из крана - это мы воспринимаем как привычные достижения технического прогресса. И тем не менее эти блага создают для нас такие же люди, для которых профессия стала призванием, а родное предприятие – историей и будущим.
    В декабре все энергетики России, включая тверских, традиционно будут отмечать свой профессиональный праздник - День энергетика. И, несмотря на то, что до этой даты еще целых девять месяцев, Главное управление ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» по Тверской области (далее ГУ ТГК-2 по Тверской области) совместно с еженедельником «Караван+Я» приготовили для тверитян своеобразный подарок: специальный проект - рассказ обо всех предприятиях, входящих в структуру ГУ ТГК-2 по Тверской области.
    Открывает цикл публикаций самая старейшая ТЭЦ Тверской области - ТЭЦ-1, с которой, собственно, и началась электрификация Твери. В мае этого года станции исполняется 95 лет.

ТЭЦ-1: ТРАМВАЙЧИК ТРОНУЛСЯ…

    Сейчас трамвай стал самым массовым видом городского транспорта. Но, усаживаясь в вагон, мы даже не догадываемся, благодаря кому, собственно, трамвайчик бежит по рельсам. Конечно, большое спасибо водителю и руководству ТТУ, но особая благодарность тверитян должна быть адресована известному российскому предпринимателю Савве Морозову. Именно он построил в Твери в 1912 году станцию, которая теперь называется ТЭЦ-1, чтобы снабжать электричеством прежде всего свою ткацкую фабрику. На электричество в домах тут же перешла и тогдашняя местная знать. А меценат Морозов пустил по городу первый трамвай, который в те времена воспринимался скорее как диковинка.
    Первая реконструкция, уже с расширением мощности, планировалась в 1916 году. Но из-за революции планы пришлось немного изменить, в результате реконструкция началась в середине 20-х годов и закончилась в 35-м году. У нас на станции до сих пор сохранилось некоторое оборудование тех лет (котлы), пусть не в том виде, в котором оно было, а существенно и неоднократно модернизированное.
    В 1941 году основное оборудование станции было демонтировано и эвакуировано. Оставшееся оборудование частично было выведено из строя и затоплено в Тьмаке буквально за несколько часов до прихода оккупантов. Но уже в марте 1942 года (сразу же после освобождения Калинина) вновь заработали и первый котел, и первый генератор. К началу 1943 года станция полностью набрала свою номинальную мощность. Также в качестве военного наследства ТЭЦ-1 досталось некоторое оборудование, вывезенное из Германии.

ТЭЦ-1: ЗДЕСЬ СОЗДАЮТСЯ ДИНАСТИИ

Станция в 1912 году...     Вообще энергетика - это достаточно сложная и ответственная отрасль. Мне кажется, для того, чтобы работать здесь круглосуточно, без праздников и выходных, снабжая город теплом и электроэнергией, нужно очень любить свою профессию. Любить так, что передавать свое дело своим же детям и внукам. Нынешний директор ТЭЦ-1 Михаил Сосин - представитель старейшей династии энергетиков.
    - Михаил Александрович, объясните, пожалуйста, это что, настолько интересная, увлекательная работа, что вы выбрали именно эту профессию, а не, например, более денежную банковскую или предпринимательскую сферы?
...и в наши дни     - Я принадлежу к одной из старейших династий тверских энергетиков. В данный момент в тверской энергетике работает 8 представителей Сосиных с общим стажем 168 лет. Конкретно на ТЭЦ-1, кроме меня, работают начальник смены станции Александр Михайлович Сосин, мой отец, родоначальник нашей династии, который на станции проработал 43 года. Он привел сюда своего брата Виктора Михайловича Сосина, который также сейчас работает начальником смены станции, стаж - 35 лет, его жена, Татьяна Алексеевна Сосина, - машинист береговой насосной станции, стаж - 30 лет, в 1988 году на ТЭЦ-1 пришел мой брат. Отработав почти 20 лет, он перешел диспетчером в тверское РДУ. Остальные наши представители работают в РДУ, в теплосети и электромонтажной организации.
    Так получилось, что с детства, когда возникли какие-то трудности с детскими садами, родители приводили меня сюда. Здесь я и проводил все свое основное время. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, ни о какой другой я даже не думал. Поступил в политехнический институт на кафедру электроснабжения. А закончил - опять же сразу сюда, именно на ТЭЦ-1. Начинал с должности дежурного электромонтера. Потом ушел в армию, а когда вернулся, пошел на ТЭЦ-3. Но недолго там проработал. Не знаю, как объяснить, но меня буквально потянуло обратно - на ТЭЦ-1.

ТЭЦ-1: БЛИЗОСТЬ К ПОТРЕБИТЕЛЮ

    - Понятно, что когда станция строилась, она была на окраине города. Теперь – чуть ли не в центре. Ежедневно сотни горожан проезжают, проходят мимо и, что уж тут скрывать, с некоторой опаской косятся на трубы ТЭЦ-1. Но так ли страшно подобное соседство?
    - Вообще непосредственн-я близость к потребителю наших услуг – это одновременно и плюс, и минус для производства, - рассказывает Михаил Сосин. - С одной стороны, мы очень ограничены в своей производственной площади: ни вправо, ни влево мы уже расти не можем. Но, с другой стороны, мы находимся фактически в центре своего потребителя. А это минимальные затраты на поставку своих услуг. Возникают, конечно, определенные сложности с экологической службой, мы все-таки действующее предприятие, находящееся непосредственно в городе. Не буду скрывать, что наши пять труб вызывают определенное беспокойство у горожан. Но, пользуясь случаем, хочу успокоить тверитян: на ТЭЦ-1 разработаны все необходимые мероприятия, направленные на борьбу с выбросами в атмосферу, сбросами в Тьмаку. Все проекты по этим выбросам, по утилизации отходов согласованы и утверждены у экологов и постоянно ими же контролируются.

ТЭЦ-1: ПОД КОНТРОЛЕМ У ЧУБАЙСА

    Несмотря на то что, как сказал Михаил Сосин, «ни вправо, ни влево станция расширяться уже не может», она реконструируется внутренне. И работы ведутся весьма серьезные. Реконструкция заключается в реализации проекта ПГУ-44. Что это значит?
    - Мы хотим внедрить на станции новые технологии: две газотурбинные установки по 16 МВт с котлами-утилизаторами и установку паровой турбины мощностью 12 МВт. Все это вместе называется Паро-Газовая Установка-44, - поясняет Михаил Сосин. - В настоящий момент на станции ведутся работы по монтажу фундамента под паровую турбину, которая вместе с генератором уже находятся на станции. Весь этот проект рассчитан до 2010 года.
    Первоначально станция была сориентирована на отпуск тепла в виде пара на ткацкое производство, шелкоткацкую фабрику, камвольный комбинат, хлопчатобумажный комбинат, но в условиях рыночной экономики, когда часть предприятий начала закрываться, у нас появилась новая задача - переориентация услуг на горячее водоснабжение. С учетом этого и вводится все это новое оборудование.
    О важности проекта говорит тот факт, что главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом был разработан большой план перспектив по развитию электроэнергетики, и тверская ПГУ-44 была включена в среднесрочный правительственный план.
Именно этот проект вдохнет в старейшую тверскую станцию новую жизнь. А значит, у нас, тверитян, будет больше света, тепла и комфорта в наших домах и в нашей Твери.

Марина ГАВРИШЕНКО
Фото автора и из архива ТЭЦ-1



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru