Архив номеров

    ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
  ДОМ НА БОЛОТЕ
АКТИВНО застраивать Соминку стали не очень давно, в 40-50-е годы. Но и тогда на огромный, продуваемый всеми ветрами пустырь никто не посягнул. Строились вокруг...
      Еще живо предание о том, какая огромная сеча произошла на этом поле между русскими дружинами и татаро-монгольским войском. Много тогда полегло русских воинов. А живые бежали с поля боя в беспорядке, сумятице, оставив тела погибших. Легенда гласит, что тела павших воинов так и остались непогребенными, а их неприкаянные души до сих пор маются здесь. Потому и не строили никогда на этом поле домов - грех строиться на костях. И все нынешние аномальные явления связывают в народе с той древней битвой.
      Но была и другая причина, по которой обходили строители пустырь. Уже очень давно превратился он в топь, болото. А жить на болоте человеку нельзя...
      Первыми стали осваивать эти земли приезжие - северяне, заработавшие за полярным кругом большие деньги и решившие осесть в Твери. Не очень-то прислушиваясь к легендам, они построили на краю пустыря несколько коттеджей. А следующим шагом стала совершенно неуклюжая постройка - общежитие и два учебных корпуса Тверского университета. Первый корпус общежития построили и заселили лет 10 назад. Следом стали возводить стены второго корпуса. Говорили, что это будет дом для сотрудников университета. Его очень быстро подвели под крышу и... забросили, что для университетского жилого фонда весьма характерно. Вспомним, что эргээфовское общежитие ремонтировали лет 20, а корпус напротив уже 9 лет стоит в полуразрушенном виде.
      Но несколько лет назад судьбу дома на Соминке попытались решить. На общеуниверситетском профсоюзном собрании лидеры профкома предложили всем сотрудникам, стоящим в очереди на жилье, эту каменную коробку купить и самим довести до нормального состояния. Правда, клетушки из бетонных плит без сантехники и даже без рам и стекол продавались по цене хорошей однокомнатной квартиры в центре города. Сотрудники университета весьма удивились таким ценам и в тихом недоумении с собрания разошлись. С тех пор о бетонном скелете не вспоминают, ничто не мешает ему потихоньку ветшать и осыпаться. Пустые глазницы пялятся в мир. Бомжи и кошки этот дом избегают.
      А в заселенном корпусе все 10 лет происходят странные вещи. И людям, живущим здесь, снятся странные сны. Особенно, если ваша кровать обращена изголовьем к полю.

ПРЕДИСЛОВИЕ I

Сны - очень личностная форма творчества, самовыражения. В свое время ученые Пенсильванского университета выявили, что человек может быть режиссером своего сна. Была разработана сложная методика, по которой можно научиться загадывать себе сон и режиссировать его, менять сюжет, фабулу, финал сна по желанию. Только во сне человек является режиссером, актером и зрителем одновременно.

ПРЕДИСЛОВИЕ II

Дом был построен 10 лет назад. Усадка здания обычно идет лет 5, не больше. Но каждую ночь у меня в квартире отваливается задняя стена. Я слышу, как она трещит, это слышат и люди, живущие в угловых комнатах этажами ниже. И когда плита упадет, мир увидит кадр, достойный фильмов Феллини и Антониони. Ночь. В поле стоит девятиэтажный дом. 8 этажей его темные, а сегмент 9-го этажа светлый - стены больше нет. Я лежу на кровати головой в поле, рядом тумбочка, на ней зажженная лампа. Я читаю журнал. А на крыше играет пианист на белом рояле. Этот кадр абсолютно возможен, ведь плита все равно отвалится.

СОН 1-Й: "ЧЕРНЫЕ ПТИЦЫ И АФГАНЕЦ"

Летом я спала с открытым окном, и мне снилось раннее утро, рассвет, и в мое открытое окно залетают черные птицы, стая за стаей. Тьма больших черных птиц набилась в комнату, они летают, задевая меня крыльями. Мне становится страшно, я просыпаюсь, отбиваюсь от них, убегаю на кухню и захлопываю дверь. Мне кажется, что я спасена. И вдруг вижу: за кухонным столом сидит в окровавленной майке очень страшный афганец - на теле незаживающие раны, и я знаю, что у него ампутированы ноги. Но почему-то на голой шее над полосатой майкой черная бабочка от фрака и вместо костылей - тонкая, пижонская тросточка. Вдруг он встает и не идет (он не может идти), а как-то катится ко мне. Я немею от страха и вжимаюсь в стенку. А он говорит: "Ты меня не бойся, я только с виду такой страшный. Налей мне чашку чая".

СОН 2-Й: "ПРО ФОТОГРАФА РОБЕРТА САЛАЗАРА И ДИКТАТОРА САЛАЗАРА"

Была лютая зима, и в общежитии было холодно, хотя там зимой всегда холодно. Я вижу во сне сон. Мне хочется выйти на кухню, выпить горячего чая - согреться. Я протягиваю руку, чтобы включить настольную лампу. Щелчок, другой... Она загорается только с третьего раза. Так как в комнате очень холодно, я заворачиваюсь в одеяло и плетусь на кухню ставить чай. Свет луны заливает кухню, его вполне достаточно. В лунном свете я подхожу к плите, в руках чайник. А как раз за моей спиной на стене висят несколько фотографий, в том числе любимая - портрет известного фотографа Роберта Салазара. И тут боковым зрением я вижу, как Роберт Салазар отделяется от стены и медленно подходит ко мне. Я, зажав в руках чайник, оцепенело стою, глядя на его завораживающие действия. Он приближается и касается руками моего горла. Такое впечатление, что он открывает свои объятия, но он начинает меня душить. А я еще в одеяле спеленута, как в коконе, с чайником, мне все мешает. И я даже не знаю, кто меня душит - фотограф Роберт Салазар или диктатор Салазар, - но я чувствую, что, если сейчас не сделаю какого-то серьезного движения, он меня задушит. Я делаю сверхусилие и... просыпаюсь.
      Просыпаюсь в темноте. В окно падает узкая полоска лунного света. В квартире так же холодно, как было во сне. Я протягиваю руку к настольной лампе, щелкаю один, второй раз. На третий раз она загорается. Я закутываюсь в одеяло и иду на кухню. Осторожно оглядываюсь на Роберта Салазара - он висит на стене. Я бочком, бочком, стараясь не поворачиваться к нему спиной, подхожу к плите и ставлю чайник...

Вера Никитинская
      Фото Анаиды Джилавян

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ДЕКАБРЯ

Вот и наступил декабрь - последний в календаре месяц. В древнем церковном календаре он назывался декемврием ввиду того, что изначально был перенесен из римского календаря, в котором был десятым по счету и именовался децембером. А в народе же, еще со времен дохристианских, декабрь звали студенем, груденем и хмурнем - в зависимости от местности.       Также декабрь издревле звался в народе "воротами зимы". Именно в декабре обычно говорили, что "тепло из глаз течет", то есть до слез мороз прошибает.
      Несмотря на это, месяц довольно-таки насыщен различными праздниками (в том числе и крупными), апогеем которых является одно из величайших христианских торжеств - Рождество Христово. Раньше, до революции, в этот же самый день люди встречали Новый год. Но потом наше государство перешло на новый календарный стиль, и эти праздники как бы поменялись местами и стали отмечаться по выбору: верующими - оба праздника, атеистами - только один, новогодний.
      Однако к явлениям декабрьской природы одинаково приглядывались и те, и другие. И если декабрь выдавался пасмурным - следовало в будущем году ожидать обильного урожая, а декабрь с хорошей и солнечной погодой предвещал недород. Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето. А гром в декабре сулил большие морозы в течение всей зимы.
      Также была одна любопытная хозяйственная примета: в декабре рекомендовалось рубить деревья, потому что в народе считалось, что срубленное в этом месяце дерево значительно дольше не гниет и в нем не заводятся питающиеся древесиной насекомые.
      Особенно внимательно наши предки приглядывались к поведению птиц. Таким образом, если с утра начинала пищать синица - ожидали усиления мороза. Если запел снегирь - предвещалась вьюга. Кружащиеся в небе вороны свидетельствовали о последующем снегопаде, а если вороны расхаживали по земле - к оттепели. Громкое же воронье карканье приносило сильные заморозки.
      Приглядываться начинали уже с первого дня зимы, который и наступил, кстати, сегодня, в среду. По этому дню хотели узнать побольше о грядущей зиме. Если с утра 1 декабря было тепло - значит, в начале зимы быть оттепелям. Если вьюга и холод в полдень - таковой будет и середина зимы. А ежели под вечер случится метель, то зима затянется надолго, весна придет с большим опозданием.
      Что касается народно-церковных праздников, то единственным более-менее значимым на этой неделе будет, пожалуй, Введенье, приходящееся аккурат на эту субботу.
      Введенье - заключительный в году из четырех двунадесятых праздников, посвященных Богородице. Оно посвящено первому вступлению Марии в храм. Согласно церковному преданию, когда девочке исполнилось три года, родители Марии решили, что пришло время исполнить данный Богу обет и посвятить жизнь дочери служению Царю небесному. Как было принято в древней Иудее, ее отвели в Иерусалимский храм и препоручили в цепкие руки воспитателей-священников. Так начались детские годы будущей Девы Марии и ее служение Богу.
      Этому событию в истории христианства и посвящен праздник Введенье, являющийся практически первым из народных праздников, начинавших зиму.
      "Введенье пришло - зиму привело".
      "На Введенье - толстое леденье".
      Жители деревень и пригородов в этот день устраивали шумные катания с горок. Взрослые, покинув застолья, набивались в сани до отказа и съезжали с самой высокой в округе горы.
      Именно в день Введенья единственный раз за всю зиму в больших селах и слободах устраивались так называемые "санные базары". На введенском торге можно было купить санки или сани любого вида, а также все необходимое к ним снаряженье.
      Дело в том, что именно с Введенья крестьяне верхневолжских губерний начинали подряжаться в дальние "извозы". Объединившись артелями, приблизительно по 5 подвод, после праздника отправлялись по скованной льдом Волге в низовья - за рыбой. Закупали там оптом рыбу и затем оптом же сбывали в Москве или подмосковных городах. Это приносило, конечно, не столь большой доход, но хватало и на будущее отмечание Рождества, и самих себя рыбой на всю зиму обеспечивали.

Алексей Глухов

"ТАЙНА ГОСТИНИЦЫ "АНГЛЕТЕР"

ОСОБЕННОСТИ последнего десятилетия еще и в том, что многие тайны отечественной истории перестали быть таковыми. Разоблачения, скандалы вокруг известных имен советских политиков, актеров, писателей, поэтов. Среди громких дел на одном из первых мест стоит дело Сергея Есенина. Самоубийство (как принято было говорить десятилетиями) или убийство (не без рук работников НКВД)? На страницы газет и журналов потоком хлынула литература о загадочных обстоятельствах гибели поэта, чьи стихи (и это уже доказала жизнь) известны простому русскому человеку и любимы. Но окончательный ответ так и не был найден. Точка не поставлена, остались вопросительные знаки и многоточие.       В Твери с 15 ноября в школах и лицеях города в течение всей недели с моноспектаклем "Тайна гостиницы "Англетер" выступали артисты Санкт-Петербургского театра БДТ имени Товстоногова: лауреат международного конкурса в Берлине Лариса Пильняк и артист Михаил Ермоленко. Спектакль был создан к столетию со дня рождения поэта и впервые показан на его родине, в селе Константиново, на есенинском празднике в 1995 году.
      Интересна история создания спектакля. Прежде, чем начать сценарий, творческая бригада долго работала в Москве, на Лубянке. Артистам разрешили познакомиться с документами, доступ к которым раньше был закрыт. В 1993 году в театр приехала из Америки племянница знаменитой американской балерины Айседоры Дункан Катрин. Она очень помогла в создании спектакля: именно из ее рассказов возник истинный образ женщины, в которую русский поэт Сергей Есенин влюбился пылко и страстно. Позднее, по приглашению Катрин, артисты ездили со спектаклем в Америку.
      Очень долго не получался образ поэта. Лариса Пильняк рассказывает: "Я всегда искренне любила стихи Сергея Есенина. Но его лирика не совпадала с личностью поэта, той самой, созданной советской литературой. Было какое-то раздвоение - и роль не шла. Тогда режиссер спектакля надел мне наушники и сказал: "Слушай!" Я долго слушала, как Есенин читал стихи, выступал с речью на съезде. Хрипловатый голос, слова рвутся, как из души, из сердца. В "Черном человеке", с которого начинается моноспектакль, выражена именно эта душевная боль. Я долго плакала и на следующий день на репетиции была уже другой".
      Сценарист и режиссер спектакля - известный ленинградский режиссер Александр Рахлин. Именно ему принадлежала идея создать "пьесу-монолог, исповедь Сергея Есенина". Спектакль получил высокую оценку на есенинском празднике в Константинове. Праздник артистам запомнился надолго. Лариса Геннадьевна рассказывает: "3 октября была чудесная солнечная погода, хотя стояла осень, народа очень много. Работали на улице. Сделали импровизированную сцену из двух грузовиков. На празднике как бы царил дух Сергея Есенина. Вдоль всей деревни - столы с самоварами, баранками. В центре - летящие качели. Привезли даже колесо обозрения, откуда можно было увидеть весь праздник, знаменитый есенинский косогор, Оку. К сожалению, уже не было в живых детей Есенина, но приехали на торжество племянники. Остались в деревне старожилы, которые детьми видели поэта. Один из константиновских мужиков подошел к нам, поблагодарил, сказал: "Мы увидели настоящего Серегу". Так и сказал: "Серегу". Сергей ведь очень любил деревню. У нас в спектакле был эпизод, который потом не вошел в окончательный вариант: получив гонорар за свою первую большую книгу стихов "Радуница", Сергей на все деньги покупает косы, вилы, грабли. Но в гостинице ему не разрешают их поставить в номер, и он все вышвыривает на мостовую со 2-го этажа".
      Заканчиваются гастроли, артисты уезжают, а тайна гостиницы "Англетер" так до конца и не разгадана. Есть в гостинице комната под номером 5, та самая страшная комната. На ней нет никакой мемориальной таблички. Сама гостиница частично перестроена, несколько лет назад ее хотели снести, затем ее выкупили американцы. Они разрешили артистам побывать в этом номере, где, конечно, уже ничто не напоминает о трагедии, случившейся в 1925 году, но слово "Англетер" у каждого образованного русского человека имеет только одну ассоциацию - Есенин. Тот самый Серега, чьи стихи запрещались, не изучались какое-то время в советских школах, памятник которому поставлен на Ваганьковском кладбище. На народные деньги. Так уж случилось, что поэт долго жил в Москве, похоронен в Москве, а умирать уехал в Ленинград. Именно об этом в течение всей недели рассказывали тверским школьникам артисты ленинградского театра.

Ирина Бастрыкина

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru