Архив номеров


    Убийства отца Андрея из Тверской области и отца Олега из Свердловской даже не потрясли страну, а испугали. Пока боялись чужих, угроза пришла от своих. Случаи ограблений православных храмов исчисляются уже сотнями, нападения на служителей культа - десятками. Если гарантий неприкосновенности нет даже у священников - значит, их нет ни у кого. Если у нас нет ничего святого - значит, под ударом все. Если даже теперь мы этого не поймем - священники Андрей Николаев и Олег Ступичкин погибли зря. «Известия» внимательно следят за ходом следствия по этим громким делам, но этот репортаж не о мертвых, а о живых. Специальный корреспондент отправился в Тверскую область, объездил соседние с печально известным селом Прямухино приходы и на примере других сельских священников попытался понять, какой видели погибшие окружающую их жизнь и как восприняли настигшую их смерть.

«МОЯ ЖЕНА - МОЯ КРЕПОСТЬ»

Отец Игорь Седов     Новости села Медное за январь: три девицы избили до инвалидности парня за то, что он отказался пить с ними водку; у сотрудника УБОПа угнали машину; церковь Казанской иконы Божией Матери снова ограбили - уже в третий раз за последние 2 года.
    - Первый раз действовал профессионал, - рассказывает настоятель отец Игорь Седов. - Аккуратно вскрыл замок, взял только самые ценные иконы, следов не оставил, ничего лишнего не повредил. Я выступил по тверскому телевидению: мол, граждане, побойтесь Бога! Профессионал попался совестливый: через несколько дней подкинул под двери храма все 12 икон в мешке из-под картошки.
    Следующее ограбление уже больше напоминало погром. Дверь разломали, вывернули все вверх дном, не оставили ни одной иконы. Через несколько дней - снова ограбление. Видимо, воры пожалели, что унесли не все. На этот раз забрали крестики, книги, мебель, мелочь из церковной кассы - все, что можно было унести.
    - Вызвали милиционеров - результат нулевой, - вздыхает отец Игорь. - У входа - свежие следы, а они даже снять их не потрудились. На мои слова - ноль внимания. Приехали - и уехали. По этим следам мы с прихожанами потом сами нашли одного из грабителей - им оказался местный алкоголик. А он нам смеется в глаза: «Да, я украл. Подельника не выдам. Милиции не боюсь. И ничего вы со мной не сделаете». «Мужик, - говорю, - если Бога не боишься, так хоть совесть поимей! Неужели у тебя нет ничего святого?» - «Ничо!» - говорит. И матом послал. Ну что с таким поделаешь? Молимся за него.
    Отцу Игорю 30 лет. В Медном служит уже 6 лет. Вчера у него окончательно сдохла 30-летняя «копейка», пожертвованная год назад одной дачницей. Но, прежде чем отойти с миром, эта машина дважды чуть не отправила на тот свет самого отца Игоря. В селе эту «копейку» прозвали «морковкой» - за оранжевый цвет и корявые формы. Кроме матушки, ездить на ней с отцом Игорем не рисковал никто. Слава богу задние колеса «морковка» отбросила не на трассе. Год назад в Рамешковском районе другому священнику повезло меньше. Его жена теперь одна воспитывает 12 детей.
    - А до этого у меня была редчайшая гэдээровская машина марки «Вартбург», - с улыбкой вспоминает отец Игорь. - Она послужила трем священникам - я стал последним. Этот «Вартбург», наверное, человек 10 воцерковил - всех, кто хоть раз помог мне его толкать. Помню, однажды идут мимо люди - я их прошу: «Мужики, помогите машину толкнуть». Они мне: «А чего нам ее толкать - мы атеисты». - «А вы, - говорю, - какие атеисты? Мусульманские? Буддийские? Или иудейские?» - «Нет, мы наши, православные, атеисты». - «Ну, тогда помогите машину толкнуть».
    Теперь Игорь Седов не сможет ездить на требы, которые давали церкви хоть какой-то доход. С голоду семья Седовых не умрет - постоянные прихожане, число которых уже достигло 40 человек, охотно помогают продуктами. Но за жилье картошкой не заплатишь. Сейчас они с женой и двумя детьми снимают потрепанную двушку. В квартире - аккуратная бедность. «Вчера приходила тетя-хозяйка и забрала люстру, потому что она ей нужна. А еще у нас компьютер совсем сломался», - выдает все семейные секреты пятилетний Николай. Место, где расположена квартира Седовых, называется Птичником - этот микрорайон, построенный для работников покойной птицефабрики, теперь считается самым криминальным местом в селе. Полтора года назад «Известия» (и «Караван+Я». - Прим. ред.) писали о зверском убийстве, которое произошло в доме, находящемся напротив дома отца Игоря. «Ребята с Птичника» устроили расправу над двумя предпринимателями - братьями Вакулюками, которые, по их мнению, жили неправильно: не пили, вели себя независимо, а всех, кто пытался приобщить их к местному образу жизни, игнорировали. Преступление получило огласку, убийц арестовали и пообещали строго наказать. Но с тех пор дело потихоньку спускают на тормозах, подозреваемые отпущены под подписку и уже косо смотрят на отца Игоря, потому что он дружил с Вакулюками.
    - Не страшно по улицам ходить? - спрашиваю священника.
    - А чего бояться? Погибнуть? Так ведь смерти не существует, - отец Игорь по-детски улыбается в свою черную бороду, ему действительно смешно. - Когда вы находитесь в пути, вы боитесь вернуться домой? Если вас там ждут родственники, которые вас ненавидят, - то да, наверное, боитесь. А если там любящие отец и мать - чего бояться? Для нас смерть не потеря, а приобретение.
    27-е Правило Святых Апостолов запрещает духовенству применять силу даже ради самозащиты. Но действительность уже заставила многих священников выработать собственные установки: «У нас принято так, - рассказал мне один из моих собеседников, - если опасность грозит только тебе - надо положиться на волю Божью и постараться усмирить человека словом. Не получается - значит, придется пострадать, потому что «если ударили тебя по щеке, подставь другую». Но когда речь идет о поругании святынь или о безопасности другого человека, ты обязан его защитить любой ценой, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
    В соседнем приходе был такой случай. Повадились местные хулиганы бить тамошнего священника, когда он ходил лесом от храма к электричке. Он сам-то мужик здоровый, но вынужден терпеть. Раза три его избивали и очень сильно. До тех пор, пока однажды не пошел он на электричку с матушкой. Хулиганы снова сунулись, но священник им так навалял, что мало не показалось. Они ему: «Как же так, батюшка? Мы же до сих пор тебя били - и ничего». Пришлось им проповедь прочитать. Теперь в церковь ходят, между прочим.

Отец Федор Грибов
«РАНЬШЕ КОММЕРСАНТОВ НЕ ЛЮБИЛИ, ТЕПЕРЬ ВЗЯЛИСЬ ЗА СВЯЩЕННИКОВ»

    Храм Георгия Победоносца в селе Колталово пока не грабили ни разу. Дело в том, что его настоятель отец Федор - бывший милиционер. Сначала работал в этом селе участковым, потом - помощником РОВД Калининского района. Вслед за ним пришли к вере многие коллеги, которые теперь стали его духовными чадами. С таким священником не забалуешь. Но бывший милиционер Федор Грибов все равно не дремлет - каждый вечер обходит свой храм с молитвой.
    - В мое время коммерсантов не любили, а теперь за священников взялись, - вздыхает батюшка. - А вообще, между моей прежней профессией и нынешней много общего. Раньше я защищал от врага видимого, теперь - от невидимого. А навыки участкового мне до сих пор очень помогают. Умение чувствовать и понимать людей - для сельского священника главное.
    Переломными для Грибова стали те 15 минут, которые его старший сын Алексей пробыл в состоянии клинической смерти. Придя в сознание, он сказал: «Мама, папа! Если бы вы знали, как хорошо в раю, вы бы не грешили!» Тогда, в 1998 году, у него было двое детей. Теперь - пятеро. И прихожан в храме было всего 7 человек, а теперь - 50. По нынешним меркам - для села с населением 700 человек - это считается неплохо.
    Мы с отцом Федором сидим в холодном храме, который он построил сам с помощью прихожан. Стройматериалами помогал колхоз «Большевик»: там теперь все руководство стало горячо верующими людьми. Отопление священник включает только во время службы. Приходится экономить: никаких льгот у церквей в России нет. При температуре 5 градусов ниже нуля возле алтаря уже 10 дней цветут хризантемы. Отец Федор называет это чудом. В его жизни чудеса происходят каждый день.
    - Например, сегодня позвонил из тюрьмы раб Божий Александр. Он когда-то у нас работал, пока его не посадили. Поссорился с сожительницей и ушел из дома, взяв из холодильника колбасу. А она написала на него заявление - и получилась кража. Мое вмешательство помогло только тем, что ему дали не 4 года, как положено, а 2,5. И вот теперь он звонит и говорит: «Я 13 февраля освобождаюсь - можно к вам вернусь?» Конечно, можно. Ну, разве это не чудо?

Отец Сергий Дмитриев
«ЗА ГОД У МЕНЯ В ПРИХОДЕ 75 ОТПЕВАНИЙ И ОДНО КРЕЩЕНИЕ»

    Вопреки расхожему мнению, никакого финансирования приходов по линии епархий и патриархии в России нет. Наоборот, каждый храм в меру своего благосостояния перечисляет средства на нужды РПЦ. Церковные власти помогают лишь тем, что адресуют обращающихся к ним крупных благотворителей в те или иные приходы, которым необходимы вложения. Доходы от церковной лавки и пожертвования за требы в сельской местности приносят копейки. Их хватает лишь на содержание самого храма, в лучшем случае - на скудную зарплату священника.
    - Я знаю очень многих батюшек, которые продавали или закладывали свои квартиры в городах, чтобы хотя бы начать ремонт в своих храмах, - рассказывает отец Сергий Дмитриев, настоятель церкви Серафима Саровского в поселке Соминка. - Более-менее стабильно чувствуют себя лишь те приходы, которые нашли хороших спонсоров или находятся в местах компактного проживания дачников из Москвы. Дачники - это наше спасение. На них вообще вся надежда. До революции в России оплотом православия была сельская местность. Сегодня, наоборот, село безбожное, а очаги веры - это большие города. Православие стало религией образованных людей, как тысячу лет назад, в первые века христианства на Руси. Это историческое явление еще ждет своего исследователя.
    Сам отец Сергий как раз из того самого контингента, о котором говорит. Он был заместителем главы Пролетарского района города Твери, потом - заместителем председателя городской Думы. Решение служить Богу зрело медленно, но неумолимо.
    - Очень многие молодые священники едут в глубинку по велению сердца, но сталкиваются там с такой реальностью, что выдержать не каждому под силу. Один мой знакомый приехал из Москвы служить в Пеновский район. Через месяц встречаемся - он вздыхает. «Тут, - говорит, - жизни осталось лет на 50, не больше». Через полгода уточняет: «Да какие там 50 - лет 15 от силы». А на днях мы с ним виделись - он уже совсем грустный. «У меня, - говорит, - за этот год 75 отпеваний и одно крещение. Похоже, года через два придется приход закрывать».
    Сам отец Сергий тоже хлебнул суровой действительности в полной мере. Рядом с его храмом находится заброшенное Волынское кладбище - излюбленное место тусовки местных сатанистов. Церковь уже пытались поджечь трижды. Первый раз сгорели стройматериалы. Второй раз поджог удалось предотвратить - сторож вовремя обнаружил приготовленные заранее канистры с бензином. Милиционеры, которые приехали на место происшествия, сказали: раз нет трупов, то и заниматься им тут нечем. Залили одну из канистр себе в бак и уехали. Но бензин оказался не бензином, а смесью бензина и ацетона. Милицейскому уазику было очень дурно. А через пару месяцев церковь снова подожгли - на этот раз сгорела треть здания. Губернатор взял дело на особый контроль, и расследовать его милиции все-таки пришлось. А сделали бы это вовремя - и церковь бы осталась цела, и машина бы не пострадала.

Отец Андрей Лазарев
«НЕ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ «СПАСЕНИЕМ МИРА»

    Небольшой городок Кимры на берегу Волги еще 5 лет назад был известен как крупнейший в Центральной России очаг наркоторговли. В местный цыганский табор, который в те времена крышевали работники местных правоохранительных органов, съезжались за дешевым героином все наркоманы в радиусе 300 километров. Электричку «Москва - Кимры» в народе прозвали «Зеленой иглой» - в ней были отдельные «торчковые вагоны», в которых шприцы хрустели под ногами. «Известия» писали об этом кошмаре в серии репортажей «Судьба муравейника». Отец Андрей Лазарев, который служит в местном Преображенском соборе, утверждает, что та публикация стала для города переломной, и называет газету «Известия» «спасительницей Кимр». Но он скромничает. Наш репортаж растворился бы в информационном потоке без следа, если бы борьбу за город не вел сам отец Андрей - и до нашего вмешательства, и после.
    Со стороны этот священник на бойца совсем не похож: рост невелик, лицо интеллигентное, ни живота, ни мускулов. Его решительность - не в эмоциях, а в поступках. Первую половину своей жизни Андрей Лазарев служил не Богу, а искусству. Сначала - рок-музыкантом, потом - звукорежиссером в театре. В Кимры приехал к другу, тоже бывшему рокеру, который к тому времени уже стал священником. Одного разговора с ним хватило, чтобы Лазарев бросил все и остался в храме. Возможно, сработали гены: прадед отца Андрея тоже был священником.
    Проблема наркомании уже тогда не была для него абстрактной. От этой заразы погибли многие его друзья молодости.
    - Когда наркоточки стали появляться уже в непосредственной близости от храма, я пришел к начальнику УВД и сказал: «Или вы прикрываете там торговлю, или люди эти дома подожгут!» Через месяц торговля по этим адресам прекратилась.
    - А если бы этого не произошло, вы бы благословили погром?
    - Нет, я бы смотрел, как умирают наши дети. Представьте, что в вашем городе появились десятки огневых точек, из которых каждый день по людям лупят из пулемета. Наркоторговля - именно такие пулеметные точки. С той лишь разницей, что пули для себя люди покупают сами.
    Отец Андрей ни на неделю не давал заснуть местным правоохранительным органам: увещевал, угрожал, писал во все инстанции, привлекал СМИ. Цыгане, встречая его на улице, посылали ему устрашающие жесты, но почему-то не трогали: то ли из-за мистического страха перед служителем культа, то ли потому, что отец Андрей всегда боролся с ними открыто, без подлостей. Зато проблемы возникали с властями. Однажды арестовывать Лазарева по надуманному обвинению приехали в Кимры три автобуса ОМОНа. Прихожане загородили священника иконами, и, пока они держали оборону, его адвокат звонил во все инстанции. Отца Андрея оставили в покое. Зато скоро в районе были назначены новый прокурор, новый начальник милиции, усилено межрайонное отделение Госнаркоконтроля, а местный вор в законе по имени Тамаз тут же оказался в тюрьме и умер там - то ли от передозировки, то ли от ломки. Теперь половина домов в «Голливуде» (местный цыганский поселок) брошена. Зараза переместилась в Ржев и Вышний Волочек. А в храме вместе с отцом Андреем служит молодой цыган Эдик Иванов. Его воцерковление Лазарев считает своей главной победой.
    - С чем теперь бороться будете? - спрашиваю священника. - Поди скучно, когда вокруг никакого зла нет? Будете бороться с ИНН?
    - Мы уже переболели православным глобализмом. Мы не считаем, что наши главные враги - ИНН и Джордж Буш. Зла на наш век хватит. «С иглы» люди слезли, зато по-прежнему сидят «на стакане». Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь - это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо. И еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу. Знаете, что главное в профессии священника? Да и не только священника?
    - Что?
    - Не увлекаться «спасением мира». А заниматься спасением людей. И начинать с себя. Если в России каждый человек прекратит заниматься «спасением мира» - это будет ужас какая сильная страна. Мне даже страшно подумать.

Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ
«Известия», Тверская область


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru