Архив номеров


    Минувший четверг, 7 сентября, стал для Тверской области знаковым. В этот день на заседание правительства Российской Федерации был вынесен принципиально важный вопрос: доклад губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина о социально-экономическом развитии Тверского региона.

    Выступление Дмитрия Зеленина предварил премьер-министр Михаил Фрадков. Он отметил, что Тверская область индустриально-аграрная, с достаточным потенциалом, с неплохими планами развития. Промышленность представлена такими крупнейшими отраслями, как производство и распределение тепло- и электроэнергии, машиностроение, металлообработка. На долю этих отраслей приходится более 60% всего промышленного потенциала губернии. Исходя из этого, у области есть возможность для повышения конкурентоспособности. Вместе с тем в регионе имеется ряд проблем. Они связаны с недостаточным уровнем газификации, сокращением сельскохозяйственного производства, депрессивной демографической обстановкой. Михаил Фрадков уточнил, что Тверская область традиционно является крупнейшим производителем льна, более 25% всего льняного поля страны находится в области. Тем не менее в регионе нет предприятия, которое осуществляет глубокую переработку этого качественного и ценного сырья.
    На заседании правительства Михаилом Фрадковым была поставлена задача - объективно оценить деятельность руководства области и определить комплекс мер по развитию региона, включая меры государственной поддержки со стороны федеральных органов исполнительной власти.
    Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин начал свой доклад с определения целей, которые стоят перед руководством губернии в плане дальнейшего развития региона.
    По основным социально-экономическим показателям Тверская область занимает место в пятом десятке российской табели о рангах и 8-10-е место в Центральном федеральном округе. Объем валового регионального продукта в 2005 году составил 101 миллиард рублей. Средняя заработная плата в регионе на декабрь 2005 года составила 6,5 тысячи рублей - это 7-е место в Центральном федеральном округе. Как и многие другие регионы, Тверская область не располагает значительными запасами стратегических полезных ископаемых. Тем не менее у области есть свои принципиальные преимущества. Они связаны с выгодным географическим положением, с экологической чистотой, с возможностью развивать инженерно-транспортную инфраструктуру, туризм и экологически чистые производства. Дмитрий Зеленин назвал Тверскую область страной истоков, в регионе берут свое начало крупнейшие реки Европы, такие как Волга, Днепр и Западная Двина. Более трех четвертей общего объема воды, который потребляет московская агломерация, поставляется из Тверской области. По территории области проходят пять магистральных газопроводов, тем не менее уровень газификации региона остается низким. Эта проблема является первоочередной для исполнительной власти. За предыдущий год два района области были газифицированы, в нынешнем году газ придет в дома жителей еще трех районов, на очереди газификация оставшихся муниципальных образований. В область за последний год начали привлекаться значительные объемы инвестиций. Подписаны договоренности об инвестициях на сумму порядка 30 млрд. рублей. В Конаковском районе создана промышленная площадка, на которой разместятся семь современных промышленных производств. Еще три подобные площадки создаются недалеко от Твери, Ржева и Торжка. В районе озера Селигер предполагается создание особой туристско-рекреационной зоны. И основные планы развития руководство области связывает с проектом строительства высокоскоростной трассы «Москва - Санкт-Петербург».
    Тверская область сохранила уникальные ландшафты, лесные массивы и экологическую чистоту. Сохранена не только природа, но и историко-культурное наследие региона. В области находится более семи тысяч исторических объектов, из которых более семидесяти относятся к федеральной собственности.
    Экономический потенциал региона основывается на объектах электроэнергетики, таких как Калининская атомная станция и Конаковская ГРЭС. Более 80% вырабатываемой энергии поставляется за пределы области.
    Приоритетами в развитии области выбрано создание высокотехнологичных производств в сфере машиностроения, деревообработки, производства строительных материалов. Также на территории области будут создаваться складские и логистические центры, терминалы и технопарки. В перспективе создание транспортных узлов, рассчитанных на использование автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта. Тверская область может стать крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции для столичной агломерации.

    Весь доклад Дмитрия Зеленина продолжался около часа и охватил все аспекты жизнедеятельности региона. Реализации приоритетных национальных проектов было уделено особое внимание. В рамках национального проекта «Образование» в муниципальных районах Тверской области проходит формирование базовых школ. Преподаватели и средние общеобразовательные учебные заведения стимулируются не только федеральными, но и региональными грантами. Наконец, Тверская область вошла в пилотную программу, утвержденную президентом по переселению соотечественников из-за рубежа. В здравоохранении успешно работает институт врачей общей практики, разрабатывается программа по созданию межрайонных медицинских центров, запланировано строительство перинатального центра.
    Затронуты были и проблемы региона, связанные с отрицательной демографической ситуацией, со спадом в сельскохозяйственной сфере. Их возможно преодолеть, привлекая в область дополнительные трудовые ресурсы. Отличительной особенностью доклада был признан его системный и структурный подход к реализации программы развития Тверского региона.
    По итогам выступления Дмитрия Зеленина председатель правительства Михаил Фрадков констатировал: «Правительство работает по формуле: планирование с выходом на конечный результат. Дмитрий Зеленин, вы просто обречены, чтобы вписаться в эту систему первым из региональных лидеров».
    Министр по социальному развитию Михаил Зурабов отметил тот факт, что в Тверском регионе реформа врачей общей практики началась задолго до реализации четырех национальных проектов.
    Министр образования Андрей Фурсенко в свою очередь заявил, что в случае успеха в Тверской области проекта «Образование» регион мог бы стать примером для всех других субъектов Федерации. «Пока у нас нет причин сомневаться в удачной реализации этого проекта», - добавил министр.
    Наиболее высокую оценку докладу дал министр культуры Александр Соколов. Он отметил, что только губернатор Дмитрий Зеленин уделил в своем докладе должное место вопросам сохранения историко-культурного наследия. Именно с возрождения духовного потенциала может начаться развитие в экономической и социальной сферах. На заседании правительства присутствовал архиепископ Тверской и Кашинский владыка Виктор. Видимо, поэтому министр культуры напомнил собравшимся, что в Тверском регионе есть уникальный памятник культуры - Нило-Столобенская пустынь, которую необходимо возрождать с помощью средств из федерального бюджета.

* * *

    Выступление губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина вызвало широкий резонанс в политических и общественных кругах региона. Мы попросили прокомментировать доклад Дмитрия Зеленина депутата Государственной Думы Александра Бездольного, который присутствовал на заседании. Александр Бездольный назвал этот отчет блестящим.
    - В целом это был очень хороший, динамичный и обстоятельный доклад. Все, кто выступал уже после губернатора, - Андрей Фурсенко, Алексей Гордеев, Михаил Фрадков - отметили полноту отчета. Он действительно отражал все: демографическую ситуацию, процесс газификации, ситуацию в сельском хозяйстве, ход реализации национальных проектов. Надо отметить, что за все время таких отчетов я впервые услышал такое выступление, после которого не было сделано ни одного замечания. Возможно, это связано с тем, что губернатор не просто изложил проблемы региона, но и рассказал о том, что было сделано, что делается сейчас, и обрисовал перспективы. Мне лично его выступление очень понравилось. Я говорю это не потому, что я из Твери, а потому, что действительно все было сделано профессионально. Еще хочется сказать, что полгода назад в область приезжал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и тогда он назвал область отстающей в сфере развития сельскохозяйственного производства. На этот раз он уже отметил успехи, произошедшие в регионе.
    Глава Конаковского района Михаил Попович смотрел трансляцию выступления губернатора Дмитрия Зеленина со своими коллегами, среди которых была депутат Законодательного Собрания Тверской области Надежда Егорова.
    - Перед началом доклада мы даже поспорили с депутатом Егоровой, подвергнут отчет тверского губернатора критике на правительстве или нет. Но после доклада все сомнения отпали. Честно скажу, я был искренне горд за то, что работаю с губернатором Зелениным в одном регионе. Его выступление выглядело одним из лучших среди предшествующих губернаторских докладов. Зеленин не просто отчитался в проделанной работе, он поставил вопросы государственного масштаба, которые, возможно, нелицеприятны некоторым членам кабинета министров. В частности, это касалось проблемы использования технического спирта в жидкостях хозяйственного назначения. В конце концов, уже хватит травить народ этой гадостью!
    После выступления Дмитрия Зеленина я позвонил в Красноярск своим друзьям, которые работают с губернатором Хлопониным, и спросил, каково их впечатление. Они мне прямо сказали, что с таким руководителем, как Зеленин, наверняка очень приятно работать. Я это могу только подтвердить. Он лично делает очень многое для губернии и для Конаковского района в частности. Промышленная площадка в нашем районе появилась благодаря его усилиям, сейчас вокруг нее по решению губернатора построена кольцевая дорога. В районном центре строится современная школа. Я уверен, что это будут далеко не единственные объекты, которые появятся у нас в районе. Губернатор показал себя сильным, широко мыслящим руководителем, и это вызывает у всех тверитян чувство гордости и уважения.
    Политический аналитик, главный редактор еженедельника «Караван+Я» Геннадий Климов оценивает успех Дмитрия Зеленина так:
    - Доклад Дмитрия Зеленина оказался не просто выступлением о проделанной работе. Это событие подводит определенную черту в жизни региона. Губернатор нарисовал тот образ, к которому в ближайшее время область должна прийти. Этот образ оказался очень симпатичным. Если все будет благополучно и Дмитрий Зеленин сможет реализовать свои планы, в ближайшие годы мы будем видеть Тверскую область территорией европейского типа, где будут органично сочетаться высокотехнологические предприятия и экологическая чистота, где будет все в порядке с образованием и медициной, где население не будет уменьшаться, а наоборот, будет расти.
    Ценность этой программы губернатора в том, что она комплексна и жизнеспособна. Приятно, что Дмитрий Зеленин прошел трехлетний путь руководителя региона совместно с тверским обществом. Он оказался очень чуток к прогрессивным тверским идеям. Нам приятно, что некоторые наши идеи находят свое воплощение в программе губернатора. Например, проект создания в Твери современного университета европейского уровня. Даже название книги «Тверская земля - страна истока», которую выпустило наше издательство, зазвучало в выступлении Дмитрия Зеленина новым брендом губернии. Я считаю, что проект Дмитрия Зеленина по модернизации Тверской области тверитянам нужно обязательно выполнить. Другого пути в будущее у тверского общества просто нет.

Подготовил Борис АНТРОПЬЕВ



    В среднем население России в месяц потребляет около 120 тысяч тонн сжиженного газа. В Тверской области сжиженный является основным источником бытового топлива в 18 муниципальных районах. Ситуация очевидная, притом, что общий уровень газификации области равен 52%, а в сельской местности еще ниже - 17,5%.

    Между тем «Караван» провел исследование в тех населенных пунктах Тверской области, куда газовая труба уже подведена или где работы по газификации поселений только проводятся. Выяснилось, что определенная часть людей, несмотря на то, что голубое топливо почти дошло (дойдет) до деревни, не намерена отказываться от баллонов со сжиженным газом. Главная причина - высокая плата за подведение трубы к каждому дому плюс покупка газового оборудования. В сумме - около пятидесяти-шестидесяти тысяч рублей.
    Однако простейшая арифметика показывает, что столь пугающие цифры с лихвой окупятся за относительно небольшой отрезок времени. По данным опроса, в среднем потребление сжиженного газа семьей из трех-четырех человек составляет сто литров. Согласно нормативным документам, предельная цена на сжиженный газ в Тверской области - 10 рублей 57 копеек за килограмм (с учетом НДС) или 222 рубля за баллон емкостью 50 литров. Умножим 444 на 12 и получим 5328 рублей - примерная сумма, в которую обходится годовое потребление сжиженного газа. Тем не менее практика показывает, что установленные тарифы в редких случаях соблюдаются частными предпринимателями. А именно у них сельские жители в основном приобретают газовые баллоны. И тогда цена на 50 литров сжиженного углеводородного топлива колеблется от 320 до 360 рублей. В результате за годовое пользование сжиженным газом приходится платить от восьми до девяти тысяч рублей. Плюс печное отопление в зимний период: машина дров стоит около двух тысяч рублей (в этом году прогнозируется подорожание до трех тысяч), а еще оплата за колку дров. По словам сельских жителей, чтобы обеспечить нормальный обогрев дома, требуется как минимум две машины дров. Так, за печное отопление ежегодно приходится выкладывать в среднем пять тысяч рублей.
    Проведенные расчеты говорят о том, что сумма, необходимая для газификации дома природным газом, окупается за три-четыре года.
    Затраты на потребление сжиженного газа превышают расходы на природное голубое топливо в четыре раза. Очевидно, что разница существенная. И это притом, что даже такая розничная цена на газ через емкостные установки не покрывает всех расходов газоснабжающих организаций. Причина - высокая себестоимость. В итоге для возмещения убытков в бюджете области ежегодно предусматривается субсидия газоснабжающим организациям за услуги по поставке сжиженного газа для бытовых нужд населения. Цены регулируются государством. В бюджете этого года такая субсидия заложена в размере 13 миллионов рублей.
    Стоимость сжиженного газа напрямую зависит от цен на нефть, на попутный газ и тарифов на электроэнергию. Попутный газ, из которого вырабатываются сухие углеводородные газы, закупается у нефтяных компаний. И цены на него постоянно растут. Доля затрат на электроэнергию составляет 50-60% себестоимости производства сжиженного газа. Соответственно, рост энерготарифов отражается на конечной цене сжиженного газа.
    Таким образом, для развития рынка сжиженного газа для бытового обслуживания населения на ближайшие годы складываются весьма негативные тенденции: сокращаются объемы производства, снижается степень утилизации попутного нефтяного газа. Результат - невосполнимые потери углеводородного сырья.
    Сорок-сорок пять процентов сжиженного углеводородного газа подлежат дальнейшей переработке нефтехимическими предприятиями, а из оставшихся объемов треть производители вынуждены продавать в несколько раз дешевле рыночных цен, невзирая даже на себестоимость их производства. За счет этого отрасль недополучает средства, необходимые на поддержание, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей и газораспределительной инфраструктуры.
    Цель программы Газпрома «Газификация регионов»: природное голубое топливо должно дойти до каждого дома. И, когда в Тверской области газовые трубы будут подведены к каждому населенному пункту, несомненно, встанет вопрос: «А есть ли необходимость при вложенных внушительных средствах на газификацию региона субсидировать снабжение населения сжиженным газом?» В результате либо газовые баллоны постепенно уйдут из реализации, либо будут продаваться уже по ценам, компенсирующим себестоимость, то есть в разы дороже.

P.S. В 1958 году в городе Калинине, в подвале пятиэтажного дома на проспекте Чайковского взорвался сжиженный газ (природный газ пришел в Тверь в 1963 году). Его утечку вовремя никто не определил. Накопившись до опасной черты, он рванул и поднял в воздух целую секцию от первого до пятого этажа. Тогда погибли несколько десятков человек.
Сейчас, когда многим жителям Тверской области по-прежнему приходится пользоваться сжиженным топливом, необходимо со всей осторожностью подходить к выбору поставщика баллонов. Так, приобретая газовые баллоны у частных предпринимателей, всегда есть опасность купить неисправный баллон, от которого будет происходить утечка газа. Проверить его сохранность по внешнему виду практически невозможно.
Своего рода гарантией безопасности часто могут служить опознавательные знаки на машинах с газовыми баллонами, такие, как «Тверьмежрайгаз», «Торопецмежрайгаз», «Нелидовомежрайгаз» и так далее, а также документы на топливо и цена, подтвержденная нормативными документами.


Евгений ПЕТРОВ




    Знаете анекдот про блондинок?
    Две блондинки встретились в Твери, на Речном вокзале.
    — Ты какую маршрутку ждешь?
    — «Двойку». В «Южный» еду. А ты?
    — А я в Сахарово. Мне бы 22-й автобус, — отвечает вторая, — но он давно не ходит.
    В это время возле них останавливается автобус №222.
    — Вместе поедем! — обрадовались блондинки.
    И, что характерно, каждая доехала, куда хотела.


    Автобус №222 существует в Твери около двух месяцев и курсирует по маршруту «Южный» - Сахарово» четко по расписанию. Открытия этого маршрута настойчиво добивались жители пос. Сахарово, дер. Аввакумово и многочисленные дачники, участки которых расположены в этой местности. Добивались, потому что привычный для них автобус №22 ходить по маршруту перестал, сдав позиции маршрутным такси №№19, 20, 35. Казалось бы, транспортный вопрос закрыт, но… Маршрутные такси не признают единых социальных проездных билетов, выставляя всем одну цену - 9 рублей. Ветераны войны и труда, другие обладатели ЕСПБ стали обращаться в различные инстанции с просьбой вернуть привычный маршрут. Им отвечали, что «эксплуатация транспорта на этом маршруте приносит только убытки». Виновниками этой убыточности были, судя по всему, те самые пенсионеры и ветераны, которые хотели бы ездить на пригородном транспорте по льготному проездному билету. Хотели бы, потому что имеют на это право. А им взамен этого предлагают пользоваться маршрутками (для которых, очевидно, с закрытием 22-го маршрута окупаемость перевозок заметно выросла).
    Понятное дело, что люди прежде всего пошли к местным властям - в администрации Калининского района и г. Твери, поскольку ПАТП-1, обслуживающее пригородные маршруты, является тверским муниципальным унитарным предприятием.
    Не получив от муниципальных властей вразумительного ответа (не говоря уже о помощи), граждане стали писать жалобы губернатору и даже президенту. Заместитель губернатора Тверской области Константин Буевич, который курирует в администрации вопросы транспортного обеспечения региона, дал поручение департаменту транспорта и связи найти решение проблемы сахаровских и аввакумовских льготников, тем более что в летние месяцы количество пассажиров на этом направлении за счет дачников вырастает в разы.
    Поручение Константина Буевича было выполнено, и с 27 июля государственное унитарное предприятие «Тверьавтотранс» пустило автобусы по маршруту «Тверь - Аввакумово - Сахарово - Тверь». Администрация города Твери отреагировала на это… просьбой аннулировать маршрут, а конкуренты-маршрутчики жалобой в прокуратуру - у каждого свой интерес. Мы же решили посмотреть на новый маршрут с точки зрения рядового горожанина и отправились на автовокзал.
    За десять минут до отправления автобуса №222 на перроне немноголюдно. Есть возможность поговорить с водителем новенького блестящего (в буквальном смысле слова) автобуса «МАРЗ».
    Александр Короткевич - водитель со стажем. На 222-м маршруте работает с первого дня.
    - Пассажиры очень довольны, - делится своим мнением Александр Иванович. - Особенно те, кто едет на дачи или огороды. С тележками в маленьких автобусах им тесно, неудобно, а здесь комфортно. Можно разместиться так, чтобы никому не мешать, поставить свои тележки, сумки с дачным урожаем. Ко мне часто люди подходят, благодарят. Приятно, конечно.
    К автобусу подходит миловидная женщина - явно постоянная пассажирка. «Часто этим автобусом ездите?» - интересуемся.
    - У меня дача в Сахарове. Как выходной - так и туда, - охотно поддерживает беседу Наталья Васильевна. - Раньше ездила на маршрутке или искала, чтобы кто подвез - соседи там или знакомые. А как пустили 222-й автобус, то попутной машины не надо. Такой автобус хороший, мягко идет, комфортабельный, удобный. Всегда чистый. И водители очень аккуратные. Мне нравится.
    К моменту отправления в автобусе лишь пять человек, но минута в минуту, как указано в расписании, он отправляется в рейс.
    - Я редко с вокзала езжу, - продолжает разговор Наталья Васильевна, - только когда по делам здесь бываю. А так мне удобнее в «Южном» садиться. Там обычно много народу набирается.
    Действительно, остановка за остановкой автобус наполняется пассажирами всех возрастов.
    Вот молодая мама, с крохой в летней коляске, спрашивает: «Я до «Речного» доеду?» И, услышав утвердительный ответ, вздыхает с облегчением и поднимается в салон. «Третью маршрутку пропустила, - говорит она, оплачивая проезд. - А этот автобус часто ходит?» «Раз 16-20 за день, - отвечает ей кондуктор, - по расписанию. Хотите, можете расписание переписать. Мы его четко придерживаемся».
    В салоне много пожилых людей. Некоторые из них целенаправленно ждут 222-й автобус, зная его маршрут и то, что он обязательно останавливается на всех остановках. На сегодняшний день это единственная возможность для льготников проехать по единому социальному проездному билету до Сахарова или Аввакумова.
    На Тверском проспекте в автобус заходит компания молодых людей. Они продолжают что-то громко обсуждать.
    - Студенты, - оглянувшись, комментирует Наталья Васильевна, - до конца поедут.
    Она рассказывает, что с некоторыми людьми часто приходится вместе ездить в автобусе, и они уже стали добрыми знакомыми. А еще о том, что все они очень переживают, чтобы зимой маршрут не закрыли, потому что он нужен людям круглый год.
    Автобус выезжает за город, остановки становятся реже. За разговором мы не замечаем, как доезжаем до Сахарова, и Наталья Васильевна, попрощавшись, торопится к своим дачным делам.
    А на конечной остановке уже собрались те, кому надо ехать в Тверь. Но до обратного отправления еще есть время, и водителя можно немного поотвлекать разговорами.
    - А бывает так, что пассажиров вообще нет? - спрашиваем.
    - Так, чтобы совсем пустой автобус, редко. В обеденное время бывают рейсы, когда совсем людей мало. Но это нормальное дело - все работают, учатся. А вообще мы замечаем, что с каждым днем о маршруте узнает все больше людей и пассажиров у нас добавляется. На таком автобусе ехать - сплошное удовольствие.
    С этим трудно не согласиться. Почему же тогда руководство города так недовольно новым маршрутом и требует его аннулировать? Чьи интересы защищает? И кому плохо, если сотням жителей Твери и Калининского района хорошо?
    Как стало нам известно, в планах ГУП «Тверьавтотранс» дальнейшее улучшение качества перевозок. Начальник автоотряда Константин Семин рассказал нам, что сейчас на междугородных рейсах используют корейские автобусы 2000 года выпуска, приобретены новые машины «ПАЗ» и «МАРЗ». И понятно, что по своей надежности и условиям для пассажиров они во много раз превосходят ту технику, которая используется в качестве маршрутных такси на 19,20 и 35-м маршрутах.
    - До открытия 222-го маршрута к нам поступало огромное количество жалоб, а сегодня мы выслушиваем множество добрых слов и пожеланий. Учитывая пожелания пассажиров, мы пустили автобус через «Южный». В ближайшее время постараемся повысить интенсивность движения на этом маршруте. Сейчас принимаем на работу водителей, кондукторов и по сахаровскому маршруту пойдут дополнительные автобусы.
    Впрочем, по словам генерального директора ГУП «Тверьавтотранс» Александра Рукавишникова, в планах этого транспортного предприятия не только усиление уже существующих маршрутов, но и открытие новых.

Наталья КОЗЛОВСКАЯ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru