Архив номеров


    Новый учебный год, не успев начаться, ознаменовался очередными сюрпризами и нововведениями.
    В частности, активно обсуждают, что время школьных каникул необходимо сократить, планету Плутон разжаловать из планет (шок для учителей астрономии!), увеличить количество часов на одни предметы и сократить на другие.
    Но если обо всем этом говорится гипотетически, то введение предмета «Основы православной культуры» как обязательного в некоторых регионах нашей страны - вопрос решенный.
    В Тверской области с 1 января 2007 года также планируется ввести предмет «Основы православной культуры» в школьную программу. Мы решили провести опрос среди уважаемых в городе людей - педагогов, представителей различных религий, чтобы увидеть, насколько готова область к принятию такого ответственного шага.
    Итак, вопрос, который мы задавали:
    «Как вы относитесь к введению ОПК как обязательного предмета в российских, в частности, в тверских школах?»

    Геннадий КЛИМОВ, президент ОАО «Тверское княжество», редактор газеты «Караван+Я»:
    - Я категорически против. Считаю, что общество должно сейчас осознать серьезные последствия этого шага. Если священнослужители придут в школу, не думаю, что действительно будут изучаться основы православной культуры, скорее это будет изучение Закона Божьего.
    С введением ОПК как обязательного предмета возникнет множество проблем, которые коснутся не только российских детей и их родителей, но затронут будущее всей страны. Хотелось бы увидеть учебники по этому предмету, их кто-нибудь видел? Вернемся к вопросу о том, кто в конце концов будет преподавать ОПК? Священники? Я знаю некоторых представителей нашей церкви, действительно чрезвычайно умных людей, философов, настоящих педагогов, но их не так уж много, поверьте: в церковь приходит сегодня очень много случайных людей. Если на некоторых семинарах в университете всерьез призывают бороться со штрихкодами, запрещают студентам посещать занятия по теории эволюции Дарвина, - это все иначе как мракобесием не назовешь, это ломает психику наших детей. Если преподавать ОПК будут не священники, а околоцерковный народ, будет еще хуже. Вспомните мрачных околоцерковных бабушек, отпугивающих прихожан своей дремучестью и нетерпимостью. Может, пример не очень удачный, зато весьма показательный.
    В решении этого вопроса, на мой взгляд, должен присутствовать государственный подход. В нашем государстве сосуществуют представители различных конфессий, все они являются гражданами России. Они тоже вправе задастся вопросом: почему в российских школах не преподают ислам или буддизм?
    Религия - это в первую очередь духовная сфера, никто не спорит, но не надо забывать, что это сегодня еще и бизнес. И в нем крутятся большие деньги. В таком случае речь идет о конкуренции. К сожалению, многие бизнесмены от религии - совершенно безответственные люди, они не думают ни о детях, ни о будущем России. Они лоббируют свои интересы. К чему это приведет? Только к разжиганию межнациональной розни.
    Я бы не хотел, чтобы моим детям навязывали в школах изучение ОПК как обязательного предмета (хотя, кстати, моя старшая дочь поет в церковном хоре). Изучать или не изучать основы православной культуры - это должно быть осознанное решение родителей и детей. Это вопрос интимный, и каждая семья должна ответить на него сама, а не позволять бизнесменам в рясах решать за себя.

    Мария ОРЛОВА, заместитель редактора «Караван+Я»:
    - Я сначала тоже была категорически против введения ОПК, считая, что это может привести к ситуации, подобной сложившейся накануне революции, когда принуждение к вере рождало неверие. Но, с другой стороны, я вижу, что сейчас происходит. Люди, которые считают себя культурными, имеют не одно высшее образование, потрясающе безграмотны в отношении того, что составляет ментальное ядро нашей нации. В лучшем случае они помнят рассказы своих деревенских бабушек о крещенской воде и крашеных яйцах. Современные «образованные» люди глухи к словам православного богослужения, церковнославянский язык кажется им «бредом безграмотных людей». Поэтому надо учить детей понимать церковную службу, видеть красоту икон, слышать церковную музыку. Иначе нация выродится, превратится в Иванов, не помнящих родства.
    Правда, школьная программа сейчас перегружена, и действительно, есть серьезная проблема с кадрами. Поэтому я считаю, что основы православной культуры должны преподаваться в рамках уже существующих курсов истории и литературы, которые сейчас, к сожалению, сильно сокращены. Другое дело, что модификация курса истории и литературы не вызовет такого политического шума. А мне кажется, политический шум - основная цель этой кампании.

    Лариса РЯПОЛОВА, завуч по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №53:
    - Не вижу в этом ничего плохого. Если новый предмет будет вводиться за счет регионального компонента учебного плана, то я считаю, что основы православной культуры должны преподаваться в школе. Дело в том, что в основной школе (5-9 классы) существуют базисный план (он включает в себя такие обязательные предметы, как физика, математика и т.д.), региональный компонент (когда областной департамент образования решает, на какие предметы выделить часы, - это чаще всего ОБЖ, граждановедение, краеведение) и школьный компонент. Что будет входить в школьный компонент, может определять сама школа. Но учебный план очень насыщен, в нем нет лишних часов, поэтому мы исходим из интересов конкретных детей, которые учатся в конкретном классе, допустим, это может быть даже изучение латинского языка в гуманитарном классе, если большинство детей придут к решению, что это им необходимо для поступления в вуз. Следовательно, нам остается надеяться лишь на то, что область предоставит часы для ОПК за счет регионального компонента.
    Но хотелось бы еще вот о чем рассказать. Не так давно для ребят нашей школы проводилась экскурсия «Религии разных конфессий», и все отметили такой факт: в мечети и в католической церкви атмосфера была более дружелюбная, чем в православном храме. Я могу объяснить это тем, что у них миссионерская позиция, они более заинтересованы в новых прихожанах, а у нас, по сути, православная религия является государственной. Может, стоило бы все-таки ввести в школах такой предмет, как «История религий» наряду с ОПК. Другой вопрос - где брать кадры? Если будут приходить преподавать священники - почему бы и нет? Но боюсь, что в некоторых школах не обойдется без эксцессов, ведь у нас есть такие школы, например, 33-я, 39-я, где обучаются представители другой веры. Далее - по каким учебникам будет преподаваться новый предмет? Мы сейчас уже который год изучаем историю тверского края по старому учебнику Воробьева. Сам учебник неплохой, но ведь область меняется, развивается, а учебники у нас все те же.

    Священник Вячеслав БАСКАКОВ, руководитель информационной службы Тверской епархии, ученый секретарь Научно-исследовательского центра духовной истории и православной культуры им. В.В. Болотова:
    - Поскольку я представляю и епархию, и исторический факультет Тверского университета, хотел бы высказаться и как священник, и как ученый. Я очень положительно отношусь к введению в российских школах такого предмета, как «Основы православной культуры». На мой взгляд, сегодня это очень актуально во всех отношениях. Надо понимать, что в преподавании ОПК на первом месте стоит не религиоведческий, а культурологический аспект, и я думаю, что основы православной культуры должны преподаваться обязательно, а не факультативно. Ведь ребенку сложно осознать всю важность этого предмета. Если предложить сегодня школьнику посещать по желанию математику или русский язык, он не будет изучать ни тот, ни другой предмет, так же и с ОПК.
    Детям будут рассказывать не о религии как таковой, а о культуре. А православная вера является культурообразующим элементом нашего государства, следовательно, об этом и надо говорить в первую очередь.
    Учебные пособия по предмету «Основы православной культуры» существуют уже несколько лет как для учителей, так и для учеников, их можно приобрести в магазинах и у нас, на епархиальном складе. Также существует бесплатная рассылка пособий при Московской духовной семинарии. Наш центр готов оказать методическую помощь в преподавании ОПК, мы можем предоставить школам преподавателей, среди которых ведущие сотрудники университета с учеными степенями, профессора, заведующие кафедрами.

    Игорь Абрамович ЭЛЬГАРДТ, главный врач Тверского кардиоцентра:
    - Наверное, не стоит вводить подобный предмет как обязательный, так как это противоречит тому, что религия должна быть отделена от государства. Подобный предмет может преподаваться как факультатив для всех желающих, на добровольной основе, ведь в школах обучаются дети различных конфессий, чьи родители могут потребовать также обязательное изучение своих религий.
    Хотя, несомненно, все религии несут одно и то же - просвещение, человеколюбие, добро - и объединяют в себе все возвышенное и лучшее, что есть на земле, что приближает человека к Богу, поэтому не стоит выделять какую-то одну религию для обязательного изучения в школьной программе.

    Мохаммад аль ГОЗЕН, кандидат медицинских наук:
    - Наверное, это правильно, что дети должны изучать в школах основы православной культуры, но мне не совсем понятна технология введения этого предмета. Почему Министерство образования не принимает в этом никакого участия? Ведь именно оно в первую очередь должно принимать такие решения и контролировать их исполнение. Ну и потом, в тверских школах также учатся дети, чьи родители исповедуют разные религии, поэтому было бы неплохо, если бы ввели в школьную программу такой предмет, как «История религий». Ведь в европейских школах также обучаются и христиане, и мусульмане, и, насколько я знаю, там ученики имеют право выбирать, какой предмет им посещать.

    Фаридбатыр ГАРЕЕВ, заместитель председателя Тверского мусульманского общества:
    - Я думаю, в решении этого вопроса надо проявить больше гибкости. Ведь в тверских школах немало обучается мусульманских детей, поэтому не должно быть давления и обязаловки во введении такого предмета, как «Основы православной культуры». Его изучение должно быть добровольным, иначе это напоминает недалекие советские времена, когда во всех высших учебных заведениях беспрекословно надо было изучать историю партии. Если в тверские школы будут проходить православные священники и рассказывать о религии, тогда мы тоже со своей стороны хотим предложить подобные уроки для мусульманских детей. Мы будем приходить в школы и рассказывать всем желающим об исламе. Ведь у нас светская страна, где сосуществуют четыре традиционные конфессии. Мы все равны друг перед другом, значит, и отношение к нам должно быть на равных.
    В принципе уже давно шла речь о том, что в школах необходимо вводить какой-нибудь предмет типа религиоведения, но он должен быть факультативным, и посещать его дети должны сугубо добровольно.

Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru