Архив номеров


Мелехов и Аксинья режиссеров Герасимова и Бондарчука     Экранизации великого романа Россия сказала «Не верю!»
    Третья по счету экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» по всем признакам должна была стать наиболее запоминающейся. Хотя бы одно только сочетание двух великих - Шолохова как автора и Сергея Бондарчука как режиссера - должны были автоматически обеспечить успех картины. И действительно, фильм наделал много шума - российские зрители не поняли, что им показывают - последний шедевр гениального режиссера или мыльную оперу со спецэффектами. Тем не менее показ «Тихого Дона» Бондарчука стал по-настоящему громким событием.
    Конечно, сразу нужно отметить, что сам фильм снимался в непростое время - в начале 90-х годов. Эти съемки стали серьезным экспериментом совместной работы российского и западного киноискусства. На этом проекте столкнулись отечественное творческое начало, которое нес Сергей Бондарчук, и западный коммерческий принцип в лице итальянских продюсеров. Так, Бондарчук был вынужден взять на главные роли звезд мирового экрана - высоких профессионалов, которые, к сожалению, не смогли вжиться в шолоховские образы. Но это все художественные тонкости, которых мы коснемся позже. Сам рабочий материал картины был арестован итальянским банком за долги. Поэтому фильм находился в Италии, пока на политическом уровне не урегулировались условия его возврата. Отснятый материал был возвращен в Россию. Его окончательным сведением занимался Федор Бондарчук. И вот, наконец, «Тихий Дон» начали показывать на Первом канале…
    Первый показ предваряла активная рекламная кампания. Поэтому у обывателя сложилось ощущение маленькой победы. Все-таки вернули на родину национальное достояние. С политической точки зрения это можно было рассматривать как большой плюс. Тем не менее акценты начали довольно быстро смещаться к противоположному знаку. После показа первой серии столь долгожданный фильм произвел неоднозначное впечатление. Не только простые зрители, далекие от исторических и культурных тонкостей, но и историки, и представители творческих профессий, и прежде всего сами казаки пришли поначалу в недоумение, а потом откровенно возмутились премьерой. Последний фильм Сергея Бондарчука произвел эффект культурного шока. Премьера исполнила роль фитиля, от которого сдетонировало национальное самосознание. Как следствие, взрывной волной разнеслись в российском обществе бурные обсуждения того, кто мы и как выглядим.
    Естественно, этой премьеры ждали прежде всего казачьи организации России, которые стоят на пороге больших перемен. Напомним, что казаки скоро станут государственными служащими, которые будут выполнять обязанности по охране общественного порядка, патриотическому воспитанию молодежи. О самом фильме Сергея Бондарчука, о его практической роли в возрождении казачества и высказались наши эксперты - казаки и не только они.
    Александр Пороховщиков, народный артист России (сейчас снимается в фильме «Кадеты» и часто бывает в Твери):
    - По поводу последней экранизации «Тихого Дона» ничего не могу сказать. Нет предмета для обсуждения. В своем романе Шолохов удивительно точно, скрупулезно и эмоционально передал национальные характеры, национальные! Особенно это касается главных героев. Мы же видим, что сама концепция картины и работа актеров низводят идею великого произведения до уровня ниже среднего. На фоне шедевра киноискусства, созданного Герасимовым, фильм выглядит как лубок. Тем более это опасно, если учесть, что само произведение «Тихий Дон» затрагивает корневые, фундаментальные основы русской ментальности. Упрощено очень многое, в том числе и детали. Например, Аксинья с пустыми ведрами и с маникюром на руках выглядит не просто смешно, а трагично. Это можно расценить как вопиющее непонимание национальных характеров, драматизма «Тихого Дона». Актерский состав ослабили именно иностранные актеры, которые работают профессионально, но более схематично. Поэтому даже без детального анализа несоответствий картина выглядит чужой. Ее не приняли все. Очень жаль, что это не только мое мнение, но и мнение многих зрителей. Жаль, что фильм стал плохим подарком памяти великого актера и художника Сергея Бондарчука.
    У многих складывается впечатление, что именно эта картина убила мастера. Великий художник и зарубежные партнеры мыслили разными категориями. Видимо, к общему знаменателю они так и не пришли. Точнее, выдержать трансформацию образов под потребительский стандарт Бондарчук не сумел. Кроме того, я бы не поддержал идею новой экранизации «Тихого Дона» ни сейчас, ни тогда. Герасимов создал в свое время настоящий шедевр, альтернатива которому, на мой взгляд, просто невозможна. Гениально сыграли Петр Глебов и Элина Быстрицкая. Я не представляю, как можно сыграть лучше. Да, «Тихий Дон»… обидно.
    Леонид Костин, атаман Тверского резервного округа Всевеликого войска Донского:
    - Фильм Бондарчука неоднозначный. Конечно, и автор романа, и режиссер фильма - великие люди. Тем не менее в результате не получилось передать глубинную суть «Тихого Дона». Батальные сцены, безусловно, заслуживают внимания. Но на этом все и заканчивается. Чувства героев, их отношение друг к другу переданы просто неестественно.
Элина Быстрицкая и Дельфин Форест     Тем не менее сам факт показа этой картины может сыграть и положительную роль. Хотя бы в том плане, что заставит людей заинтересоваться собственной историей. Если кто-то после этого фильма прочитает книгу «Тихий Дон», значит, выкупали его у итальянцев не зря.
    Николай Белов, художник-баталист, военный историк:
    - Даже не смотрю этот фильм - берегу нервы. Не хочу испытывать лишних душевных потрясений. В среде художников есть такое выражение «лажа» - производное от слова «ложь». Так вот, «Тихий Дон» Бондарчука - откровенная «лажа». Я не хочу преуменьшить или поставить под сомнение гений великого русского режиссера. Просто его последний фильм, на мой взгляд, является детищем своей эпохи - начала 90-х годов ХХ века, когда торжествовала неразбериха и эклектика во всем. Практически все люди, в том числе и великие художники, теряли в ту пору ориентиры, и на свет появлялись странные произведения. Совместный с Западом «Тихий Дон» как раз из их числа. Этот фильм - тупик карьеры великого режиссера.
    Тем не менее «Тихий Дон» интересен, но только с точки зрения изучения творчества Сергея Бондарчука. С точки же зрения изучения эпохи и эпоса Шолохова, фильм откровенно лжив и вреден. В лицах актеров нет ни величия героев «Тихого Дона», ни их трагедии. Нам показывают мыльную оперу.
    Правда, хочется отметить, что российская культура свой потенциал не утратила. Я убежден, что новые экранизации этого романа, которые смогут встать в один ряд с «Тихим Доном» режиссера Герасимова, для России еще впереди.
    Дмитрий Чернышов, начальник штаба Тверского казачьего общества:
    - У меня фильм вызвал только отрицательные эмоции. Конечно, масштабность, свойственная картинам Сергея Бондарчука, в данном случае присутствует. Но подбор и игра актеров, особенно задействованных в главных ролях, просто не выдерживают никакой критики. Сами образы главных героев, созданные зарубежными звездами кино, очень далеки от действительности. Шолохов описывал не такого Григория и не такую Аксинью. Они неубедительны, как в любом фильме о России, сделанном на Западе. Несмотря на то что сам фильм снимался в нашей стране, актеры не смогли прочувствовать и понять сути казачества, сути взаимоотношений героев. Поэтому они не смогли донести все это до зрителя. Во всяком случае, до российского зрителя. Западный зритель, я думаю, проглотил бы все как есть и еще более усилил бы неверное впечатление о нашей стране. Фильм рассчитан на потребителя.
    В целом у меня создалось убеждение, что изначальный смысл «Тихого Дона» затерялся. Подобные экранизации только отворачивают людей от казачества. Конечно, мы должны пропагандировать патриотизм на телеэкране, но не таким способом. Я считаю, в данном, случае экранизация «Тихого Дона» неспособна правильно расставить акценты в российском обществе, как того требует жизнь.

Александр ЗЕНИН


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru