Архив номеров


    Главным плюсом национального проекта “Здоровье” тверские медики считают укрепление материально-технической базы лечебных учреждений.
    За прошлый год в Тверскую область поступило 175 единиц диагностической аппаратуры на сумму 135 миллионов рублей. В основном это УЗИ, рентгенодиагностическое, эндоскопическое, лабораторное, кардиографическое оборудование. По нацпроекту больницы области получили 68 автомобилей “скорой помощи”. На втором месте по значимости – профилактическая работа. Количество детей и пожилых людей, привитых от опасных заболеваний, превысило 90 процентов от запланированного, и уже можно говорить о создании в области так называемого коллективного иммунитета. Что касается общей диспансеризации бюджетников, ее итоги показали, что более 50 процентов осмотренных имеют серьезные заболевания, о которых они не подозревали, и нуждаются в дополнительном обследовании. Высокотехнологичной помощью, оказанной по квотам в столичных клиниках, воспользовались 1348 пациентов. Из них почти половина – дети.
    Одним из крупных проектов, который планируется реализовать в этом году, станет информатизация лечебных учреждений, которая станет первым шагом к внедрению в области телемедицины.
    Однако при реализации национального проекта руководители области столкнулись с такой неожиданной проблемой, как неготовность главврачей ЛПУ к организационно-экономической деятельности и неумение хозяйствовать в новых условиях. Например, диспансеризация проходит более интенсивно в тех учреждениях, где главврачи обладают определенными организаторскими способностями. Выяснилось, что не все руководители умеют и правильно расходовать средства. В частности, есть жалобы от сотрудников некоторых медучреждений области, что средний персонал, участвующий в диспансеризации, не получает никаких доплат. Тогда как основная часть выделяемых государством средств (500 рублей за одного человека) должна идти на зарплату всем сотрудникам, участвующим в этом, в том числе и техническим.
    Департамент здравоохранения области выразил готовность рассмотреть письменные жалобы из тех медучреждений, где средства распределяются несправедливым образом.
    Для того чтобы помочь главврачам овладеть навыками руководящей работы, департамент здравоохранения намерен более активно проводить курсы подготовки и переподготовки кадров. В Тверском техническом университете открыт факультет по подготовке руководящих кадров здравоохранения, где есть возможность получить и экономическое образование. Ею уже воспользовались главврачи некоторых ЛПУ.



    Говорят, по Европе бродит призрак. Коммунизма? Возможно. Но вот то, что по Твери уже без малого лет 13 бродит призрак... старушки Изергиль, совершенно определенно. Бодренькой такой старушонки, не упускающей возможности попиариться, не теряющей интереса к молодежным тусовкам и не устающей нести людям позитив. Позитив, кстати, материализуется совершенно конкретно – в песнях, которые старушка Изергиль поет и для детей, и для пенсионеров, и для индусов, и для зэков, и для милиционеров. В общем, для всех и для каждого.В свободное от основного занятия время старушка подрабатывает журналистом и в миру зовется Саша КОНСТАНТИНОВ.

И НЕНАКРАШЕННАЯ СТРАШНАЯ, И НАКРАШЕННАЯ...

    – Саш, ходят слухи, что ты решил “изменить” старухе Изергиль. И теперь примеряешь на себя образ Марлен Дитрих?
    – Нет, что ты, я как был старухой Изергиль, так ею и останусь. Просто сейчас я увлечен личностью Марлен Дитрих, а недавно вел вечер, посвященный ее 105-летию. Тем не менее, рассказывая о Марлен Дитрих, я все равно находился в привычном и любимом для себя образе старухи Изергиль.
    – Как люди реагируют на твою старушку? Наверняка многие просто недоумевают?
    – Да нет, в общем-то, нормально реагируют, хотя обычно, когда я “выхожу в народ”, начинают искать скрытую видеокамеру, а многие, кстати, на самом деле принимают Изергиль за реальную старуху. Как-то я пришел на Блошиный рынок, выложил старые видеокассеты, шприцы, в которые предварительно закачал джин-тоник, стою, кричу: “Детская порнография, наркотики, свежая доза из-за Линии!” Окружающие бабки стали возмущаться, привели милиционеров, чтобы те забрали “сумасшедшую старуху”, то есть меня. Милиционеры меня увидели – и давай ржать.
    Или еще недавний пример: пригласил я на концерт своего знакомого, он мне потом высказывает: “Что же вы меня пригласили, а сами не пришли? Концерт вела какая-то бомжиха, неужели поприличней никого найти не смогли?” То есть он меня в образе Изергиль просто не узнал.
    – Значит, твоя Изергиль все-таки неопрятная, бомжеватого вида старуха, а не гламурная бабуся?
    – Она может быть, если понадобится, и гламурной: юбку парчовую надеть, платок расписной, но чаще она такая вот: неухоженная, страшненькая. А как же иначе? Ведь моя Изергиль – это, в общем-то, та же Баба Яга. Дети, кстати, воспринимают этот образ на ура.

“ГОЛУБОЙ АНГЕЛ” В КОМЕДИИ СТРОГОГО РЕЖИМА

    – Ну а Марлен Дитрих все-таки откуда вдруг взялась?
    – Дело в том, что меня всегда интересовало ее творчество, нравились ее песни. И как-то пришла в голову идея: организовать в Твери клуб поклонников Марлен Дитрих. Неожиданно откликнулось много единомышленников, причем в основном людей достаточно солидного возраста.
    Вообще Марлен Дитрих была знаковой фигурой не только для своей эпохи, она, можно сказать, воспитала целую плеяду звезд: взять ту же Мадонну, Патрисию Каас, Аманду Лир. Почему-то принято считать, что сценический образ многих певиц “списан” с Мэрилин Монро. На самом деле, и многие это не скрывают, примером для подражания была скорее не Мэрилин, а Марлен Дитрих. Сейчас мы с моими единомышленниками готовим альбом песен Дитрих на немецком и английском языках. Я их перепеваю в свойственной мне манере. Также в стадии записи находится и сборник детских песен.
    – ???
    – Ну да, что здесь удивительного? Меня часто приглашают выступать перед детьми, для них у меня совершенно особый репертуар – песни из мультфильмов, сказок.
    – Но вряд ли дети догадываются, кто такая старуха Изергиль.
    – А зачем им догадываться? И не надо. Они воспринимают меня просто как Бабу-Ягу, что меня вполне устраивает.
    – Не пугаются?
    – Нет, радуются. Мне нравится выступать перед разной публикой. Я, например, долгое время просто бредил идеей выступить перед заключенными. Мне говорили: “Ты что, идиот? Да они тебя просто засмеют”! Ничего подобного! Мне довелось выступать в образе старухи Изергиль перед зэками в колонии строгого режима, и мое выступление восприняли вполне адекватно.
    – А репертуарчик у тебя какой?
    – Самый разнообразный. Например, песни Пугачевой, Сенчиной. Людмиле Сенчиной я, кстати, свою кассету давал прослушать, потом спросил: “Ну, как”? Она: “Очень смешно”.
    – Не обидно?
    – На самом деле для меня это лучший комплимент. Ведь то, что я делаю, напоминает клоунаду. В моем выступлении может быть множество каких-то серьезных моментов и подтекстов, но по большому счету это должно приносить людям радость, смешить их.
    Кстати, многое в моих песнях появилось благодаря моей университетской фольклорной практике: мы ездили по деревням, слушали, как поют бабульки, записывали. Сейчас я использую этот фольклорный опыт. Причем стараюсь воспроизвести все эти песни максимально точно, таким же дребезжащим голосом, чуть фальшивя. Наверное, я мог бы спеть намного чище, но это будет уже не интересно, это будет вранье.

ПОЖИЗНЕННЫЙ ВЕТЕРАН ТРУДА

    – А как ты стал старухой Изергиль?
    – Мне с детства очень нравился Милляр, чуть ли не с садика я подражал его дребезжащему неповторимому голосу. Потом, будучи уже студентом, я с приятелями записывал свои песни на магнитофон. И решил попробовать спеть в манере Милляра, получилось неожиданно и смешно. Тогда же встал вопрос, а как, собственно, подписать кассету, кто поет? Само собой пришло на ум “Старуха Изергиль”.
    – Какая первая песня была записана в образе старухи Изергиль?
    – Там были строки из одного жестокого романса. Я, кстати, и диплом защищал по жестокому романсу. А тут неско-лько лет назад мне Министерством культуры даже была выделена специальная стипендия на создание диска с “жестокими” романсами. Правда, на эту сумму вряд ли можно записать диск, тем не менее 10 тысяч рублей тоже на дороге не валяются. И самое приятное, что (как мне сказали) благодаря этой стипендии я по достижении пенсионного возраста автоматически стану ветераном труда.
    – Возможно, я ошибаюсь, но раньше старуха Изергиль как-то поактивней была, в последнее время что-то ее не видно.
    – Да нет, почему? Сейчас, наоборот, она весьма активизировалась. Ведь какое-то время меня просто не было в Твери. Я уезжал в Москву, Питер. Там работал...
    – Так-так, с этого места поподробнее. Как ты попал в Москву?
    – В конце 90-х меня пригласили на фестиваль “Культурные герои XXI века” и даже вручили неплохую денежную премию. Я подумал, почему бы не попробовать старушке поработать в московских клубах? Существует такой миф: чтобы тебе куда-то пробиться в мире шоу-бизнеса, обязательно надо с кем-то переспать. Ерунда! Понравился твой номер – иди, ради Бога, работай, не понравился – до свидания! Все очень просто.

МУСОРНЫЙ ВЕТЕР...

    – В каком московском клубе ты работал?
    – Был такой гей-клуб в Москве “Центральная станция”. Там элитарная публика собиралась, выступали артисты действительно высокого уровня. Мне там нравилось работать, потому что относились ко мне по-человечески. Например, был случай, когда у одной тамошней “звезды” грудь силиконовую украли. Долго выясняли, кто бы это мог сделать. Ну, моей старухе грудь, понятное дело, ни к чему, но все равно приятно было, когда “Ева Браун” в конце концов заявила: “Я всех подозреваю, но не Изергиль”. Я говорю: “Это потому что мне сиськи не нужны?” Она: “Нет! Потому что ты не можешь взять чужое”.
    – Как вообще столичная публика развлекалась?
    – Ну, например, устраивали так называемые “грязные вечеринки”. Прихожу как-то вечером в клуб: везде мусор, туалетная бумага, грязь, среди этой помойки снуют люди в дорогих костюмах. Кидаются тортами, всячески “свинячат”. Боря Моисеев, присутствующий там же, передал мне на сцену блюдо с какими-то салатами, и я эти салаты, повинуясь какому-то общему порыву, вывалил себе на голову. Для меня все это, конечно, дико было, но поучаствовать в этом безобразии было прикольно.
    – Почему ты из Москвы уехал?
    – Надоело, да и устал, в общем-то. Днем я работал журналистом, а ночью в клубах зажигал в образе Изергиль.
    – Что можешь сказать про своих “коллег”, в частности, про Сердючку?
    – Когда только начинался этот проект, было интересно, но сейчас я не вижу, чтобы образ, созданный Данилко, как-то развивался. Тем более в последнее время появилась масса совершенно бездарных двойников, которые отнюдь не повышают рейтинг Сердючке. А вот действительно гениальным дуэтом, на мой взгляд, был дуэт Маврикиевны и Никитичны. Мне очень повезло: довелось побеседовать с самим Танковым. Я ему рассказал о своей Изергиль, и он вдруг неожиданно заметил: а ведь действительно, как я не додумался, можно было тоже заставить мою Маврикиевну запеть, голос-то у меня всегда был неплохой.
    – Тебе комфортно в образе старухи Изергиль?
    – Да, очень.
    – А ты не ловишь себя на мысли, что иногда в обычной жизни тебе хочется отреагировать на что-то, как отреагировала бы она, сказать ее голосом или даже подумать так, как подумала бы Изергиль?
    – Бывает, конечно. Как-никак 13 лет вместе!
    – Определи несколькими эпитетами: какая твоя Изергиль?
    – Она может быть доброй и злой, дурой и остроумной. Она разная. Но в любом случае она несет только добро и позитив.

Елена ДАНИЛЕВСКАЯ.



    Не правда ли, до боли знакомые картинки? Кто-то относится к забугорному (а теперь и к нашему) “мылу” с известной долей иронии, но также не секрет, что во многих семьях сериалы становятся причиной нешуточных баталий. Порой домохозяйки с таким жаром обсуждают похождения любимых героев, что у здравомыслящего человека невольно возникает вопрос: а здоровы ли они психически? О том, что же это за феномен такой – “мыльные оперы” , о его причинах, целях и последствиях, мы беседуем с заведующим Центром психического здоровья при Областном психоневрологическом диспансере врачом-психотерапевтом Владимиром Туговым.
УДАР НИЖЕ ПОЯСА

    – Владимир Серафимович, в чем же причина необыкновенной популярности “мыльных опер”?
    – Начать нужно с того, что государственная идея, цементирующая общество, в России отсутствует, несмотря на все попытки создать ее. Наряду с этим практически насильственно в сознание людей внедряется утилитарная идеология потребления, использующая и эксплуатирующая базовые потребности человека. Они описаны еще учеными эпохи Возрождения. Это – потребность в безопасности, любви, признании, уважении и самоуважении. Любой человек так или иначе стремится к удовлетворению этих потребностей, а “мыльные оперы” (да и не только они, а большинство произведений современной кино– и телеиндустрии) создают иллюзию их удовлетворения.

В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

    – А в этом месте, пожалуйста, поподробнее…
    – Возьмем, к примеру, “чернейший” американский боевик. В нем обязательно присутствуют злые силы, которые олицетворяют один или несколько подлецов, есть люди, страдающие от этого зла. Но тут на сцену из-за кулис выходит положительный герой, этакий супермен, уничтожающий подлецов пачками. Такой вот стандартный незамысловатый сюжет, действие которого, как правило, разворачивается на фоне ярких сцен насилия. У зрителя подсознательно возникает мысль: “Слава Богу, что меня там нет!”, после чего невольно появляется иллюзия собственной безопасности. С другой стороны, он начинает отождествлять себя с этим супергероем, и у человека рождается ощущение, что он тоже способен на подобные подвиги. Возникает иллюзия всемогущества: расправляются плечи, поднимается голова… Вот вам удовлетворение потребностей в признании и самоуважении. Стоит отметить, что подобные переживания свойственны подросткам или инфантильным личностям.
    – А что же в этом плохого?
    – Так ведь дальше иллюзий дело-то не идет, поэтому возникает извращенное представление о действительности и о себе. Во-первых, реальной безопасности не прибавляется ни на йоту: мир ведь не меняется. Во-вторых, личность, находящаяся в плену подобных грез, палец о палец не ударит для своего физического развития и самосовершенствования в целом. Зачем ему это надо? Вроде бы и так все есть…

ПРИЗРАК ЛЮБВИ

    – Получается, потребность в любви удовлетворяют любовные романы и сериалы?
    – Скажем так: создают иллюзию ее удовлетворения. Ведь кто смотрит любовные сериалы? Как правило, женщины, жизнь которых – сплошная рутина. Об эмоциях, страстях, накале чувств остается только мечтать… И тут на экране появляется этакая “Золушка”, которая много страдает, но стремится к лучшей жизни и, в конце концов, ее добивается. Ну как тут не “заразиться”?
    – И снова вопрос: в чем же здесь “криминал”?
    – Так ведь “мыльный” сериал похож на реальную жизнь точно так же, как лубочная картинка на полотно классика! Ведь на самом деле однозначных людей не бывает, как нет и однозначных чувств. А в сериале все упрощено и ясно с самого начала: вот герой – а вот мерзавец, вот любовь – а вот ненависть. Полная чушь, конечно, зато эмоций – через край. Человек включается в сопереживание, и у него появляется иллюзия благополучия, яркой, красивой жизни, любви, в конце концов. Зачем к чему-то стремиться, зачем работать над собой? Нажал кнопку телевизионного пульта, и все исполнилось.
    – Но ведь классическим героям – Достоевского, Чехова, Булгакова – люди тоже сопереживают. И ничего плохого не происходит.
    – Правильно, не происходит, потому что в классических произведениях, независимо от жанра и сюжета, нет подмены реальности. Люди там такие, какие они есть или какими вполне могут быть.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГЛА

    – Владимир Серафимович, давайте резюмируем: что же происходит с человеком, “подсевшим” на эмоциональную иглу современной киноиндустрии?
    – Жизнь наша, как известно, далека от совершенства. Потребности, которые мы упоминали в начале разговора, у части людей реально не удовлетворены. А “мыло” во всех его проявлениях: сериалы, боевики, мелодрамы, эмоциональные ток-шоу – направлено на то, чтобы вызвать у человека особое состояние сознания, создать иллюзию удовлетворения его основных психологических потребностей. С одной стороны, это приучает к пассивности (зачем работать над собой, если можно просто включить телевизор), с другой – вызывает эмоциональную зависимость сродни наркотической: когда заряд эмоций растрачен, требуется постоянная подпитка. Человек “уходит” в экран и вновь погружается в мир иллюзий. В определенных случаях это может быть чревато психическими расстройствами.
    -Но я, например, тоже часто пересматриваю старые любимые фильмы…
    – Так это совсем другое дело! Во-первых, в этих фильмах есть идея. Не всегда только коммунистическая, а скорее гуманистическая. А какая идея в штатовских боевиках? Круши все подряд и будешь совершенен? Во-вторых, как мы уже говорили, персонажи этих фильмов – реальные, живые люди, так что подмены действительности не происходит. В третьих, в них не акцентируется внимание на насилии, даже если это фильм про войну или детектив. Люди тоже гибнут, но это не смакуется. Поэтому воспринимаются такие картины совершенно по-другому.

РЕАЛИТИ-ШОУ: УБИЙСТВО

    – Наверное, самый скандальный “фильм” ушедшего года – подпольная видеосъемка казни Саддама Хусейна. Запущенная в Интернет, она собрала рекордное число зрителей. Почему?
    – Причина все та же: отсутствие у людей чувства безопасности и уверенности в торжестве справедливости. Американские идеологи это четко понимали, поэтому казнь иракского диктатора была неизбежна: возникла необходимость продемонстрировать, что зло наказано. Но поскольку в реальности ничего не изменилось, в ход была пущена все та же эмоциональная игла. А тут уж работает закон: чем острее эмоции, чем реальнее зрелище, тем сильнее эффект успокоения. Ведь раньше публичные казни “злодеев” служили именно для успокоения народа, были способом “эмоциональной разрядки”.
    – Что-то незаметно, чтобы Ирак успокоился. Наоборот, страну захлестнула очередная волна насилия.
    – А иракцев, по-моему, никто и не собирался успокаивать. Шоу было сделано для американцев. Достигло оно поставленных целей или нет – не мне судить.

СУД ИДЕТ?

    – Не с этой ли проблемой – отсутствием чувства справедливости и безопасности – связана необыкновенная популярность судебных телешоу? Люди проницательные подмечают в них убожество сюжетов и отвратительную актерскую игру, юристы просто хохочут над бесчисленными правовыми ляпами… А обывателей, тем не менее, от экрана не оттащишь.
    – Дурная актерская игра и прочие несуразности – это все вещи второго порядка. Главное – эмоции. Человек, заражаясь ими, невольно вступает в игру. Естественно, он отождествляет себя с судьей, представляя в воображении, что именно ему дозволено свыше вершить правосудие. А эффект все тот же: создание иллюзии безопасности и справедливости. Вместо самих безопасности и справедливости.

ЖИВИТЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

    – Владимир Серафимович, в последнее время много говорят о так называемом клиповом сознании. А что это такое и с чем его едят?
    – Для начала давайте разберемся, что такое клип. Это короткое, но очень эмоционально насыщенное произведение с большим количеством зрительных образов, доносящее до человека лишь частичную и фрагментарную информацию. Сюда можно отнести не только собственно музыкальные клипы, но и рекламные ролики и искусно смонтированные тенденциозные новостные сюжеты. Личность с клиповым сознанием не способна мыслить системно, у нее затруднено формирование ассоциативных связей. А с утратой системного мышления и способности к самостоятельному анализу поступающей информации человек становится более управляем извне.
    Приведу пример. Допустим, некто с нормальным, здоровым сознанием нашел какой-нибудь осколок древнего кувшина. У него возникнут примерно такие ассоциации: “Ага, где-то я похожую штуку видел. Постойте-постойте… Ну конечно, в учебнике истории…” А дальше человек хотя бы в общих чертах вспомнит, что в том учебнике написано о подобных черепках и об эпохе, которую они представляют.
    У индивидуума с клиповым, суженным сознанием не возникнет никаких ассоциаций. Он полюбуется на занятную вещицу и попросту ее выкинет. А если в очередном клипе ему скажут, что это обломок инопланетного космического корабля, вполне может и поверить, несмотря на то, что древнюю историю в школе тоже изучал.
    – И, наконец, итоговый вопрос: как уберечься от манипулирования собственным сознанием?
    – Мой совет не будет оригинальным: читайте классику, смотрите старые добрые фильмы. Старайтесь самостоятельно анализировать любую поступающую к вам информацию. А главное – живите в реальном мире, здесь и сейчас. Если мир плох – в этом есть и наша вина.

Алексей НИЛОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru