Архив номеров


    Супружеской неверностью в наше время мало кого удивишь. Некоторые горе-психологи советуют даже во время кризиса семейных отношений закрутить интрижку на стороне: дескать, потом любить друг друга крепче будете. Непонятно только, о какой любви здесь вообще может идти речь... Но не будем рассыпаться гневными фразами о падении нравов и утрате моральных ценностей. Лучше вспомним новоторжскую княгиню Иулианию - молодую цветущую женщину, которая в начале XV века умерла ради сохранения верности своему супругу. Да не просто умерла: погибла в страшных мучениях.

ДОЧЬ НОВОТОРЖСКОГО НАМЕСТНИКА

    Иулиания (или попросту Ульяна) была дочерью великокняжеского боярина Максима Даниловича Гостомыслова. Новгородцы поставили его наместником в Торжке (Торжок тогда относился к новгородским землям), но в 1391 году Максим Данилович был убит за приверженность к великому князю московскому Василию Дмитриевичу. Его супруга, Мария Никитична, пережила мужа всего на несколько месяцев, и четырехлетняя Ульяна осталась на попечении Федора Даниловича, брата погибшего отца.
    Время шло, девочка превратилась в красивую девушку. По достижении возраста Ульяна вышла замуж за вяземского князя Симеона Мстиславича. Житие княгини рассказывает, что супруги являли собой образец взаимной любви и согласия.
    Князь вяземский находился в удельной зависимости от смоленского князя Юрия Святославича. Исторические источники говорят о Юрии как о человеке храбром, но весьма недальновидном политике, который по этой причине часто вынужден был воевать со своими соседями. Подмечается и еще одна его черта: необузданная любовь к женскому полу.

ИЗГНАНИЕ

    В 1404 году войска литовского князя Витовта после тяжелейшего сражения захватили Смоленск. Князя Юрия попросту выгнали из его владений, а его супругу Витовт отослал в Литву. Юрий Святославич отправился вначале в Новгород, а затем в Москву, за покровительством и защитой великого князя Василия Дмитриевича. Тяготы изгнания с ним разделил его верный вассал Симеон Мстиславич.
    Василий Дмитриевич отдал князьям в совместное владение Торжок. Город был разделен на две половины: одной управлял Юрий, другой - Симеон. Теперь князья формально были равны, но Симеон Мстиславич оставался верен данной присяге и во всем оказывал Юрию предпочтение. К тому же, как утверждают летописи, князей связывала настоящая мужская дружба. Но так, к сожалению, продолжалось недолго.

РОКОВАЯ СТРАСТЬ

    Сейчас, спустя 600 лет, трудно сказать, что именно произошло с князем Юрием. Позабыв про дружбу, он почему-то вбил себе в голову, что Иулиания должна принадлежать ему и только ему. А от мыслей незамедлительно перешел к действиям. Ульяна неизменно отвечала ему тактичным, но решительным отказом, однако Юрия такое поведение красавицы лишь раззадоривало. Однажды он приказал доставить ее к себе и, услышав очередной отказ, попытался взять женщину силой. Защищаясь, княгиня схватила нож и ударила Юрия в плечо. Но, видимо, несильно: она все-таки не была профессиональным воином.
    В этот момент в комнату вошел Симеон. Юрий в припадке ярости бросился на него. Ничего не подозревавший Симеон Мстиславич даже не успел подготовиться к защите и был убит на месте. А Иулиании Юрий приказал отрубить руки и ноги и бросить ее в Тверцу. Княжеский приказ был исполнен незамедлительно... Случилось это 21 декабря 1406 года (2 января 1407 года по новому стилю).
    Что же было после? Летописи утверждают, что «бысть ему (Юрию. - Прим. авт.) грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Но и в Орде убийца не нашел успокоения. Мучимый раскаянием, он пришел в Веневский Успенский монастырь под Рязанью, где всю оставшуюся жизнь подвизался в послушании у пустынника Петра. Умер Юрий в 1408 году и впоследствии был прославлен как местночтимый святой.

ОБЖИГАЮЩАЯ ТАЙНА

    Однако вернемся в Торжок. Источники рассказывают, что, спустя несколько месяцев после гибели Иулиании, один тяжелобольной человек, шедший по берегу Тверцы, увидел тело, плывущее против течения. Он остановился, сам не свой от изумления и ужаса, и вдруг услышал голос от тела: «Человек Божий! Иди, нисколько не боясь никого, в город Торжок и возвести протоиерею соборной церкви с братиею, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда и погребли в соборной церкви на правой стороне полуденных дверей». Человек выполнил все в точности. И когда священник с людьми пришли на берег, то увидели тело на том же месте! Святую мученицу положили в каменный гроб и похоронили там, где она просила.
    В 1620 году в Спасо-Преображенском соборе служил протодиакон Иоанн, который решил во что бы то ни стало увидеть мощи подвижницы. Он постился сорок дней, а после четырехдесятницы улучил момент, когда в храме никого не было, и попытался вскрыть гробницу. Вдруг его обуял панический страх, а от гроба мученицы в этот же миг исторгся огонь. Не в силах сдвинуться с места протодиакон упал. И тут же услышал голос: «Не трудись, отец... Не следует тебе мое грешное тело видеть, пока Господь Бог не благоволит открыть». Так, без движения, отец Иоанн лежал до вечера, пока не пришел пономарь и позвал на помощь народ.
    Протодиакон рассказал людям о том, что с ним произошло. Его жена и дети молились Богу и святой Иулиании о выздоровлении мужа и отца. Исцеление пришло к Иоанну через 2 месяца и 8 дней, и он еще долгие годы служил в том самом храме.

БЛАГОДАТНАЯ МОЛИТВА

    Сохранились многочисленные свидетельства об исцелениях, происходивших у гроба княгини Иулиании или по молитве к святой. В рукописном житии, хранившемся в Спасо-Преображенском соборе, были описаны 53 подобных случая. Также о чудесных выздоровлениях говорится в одном из дел архива консисторского. В частности, там содержится рассказ князя Алексея Долгорукого. Вот он: «Я, Алексей Долгорукий, 51 года, занемог накануне ангела своего; меня сгорбило всего; жар, сильная дрожь, рвота, головная боль. Я просил Новоторжского собора священника о. Образцова принести от гробницы образ святой благоверной Иулиании и отслужить молебен, по исполнении которого я заснул; и через два часа встал совершенно здоровым; чему свидетели, кроме помянутого священника, старец от гроба и пономарь; и до 20 человек посторонних». Это свидетельство передано князем в Святейший Синод в 1865 году.

НА КРУГИ СВОЯ

    Всем известно, что происходило с национальными святынями в советские годы, поэтому подробно останавливаться на этом вопросе не буду. Скажу лишь, что в 1918 году, после закрытия Спасо-Преображенского собора, мощи княгини-мученицы перенесли в храм Архангела Михаила, а в 1931 году они бесследно исчезли. Где они находятся, неизвестно до сих пор.
    ...2 января 2007 года в Торжке отмечали 600-летие мученической смерти княгини Иулиании.
    - Вечером архиепископ Тверской и Кашинский Виктор отслужил в Архангельском храме всенощное бдение, - рассказывает заместитель мэра Торжка Татьяна Маврина, - а наутро была литургия. Затем состоялся крестный ход от храма Михаила Архангела к Спасо-Преображенскому собору, после чего в соборе был отслужен молебен в память благоверной княгини.
    Примечателен тот факт, что этот молебен - первое богослужение, состоявшееся в Спасо-Преображенском соборе за много лет.
    - Храм был совершенно не готов к приему верующих, - продолжает Татьяна Маврина, - ведь в нем оставалось столько всевозможного хлама еще с советских времен! При поддержке администрации города Торжка была организована грандиозная уборка. В ней принимали участие сестры из Екатерининского монастыря Твери (настоятельница монастыря, матушка Иулиания, чтит новоторжскую святую как свою небесную покровительницу), также неоценимую помощь оказал Центр боевого применения армейской авиации под руководством полковника Черняева. В общем, все постарались на славу, поэтому нам очень приятно было слышать слова благодарности, сказанные во время трапезы, состоявшейся по окончании поминальной службы.

ЭПИЛОГ

    То, что вновь открываются храмы, чудом сохранившиеся во времена гонений на церковь, прекрасно. И то, что возвращается память о людях, прославивших нашу землю, тоже здорово. Но остается открытым вопрос о мощах княгини-мученицы. Ведь точно так же бесследно исчезли останки основателя Борисо-Глебского монастыря в Торжке, одного из первых русских святых Ефрема Новоторжского, святого благоверного князя Михаила Тверского, многих других святых подвижников. Вокруг этих исчезновений перманентно возникает какой-то нездоровый ажиотаж, выдвигаются сногсшибательные версии местонахождения святых мощей. А верующие люди относятся к этому спокойно. Они убеждены, что, когда будет нужно, Бог сам откроет нам все тайны. Так, может быть, мы и вправду к этому еще не готовы? Явись святая княгиня сейчас - не поразит ли нас тот самый огонь, который опалил посягнувшего на сокрытое протодиакона Иоанна?

Алексей НИЛОВ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru