Архив номеров


Архиепископ Фаддей. Тверь, 1936 год     Новый год в Твери - праздник, навсегда связанный с мученическим подвигом небесного покровителя нашей области, святого архиепископа Фаддея, замученного в калининском СИЗО на площади Гагарина 31 декабря 1937 года.
    Каждый год вот уже девять лет в первом новогоднем номере газеты «Караван» мы публикуем статью о владыке Фаддее. Журналисты нашей редакции считают священномученика Фаддея своим небесным покровителем. Еще ни один номер нашей газеты не вышел без молитвенного обращения к святому Фаддею. И каждую неделю в нашей редакции совершается чудо - газета выходит, несмотря ни на что. А в Вознесенском соборе на Тверском проспекте, где ныне покоятся мощи святого Фаддея, вам могут рассказать о чудесных исцелениях, совершающихся по молитвам к нему, о случаях просто сверхъестественной помощи святого в самых сложных жизненных обстоятельствах.
    Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в семье сельского священника. Приняв монашество после окончания семинарии и Московской духовной академии, он быстро стал серьезным ученым-богословом. В 1902 году архимандрит Фаддей был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, а еще через шесть лет стал епископом Владимиро-Волынским. Еще до революции он славился как величайший бессребреник - по евангельскому слову Христа, у него не было даже лишней одежды. С началом смутных лет революции и гражданской войны православные Волыни получили бесстрашного заступника в лице владыки Фаддея. Но в 1922 году епископ Фаддей был арестован и выслан из своей епархии. Затем были тюрьма и ссылка. А в декабре 1923 года епископ Фаддей встал во главе Астраханской епархии.
    В это время, не выдержав бесконечных арестов и гонений на Церковь, скончался другой великий тверской святой - уроженец Торопца, первый избранный после трехсотлетнего правления Святейшего Синода русский патриарх Тихон. Патриарх говорил о владыке Фаддее, что это подлинно святой человек. И в какой-то момент после его кончины архиепископ Фаддей чуть было не возглавил Русскую православную церковь. Был арестован патриарший местоблюститель Сергий, затем - вступивший в его права архиепископ Ростовский Иосиф. Архиепископ Фаддей, заместитель владыки Иосифа, выехал в Москву, чтобы приступить к обязанностям по управлению Церковью. Но был арестован и отправлен в ссылку. Освободившись в 1928 году, митрополит Сергий назначил владыку Фаддея в Саратовскую епархию. Но уже через несколько месяцев Фаддей был переведен в Тверь.
    В Твери архиепископ Фаддей продолжил жизнь аскета и подвижника. Люди любили его, и он очень любил своих прихожан. Сохранилось множество свидетельств чудес, которые еще при жизни совершал владыка. Это и исцеления уже отчаявшихся спастись больных, и удивительные провидческие слова, которыми он умел утешить тех, кто приходил к нему со своими бедами.
    Но именно Тверь подверглась самому большому гонению на православие: храмы закрывались и разрушались один за другим, а те, которые оставались, захватывали так называемые «обновленцы» (была такая попытка советской власти адаптировать Православную церковь под свои нужды). Последним местом, где совершал службы владыка Фаддей, был единоверческий храм на Волынском кладбище (там, где сейчас построена новая церковь Серафима Саровского). В 1936 году владыка Фаддей был отстранен от архиепископского служения - власти слишком боялись того авторитета, который он имел у прихожан. Но люди продолжали почитать его как великого праведника, и новое руководство епархии советовалось с ним как с правящим архиереем.
    20 декабря 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовывать архиепископа Фаддея. Обыск шел с восьми вечера до пяти утра, но ничего ценного найдено не было. «На что вы живете?» - удивился офицер НКВД. «Мы живем подаянием», - ответил архиепископ.
    Владыку поместили в камеру к уголовникам, которые издевались над ним: забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна, а потом заталкивали под нары. За священномученика вступилась сама Богородица. Однажды ночью она явилась главарю уголовников и сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните». Наутро уголовники бросились под нары, смотреть, жив ли старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Они поклонились владыке и попросили у него прощения. Впоследствии эти люди прошли войну, и все остались живы и невредимы.
    Через 10 дней после ареста владыка Фаддей был приговорен тройкой НКВД к расстрелу. Его казнили около часа ночи 31 декабря. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами.
    Тюремный врач предупредила православных, что архиепископа Фаддея скоро повезут хоронить, и две женщины ждали всю ночь на Неопалимовском кладбище - на другой стороне Волги от СИЗО (сейчас неподалеку от того места находится Восточный мост). Женщины заметили место его могилы и на Пасху поставили над ней нехитрый крест, который вскоре был уничтожен властями.
    Верующие помнили своего архиепископа-мученика. И в 1993 году, 26 октября, мощи святого владыки вернулись к ним. Сначала он почитался как местночтимый святой, а в 1997 году был причислен к лику святых на освященном Архиерейском Соборе. Люди со всей России едут в Вознесенский собор поклониться святому Фаддею - его почитают повсеместно. А с нами, тверитянами, он всегда рядом. Достаточно лишь зайти в Вознесенский собор в центре Твери. В правом углу, за колонной, на возвышении, стоит рака с его мощами. И святой владыка слышит наши молитвы.
    Из проповеди владыки Фаддея на Рождество 1932 года:
    «…Мы должны собрать духовные сокровища, которые так щедро рассыпала Святая Церковь в своих песнях Христу рождающемуся, чтобы каждый мог явиться с готовыми дарами на поклонение Ему, в вертепе и яслях возлежащему ради нашего спасения. Каждая малейшая черта в Рождестве Христовом исполнена высокого духовного назначения и много говорит сердцу…
    Кто возлежит в яслях? Бог Вышний. «Невидимый видится и Неосязаемый осязается, Безначальный начинается и Слово воплощается, Сын Божий сын человечь бывает». Это для того, чтобы приблизить к людям Источник жизни, который в Боге и который они через свое падение утратили…
    В неверии и духовном расслаблении они всегда склонны бывают думать: «Кто видел Бога? Как всю жизнь гоняться за чем-то незримым, относительно чего так легко обмануться? Не погублю ли я через это понапрасну свою жизнь, ради призраков отказываясь от действительных благ, которые можно взять от нее?»
    И вот Бог облекся в плоть «на земле явися с человеки поживе», чтобы его видели, осязали, точно знали, куда им направлять пути жизни, ради чего жить. Бог с нами; Источник жизни близок, и теперь от каждого зависит, будет ли он пить из него или, оставив Источник воды живой, по-прежнему будет «высекать себе водоемы, которые не могут держать воды».
    … Бог не только делается видимым, осязаемым, близким нам, но в самом Рождестве являет величайшее смирение, уничижение… Все это для того, чтобы исправить пагубные последствия нашего падения, которое началось с гордости, с желания наших праотцев «быть как боги», достигнуть обожения не через уподобление Богу в истине, добре и красоте, а прелестью, путем обманчивым, через свободную жизнь, не подчиняющуюся даже Самому Богу, жизнь по воле страстей, из которых о каждой изначально сказал Бог Адаму: «В день, в который ты вкусишь, смертью умрешь». Приемлет нищету Богатый, чтобы даровать людям богатство Своего Божества. Облекается в образ раба Владыка, чтобы обнищавшему Адаму послужить.
    …«Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»… Вместе с распространением света истинного боговедения, «многобожие идолов упразднися, всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки, во едино владычество Божества языцы вероваша».
    …Возблагодарим же от всего сердца Христа рождшегося. Поклонимся ему в простоте сердца вместе с пастырями Вифлиемскими, этим как бы начаток всех в простоте сердца верующих людей. Поклонимся и разумно вместе с мудрыми волхвами, принесшими Христу многие и глубоко знаменательные дары, указывающие «смирною смерть, златом царкую державу, ливаном (ладаном. - Прим. ред.) Божества преимущество»
    Примем Христа в ясли смиренного, любовью согретого сердца вместе с пастырями Вифлиемскими. Будем умножать Ему дары, подобно волхвам, через песни хвалы, которые пусть долго звучат в наших сердцах.
    Будем молиться, чтобы не отверг Христос наших сих даров, повторяя слова песни церковной: «Призри на пение рабов, Благодетелю».

Мария ОРЛОВА



    В ночь с 6 на 7 января православные Тверской области праздновали Рождество Христово.
    Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в рождественский сочельник, накануне праздника, в 22.00, возглавил торжественное богослужение в кафедральном Воскресенском соборе. На архиерейской рождественской службе в Воскресенском соборе традиционно стараются побывать многие значимые люди. Например, в это Рождество там был замечен замгубернатора Михаил Куржиямский.
    Погода выдалась несколько нерождественской: вместо легкого морозца, привычного в эти дни, на улицах стояли лужи и журчала капель. Но это не испортило праздничного настроения тысячам верущих Тверской епархии. Были заполнены все храмы: от маленьких домовых церквей до огромных соборов. В сам день Рождества, 7 января, владыка Виктор служил вечерню в Вознесенском соборе. А потом начались традиционные святочные гуляния.
    7 января в православной епархиальной школе прошла рождественская елка, на которой присутствовал архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Кроме того, рождественские епархиальные елки прошли также 8 января в Покровской и Скорбященской церквах и храме Трех исповедников.
    А днем раньше в Тверском римско-католическом костеле также прошел детский рождественский праздник, на который были приглашены все маленькие тверитяне. Ребята пели, плясали, рассказывали стихи и получали за это сладкие подарки.
    В городском же саду 7 января были организованы праздничные гулянья «Рождественские встречи». В это же время в поселке Сахарово состоялся праздник на улице «Молодецким потехам мороз не помеха».



    2-3 января в Торжке прошли торжества, посвященные 600-летию княгини-мученицы Иулиании Новоторжской.
    После литургии, 3 января, через Торжок прошел крестный ход от Михайловского храма к Спасо-Преображенскому собору. Святая княгиня пострадала за свою верность супружескому долгу и прославилась многими чудесами, которые совершались в Торжке после ее кончины.



В Т.Ч. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СТРАН
    Германия 319
    Украина 299
    Белоруссия 149
    Австралия 164
    США 869
    Литва 130
    Дания 158
    Казахстан 360
    Израиль 508
    Швейцария 275
    Великобритания 301
    Болгария 165
    Другие страны 3476

    И ГОРОДОВ:
    Москва 9124
    Тверь 7122
    Санкт-Петербург 4673
    Кемерово 253
    Красноярск 174
    Ярославль 631
    Нижний Новгород 128
    Ростов-на-Дону 139
    Екатеринбург 142
    Мурманск 265
    Владивосток 398
    Челябинск 179
    Другие города 5142


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru