Архив номеров


Чета маститых актеров полна неожиданных идей      С сентября этого года при Тверском драматическом театре открылась Школа драматического искусства под руководством блистательного актера и профессора Щепкинского училища Александра Александровича Чуйкова.
     Теперь тверские ребятишки, посещая занятия в этой школе, смогут на практике познать азы актерского мастерства, и, возможно, через несколько лет самые одаренные из них поступят в наше Щепкинское училище, а на небосводе Тверского драматического театра засияют новые звезды.
     Побывав в недавно открывшейся школе драматического искусства, мы увидели, насколько серьезно и трепетно педагоги - бывшие выпускники Щепкинского училища - относятся к проведению занятий, насколько тщательно подбирается материал, и в зависимости от возраста детей варьируется его подача, и меняется сам ход урока.
     В школе всего три возрастных группы: младшая, средняя и старшая. Изначально планировалось обучать актерскому мастерству детей с 5 по 9 класс. Но так получилось, что в младшей группе среди пятиклассников есть и совсем маленькие ребятишки, которые только что пошли в первый класс - настолько велико было их желание как можно больше узнать о театре, об искусстве, о профессии актера, увидеть, как рождается чудо под названием «спектакль». Замечательно, что в программу школы драматического искусства входит посещение спектаклей нашего тверского театра учениками школы. Что еще очень важно - предусмотрены обязательные индивидуальные занятия для ребят по всем дисциплинам, преподаваемым в школе. Если по какой-либо уважительной причине ребенок пропустил занятие по предмету, он может отработать его в индивидуальном порядке.
     В недавно открывшейся школе есть уже и свои милые традиции: воскресные чаепития с сушками и пряниками дают ребятам возможность не только почувствовать себя здесь, как дома, но и познакомиться с правилами этикета.
Дарья Плавинская - не только актриса, но и педагог      Дарья Плавинская, которая ведет в школе драматического искусства занятия по развитию речи, рассказала нам о том, что профессор кафедры актерского мастерства Высшего театрального училища имени Щепкина Александр Александрович Чуйков вместе со своими учениками разработал специально адаптированную программу обучения для юных дарований. В эту программу входят предметы, направленные на развитие актерских способностей, речи, пластики, вокала, а также этикет, грим, история мировых искусств.
     Мы попросили рассказать руководителя школы Александра Александровича Чуйкова о том, как возникла идея создания подобной уникальной школы для нашего города.
     - Идея создания школы драматического искусства возникла, в общем-то, так же, как возникают все идеи: с одной стороны, неожиданно, а с другой - вполне закономерно.
     В нашем городе существуют музыкальная и художественная школы, а школы для ребятишек, желающих обучаться азам драматического искусства, нет. Поскольку этот год для тверских актеров и всех ценителей драматического искусства особый - исполняется 260 лет зарождения драматического искусства на тверской земле - мы решили: почему бы и не создать школу драматического искусства для тверских детей. Тем более в Твери существует Союз театральных деятелей, есть Дом актера - своего рода гнездо, где и можно было бы принять ребятишек, пожелавших обучаться драматическому мастерству.
     Перед тем как воплотить эту идею в жизнь, мы заручились поддержкой городской и областной администраций, и в сентябре этого года школа драматического искусства открыла свои двери для тверских детишек.
     Мы пока находимся на самофинансировании, и родители наших учеников на первых порах согласились нас поддержать.
     Самое ценное в нашей школе, на мой взгляд, то, что все предметы здесь преподают выпускники нашего Щепкинского училища: это Никита Березкин, Дарья Плавинская, Александр Павлишин, Елена Филатова и другие талантливые ребята. Ну а я с радостью согласился возглавить эту школу.
     О школе драматического искусства постоянно узнают все новые и новые ребятишки, то есть речь идет уже не об арифметической прогрессии, а, если можно так выразиться, о геометрической - папы, мамы, бабушки, дедушки, сами ребята рассказывают о нас своим знакомым, таким образом к нам приходит все больше детей.
     Наверное, за время обучения в школе кто-то из детей уйдет, то есть неизбежно будет происходить естественный отбор - это нормально, мне самому довелось через это пройти, зато оставшиеся ребята, надеюсь и очень на это рассчитываю, придут поступать в наше Щепкинское училище. Так что можно сказать, что мы открывали эту школу с дальним прицелом.

Подготовила
Елена ДАНИЛЕВСКАЯ



     Русский язык как средство коммуникации между культурами ощущает удары с разных сторон. Как следствие - снижение интереса людей к филологической специальности.
     Время у нас ныне такое: балом правит экономическая целесообразность. В просторечии - деньги и успех в жизни. Высшее образование люди стали рассматривать прежде всего как фактор трудоустройства и успешной карьеры. «Филологические факультеты, как и другие элементы системы высшего образования в России, оказались заложниками общего падения интереса граждан, во-первых, к науке, а во-вторых, к профессиональной реализации в рамках бюджетной сферы экономики, заведомо проигрывающей по уровню заработной платы сфере частного предпринимательства», - констатируют филологи-специалисты.
     Как выходить из назревающей опасной ситуации - об этом происходил разговор квалифицированных филологов России на заседаниях президиума и пленума совета по филологии учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию, состоявшихся в Твери, в ТвГУ с 19 по 21 сентября 2006 г. Докладчиками были ученые-филологи из МГУ, Челябинского, Томского, Красноярского, Нижегородского, Башкирского государственных университетов, а участники большого разговора приехали и из других городов России. Вел пленум доцент Владимир Гудков из МГУ.
     С краткой приветственной речью выступила заместитель губернатора Ольга Пищулина, коснувшись темы о заботе администрации о культуре вообще и о поддержке русского языка в частности. Ректор ТвГУ Алексей Кудинов интересно и подробно рассказал гостям, что представляет собой Тверской государственный университет сегодня как один из 30 классических университетов России, входящих наравне с другими в образовательное пространство Европы и мира. Он тоже согласился с тем, что у русского языка сегодня проблемы: «Мы не должны молчать, мы должны пробовать помочь ему устоять, иначе потеряем его».
     Профессор МГУ Елена Ковтун охарактеризовала сложившееся в филологическом образовании положение как критическое, что предопределяет проведение серьезных реформ, включающих утверждение образовательного стандарта третьего поколения, переход на многоуровневую систему по европейскому образцу, разработку новых программ обучения и многое другое.
     Несомненно, стержневым стал доклад доцента Башкирского госуниверситета Светланы Родионовой «Зачем филологов учат? Презентационная привлекательность филологического образования в России». Она рассказала о многих накопившихся проблемах филологического образования. Тут и падение конкурса на эту специальность из-за демографических проблем России в целом и ее субъектов, тут и намечающийся рост доходов, позволяющий делать выбор в пользу менее трудных специальностей, тут и рассогласование интересов ученого мира филологов и прозаического рынка труда, тут и ставший низким уровень школьной подготовки абитуриентов, снижение качества преподавания, изменение мотивации в учебе студентов и многое, многое другое, что привнесли в систему образования изменившиеся условия жизни людей.
     С сожалением она отметила, что специалисты не знают готовых рецептов выхода из кризиса, а пока главным является вопрос, как сохранить привлекательность высшего филологического образования в глазах абитуриентов и работодателей, при этом не поступаясь теми принципами, вне следования которым невозможна подготовка квалифицированного филолога, а не просто выпускника с дипломом филологического факультета.
     Фундаментальность университетского образования является главным его достоинством и ни в коем случае не подлежит ревизии. Эта фундаментальность позволяет филологу кроме преподавательской найти себя во многих других областях деятельности: в коммерческих фирмах переводчиками, секретарями, офис-менеджерами, заведующими персоналом; в банках, дипломатических учреждениях, издательском деле, рекламе, сфере управления.
     В специализированных вузах студент вырабатывает преимущественно прикладные умения и навыки, необходимые для практической работы делопроизводителей, пиарщика, редактора. На филологическом факультете студент приобретает обширные фундаментальные и «фоновые» знания - от теоретических постулатов, методологических принципов различных наук и информации о культурных достижениях человечества до практического лингвистического материала и корпуса художественных произведений с античности до наших дней. В условиях конкуренции хорошо подготовленному филологу легче преодолевать карьерные препятствия, ибо он научен самостоятельно добывать и углублять свои знания.
     После заслушивания докладов на пленуме были организованы два круглых стола, на которых шел более детальный разговор о проблемах филологического образования, в том числе и на филфаке ТвГУ. В пятницу 22 сентября гостям организовали автобусную экскурсию по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья».

Борис ЕРШОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru