Архив номеров


    «ЯГА» - такое название единого госэкзамена уже успело закрепиться в фольклоре современных школьников. По-видимому, дано оно не только по созвучию аббревиатуры, но и по аналогии с именем героини русских народных сказок, наводящей страх на детей.
    Я лично была свидетелем того, как восьмиклассники не без страха рассуждали о том, что и им когда-то придется сдавать этот уже обросший мифами ЕГЭ. Уже не первый год единый госэкзамен сдают не только как выпускной, но и как вступительный. Причем практически по всем предметам. Обошло это правило только немецкий и английский языки. Объясняют это исключение отсутствием должной технической базы, в данном случае - лингафонных кабинетов.
    В начале марта будущих абитуриентов, собирающихся поступать на филологический факультет ТвГУ, потрясла новость о том, что вместо обычного сочинения, к которому они, собственно, и готовились, им предстоит сдавать ЕГЭ по литературе. О том, как к нововведению относятся преподаватели филологического факультета ТвГУ и учителя-словесники тверских школ, которые готовят детей к сдаче ЕГЭ, мы решили расспросить их лично. Их мнения мы и публикуем.

    Елена БРЫЗГАЛОВА, преподаватель кафедры новейшей русской литературы:
    - На мой взгляд, над введением ЕГЭ по литературе еще надо подумать. Литература - это не математика, не русский язык, а род искусства. И подход к нему должен быть особым. Вводя ЕГЭ по литературе и не проводя больше никаких испытаний, мы не сможем узнать, как человек рассуждает, как он умеет говорить. Кроме того, те примерные варианты ЕГЭ по литературе, которые существуют, не дают представления о том, как человек понимает текст. Вся часть А в этих тестовых заданиях рассчитана на блестящее знание текстов, начиная со «Слова о полку Игореве». Но, если абитуриент не сможет сказать, о каком князе говорится в том или ином отрывке «Слова», это еще не значит, что он не сведущ в литературе. Некоторые вопросы ЕГЭ мы рассматривали с коллегами в университете и пришли к выводу, что ответов на некоторые из них может быть несколько или ответить однозначно вообще нельзя. В другой части задания вопросы касаются теоретических понятий: определить размер стихотворения, жанр, указать место данного отрывка в художественном произведении, к какому времени относится действие произведения и так далее. Если говорить о части С, то формулировки заданий тоже не очень удачные, но тем не менее там предусмотрено небольшое сочинение, где человек должен рассуждать. Но при поступлении на филологический факультет этого явно недостаточно. В идеале было бы, если бы я как член приемной комиссии могла лично с побеседовать абитуриентом или хотя бы посмотреть его письменное развернутое рассуждение. Это необходимо, чтобы обнаружить в нем способности литературоведа или лингвиста.
    Но уж если общая позиция государства такова, что обязательно ввести ЕГЭ, то делать это нужно с нового учебного года, а не второпях, как в данном случае - с середины марта. К этому ЕГЭ нужно готовиться очень глубоко и целенаправленно, два месяца в данном вопросе ничего не решат. Мы уже два года подряд не имеем права проводить устные экзамены, теперь не можем проводить и сочинения. Грубо говоря, не видя человека, толком не зная его возможностей, мы должны принять человека на факультет. А если абитуриент по каким-либо причинам не сдает ЕГЭ, то поступить он может только на заочное отделение или на дневное, но на платной основе.
    Хотелось бы знать, почему ЕГЭ по литературе нужно вводить именно сейчас в такой спешке? Почему нельзя отложить до следующего года, если это нововведение столь необходимо?

    Михаил ЛОГУНОВ, декан филологического факультета:
    - Насколько мне известно, наш регион участвует в эксперименте по проведению единого гос-экзамена. По нашим данным, до 2009 года все факультеты, в том числе филологический, должны перейти на ЕГЭ как форму вступительных испытаний.
    До этого года на филологическом факультете в качестве письменного вступительного экзамена по литературе еще оставалось сочинение, в то время как на всех остальных факультетах оно было заменено ЕГЭ по русскому языку. На мой взгляд, сочинение в данном случае - наиболее правильная форма экзамена по литературе, которая помогает проверить не только начитанность абитуриента, но и его умение мыслить и излагать свое мнение. Но так как все эти реформы поддерживаются Министерством образования и администрацией области, нам приходится принимать их. Мы, конечно, ожидали на этот счет распоряжений из департамента образования, но не думали, что все перемены наступят так стремительно.
    Я ознакомился с примерными вариантами заданий ЕГЭ по литературе. Не могу не согласиться, что определенное рациональное зерно в этих тестовых заданиях есть. Но рассчитаны они на очень начитанного и внимательного абитуриента. Подчас они требуют достаточно крупного объема фактических и даже где-то энциклопедических знаний. И подготовка к этому вступительному испытанию должна быть очень серьезная. А до начала вступительных экзаменов осталось по сути дела всего 2 месяца. Поэтому возникают сомнения, смогут ли выпускники в достаточной мере подготовиться к ЕГЭ по литературе.
    На мой взгляд, оптимально было бы оставить в качестве вступительного экзамена по литературе на филфаке и других гуманитарных факультетов сочинение. Ведь такая форма существует уже не одно столетие, она проверена не одним поколением. В XIX веке все желающие поступить в высшее учебное заведение должны были показать свое знание литературного наследства, умение рассуждать. Ведь для грамотного человека это далеко не последняя необходимость. Поэтому я считаю, что не стоит на скорую руку предпринимать столь кардинальных мер, отказываясь от сочинения в пользу ЕГЭ. Возможно, целесообразнее было бы совместить нововведение с уже проверенными методами.

    Надежда ВОРОНОВА, завуч СШ №29:
    - Я лично вообще против ЕГЭ как формы проверки знаний и не понимаю, как можно математически проверять искусство, которым и является литература. Введение ЕГЭ по литературе при поступлении в вуз, как мне кажется, слишком скоропалительно. Осталось всего 2 месяца. Вопрос стоит один: как нам, школьным учителям, подготовить к этому испытанию детей, которые действительно хотят поступить в вуз? Мы понимаем, что дети сейчас читают очень мало. Но ведь и вопросы в ЕГЭ ставятся совсем не на понимание текста, а на его доскональное знание. Проводя тестовые задания в школе как проверку на понимание проблематики того или иного произведения, мы ставим совсем другие вопросы. Дети к такой форме экзамена по литературе еще не готовы.

    Марина ШКИРЕВА, учитель-словесник СШ №29:
    - Подобные изменения нас сильно удивили. В шоке не только ученики, но и учителя. Существует большая разница между подготовкой к сочинению и подготовкой к ЕГЭ по литературе. В первом случае важно знание проблематики произведений, позиция автора, а во втором - необходим большой объем фактических знаний. Считаю, что таких принципиальных изменений во второй половине учебного года не должно быть. Такие законы должны формулироваться и издаваться не позже первой учебной четверти, никак не позже. Зачем заставлять детей, их родителей и учителей переживать о том, как сдать этот внезапно нагрянувший ЕГЭ по литературе? Тем более, насколько мне известно, ЕГЭ по литературе в этом году сдается еще и при поступлении на юридический факультет ТвГУ.

    Елена СИПОВИЧ, учитель-словесник СШ №42:
    - Насчет этих нововведений могу сказать просто: так не делается! Подготовка детей к поступлению в вуз шла целенаправленно на сочинение. И хотя в задании С предусмотрено нечто похожее на сочинение, оно не сможет послужить показателем того, как ученик может рассуждать и как он понимает текст. Наметилась такая тенденция: количество часов по литературе уменьшается, а нагрузка увеличивается. Мы столкнулись с тем, что нет четко обозначенного списка литературы. В программу с каждым годом пытаются впихнуть как можно больше произведений и авторов. Времени же на их изучение не дают. Какой тогда может быть спрос о качестве знаний? Однако ЕГЭ предполагает очень глубокие знания. Хочется сказать чиновникам, которые принимают подобные решения: «А вы сами-то пробовали сдать этот ЕГЭ?»

    Действительно, сроки на подготовку к ЕГЭ по литературе поджимают. Как нам стало известно, введение ЕГЭ по литературе вместо сочинения именно в этом году - вещь не столь необходимая. Тем более что ЕГЭ станет обязательной формой вступительных экзаменов только в 2009 году. Почему нужно менять правила поступления именно сейчас, на скорую руку, - крайне непонятно. Даже если это эксперимент и необходимая проверка схемы работы ЕГЭ по литературе, почему бы не провести его в будущем году, когда дети будут целенаправленно к нему готовиться? К сожалению, чиновница из департамента образования по Тверской области, к которой мы обратились с таким вопросом, внятных объяснений не дала, мол, если сами в этом не разбираетесь, то и незачем писать. Нет, уважаемая, писать об этом надо, потому что народ хочет знать, чем мотивируются подобные скоропалительные решения. Кому это выгодно?

Анна ЛОБАНОВА
На снимке: глава района
Алексей Борисович Пантюшкин
вручает Татьяне Евгеньевне Калугиной ключи от нового жилья.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru