Архив номеров


    Когда в Кондопоге разгорелся конфликт между местными жителями и чеченцами, вся Россия не только наблюдала за его развитием, но и начала оглядываться по сторонам: «а как у нас обстоит дело с национальным вопросом?» К сожалению, СМИ не только не помогли ответить на него, но, наоборот, напустили столько туману, что разобраться в сути произошедшего до сих пор трудно.

    За кондопогский конфликт ухватились все кому не лень. Либералы начали лепить из него политическое дело о фашистской выходке против кавказцев. Правые радикалы принялись вопить о распоясавшихся «черных». При этом ни те, ни другие не отметили истины.
    Национальный вопрос здесь не стоит на первом месте, ведь жестко выступить против кавказцев решились и русские, и карелы. Так что назвать этот конфликт религиозным, межнациональным или политическим не поворачивается язык. Его можно назвать исключительно социокультурным. Почему? Да очень просто. Жители Кондопоги выступили не против черного цвета волос кавказцев, а против их нежелания адаптироваться к местной культуре, считаться с интересами представителей титульной прослойки населения.
    Нужно оговориться, что подобные выходы народного гнева характерны именно для маленьких городов с довольно сносным уровнем жизни. Для возникновения общности интересов должен сложиться определенный социальный слой. То есть местное население должно обладать хотя бы средним, но равномерно распределенным доходом. В Кондопоге такой слой сформировался из работников местного целлюлозо-бумажного комбината, их семей. Именно для них криминальный конфликт в ресторане «Чайка» послужил детонатором, от срабатывания которого пошла цепная реакция гнева народа, как известно, слепого в своей ярости. Тем более стоит отметить тот немаловажный факт, что кавказцы, втянутые в конфликт, принадлежали к преступному этническому сообществу. То есть к структуре, которая по своей сути противоречит ментальности работников крупного предприятия, к коим и принадлежат жители Кондопоги. Как вы считаете, что может думать рабочий завода о криминальном чеченце или рыночном торговце? Правильно, ничего хорошего. А если его - этого рабочего - еще и начать провоцировать на разборки, то при этом уж точно ничего хорошего не выйдет. В принципе, и не вышло: двое убитых, 8 раненых и 30 изгнанных из города кавказских семей.
    Так или иначе Кондопога заставила снова спорить о том, актуальна ли тема межнациональной розни или она искусственно подогревается заинтересованными лицами. В общем, поговорить есть о чем, особенно применительно к Тверской области. Ведь в минувшую субботу в Кимрах был организован антинаркотический митинг с участием властей и общественности. Многие сразу назвали его антицыганским, ведь криминальным бизнесом в Кимрах занимаются представители именно этого народа. На деле никаких националистических лозунгов с трибуны не звучало, что подтвердило мнение о том, что наши земляки отделяют мух от котлет, а криминал от фашизма.
    Мы же в свою очередь поинтересовались мнением наших экспертов на тему межнациональных отношений и в России, и в отдельно взятом Тверском регионе.

    Анатолий ГОЛОВКИН, член Международного консультационного комитета финно-угорских народов:
    - Ситуация, сложившаяся в карельском городе Кондопога, исключает национальный аспект, поскольку речь идет о преступности. К национальным проявлениям можно отнести язык, культуру, но не преступность - это явление интернационально. Поэтому попытки приписывания данному конфликту черт межнациональной розни, на мой взгляд, совершенно необоснованны. Хотя, я думаю, никто не будет отрицать, что при миграционных процессах приезжие должны знать и уважать традиции местных народов. Как говорится, не лезть со своим уставом в чужой монастырь. То есть не создавать своей нетерпимостью поводов для конфликтов с соседями.
    Другой момент заключается в том, что правоохранительные органы должны проявлять большую активность в сфере пресечения так называемых профилактических преступлений, к которым относятся избиения, оскорбления, хулиганство.
    Также хотелось бы, чтобы СМИ вели себя более ответственно в отношении освещения подобных проблем. При возникновении конфликтов, подобных кондопогскому, ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку. То же самое справедливо и для сторон конфликта. Излишние выпады в сторону противника никогда не способны разрешить проблему. Это элементарные основы.
    - Как вы оцениваете взаимоотношения национальностей в Тверской области?
    - На моей памяти были вспышки негатива. Например, в мае 1998 года в Удомле, когда произошел конфликт между кавказцами и русскими. Но в итоге он стал своеобразным поводом для налаживания межнациональных отношений. Тогда был создан консультативный совет при администрации Тверской области, который занимался вопросами межнациональных взаимоотношений. В результате его работы на территории нашего региона было создано 21 национальное объединение, и вопросы, возникающие между представителями разных народов, стало решать гораздо проще. По сути, консультативный совет выполнял защитную функцию в вопросах национальностей. Совет и сейчас был бы не лишним, но, к сожалению, сейчас его нет. Однако национальные объединения остались существовать и реально работают.
    - Есть ли, по-вашему, в Тверской области предпосылки для возникновения межнациональных конфликтов?
    - Такие предпосылки есть в любом регионе. Межнациональные отношения потенциально могут обостряться на территории рынков. Конфликты может провоцировать молодежь, ее необдуманное поведение. Например, девушки европейского типа и стилем одежды, и поведением могут провоцировать кавказцев на не джентльменское поведение. И, наконец, чиновники, которые могут спровоцировать конфликты своими необоснованными или проплаченными решениями.
    - Как вы оцениваете отношения карел и русских, есть в них какие-то противоречия?
    - Я автор книги «В краю двух культур». Она как раз и описывает сосуществование двух наших народов. Исторически карелы и русские живут бок о бок более 350 лет, и за это время никаких серьезных противоречий между нами не возникало. К тому же оба наших народа объединяет православие. Так что о каких-то конфликтах между русскими и карелами говорить не стоит.

    Александр ШАБАНОВ, протоиерей, председатель миссионерского отдела Тверской епархии РПЦ, вице-президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект:
    - Ситуацию в Кондопоге я бы не хотел комментировать - это другой регион, и давать какие-то оценки с моей стороны было бы некорректно. Тем более что православные священники Карелии уже давали оценку данной проблеме.
    - Как бы вы оценили межконфессиональную ситуацию в Тверской области, есть ли в нашем регионе предпосылки возникновения конфликтов на религиозной почве?
    - Если рассматривать Тверскую область с позиции религиозных противоречий, то я склонен оценивать ситуацию как спокойную и стабильную. Мне неизвестны факты столкновений или конфликтов на религиозной почве в Тверской области. И православное, и мусульманское сообщество представлены в регионе достаточно широко и прекрасно уживаются друг с другом, не провоцируя конфликты. Бытовые столкновения и ссоры не стоит учитывать, они имеют совершенно другую природу.
    С другой стороны, потенциальная возможность возникновения межрелигиозных или межнациональных конфликтов оценить трудно в принципе. Тверской регион не очень пригоден для изучения этой проблемы именно в силу своей стабильности и конфессиональной толерантности. У жителей области просто нет опыта конфликтов подобного рода, то есть у исследователей нет материала для анализа. По-моему, это совсем неплохо - лучше не знать, что такое конфликт, чем изучать его на практике.

    Мария ОРЛОВА, заместитель главного редактора еженедельника «Караван + Я»:
    - Я была свидетелем того, как рождаются подобные межнациональные конфликты. Перед первой чеченской войной в общежитии ТвГУ на Спортивном переулке русским студентам было опасно вечерами ходить по коридорам. Один мой однокурсник пошел выносить мусор и вернулся с сотрясением мозга. Чеченцам, которые в тот момент рассматривали студенческое общежитие как дешевую гостиницу, не понравилось то, как он на них посмотрел. Я знаю девушек, которые были вынуждены бросить университет из-за преследований некоего Вахи, который утверждал, что «уже 10 лет держит в страхе всю общагу». Конечно, кавказцы чувствовали себя безнаказанными, имея покровительство со стороны коррумпированной администрации.
    По слухам, чеченские ребята очень активно искали выходы на местные войсковые части с целью прозондировать возможность приобретения оружия для армии Дудаева. Вся эта «пена» - многочисленные Вахи, Асламбеки и т. д., и т. п. - растворились с началом первой чеченской. Возможно, в боевики подались. Наверное, часть из них перебралась подальше от Москвы, кто знает, может быть, и в Кондопогу.
    Насколько мне известно, хозяин ресторана, разгромленного в Кондопоге, три года назад был осужден за убийство местной девушки, но почему-то был приговорен к рекордно низкому сроку заключения и подозрительно быстро оказался на свободе. Так что ситуация в общаге ТвГУ начала 90-х годов и положение в маленьком карельском городе 2006 года во многом схожи - те же безнаказанность и пренебрежение законом.
    - Так к какому типу конфликтов все же можно отнести события в Кондопоге?
    - В них есть и криминальная, и культурная составляющая, которые в сочетании друг с другом и при попустительстве властей спровоцировали столкновения. Противоречия между местным населением и чеченцами копились какое-то время и, получив толчок в виде драки с убийством в ресторане «Чайка», вылились в массовый протест.
    - Может ли в Тверской области произойти что-нибудь подобное?
    - У нас в регионе это уже происходило. Например, в Удомле в 98-м году, в Старицком районе или в общежитиях Сахаровской сельхозакадемии, где такие конфликты происходят периодически.
    - Как вы оцените реакцию СМИ на конфликт в Кондопоге?
    - Мне непонятен поиск врага в лице мифического русского фашиста. Поэтому СМИ, которые пытаются раздувать национальную составляющую конфликта, на мой взгляд, играют с огнем. Российской ментальности фашизм претит по определению, но русские люди никому никогда не позволяли садиться себе на голову. Вспомним, как во времена татаро-монгольского ига восставшие тверитяне расправились с ордынским наместником Шевкалом. Мы же не расцениваем эту страницу истории как межнациональный конфликт...

Подготовил Александр ЗЕНИН


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru