Архив номеров


    Причисление себя к определенной группе людей Лев Гумилев назвал нашим обоюдным стремлением друг к другу. Если нас тянет друг к другу, мы хотим общаться между собой, то мы можем называть себя татарами даже тогда, когда не говорим на родном языке и недостаточно глубоко знаем свою культуру.
    Это верно потому, что все мы имеем сходное этническое сознание, сформированное за столетие проживания на одной земле. Оно также поддерживалось общностью наших культур и принятыми языками общения.
    С момента поселения на территории Верхневолжья и до нынешних времен все этнические группы вместе прошли через застой и взлет своего самосознания. Были периоды возросшего интереса к своим историческим корням, культуре, стремления к единению. И, напротив, во времена застоя включались центробежные процессы. Тогда каждая семья замыкалась в себе, пытаясь ничем не отличаться от соседей.
    Сегодня идет интеграция в доминирующее большинство. Поэтому выжить и сохранить свою идентичность каждому народу помогут сплоченность, заинтересованность друг в друге, в общей истории и культуре.
    «Содружество национальных объединений», созданное почти пять лет назад в Тверском областном Дворце культуры «Пролетарка», вместе с двадцатью общественными национальными формированиями работает в этом русле. На страницах тверских и российских СМИ мы пытаемся рассказать о жизни народов в нашем регионе. Кстати, ваша газета «Караван» также печатала наши материалы и серьезно занимается культурологией, в том числе и этнической.
    Сегодняшний материал посвящен тому, как живут представители разных этносов в ЗАТО Озерный Бологовского района. Информационный повод - приглашение на татарскую кухню во Дворец культуры от Симы Асоян. Руководитель «Содружества» Людмила Гусарова в 2002 году была здесь на первой подобной программе - Дне армянской кухни.
    Автор строк ступил на эту землю впервые и нисколько не пожалел об этом. Местный клуб «Землячество» в очередной раз открыл свои гостеприимные двери для озерчан и гостей. В число гостей входит и бывшая завотделом культуры Т.А. Жукова, начавшая этот проект. К слову сказать, в таком эксклюзивном формате знакомство с народной кухней, обычаями и культурой (музыкально-певческой, игровой, поэтической, обрядовой и т.д.), пожалуй, есть только в ЗАТО Озерный. Авторы проекта учли главное: красивый праздничный стол, уставленный национальными блюдами, создает душевную, располагающую к дружескому общению атмосферу. У озерчан, по всему видно, есть замечательные повара-кулинары, вкладывающие в каждое блюдо такое мастерство и любовь, что получаются произведения искусства.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ КУХНИ

    В пище татар наряду с зерновыми продуктами большое место всегда занимало мясо - основная еда кочевых предков татар. Пищу готовили в котле - казане. Солили и вялили мясо впрок. Значительное место отводилось и молочным продуктам. Из снятого кипяченого молока делали катык - особый род кислого молока, который татарин обычно брал с собой и на месте, разбавляя родниковой водой, получал популярный освежающий напиток - айран.
    Сейчас в продажу поступают и айран, и кумыс, приготовленный из кобыльего молока. Знаем мы также азу по-татарски, в меню многих народов значатся пельмени. Интересна выпечка татар: бэлиши (пироги), вак-бэлиш (мелкие пироги), эч почмак (треугольные), кош-теле («птичьи язычки»), каляпуш (коврижка медовая). Общая с русскими кухня - холодные блюда и закуски, чай, кисели, запеканки. Вот как ели татары по праздникам: сначала чай с легкой несладкой едой - пирожки, кабартма (пшеничные пышки), картлы-май (татарский сыр, сваренный на меду и политый маслом). За чаем следовали плов, пельмени, тутырму. И завершали обед снова чаем, но уже со сладкими приправами.

САЛАМ АЛЕЙКУМ, САБАНТУЙ

    Но вернемся в зал с татарской кухней. Вот ведущая угощает всех чак-чаком (это как русский обычай потчевать хлебом-солью) и приглашает всех на самый значимый народный праздник - сабантуй. К чести организаторов, они сумели передать основные традиционные правила этого дня: самые разные состязания проходили между двумя командами, созданными делением зрителей на два «колхоза», затем вручение призов. Конечно, все это действо было придумано с большой выдумкой и чувством юмора. Например, вместо скачек на лошадях соперники «скакали» на стульях, пытаясь при этом надувать шары. Или в конкурсе по строительству юрт стройматериалы заменили на красивые шали. Вскоре к участию в сабантуе сумели привлечь почти весь зал. Веселье и смех на несколько минут смогла прервать Гульфия Пантелеева из Бологого, спевшая две татарские песни на родном языке. Накануне праздника Гули как настоящая татарка готовила для гостей свадебный чак-чак. Надо сказать, блюдо очень вкусное, но кропотливое при приготовлении. Тесто режется на тысячи кусочков, которые обжаривают в масле и поливают медово-сахарным сиропом.
    Из музыкальной культурной программы особенно запомнились общее разучивание танца под шуточную песню «Тут и там мои друзья, все татары, кроме я», а также песня в хорошем исполнении Симы Асоян. Вспоминая слова татарского поэта Шайхи Маннура:
Татарин и башкир -
Созвучные сердца.
Мы братья-близнецы
У одного отца, -

вечер смело можно считать посвященным и башкирской кухне.
    Кроме того, в ЗАТО Озерный с неизменным успехом прошли дни национальной кухни армянского, русского, еврейского, украинского, белорусского народов и казачества. Такая поддержка со стороны администрации муниципального образования и коллектива Дворца культуры достойна всяческих похвал и подражания. Хотя нет, наверное, пусть лучше каждый район идет своим самобытным путем в налаживании межэтнического диалога. От этого наша жизнь станет только светлее.

Лариса ТРЕГУБЕНКО
Фото Людмилы ГУСАРОВОЙ



    Тверская область исторически не была специфическим для казаков регионом. Тем не менее, в последнее время именно на нашей территории разгораются нешуточные страсти вокруг казачества. Дело в том, что казачье движение неожиданно стало представлять для многих особый интерес - экономический.

ЦЕНА ВОПРОСА

    Действительно, в законодательной сфере нашей страны произошли немалые изменения, которые коснулись и казачества, а именно государственной службы казаков. Так, согласно действующему законодательству казачья организация должна войти в госреестр казачьих обществ, и с ней должна заключить договор о сотрудничестве администрация субъекта Федерации. С этого момента и начинается госслужба казаков. Если казачья организация не прошла госреестр, то она, по сути, остается общественной, вроде клуба любителей военной формы.
    Нетрудно догадаться, что госслужба подразумевает как определенный круг обязанностей, надлежащих к исполнению, так и бюджетное финансирование и официальный статус «людей государевых», что само по себе воспринимается более солидно и открывает перед казаками большие возможности. Но главное в этом процессе то, что в зависимости от качества, целей и устремлений казачьей организации, получающей официальный статус, будет зависеть результат. Либо официальная казачья организация превратится в реальную силу, способную реально выполнять свои обязанности, либо на выходе получится пшик, точнее, очередная коммерческая афера с отъемом бюджетных денег. Собственно, именно так и стоит сегодня казачий вопрос в Тверской области. Казачьих организаций у нас несколько, и для того, чтобы понять, какой из вариантов развития событий ждет регион в ближайшем будущем, нужно разобраться в том, кто из всего казачьего спектра настоящий, а кто просто прикидывается из меркантильных соображений.

МЕСТНЫЕ

    Обзор казачьих организаций Тверской области достаточно прост, хотя человеку неподготовленному трудно разобраться в их названиях - везде фигурируют похожие слова. Самый верный способ разобраться в ситуации - посмотреть на реальную деятельность казачьих организаций. Мы будем рассматривать только самые активные организации, хотя, как станет ясно позже, активность активности - рознь.
    Прежде всего, это Тверское казачье общество (ТКО) Союза казаков России - самая старейшая казачья организация Тверской области, в состав которой входят порядка 150 казаков. Ее возглавляет атаман Борис Горишний. ТКО известно не только как хранитель казачьих традиций. ТКО ведет активную деятельность по военно-патриотическому воспитанию, сотрудничает с комитетом по делам молодежи Тверской области. Казаки ТКО задействуются для поддержания общественного порядка на массовых мероприятиях. ТКО организовало поисковое объединение «Елень», которое проводит поисковые работы и перезахоронения погибших солдат в местах боев во время ВОВ.
    Также конструктивной оценки заслуживает Тверское отделение резервного казачьего Войска Донского (ТРКВД), которое возглавляет атаман Леонид Костин. ТРКВД достаточно молодая организация, она основана летом 2005 года, но уже имеет достаточно большую численность - порядка 100 казаков. Старается развивать реальную деятельность на территории Тверской области и во многом преуспела.
    Обе эти организации объединяют две вещи: стремление создать реальное казачье движение в регионе и то, что состоят они из казаков, которые выросли и воспитывались в Твери и области, а значит, адекватно представляют себе местные нужды.

ГОСТИ

    В регионе есть еще одна активная организация - это Тверское отдельское казачье общество Центрального казачьего войска (ТКО ЦКВ). Возглавляет ее атаман Зотов, который пришел в регион со своей организацией полтора года назад из истринского казачества ЦКВ. Вообще нужно оговориться, что такой структуры, как ЦКВ традиционно в структуре казачества России не было. Она возникла в бурные 90-е, когда и не такое было возможно. Соответственно, цели у нее самые что ни на есть современные. Первое, что начало предпринимать ТКО ЦКВ, - это переписка с областной администрацией по поводу выделения этой организации участков леса и лесопилок. Мотивировалось это тем, что заготовленный лес пойдет «на строительство казачьих станиц…». В общем, гоголевский Манилов просто дитя по сравнению с «истринскими фантазерами». Тем более что тверской базы у этой организации просто нет. Казаки из ТКО ЦКВ появляются практически на всех публичных мероприятиях. Только среди них нет ни одного тверского - все из московской области приезжают. Хотя рядом с этой организацией крутятся те тверские казаки, кто по тем или иным причинам выбыл из местных казачьих обществ.

ЗАБАВЫ ГОСТЕЙ

    Все это достаточно показательно в разрезе поставленной нами проблемы. Имеется в виду реальная деятельность казачьих организаций. Личный PR не в счет. Тем более упомянутое казачество ЦКВ активизировалось не на шутку. Отсутствие тверских членов общества там пытаются компенсировать, применяя активный рекрутинг. То есть в организацию атамана Зотова вступить так же просто, как и отдать свою подпись для регистрации кандидата в депутаты. Достаточно обладать паспортом. Готовая анкета заполняется за 5 минут. Ходят слухи, что таким образом будущих казаков находят чуть ли не на улице. Конечно, ничего противозаконного в этом нет, но подобные методы не совсем совпадают с казачьей идеологией, ведь казачье движение - это не только удостоверение, но и вера, и принципы, и, конечно, традиции.
    О традициях стоит сказать отдельно. Недавнее мероприятие, организованное казаками из ЦКВ, просто удивило. Проводилось оно на стадионе «Химик» и называлось «Рождественские казачьи забавы». Собственно, «забавы» заключались в том, что казак Плешаков, известный тем, что он путешествует по России с миссией популяризации казачества и переплывает реки с завязанными руками, должен был продемонстрировать танец на битом стекле и лежание на нем же. Конечно, Плешаков и сплясал, и полежал. Делал он это под так называемые «казачьи песни», которыми почему-то оказались «Ой, полным полна моя коробочка…» и «Ой, мороз, мороз…». Хорошо, что казачьими песнями не оказались «Крылатые качели» из фильма про Электроника или что-нибудь из Киркорова.
    В общем, создалось впечатление, что организаторы «забав» не совсем хорошо представляют себе казачью специфику. Если уж устраивать забавы, то они и должны быть казачьими (а не йоговскими), песни должны быть казачьими, и для того, чтобы показать удаль, совсем не обязательно отплясывать на стеклах. Лучше не устраивать цирк, а в меру сил стараться сделать хоть что-нибудь полезное для своей страны, области или города. Иначе получается прямая дискредитация казачьей идеи.

Алексей ПЯТАКОВ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru