Архив номеров

    КУЛЬТУРА
  "САМОЦВЕТЫ" - ЭТО НАВСЕГДА
В рамках предвыборной кампании в Тверь приехал ансамбль "Самоцветы". Выступление проходило в зале "На Рыбацкой" и собрало очень много зрителей.
      На разогреве выступал сын основателя "Самоцветов" Юрия Маликова - Дима Маликов. И правильно! Слушать целый концерт этого исполнителя вряд ли бы кто согласился. Цитируя самого Маликова, можно так охарактеризовать его пение: "Люди, ради Бога, не судите строго". Строго никто и не судил. Все понимали, что пение мимо нот, отсутствие музыкального слуха (непонятно, как человек поступил и закончил консерваторию) и голоса - норма современной российской эстрады.

НАСТОЯЩИЙ же концерт начался, когда на сцену вышли солисты легендарной группы "Самоцветы" Ирина Шачнева, Юрий Маликов и Валентин Дьяконов. "Увезу тебя я в тундру", "Идет солдат по городу", "Мой адрес - Советский Союз" - на этих песнях выросло не одно поколение.
      После концерта мы беседуем с "Самоцветами".
      - За почти тридцать лет существования ансамбля сколько раз вы приезжали в Тверь?
      Юрий МАЛИКОВ: - Неоднократно!
      Ирина ШАЧНЕВА: - У вас зритель прекрасный, площадка хорошая.
      - А где вы выступали?
      Ирина ШАЧНЕВА: - Да где мы только не выступали. Сейчас даже и вспомнить, наверное, не смогу.
      - Как складывается ваша творческая жизнь сейчас?
      - Ну, конечно, теперь нет тех гастролей - Росконцерт, Москонцерт. Мы сейчас выступаем чаще всего на каких-то акциях: День города, юбилей какого-то завода, к примеру. Да и не только мы мало гастролируем. Это ко всем артистам относится. Дорогая дорога, на концерт сходить могут позволить себе единицы. Люди не могут заплатить деньги. Но мы все равно ездим, потому что, как бы то ни было, праздник есть праздник. Жизнь не устраивает - это ничего, все пройдет.
      - Выпускаете ли вы сейчас диски?
      - Да, недавно выпустили диск с песнями в их первозданном звучании. Раньше ведь аппаратуры не было. Станешь записываться - ошибаться нельзя. Если ошибешься, начинай все сначала.
      Сейчас у молодых исполнителей не то, что у нас, - классные музыканты, прекрасная аппаратура. Все им сделают в лучшем виде. Они выходят только потом, рот открывают да на сцене качаются. Мы не можем себе этого позволить.
      Выпускаем, конечно, записи, но небольшим тиражом. Но даже это очень сложно сделать: нет денег. А материала у нас - куча! Сейчас мы готовим ремиксы лучших своих песен.
      Но вот представляешь: в городе делают рекламу концерта, приезжаем туда - люди спрашивают: "Где можно купить кассету?" Отвечать приходится: "Нигде". Очень сложно выпустить.
      - Из первоначального состава "Самоцветов" вы остались только трое?
      - Да, из первоначального состава только мы: Юрий Маликов - создатель и бессменный руководитель ансамбля, я - Ирина Шачнева и Валентин Дьяконов.
      Мы создали творческий центр "Самоцветы". С нами работает еще Валерий Белянин. И когда мы где-нибудь выступаем, говорим: поют солисты вокально-инструментального ансамбля "Самоцветы".
      - Все знают ваши хиты, а новые песни пишете?
      - Есть новые песни. А как же! Валентин Дьяконов пишет, Валерий Белянин. В сольном концерте мы их, конечно же, исполняем. Большой резонанс получила наша новая песня "Была любовь и нет".
      Но понимаешь, в чем дело, у нас есть шлягеры-долгожители. А их уже время отбирает. Они выдержали испытание на прочность, они любимы народом. Поэтому у нас особое отношение к новому репертуару. Каждая новая песня должна соответствовать этому уровню, к каждой новой песне у нас очень много придирок.
      - Какую музыку вы слушаете в свободное время?
      - Разную, но в основном англоязычную.
      - А какую музыку вы никогда не слушаете и не будете слушать?
      Ирина ШАЧНЕВА: - Никогда? Ну вот эту, как ее называют, кислотную. Не могу ее понять. Может быть, попробовать когда-нибудь напиться, и тогда я пойму. Ха! Напиться-то я могу в любое время, а музыки этой под рукой у меня нет. Надо кому-то звонить, чтобы привезли.
      Юрий МАЛИКОВ: - Или включить FM.
      Ирина ШАЧНЕВА: - Так и сделаю. Случай был один. Работали в казино. Дали нам грим-уборную, стали переодеваться. Я не пойму, раздражение какое-то, нервозность появились. Смотрю, Валентин тоже ходит из угла в угол. Оказывается, в углу висел маленький динамик, из которого чуть слышно доносились кислотные ритмы, они-то и ввели нас в угнетенное состояние.
      
      Конечно, современная музыка не может конкурировать с песнями мэтров нашей эстрады. Век ее недолог, ведь только настоящая песня "остается с человеком". И песня эта - песня, которую вот уже тридцать лет поет ансамбль "Самоцветы"

Евгений Петренко, Александр Константинов

ТВЕРСКОЕ РАДИО: НА ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ
"Издалека долго течет река Волга..." Когда я слышу эти позывные и узнаю голоса, приветствующие меня вслед за прозвеневшей колокольчиком зыкинской песней, в моей памяти отчетливо встает прошлое... Третий класс средней школы, темно, раннее утро, и я ужасно не хочу выходить из дома, пытаясь изобрести себе простуду, температуру и прочие беды из арсенала двоечников и прогульщиков. Я уныло сижу с градусником под мышкой (на нем, несмотря на то что я его держу уже полчаса, все те же безнадежные 36 и 6), а из радиоприемника над головой слышится голос Галины Мосягиной - она читает свежие новости о зимовке скота.

КАЖЕТСЯ, с тех пор мир несколько раз успел перевернуться с ног на голову, с головы на ноги и опять - в той же последовательности. Мы живем в абсолютно другой стране, и я уже давно стала взрослой тетей, которая сама решает - идти или нет на работу, потому что работает на этой работе начальником. Но каждое утро, включив радио, я на мгновение переношусь в детство, и носоглотка переполняется томительной надеждой на маленькое хорошенькое ОРЗ, и мне снова мучительно не хочется в школу, и кажется, будто только на днях умер Брежнев и в магазине нет колбасы.
      Изменилось все, кроме тверского радио. Как ни странно, именно оно оказалось тем островком стабильности в безумном океане новейшей российской истории. И все те же, что и много лет назад, голоса (может быть, менялись отдельные дикторы, но школа - знаменитая школа провинциальных радиодикторов великой эпохи застоя - оставалась прежней) читают нам свежие вести с полей.
      Восхитительны передачи, посвященные информации и рекламе. "В магазин №... поступили пальто женские из смесовой ткани с 50-го по 52-й размер", - торжественно, будто читая сообщение Совинформбюро, провозглашает диктор. И, как в незабвенные 80-е, хочется немедленно бежать и занимать очередь. Пусть - страшные, пусть - не мой размер. Если "выкинули" пальто - кто не успел, тот опоздал.
      Но самое трогательно-ностальгическое - это передача "Музыкальный четверг". Нечто подобное, но в стебно-ироническом духе, пытается делать в "Диск-канале" на ТV-6 Кирилл Немоляев из группы "Бони Нем" (программа "Крутятся диски"). Но разве может сравниться новейшая стилизация с историческим оригиналом!
      "Музыкальный четверг" - это передача по заявкам радиослушателей. Например, слушатель, заплатив в кассу тверского радио некую сумму (все заявки - платные), просит: "Уже 25 лет я живу в одной комнаве с моей дорогой тещей, Пупкиной Пульхерией Петровной. Неделю назад ей исполнилось 95 лет. Прошу вас, передайте для моей тещи хорошую песню". Оптом прочитав несколько подобных заявок, диктор внезапно подобревшим голосом объявляет: "Для вас, дорогие, звучит песня "Оренбургский пуховый платок". Это - вариант для пожилых дам. А ежели адресат вашего поздравления свекр или, скажем, начальник мужского пола, скорее всего, он услышит "Соловей российский - славный птах". Там еще так душевно поется: "Из полей доносится: налей!" Мужчинам нравится. Впрочем, если поздравляется муж, могут передать и давно забытую песню Софии Ротару "Лаванда, горная лаванда...".
      Перечень песен был составлен все в те же незабвенные годы застоя и с тех пор мало обновлялся. Ну, добавилось чуть-чуть из Надежды Кадышевой, а так - все прежнее. И, что интересно, находятся люди, согласные платить за сомнительное удовольствие услышать по радио свое имя в сочетании с песней, которая данному конкретному гражданину, может, не очень и нравится. Вот она - сила инерции!
      В Твери работают три FM-радиостанции, на которых ежедневно бывают несколько программ по заявкам - тверские и московские варианты. И в удобное время совершенно бесплатно можно позвонить на радио и попросить: "Для любимой девушки Лены, торгующей на "привокзалке", передать песню "Солнышко". И вам передадут именно эту любимую вашей девушкой песню "Солнышко", а не "Ромашки спрятались", которые ей не нравятся.
      Ясно, что бабушки и дедушки "Европу плюс" и "Русское радио" не слушают. Но так же ясно, что им не в пример приятнее получить написанное вами письмо или открытку, нежели услышать зачитанное казенное поздравление в радиоэфире. И тем не менее передача живет.
      Есть на тверском радио пример приближенной к современности программы, не особенно отличающейся по стилю от программ "Радио России", в рамках которого идет местное вещание. Раньше она называлась "Радио Тверь-экспресс". Все осталось практически тем же, но новое название несколько обескураживает. Теперь дневная программа носит имя "Радиообъектив на Тверской-Ямской". Что такое "радиообъектив", совершенно неясно. Какое отношение к Тверской области и к передаче имеет московская улица Тверская-Ямская, неясно вдвойне. Но передача интересная. По выходным, опять же днем, неплохую программу под названием "Изумрудный город" делает молодежь.
      Эти прецеденты говорят о том, что ничто человеческое не чуждо и тверскому радио. Однако утренний и вечерний эфиры продолжают оставаться некими ностальгическими оазисами. Одолела тоска по прошлому - слушайте Тверское областное радио!

Мария Орлова

САДОМАЗОХИЗМ НА ТВЕРСКОЙ СЦЕНЕ
На прошлой неделе в Тверском театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля "Моя парижанка". Пьеса написана французским драматургом Ламуре, режиссер-постановщик - Вячеслав Лымарев (думается, созвучие фамилий сыграло значительную роль в выборе пьесы для постановки). Третье "Л" в афише - в одной из ролей занята главный режиссер ТЮЗа Лариса Лелянова, вообще-то не часто радующая зрителей самоличным появлением на сцене. На театральных афишах - пикантная приписка: "Спектакль только для взрослых".

НЕСКОЛЬКО недель по городу ползли активно распускаемые приближенными к театру персонажами слухи, мол, Лариса Олеговна будет прыгать на сцене в садомазохистском костюме. Разумеется, какими бы ни были художественные достоинства спектакля, это зрелище никак нельзя было пропустить: от остальных тверских главных режиссеров - Веры Ефремовой и Сергея Белкина - такого вряд ли дождешься.
      Увы и ах, г-жа Лелянова радовала публику достоинствами фигуры и сексуальностью наряда лишь в самый первый премьерный день - пятницу, 3 декабря. Однако суть ее роли можно было понять и из игры дублерши. Корсиканка по матери Кристин дубасит хлыстом и насилует в извращенной форме своего любовника Жермена, вознамерившегося ее бросить (в роли Жермена - актер Александр Евдокимов). Дама-начальник, бьющая хлыстом подчиненного, - забавная аллегория производственных отношений, по всей видимости, немало порадовавшая вверенный Ларисе Леляновой коллектив.
      Сюжет прост и незамысловат - к Жермену, имеющему четырех любовниц, приходит муж одной из них и, не представившись, требует срочно порвать с его женой. На всякий случай Жермен решает порвать со всеми (Соня, Кристин, Анн-Мари и Софи). На последней, однако, он "спотыкается" - оказывается, что именно ее он любит искренне и навсегда. Разумеется, именно она и есть неизвестная "жена" (вернее, невеста) злобного мужа, но это уже никого не пугает, и хэппи-энд не заставляет себя ждать.
      В роли Софи - новоявленная "кукла Барби" Тверского ТЮЗа, молодая актриса Ольга Боярская (да-да, дочка того самого Боярского, что так хорошо возглавляет нашу филармонию). Ольга Боярская пользуется в ТЮЗе большой популярностью по причине редкой миловидности. Однако это составляет серьезную проблему для ее творческого роста: Ольге поручают исключительно положительные и прямолинейные роли красавиц-блондинок. Быть дочерью известного в культурной среде отца тоже нелегко - как бы талантливо ты ни играла, все твои достоинства будут приписываться влиянию папочки, а тебя будут обзывать бездарью. И амплуа "куклы Барби" эту тенденцию не может сломать по определению - оно ее, наоборот, поддерживает. Конечно, это поправится - когда Оленька станет постарше и пострашнее, она волей-неволей перейдет на более глубокие роли. А пока ее Софи прекрасна, патетична, как принцесса на детском утреннике, и малоинтересна.
      Впрочем, и сама постановка тоже не претендует на философские глубины. Так, веселенькая комедия положений, чтобы скрасить вечер. Может, в этом и есть ее достоинство? Во всяком случае, все премьерные дни театр ломился от публики. Люди хотят просто отдыхать. Вот если бы еще Ларису Лелянову нагишом на сцену - было бы совсем хорошо.

Ксения Чемоданова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru