Архив номеров

Тверская газета Караван+Я ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Храм Михаила Тверского в Буденновске     По приглашению администрации города-побратима Буденновска с 14 по 18 сентября на празднование Дня города из Твери прибыла делегация Общества Михаила Ярославича Тверского в составе председателя общества Георгия Пономарева и члена совета общества Наты Майоровой.
    В рамках празднования дня города Буденновска состоялась презентация книги Г.Н. Пономарева «Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской и его Голгофа. Притча о России». Одновременно с презентацией книги состоялась и презентация фотовыставки «Михаил Тверской в иконописи и изобразительном искусстве», автором и создателем которой является Н.А. Майорова, искусствовед Тверской картинной галереи.
    Презентация книги и презентация выставки состоялись в музее города Буденновска, их открыл глава города Буденновска Н.А. Ляшенко. На презентации присутствовали председатель Думы г. Буденновска Г.А. Юсбашев, заместитель главы администрации города С.Н. Куртасова, благочинный Буденновска, настоятель храма Казанской Божьей Матери архимандрит Власий, учителя, краеведы и другие представители интеллигенции города.
    Книга Георгия Пономарева начинается и заканчивается событиями июня 1995 года. Этот ставропольский город навсегда вошел в историю современной России после захвата бандитами Шамиля Басаева заложников в местной больнице. Как известно, эта больница построена на месте, где до революции был Мамай-Маджарский монастырь, основанный именно там, где, согласно летописным источникам, воссияли останки Михаила Тверского.
Георгий Пономарев и Ната Майорова со знаменем Буденновска     Из хлева, где на ночь было заперто неотпетое тело тверского князя, вышел луч света, образовавший на небе крест. Позже селению Маджары, где это произошло, было дано имя «Святой Крест», и лишь после революции он получил имя Буденновск. Монастырь, соответственно, закрыли и разрушили.
    На месте разрушенного монастыря была построена больница, и вот в этой-то больнице и произошли трагические события. По свидетельству очевидцев, перед самым началом штурма больницы российским спецназом 18 июня 1995 года в небе явилась Богородица - рядом с крестом. Об этом видении в Ставропольской епархии есть огромное количество письменных свидетельств. По повелению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона в ознаменование этого явления создана «Святокрестовская икона Божьей Матери», хранящаяся ныне в храме Казанской Божьей Матери в Буденновске.
    В книге Пономарева главный врач, прообразом которого был реальный заместитель главного врача буденновской больницы П.П. Костюченко, в одну из трагических ночей, дабы поддержать людей, находящихся между жизнью и смертью, рассказывает им историю Михаила Тверского, историю того места, где они все стали заложниками... Может быть, так оно и было - Михаил Тверской один из самых почитаемых святых на Северном Кавказе. Тело князя похитили у татар православные аланы, жители предгорий, которые уже тогда начали молиться тверскому князю как почившему праведнику.
Икона святого Михаила Тверского чтится на Ставрополье     Глава г. Буденновска Н.А. Ляшенко и председатель Думы Г.А. Юсбашев выступили со словами благодарности и вручили Обществу Михаила Тверского знамя города Буденновска.
    Архимандрит Власий пригласил делегацию из Твери в храм Казанской Божьей Матери преклонить колена перед святыней храма - иконой Михаила Тверского.
    История создания этого образа связана со строительством в 1879-1884 гг. Воскресенского Мамай-Маджарского монастыря. Епископ Ставропольский и Краснодарский Владимир в сентябре 1887 года обратился к тверскому владыке архиепископу Савве с просьбой прислать в новопостроенный монастырь икону благоверного князя с частицею святых мощей. Как писал ставропольский владыка, «дабы обитель и посещающие ее богомольцы могли иметь перед собою видимый залог готовности молитвенной перед Господом Богом ходатайства угодника Божия, за всех притекающих с верою к заступлению его». Кафедральному протоиерею собора Григорию Первухину было поручено исполнить благочестивое желание преосвященнейшего епископа Владимира. При настоятеле обители иеромонахе Никоне состоялось знаменательное событие в истории Кавказской епархии - перенос из Твери в Воскресенский монастырь святой иконы Михаила Тверского с частицею его мощей. Первоначально эту святыню доставили из Твери в Ставрополь, и здесь, в специально изготовленном вызолоченном киоте, она была помещена в архиерейской домовой церкви. В июле 1888 года, во время торжеств, посвященных 900-летию крещения Руси, после торжественной литургии и молебна икона с мощами крестным ходом, длившимся полтора месяца, была доставлена в Воскресенскую пустынь.
    Время не пощадило монастырь, а икона чудом сохранилась в Казанском соборе. Тверской мастер изобразил Михаила Тверского в молении Спасителю перед Спасо-Преображенским собором по традиционному канону. Образ отличается торжественностью и определенной суровой силой, написан по тверской традиции неяркими красками, в правом нижнем углу помещен небольшой ковчег с частицей мощей.
    В День города Буденновска тверской делегацией была высказана мысль, горячо поддержанная и архимандритом Власием, и представителями городской администрации о том, что необходимо предоставить тверитянам возможность познакомиться со святыней буденновского храма Казанской Божьей Матери - иконой святого Михаила Тверского. В Твери мощи святого князя бесследно исчезли в 30-е годы, когда был разрушен Спасо-Преображенский собор в центре города. Может быть, теперь великий тверской святой вновь вернется к землякам из Маджар-Буденновска?

Георгий ПОНОМАРЕВ,
председатель Общества
Михаила Тверского



Ради публики и на стул залезешь.     Можно предположить, что подавляющее большинство тверитян хотя бы раз в жизни побывало в Музее тверского быта. Во всяком случае, ежедневно здесь проходит множество экскурсий. До 1906 года четыре каменных здания, входящих в комплекс музея, принадлежали купеческой семье Арефьевых. Главное здание, где, собственно говоря, и проводят экскурсии, - одно из древнейших в Твери (после церкви Белая Троица) каменных зданий.
    Обращают на себя внимание необычное расположение этого особняка - под углом по отношению к «красной линии» улицы, а также разностильность архитектуры здания: снаружи и внутри его первый этаж значительно отличается от второго. Это давало повод некоторым исследователям тверской старины отнести постройку здания к концу XVII–началу XVIII столетия. В поддержку такого утверждения приводилась еще и устойчивая тверская легенда о том, что в доме купеческой семьи Арефьевых останавливался Петр Первый.
    «Архитектурная неординарность» дома Арефьевых объясняется в действительности скорее всего тем, что сооружался он в период, когда плана регулярной застройки Заволжского посада еще не существовало, причем дом строился, как говорится, в два захода - до и после известного пожара 1763 года.
    Не повезло и улице, на которой расположен музей. После октябрьского переворота ей, носившей до того название Арефьевской, дали имя пламенного революционера Семена Нахимсона. Потом власти, вероятно, засомневались: а правильно ли это и обрезали его… Короче, стал Нахимсон Нахимовым.
    Разговариваю с заведующей Музеем тверского быта Ириной ЗИМИНОЙ:
    - Знаете, - говорит Ирина Дмитриевна, - все наши проблемы начинаются с вопиющей недостаточности финансирования. Вы к нам шли по улице Горького - ведь так? Там и асфальт отремонтировали, и газоны устроили, а мы, улица, которая примыкает к улице Горького, остались ни с чем…
    - Но, может, это и к лучшему? Как мне кажется, улице Нахимова придали облик трехсотлетней давности. Если не считать асфальта в рытвинах на проезжей части, Арефьевская улица сохранила облик купеческой Твери. Сточная канава, тропиночка из красного кирпича к калитке…
    - И что, всем приезжающим в Тверь туристам теперь надо объяснять: это, мол, не промахи дорожно-ремонтных служб, это мы экзотику создаем. А я ведь еще задолго до того, как начался ремонт улицы Горького, обращалась во все соответствующие службы: не забудьте про нас. Не забудем, отвечают. Уже потом, когда начались работы, почуяв неладное, я вновь пошла по тем же инстанциям. Поздно, говорят мне, бюджетные средства уже распределены… Да что там говорить, если в прежние годы стоило только обратиться за помощью, многие студенты-историки считали за честь помочь музею. Сейчас же все только и думают: если я что-то такое помогу принести, сколько я за это получу?
    - У вас прекрасные экспозиции. А чем еще можно заманить туриста? В Суздале, я слышал, с туристами даже хороводы водят. У вас такой уютный дворик…
    - Да и мы водим хороводы - научные сотрудники, студенты, туристы.
    - К нам в город прибывает множество теплоходов, с которых высаживается солидный десант туристов. С ними как вы работаете?
    - В общем-то, никак. Невыгодно. Потому что, во-первых, это 120-180 человек. Организаторам туров необходимо провести экскурсии в максимально короткий отрезок времени, то есть желательно всех туристов за раз. Тем более если теплоход начинает свой маршрут от Твери. А мы, если говорить откровенно, беспокоимся и об их безопасности, и за целостность деревянных перекрытий боимся - они ведь те же самые, что установили когда-то Арефьевы. Вы, вероятно, обратили уже внимание, как ходуном ходит дом, когда мимо него по улице Горького проходят многочисленные трамваи. Зачем нам дополнительный риск? Во-вторых, работа с теплоходами, начинающими и завершающими маршрут (а других у нас просто не может быть), удлиняет нашу работу на два часа. Кто согласится на это, если зарплата научного сотрудника музея всего 1300 рублей? Я вспоминаю, сколько хлопот доставила всем нам голландская группа. А вот школьные экскурсии расписаны аж по конец ноября. Да и индивидуальные посетители тоже очень часты.
    В увлеченности и добросовестности научных сотрудников Музея тверского быта я смог убедиться лично. Я напросился посмотреть экспозицию «Западноевропейские бронза и фарфор». Собственно говоря, это коллекция голографических изображений (что уже само по себе интересно) из фондов Эрмитажа. Так вот, научный сотрудник музея Лариса Мерлян проводила для меня экскурсию так, словно для группы, добросовестно объясняя значение и символический смысл каждой фигурки, стоявшей когда-то на камине либо на туалетном столике. Низкий ей за это поклон…

Марина ГАВРИШЕНКО
Фото Екатерины Семенцовой


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru