Архив номеров


    В администрации области прошло первое заседание рабочей группы по реализации проекта скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Трасса федерального значения пройдет по трем основным магистральным пунктам: Санкт-Петербург, Вышний Волочек, Москва.
    Хорошая дорога даст качественный толчок инвестициям в промышленность и туристический бизнес региона. Будут развиваться новые территории: появятся населенные пункты, заправки, гостиницы, кемпинги, логистические центры. Кроме того, при строительстве трассы будут задействованы многие тверские предприятия.


    Заместитель губернатора Константин Буевич обозначил круг вопросов, которые нужно решить в рамках встречи, и пригласил для участия в совещании одного из разработчиков проекта, главного инженера ОАО «ГипродорНИИ» Эрнеста Буянова. Рабочей группе был представлен план-карта прохождения трассы по территории области. Первый пункт обсуждения - обходная дорога вокруг Твери. Предполагалось несколько изменить маршрут: отодвинуть его подальше от города. Однако в итоге приняли первоначальный вариант. Но изменения коснулись другого отрезка этой дороги, возле Оршинского женского монастыря. Мать-настоятельница просила перенести трассу, чтобы сохранить уникальность исторического здания и отгородить его от автомобильного шума.
    И эта просьба была учтена разработчиками, поскольку это изменение не повлечет новых затрат и в принципе возможно.
    В работе группы приняли участие и представители областного комитета по охране историко-культурного наследия. Выяснилось, что в течение всего времени подготовки проекта разработчики только единожды обратились в комитет с тем, будто проект, который разработан, не предполагает наличия на пути памятников архитектуры или археологии. Но так ли это, может сказать только комитет.
    Но рабочей группой не было принято единодушного решения по этому поводу.
    - Трасса имеет колоссальное федеральное значение, а имеющаяся на сегодняшний день дорога находится в неудовлетворительном состоянии. Новая автомагистраль будет отвечать всем современным требованиям безопасности и комфорта. Старая дорога строилась из расчета прохождения шести тысяч автомобилей в сутки грузоподъемностью не более шести тонн. Сейчас же показатели совершенно другие: по трассе проходит до 50 тысяч автомобилей в сутки грузоподъемностью до 15 тонн.
    - Прежде всего мы говорим о безопасности водителей, - подчеркнул Константин Буевич. - Интенсивное движение, которое есть сейчас, становится причиной аварий и гибели водителей. С появлением новой трассы должно сократиться и время ее прохождения. Хорошая дорога даст качественный толчок инвестициям в промышленность и туристический бизнес региона. Будут развиваться новые территории: появятся населенные пункты, заправки, гостиницы, кемпинги, логистические центры. Кроме того, при строительстве трассы будут задействованы многие предприятия области, а также местные рабочие кадры. Все это даст значительный рост экономики. Сегодня мы еще раз согласовали маршрут трассы. Договорились с разработчиками привлекать для консультаций комитет по туризму и комитет по охране историко-культурного наследия. Мы подготовили обращение к главам районов с просьбой создать рабочие группы по реализации проекта. Словом, предстоит многое сделать для того, чтобы 7 сентября проект дороги был утвержден правительством России.

Инна ШУВАЛОВА



«БОЛЬШАК»

    То, что автодорога Москва - Санкт-Петербург давно не соответствует современным требованиям, ясно, кажется, уже всем. Во-первых, она слишком узка, а, следовательно, ее пропускная способность, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Отсюда - пробки при малейшем заторе. Между прочим, существование подобной трассы невыгодно для тверского туристического бизнеса, следовательно, и для областного бюджета. Например, минувшим летом на пресс-конференции для тверских СМИ заместитель губернатора Михаил Бершадский сетовал, что сейчас жителям столицы ездить на Селигер в выходные практически невозможно. Слишком много времени занимает дорога: шесть-семь часов, а если учесть московские пробки, то и все девять…
    Во-вторых, федеральная трасса Е-95 проходит через множество населенных пунктов. Почти треть пути (!) от Москвы до Питера - это деревни, поселки и города. Треть пути водители должны ехать, снижая скорость и теряя время, которое, как известно, деньги.
    У местных же жителей свои проблемы. Не очень-то приятно жить, когда за твоим окном день и ночь с ревом проносятся многотонные фуры. Да к тому же это опасно. Постоянно в сводках ГИБДД мелькают сообщения о происходящих на федеральной трассе ДТП со смертельным исходом. То кто-нибудь вылетит на встречную полосу, круша все живое, то из леса на проезжую часть забредет лось, то на узком повороте заденут друг друга две фуры, и обе окажутся в кювете. Много людей гибнет в деревнях и поселках, через которые проходит трасса…
    В-третьих, само состояние дороги, с точки зрения любого европейца, знакомого с автобанами, отвратительно. Да, это не проселочные колдобины, после которых Е-95 измученному провинциальному автолюбителю наверняка покажется супертрассой. Однако мир давно уже ушел вперед, и, если мы все-таки хотим считаться европейской державой, надо соответствовать европейским стандартам.

КАК У НИХ

    Конечно, вряд ли в ближайшие сто-двести лет мы сможем сравниться с Германией, с ее лучшими в мире автобанами, но построить хотя бы несколько современных платных дорог, наверное, все-таки сумеем.
    Например, в Польше уже существуют подобные трассы. Путешествуя по этой стране, разницу ощущаешь очень хорошо, хотя в целом польские шоссе гораздо качественнее наших. Тем не менее, въезжая на платную дорогу, чувствуешь себя гораздо комфортнее. Не говоря уж о скорости: там она без ограничений. Что из машины выжмешь - все твое. Аварий же на платных трассах меньше. Они и построены так, чтобы создать максимально безопасные условия для всех - и для лихачей, идущих со скоростью 250 км/ час, и для плетущихся с черепашьей скоростью «чайников». Эти трассы проходят вдали от населенных пунктов, и поэтому едешь, не опасаясь, что на проезжую часть вдруг выскочит какая-нибудь полоумная полуслепая бабка, или с проселка вырулит пьяный тракторист…
    Плата же за пользование трассой не особо обременительна для кармана.

ФИНАНСЫ

    Сейчас Росавтодору на строительство дорог выделяется явно недостаточно денег. В этом году они получили из бюджета 120 миллиардов рублей, притом что для развития дорожной сети, по подсчетам специалистов, необходимо 600 миллиардов в год.
    Обслуживание и строительство автомобильных дорог вполне можно сравнить с обслуживанием железнодорожных трасс, однако железнодорожники получают гораздо больше: на содержание железных дорог ежегодно выделяется 700 миллиардов. Плюс им поступают средства от перевозок. Дорожные же деньги, которые идут от Транспортного и Земельного налогов, уходят в бюджет. Выход из этого положения один - создание инвестиционных фондов, благо в прошлом году был принят долгожданный закон о концессии.

СУПЕРПРОЕКТЫ

    В августе на совещании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам были одобрены несколько весьма амбициозных проектов. Похоже, в ближайшие годы Россию ждут стройки столь гигантских масштабов, что их можно сравнивать лишь с масштабами строительства Байкало-Амурской магистрали.
    Это - создание специальной железнодорожной инфраструктуры на юго-востоке Читинской области, строительство Орловского туннеля под Невой в Санкт-Петербурге, проект «Западный скоростной диаметр», комплексное развитие Нижнего Приангарья и, наконец, строительство скоростной платной автодороги Москва - Санкт-Петербург.
    На эти проекты часть средств будет выделена государством из инвестиционного фонда, остальное профинансируют частные инвесторы.

ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕНЫ

    Росавтодор, выступивший инициатором строительства дороги, пообещал, что россияне в ближайшие годы получат в пользование первый в стране высокоскоростной платный автобан. Поучаствовать в этом проекте выразили желание около десятка крупных иностранных компаний. Министр транспорта РФ Игорь Левитин даже намекнул, что некая французская фирма заинтересована взять на себя работу по реконструкции не только головного участка, но и всей более чем семисоткилометровой трассы между столицами. Если реализация и запуск проекта пройдут успешно, строительство платных дорог в России возрастет и количественно, и качественно. Что же до платы, то проезд по автобану по карману каждому. Глава Росавтодора Олег Белозеров сообщил, что путь от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 водителю легковой машины обойдется в 30 рублей, до Солнечногорска - в 65 рублей. Ну и так далее… Правда, ограничение по скорости все же будет - 150 км/час. Зато без пробок и колдобин.

ТВЕРЬ

    Новая дорога, согласно проекту, пройдет мимо Твери, в районе Саватьева - Сахарова. Понятно, что столь масштабная стройка, а в дальнейшем - эксплуатация супертрассы, не может не сказаться на жизни нашего города. И в частности, на его экономике. Вообще это отдельный и большой разговор, сейчас же мы коснемся лишь одной темы, а именно - влияния будущего автобана на градостроительную политику города, на состояние тех или иных районов и, разумеется, на стоимость жилья.
    У Сахарова и Саватьева в ближайшие годы есть шанс из небольших, сонных поселков превратиться в современные микрорайоны с развитой инфраструктурой. Хотя, разумеется, есть тут и обратная сторона медали - это экология. Когда под носом у тебя вдруг появится трасса с огромным количеством проносящихся автомобилей, мало не покажется. Да еще следует учесть: среди этих тысяч и тысяч авто далеко не все будут экологически чистыми современными иномарками… Хотя «экологически чистая» - тоже понятие весьма и весьма условное: бензин-то они все равно жрут. Не электроавтомобили, чай.
    Зато это - новые рабочие места и деньги, автозаправочные станции, станции техобслуживания, кафе, рестораны и т.д. и т.п. Как бы Тверь, образно говоря, не сдвинулась на северо-восток… Собираются же строить новый микрорайон по соседству с «Долиной нищих». Как говорил герой одного анекдота, «тенденция, однако!»
    На этом фоне уже достаточно сомнительно выглядит предполагаемое строительство гипермаркета на окраине «Южного», по соседству с трассой Е-95. Да и вообще южная окраина Твери может превратиться в забытое всеми городское захолустье. То есть поселки Крупской, Чкаловский, пресловутая Залиния навсегда останутся, по сути, деревнями. Не говоря уж о жутком поселке Лоцманенко с разваливающимися бараками, где жители первых этажей осенью и весной ходят по своим, с позволения сказать, квартирам по колено в воде…
    Нет, конечно, трасса Е-95 никуда не денется, но вот ведь загвоздка - богатые по ней ездить перестанут. Совсем. Смысла-то ведь никакого.
    Все это приведет к известному перекосу в развитии города и как следствие - к изменению цен на пресловутые квадратные метры. Сейчас, например, микрорайон «Южный» не хуже и не лучше по ценам на квартиры других микрорайонов города. Но что будет, когда возле Сахарова зашумит новая дорога?
    Хотя, может быть, у страха глаза велики, и в жилищном строительстве на самом деле ничего не изменится. Действительно: с какой такой горячки начнут строить новые районы возле автотрассы? Бензиновой гарью дышать?!

    ТРИ ВОПРОСА ЭКСПЕРТАМ:
    Главный архитектор «Тверьгражданпроекта» Аркадий ЛАСТОВКИН:
    - Градостроительная политика, конечно же, должна меняться, поскольку меняется ситуация. Вполне возможно, что так оно и будет, хотя сейчас, наверное, об этом говорить рано. По поводу престижности того или иного района сказать трудно. Эти вопросы будут нами изучаться. Что же касается цен на недвижимость, думаю, они также будут меняться. И в первую очередь как раз в районе новой трассы. Наверное, если жилье окажется слишком близко к дороге, цены там будут падать. Ну а в целом, наверное, в Сахарове и Саватьеве должны расти…
    Генеральный директор «Тверьгражданстрой» Владимир ФОТЕЛИДЗЕ:
    - Мне пока сложно об этом говорить, я еще не изучал этот вопрос. Думаю, хуже быть не должно. Там ведь, в районе Саватьева - Сахарова, ничего толком не освоено, сплошные торфяники. Наверное, такой толчок, как строительство новой автодороги, будет для этого района благом.
    В настоящий момент я бы не рискнул ответить, какие районы Твери являются престижными, какие нет. По-моему, все районы имеют большую значимость. Другое дело, что «Чайка», скажем, и центр города, как вы понимаете, - вещи разные… Я думаю, подобное положение сохранится и после начала строительства новой дороги. Возможно, свою роль сыграет экология. Сами понимаете - автодорога воздух лучше не делает. Но все-таки плюсов здесь больше, чем минусов.
    Цены на жилье сегодня и без того растут. Хотя, наверное, в тех местах, где пройдет дорога, они изменятся в сторону увеличения.
    Коммерческий директор центра недвижимости и права «Советник» Наталья ГОРШКОВА:
    - Думаю, этот вопрос не к риэлтерским компаниям, а к другим структурам - к муниципалитету, к Земельному комитету… Что же до районов города, то уверена: все останется по-прежнему. Не может быть элитным или хотя бы просто привлекательным район возле автотрассы. Это - шум, отравленный воздух. Скорее там будут возводить склады, автостоянки, заправочные станции и прочее. Разумеется, и цены на недвижимость в городе не изменятся. Другое дело - в том районе начнется продажа земель коммерческого назначения.
    Заместитель директора агентства «Диаком» Сергей КРАНЧИКОВ:
    - Возможно, в районе будущей дороги начнется активное строительство. В основном, наверное, будут строить какие-то производственные объекты - склады, автозаправочные станции и так далее, но я не исключаю и возведение жилых домов.
    Что же касается всей Твери, то тут трудно делать долгосрочные прогнозы. Скорее на ситуацию должно повлиять не строительство дороги Москва - Санкт-Петербург, а появление нового микрорайона в Затверечье. Вот тогда ситуация может измениться, поскольку многие захотят жить в экологически чистом современном районе.
    Ну а на цены влияет прежде всего дефицит жилья. Пока спрос на него многократно превышает предложение. Следовательно, растет стоимость квадратного метра. В первой половине года вообще произошел скачок цен, что связано с ипотечными кредитами. Я считаю, что подобное положение дел сохранится надолго, если только не начнется массовое строительство, как когда-то в «Южном» или в «Юности».
    Старший менеджер агентства «Дом Плюс» Виталий ВОРОБЬЕВ:
    - Сомневаюсь, что начнется активное жилищное строительство в районе новой автотрассы. Скорее там возможно строительство новых производственных площадок для тверских предприятий. Ну и, конечно, все, что нужно для обслуживания дороги: складские помещения, автозаправки, может быть, дорожные кафе… В связи с этим не думаю, что изменится и статус районов города. Хотя… Сейчас трудно об этом говорить, потому что пока все лишь на уровне слухов.
    Цены же на жилье, к сожалению, как росли, так и растут. Похоже, такая ситуация сохранится до конца текущего года и весь будущий год. Вряд ли она изменится и с началом строительства платной дороги.

Михаил ВОЛКОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru