Архив номеров


Богдан Загвоздин. Одна из последних фотографий за несколько дней до трагедии     Люди гибнут не только за металл, но гораздо чаще из-за чужой халатности. Это не пустое утверждение, а абсолютный факт. В отношении российской гражданской авиации он применим как никогда. Еще совсем недавно общественность потрясали сообщения информагентств о крушениях авиалайнеров, обернувшихся сотнями человеческих жертв.
    Тверская область также смогла «отличиться» на ниве авиакатастроф. На тверскую землю лайнеры, Слава Богу, не падали, но аварии локального, но при этом не менее трагического масштаба в нашем регионе случаются регулярно.
    Мы хотим напомнить об авиакатастрофе, произошедшей в Борках под Кимрами в начале лета нынешнего года. Тогда о волжскую гладь разбился гидросамолет «Корвет-К». В результате пилот и его товарищ остались живы, а вот пассажир самолета Богдан Загвоздин погиб. Ему исполнилось на тот момент всего 15 лет.
    Циничные скептики могут нам возразить, что, мол, не тот уровень этого происшествия и не нужно сравнивать масштабы трагедий. Мы же с этим не согласимся, так как, во-первых, никто не может утверждать, что одна потерянная жизнь не сравнима с сотнями погибших. И в том и в другом случае вернуть их уже нельзя. Ну а, во-вторых, и трагедия в Борках, и катастрофы на внутрироссийских авиалиниях, на наш взгляд, - это звенья одной цепи.
    От трактовки этих трагедий зависит очень многое - и престиж гражданской авиации, и судьбы конкретных людей, и будущее отечественного авиапрома. Мы решили разобраться во всех этих аспектах самостоятельно. Наше журналистское расследование проходит параллельно официальному прокурорскому. О том, придем ли мы к одинаковым выводам, говорить рано. Пока мы просто готовы поделиться с читателями нашими собственными соображениями и выводами о нынешнем уровне безопасности в воздухе.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ

    Трагедию в Борках, как и почти все остальные авиационные катастрофы, фактически ничего не предвещало. Самолет, на котором совершался злополучный полет, признается специалистами как один из самых надежных легких самолетов, производимых в настоящее время в России. «Корвет К» производится в Самаре на базе ОАО «Гидроплан» во главе с главным конструктором Евгением Юнгеровым.
    История этой компании берет начало в конце 1980-х годов. К тому времени в Самаре уже существовал развитый авиационно-космический комплекс, обслуживавший огромный государственный заказ СССР на разработку и производство авиационной и космической техники гражданского и военного назначения. В состав этого комплекса входили Самарский авиационный завод «Авиакор», на котором производятся самолеты Туполева, ЦСКБ «Прогресс», занимающийся разработкой и производством космических комплексов, крупнейший в России государственный авиационный институт, а также два десятка заводов авиационной промышленности. На счету этой группы предприятий масса высокотехнологичных, успешных разработок. В том числе и новый трехместный самолет-амфибия «Корвет-К». Концепция самолета «Корвет» заключается в максимальной безопасности полета при предельно коротких дистанциях взлета и посадки. Даже при отказе одного из двигателей в двухмоторном варианте самолет может продолжать горизонтальный полет, а при отказе обоих двигателей он может совершить планирующую посадку. В этом случае с высоты 1 км он способен пролететь 7-10 км в поисках площадки или акватории, пригодной для приземления. Посадку можно произвести на любую ровную грунтовую площадку длиной более 200 м или на озеро, реку, залив глубиной более полуметра и длиной свыше 250 м.
    Корпус самолета выполнен из стеклопластика с применением специальных технологий, что обеспечивает хорошую весовую отдачу конструкции, ее прочность, надежность и высокую коррозионную стойкость в морской воде. При этом эксплуатация самолета не требует привлечения специалистов высокой квалификации и производится на основании поставляемых с самолетом инструкций. В общем, разработка оказалось очень удачной.
    К сертификации «Корвета» ОАО «Гидроплан» приступило в 1999 году. Около двух лет длились испытания. За это время специалисты смогли убедиться и подтвердить конструктивные преимущества, устойчивость, управляемость, а также летные характеристики «Корвета». В 2000 году «Корвет» получил сертификат типа авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета России. И вот в июле 2006 года этот самолет разбивается под Кимрами...

КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ

    Кимры, 8 июля 2006 года. Летчик Аполлонов производил плановые показательные и тренировочные полеты с аэродрома «Борки» на самолете «Корвет-К». Пятнадцатилетний Богдан Загвоздин участвовал в двух вылетах в качестве пассажира. Еще в двух вылетах участвовал товарищ Аполлонова - Игорь Ларинин, летчик-инструктор 63-го авиационного отряда «Аэрофлота». В 19 часов того же дня Аполлонов решил провести тренировочный (так написано в задании) полет вместе с Ларининым и пригласил с собой Богдана. Летчики заняли места пилотов, Богдан сел на заднее сидение и пристегнулся ремнем безопасности. Так учил его отец, в прошлом боевой офицер, а сейчас руководитель крупного авиапред-приятия, которому, собственно, и принадлежал самолет «Корвет-К».
    В 19 часов 17 минут напротив городского пляжа, в фарватере реки Волги, в небе появился легкий самолет. Очевидцы смогли заметить, как самолет начал снижаться над водной гладью и внезапно перевернулся. Такого не ожидал никто. Позднее все произошедшее за несколько секунд будет отражено в сухом отчете.
После авиакатастрофы от «Корвета» осталась лишь груда обломков     Выражаясь летными терминами, «Корвет-К» выполнял «проход» (полет над водой на минимально безопасной высоте без касания с дальнейшим набором высоты) либо так называемый «конвейер» - касание воды без остановки с дальнейшим отрывом и набором высоты. На скорости 110-115 км/ч и при непрекращающемся снижении самолет задел колесами за воду и перевернулся («скапотировал») на 180 градусов через нос. Как впоследствии пытался объяснить произошедшее командир воздушного судна Аполлонов, он просто забыл убрать шасси.
    В результате удара о воду носовая часть пластикового фюзеляжа самолета полностью разрушилась, остекление кабины сорвало. Мгновенно потеряв плавучесть, перевернутый самолет погрузился в воду. Над поверхностью воды выступало лишь днище и крылья. Но самолет не затонул. Летчики, получившие незначительные повреждения, в основном порезы, немедленно покинули самолет. Богдан также получил незначительные повреждения, но, будучи без сознания, остался в перевернутом самолете пристегнутым поясным (с двухточечным креплением) ремнем безопасности. Местные жители, в частности, водитель Андрей Кузмицкий, наблюдавшие с берега крушение самолета, используя подручные средства, немедленно пришли на помощь. В отличие от Аполлонова и Ларинина они неоднократно пытались поднырнуть и вытащить ребенка из самолета за руки и за волосы. Потерпев неудачу, они подумали, что Богдана зажало обломками самолета. Апполонов и Ларинин при этом плавали на поверхности, один - держась за крыло самолета, второй - на надувном матрасе, предоставленном добровольными спасателями. Летчики подсказали спасателям, что, возможно, Богдан пристегнут, но в ответ на просьбу одного из спасателей поднырнуть и отстегнуть ремень, отказались нырять, мотивируя это плохим самочувствием. Спасатели продолжали попытки отстегнуть мальчика, но, не зная внутреннего устройства кабины и ремней безопасности, не могли справиться с этой задачей. Примерно через 10 минут к месту катастрофы на катере прибыл офицер Кимрской инспекции по маломерным судам Александр Пастухов. Увидев, что Богдана не удается вытащить из воды, он принял решение отбуксировать самолет катером на мелководье. Там самолет приподняли руками над поверхностью воды, отстегнули и вытащили Богдана. К тому времени с момента катастрофы прошло около получаса. Попытки реанимировать ребенка на берегу не увенчались успехом. Впоследствии судебно-медицинская экспертиза установила, что мальчик скончался от утопления.

НЕБО ВЫБИРАЕТ ЛУЧШИХ

    Смерть ребенка - всегда невосполнимая утрата и вечная боль родителей и родственников. Эта трагедия перевернула всю жизнь семьи Загвоздиных. Богдан отличался от многих своих сверстников. В 15 лет у мальчика были благородные цели, далеко идущие намерения. Богдан не имел вредных привычек, мечтал продолжать дело своего отца: работать в авиации, летать, быть конструктором самолетов. По большому счету он поставил своей целью в жизни поднимать авиационную промышленность России. Он прилежно учился в лицее при МВТУ им. Баумана и, по мнению преподавателей, подавал большие надежды: вошел в десятку лучших на олимпиаде Университета по физике в 2006 году, был старостой класса. Во время школьных каникул он работал простым рабочим на одном из авиационных заводов Самары, увлекался игрой на гитаре и ударных, занимался спортом (плавание, восточные единоборства, горные лыжи), собирался пойти добровольцем в Армию России и говорил, что в будущем хочет жениться и иметь пятерых детей. Каждую минуту он был занят каким-то полезным делом. При возникновении проблем в семье или в школе Богдан всегда занимал не по-детски взвешенную позицию, поступал по справедливости, по собственной инициативе помогал взрослым. И взрослые - серьезные люди - директор лицея, руководство самарского завода, партнеры и друзья отца Богдана и, конечно, все в его семье отвечали ему заслуженным уважением, доверием и любовью. Богдан был любимым и любящим внуком, добрым, покладистым и благодарным сыном.
    Гибель мальчика нелепа. Но нелепость эта не случайна. Богдана не стало по вине конкретных людей, которые знали, что он пристегнут, и не помогли ему. Которые могли его спасти - и не спасли. Людей, которые считаются профессионалами своего дела, в руках которых в силу их профессиональных обязанностей находятся сотни жизней. Пример этой трагедии заставляет задуматься над профессионализмом летчиков. В следующих публикациях мы постараемся разобраться в пресловутом человеческом факторе, из-за которого происходит большинство трагедий в воздухе.

НАША СПРАВКА

Потерпевший аварию в Борках самолет «Корвет-К» принадлежит московскому авиационному предприятию «Дорога в небо», которое имеет свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения и зарегистрирован в реестре Гражданской авиации России. Владельцами предприятия являются гражданин РФ Павел Аполлонов и московское ООО «Авиатэксим», одним из совладельцев которого является отец погибшего мальчика - Олег Загвоздин. Необходимо отметить, что Павел Аполлонов - профессиональный летчик гражданской авиации, командир воздушного судна (КВС), имеющий общий налет на различных типах самолетов и вертолетов около 5,8 тысячи часов.
Отдел журналистских расследований


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru