Архив номеров


     О том, что в России сегодня идет грандиозная реформа алкогольной отрасли уже сказано много. Оценки по поводу перемен высказываются разные, но очевидно одно - новые правила оборота алкогольной продукции нужны. Более того, они уже изменились. В целом по России процесс внедрения цивилизованных отношений в сфере алкогольного бизнеса идет неравномерно. Проще говоря, до сих пор далеко не все субъекты Федерации выработали свои правила игры. В отношении Тверской области можно отметить совсем иное. Даже несмотря на ряд технических трудностей в реализации федеральных и региональных законов о производстве и обороте алкогольной продукции, Тверской регион причисляется к числу наиболее передовых в отношении реформирования алкогольной отрасли.
     В отличие от многих соседей у Тверской области есть опыт практической реализации новых алкогольных законов. В том числе и за этим опытом в Тверь приедут представители алкогольного бизнеса из других областей. Они примут участие в 9-й межрегиональной специализированной выставке «БАХУСЭКСПО-2006», которую без преувеличения можно назвать самым масштабным отраслевым событием нынешнего года для алкогольного бизнеса.
     Выставка «БАХУСЭКСПО-2006» будет проходить с 29 ноября по 1 декабря 2006 года во Дворце спорта «Юбилейный». Устроителями выставки выступили Некоммерческое партнерство «Тверская алкогольная ассоциация» (НП ТАА), при организационной поддержке некоммерческой организации «Национальный союз участников алкогольного рынка» (СУАР).
     Выставка «БАХУСЭКСПО» проводится в Твери ежегодно, поэтому бренд этого мероприятия уже хорошо известен жителям Тверского региона. Традиционно участники выставки представят на суд гостей лучшие образцы алкогольной продукции. Но демонстрацией производственно-торговых достижений нынешняя выставка не ограничится. Она будет серьезно отличаться от предыдущих прежде всего с концептуальной точки зрения.
     Об этом нам рассказал исполнительный директор НП «Тверская алкогольная ассоциация» Андрей АФАНАСЬЕВ:
     - Прежде всего НП «Тверская алкогольная ассоциация» как основной организатор «БАХУСЭКСПО-2006» ставит перед собой достаточно широкие задачи, что объясняется все возрастающей потребностью в информационном обмене между участниками алкогольного рынка. Сама концепция выставки преследует цель продолжения и усиления работы по формированию цивилизованного рынка спиртного на территории России. Поясним, что в такое довольно широкое понятие, как «цивилизованный рынок алкоголя», входят и консолидация операторов рынка алкоголя как регионального, так и федерального уровней, и информирование участников рынка о последних изменениях законодательства, и разъяснение мотивации и смысла наполнения рынка региона качественной легальной продукцией, ну и, конечно, повышение культуры потребления алкогольных напитков.
     Деловая программа выставки, на мой взгляд, затронет наиболее актуальные, можно даже сказать, проблемные аспекты работы алкогольной отрасли. В ее рамках планируется проведение конференции на тему «Россия XXI век. Проблема алкоголизации страны и пути решения». Эта конференция станет базовой основой для дальнейшего продолжения диалога участников выставки, который они смогут продолжить в ходе семинаров и круглых столов. Мы предлагаем осветить и обсудить такие важные темы, как:
     «Направления изменения российского законодательства в алкогольной сфере. Роль региональных бизнес-сообществ в процессе законотворчества».
     «Правовое регулирование алкогольного рынка, проблемы качества продукции. Презентация системы добровольной сертификации алкогольной продукции на территории Тверской области и применения на ее основе знака «Тверское качество».
     «Взаимодействие власти, бизнеса и общества в алкогольной сфере. Бизнес и социальная ответственность. Необходимость самоограничения в бизнесе, наличие оптимальной точки взаимодействия».
     «Декларирование розничных продаж алкогольной продукции, проблемы, обмен опытом, перспективы».
     «Юридическая защита прав бизнеса в сфере розничного оборота алкогольной продукции».
     Ну и, конечно, нельзя не отметить, что в этом году «БАХУСЭКСПО» вышла на качественно новую, более масштабную ступень развития, при этом сохранив традиционный состав участников. Межрегиональный уровень выставки теперь не просто декларируется, но и воплощается на практике, и мы как устроители выставки придаем этому факту огромное значение.
     Среди участников «БАХУСЭКСПО-2006» будут представлены профильные предприятия Тверской, Ярославской, Ивановской областей, Краснодарского края, производители пива и слабоалкогольной продукции, предприятия оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией. В деловой программе примут участие руководители бизнес-сообществ Смоленской, Владимирской, Ярославской, Ивановской, Вологодской, Тульской областей, а также Республики Татарстан. К тому же нельзя не отметить и участие в работе выставки руководства «Национального союза участников алкогольного рынка». Ведь СУАР по своей сути является крупнейшим объединением представителей алкогольного бизнеса федерального уровня. Так что состав участников выставки «БАХУСЭКСПО-2006» ожидается более чем серьезный.
     Я полагаю, что именно межрегиональный уровень выставки послужит объединению и конструктивному использованию потенциала бизнес-сообществ алкогольной отрасли в направлении формирования прозрачного и цивилизованного алкогольного рынка РФ. Собственно, для этого мы и работаем.

Александр ЗЕНИН



     Наверное, каждый из нас хоть раз да задумывался над понятиями «качество» и «безопасность», особенно применительно к алкогольной продукции. И это неудивительно, если принять во внимание волну массовых алкогольных отравлений, начавшуюся в Ржеве и получившую распространение в других районах Тверской области. Так, на сегодняшний день от случайных алкогольных отравлений пострадали порядка 500 человек, по той же причине на тот свет отправились около пятидесяти жителей Тверской области. В общем, алкогольную проблему трудно было не заметить. Тем более что региональные и федеральные СМИ приложили массу усилий для освещения проблемы отравлений спиртным. В результате внимание общественности во многом локализовалось именно на отравлениях. Многие люди уверены, что вся алкогольная проблематика исчерпывается этим явлением. На самом деле это не совсем так. Чтобы понять проблемы отрасли и выработать пути их решения, нужно разобраться в том, какие процессы проходят на алкогольном рынке России.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

     Нужно сразу пояснить, что алкогольный бизнес – один из самых прибыльных, поэтому цена вопроса очень высока в прямом смысле слова. И то, в каком состоянии будет находиться алкогольный рынок, зависит от многих факторов. Например, от спроса на спиртное, от законов, регулирующих оборот алкоголя, и, конечно, от предпринимательской этики участников алкогольного бизнеса. До недавнего времени и в производстве, и на рынке между этими составляющими существовал довольно странный паритет. По независимым экспертным оценкам, 30-40% всей алкогольной продукции на потребительском рынке оказались контрафактной. Само понятие «контрафактный» означает не только откровенно поддельный алкоголь, но и целую массу неучтенного спиртного. Таким образом, на потребительском рынке сложилась очень сложная ситуация. Контрафактную, а иногда и откровенно суррогатную алкогольную продукцию потребляли не только маргинальные слои населения, которые о нормальном спиртном и не думали, но и добросовестные потребители, даже не подозревавшие о том, что они покупают «левый» товар. Подобная практика не только подвергала опасности людей, но и наносила огромный ущерб экономике страны, а также била по престижу российских алкогольных брендов по сравнению с западными.
     В результате совершенно естественно, что в правящих кругах страны был выработан адекватный ответ. Было решено менять правила игры на алкогольном рынке. Так, полтора года назад начал разрабатываться федеральный закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции…». Основные моменты нового закона касались правил производства спирта и его переработки, также менялись принципы взимания акцизных сборов, устанавливался новый размер уставного фонда операторов алкогольного рынка, повышалась стоимость лицензии на право производства и оборота алкоголя во всех сегментах рынка. То есть государство во многом ужесточило правила производства и оборота алкогольной продукции. Естественно, у многих это вызвало недовольство и зачастую активное сопротивление введению новых правил: «левак» в любой его форме приносил огромные доходы. В общем, смысл упираться был.
     По сути, сегодня отрасль раскололась на тех, кто принял новые условия и старается работать нормально и честно, и тех, кто до сих пор ждет, что новые алкогольные законы на федеральном и региональном уровнях провалятся, и все вернется на круги своя. Вторая категория предпринимателей, чтобы отвоевать свои, сугубо шкурные, интересы начала вешать людям лапшу на уши. Отсюда непрекращающийся галдеж о глупости и несуразности новых законов, о том, что они только мешают отрасли работать, а их разработчикам просто делать нечего, вот они и куражатся.

КОНТРОЛЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

     В первую очередь достается ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система), которая призвана контролировать путь каждой бутылки спиртного от разливочной линии до прилавка магазина. Именно эту систему обвиняют во всех бедах и кризисах алкогольного рынка в период законодательной трансформации. При этом совершенно очевидные вещи забиваются на второй план. Прежде всего стремление контролировать оборот спиртного на рынке, на наш взгляд, - естественное стремление любого нормального государства. Ни в одной стране цивилизованного мира строительство подобной системы не вызвало бы никаких вопросов. Посудите сами: жертвы тех же алкогольных отравлений бегут жаловаться на то, что им продали «паленую» водку не на дом к нечестному предпринимателю, а в органы государственной исполнительной власти - прокуратуру и милицию. Так что же тогда удивляться, что эта самая государственная власть хочет пресечь порочную практику распространения «левака» на начальном уровне, а не разбираться потом с потерпевшими. Ведь всегда лучше предупредить беду, нежели расхлебывать ее последствия. И потом, на проблему контроля нужно смотреть шире, ведь от элементарного учета зависят и акцизные, и налоговые отчисления в бюджет. Для справки можем сообщить, что до недавнего времени в России до 40% винной продукции проходило по так называемым «зеркальным» схемам - это когда по накладной одного вагона спиртного реализовывалось четыре вагона. Разница в карман, и так до следующего раза.

БУДУЩЕЕ ЗА РОССИЙСКИМ

     О вине стоит поговорить отдельно. А именно вспомнить ту необоснованную критику запрета на импорт молдавских и грузинских вин. Эту проблему сразу вывели в политическую плоскость - мол, Россия давит на своих соседей с целью добиться каких-то своих целей. На деле все гораздо проще. Начать можно с элементарного качества вина и виноматериалов, которые закупаются для производства вина на территории нашей страны. Дело в том, что наряду с достойными образцами виноделия эти экспортеры могут перепродать в Россию и продукцию, закупленную в третьих странах. О качестве и безопасности такого виноматериала даже и говорить не стоит. Другой фундаментальный момент - это развитие собственно российского виноделия. Импорт дешевых виноматериалов сомнительного происхождения оказывает на эту отрасль крайне негативное воздействие. Речь идет даже не о конкуренции – по своему качеству российская винная продукция не уступит виднейшим западным образцам. Дело в том, что демпинговая политика в отношении цен на виноматериалы со стороны наших соседей сводит все усилия российских виноделов на нет. В этой связи шаг по ограничению импорта молдавского и грузинского вина выглядит со стороны государства совершенно естественным. Нам нужно развивать свое винное производство, а не пользоваться дешевой продукцией из-за рубежа. Тем более что для развития отечественного виноделия у нас есть все - опыт, подходящие климатически регионы и доброе имя, которое еще не успели забыть и на российском, и на международном рынках.
     Таким образом, все меры, которые сегодня предпринимаются на государственном уровне, - это и стремление к прозрачности рынка, и усиление ответственности в сочетании с тотальным контролем производства и сбыта алкоголя, и стимулирование развития собственной производственной базы - призваны вывести алкогольную отрасль на цивилизованный уровень. Тогда вернутся и доверие покупателей, и престиж российского производителя. Ну а тем, кому не все равно, что пить за праздничным столом, можем посоветовать - внимательнее смотрите на этикетки, поддерживайте отечественного производителя, ибо производство вина - это не только розлив бутылки, а также тысячи гектар наших российских виноградников, которые, кстати, обрабатывают наши работники сельского хозяйства.

Александр ЗЕНИН


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru