Архив номеров


    «Кадры решают все!» - эта классическая фраза товарища Сталина в современных условиях приобрела дополнительную актуальность. В бизнесе, который стремится к конкурентоспособности, эффективность персонала определяет будущее фирмы. Именно с потенциальными сотрудниками у тверских бизнесменов в ближайшее время могут возникнуть серьезные проблемы.

    Социологи прогнозируют, что в 2007-2008 годах Россия войдет в период катастрофической нехватки трудоспособного населения, который продлится до 2015 года. Это связано с исторической цикличностью рождаемости. В годы Великой Отечественной войны рождаемость, естественно, была низкой, зато после войны, в 50-е, разразился так называемый «бэби-бум», давший стране основную массу трудоспособного населения 70 –80–90-х. Сейчас дети послевоенного «бэби-бума» постепенно уходят на пенсию.
    В 80-е годы начался спад рождаемости, который достиг свой кульминации к середине 90-х. когда встретить на улице беременную женщину было практически невозможно – люди жили в страхе перед будущим и не рисковали обзаводиться потомством. Сегодня именно те, кто так и не родился в конце 80-х – начале 90-х, должны были бы, окончив учебные заведения, прийти в промышленность в качестве рабочей силы. Но приходить некому.
    После 2000 года начался некоторый рост рождаемости, но нынешние дети станут работниками лет через 15. А до этого времени еще нужно дожить.
    Руководство России обеспокоено складывающейся ситуацией. Разрабатываются различные государственные программы по принятию трудовых мигрантов, переселению соотечественников из-за рубежа. Однако все это не так просто. Соотечественникам надо предложить достойные условия жизни, а слишком большое количество мигрантов - представителей иной культуры - может дать толчок к масштабным социальным волнениям и межнациональным конфликтам.
    Единой стратегии, как бороться с надвигающейся бедой, государство не выработало. Но Бизнесу следует четко понимать, что в ближайшие годы начнется жестокая конкуренция за трудовые ресурсы. Причем усугубляться положение будет тем, что помимо демографической ямы сложился серьезный дисбаланс специалистов: в 90-е все получали дипломы юристов и экономистов, а экономике требуются инженеры, высококвалифицированные рабочие, дизайнеры и другие представители чисто прикладных специальностей.
    Большая проблема – производительность труда. В России она несоизмеримо ниже мирового уровня. И связано это не только с низкой дисциплиной и технической отсталостью: огромная масса россиян занята в непроизводительной сфере. Только в Тверской области насчитывается 12 тысяч чиновников (плюс аппарат УВД, прокуратуры и т.д.). Причем реальным управлением, от которого зависит жизнь тверитян, заняты человек 800, остальные чиновники – просто «начальники своих столов».
    Так как же победить в конкуренции за трудовые ресурсы? Конечно, можно (и нужно!) повышать зарплату. Но в России (в отличие от западных стран) зарплата не является решающим фактором при выборе места работы. Социологи просчитали, что для русской ментальности не менее важными вопросами являются престижность, социальная значимость (может быть, поэтому люди так рвутся на невысокооплачиваемую работу в администрациях различного уровня), климат в коллективе. Сейчас, конечно, эта традиционная психология постепенно уступает место западному рационализму, но процесс будет еще долгим.
    Поэтому для предприятий, которые хотят уцелеть в грядущем кризисе рабочей силы, так важно создавать программы повышения лояльности своего персонала и общества в целом. Если в маленькой фирме можно просто создать замечательный микроклимат и душевную атмосферу, то в коллективах, где сотрудников больше пятидесяти, следует серьезно думать о специальных средствах по созданию и поддержанию репутации.
    Для работников очень важна нравственная оценка их труда. Причем если в молодых коллективах этот вопрос не принципиален, то в коллективах, где возраст большей части сотрудников за 40, для работников чрезвычайно важно понимать свою значимость. Пирамида человеческих потребностей устроена так, что молодежь, у которой еще ничего нет, больше занята чисто материальным накоплением. Люди же более старшего возраста независимо от социального статуса испытывают потребность в общественном признании. Кстати сказать, статьи в газетах с оценкой их заслуг вызывают у них законную гордость. В еженедельнике «Караван» и других газетах время от времени появляются статьи о простых инженерах и рабочих, трудовых династиях, заводских праздниках. Это наглядные проявления работы ответственных бизнес-структур по повышению лояльности своих сотрудников.
    Хороший пример – работа, которую ведут в этом направлении флагманы тверской индустрии: Тверской вагоностроительный завод и Калининская атомная станция. Недавно возобновил социальный пиар Тверской пивоваренный завод, у которого были проблемы с репутацией среди бывших сотрудников – существует даже сайт для уволившихся с завода: «brosilpivo.narod.ru». Кстати, те же проблемы у компьютерной фирмы «Андреев-софт». которая практиковала почти бесплатный труд студентов и выпускников тверских вузов. Теперь эти ребята выросли, работают в серьезных организациях и отговаривают свое руководство покупать оргтехнику в компании, где столь неудачно начали свой трудовой путь.
    В свое время, при директоре Панкратове, славился среди рабочих Тверской экскаваторный завод, который в сложное для города время решал многие проблемы своих сотрудников. Экскаваторный завод первым начал реставрацию возрождавшегося в начале 90-х памятника архитектуры Ниловой пустыни, активно работал с прессой. В те времена завод заработал такую репутацию, которая отчасти работает и теперь. Но надолго ли ее хватит? И где тогда будет искать «Тверской экскаватор» токарей и фрезеровщиков?
    Наверняка, будут большие проблемы у ткацкой фабрики «Рождественская мануфактура» (бывшая «Пролетарка»). Престиж профессии ткачихи создавался в советские времена кинофильмами вроде «Светлый путь», где Любовь Орлова с горящими глазами одна наткала полотна на весь мир. Наша вышневолоцкая землячка ткачиха Валентина Гаганова за счет своих трудовых подвигов стала знаменитой, как Юрий Гагарин (с которым она, кстати, дружила). Но сейчас молодые девушки вряд ли мечтают стать ткачихами. Женщины, которым за 50, доработают – и что тогда?
    В то же время программа повышения своей репутации, осознанно принятая руководством предприятия, может быть достаточно эффективной при небольших затратах. И это очень важный инструмент в борьбе за трудовые ресурсы.

Геннадий Климов



    Многие десятилетия Москва, находясь в двух часах езды на электричке от Твери, была огромным «пылесосом», который затягивал в себя способных и активных тверитян. Сегодня начинается обратный процесс. За последние три года в Тверь на постоянное жительство переехали многие талантливые управленцы. Заместитель губернатора Тверской области Константин Буевич – из их числа.

    Для «Бизнес-журнала» Константин Буевич интересен вдвойне: как человек, который имеет богатый опыт менеджмента в крупном российском бизнесе, и как чиновник, который находится сейчас в прямом взаимодействии с тверским бизнесом.
    - Константин Игоревич, расскажите о том периоде, который предшествовал вашему переходу на государственную службу.
    - После окончания Московского института управления я работал во Внешэкономбанке СССР, в управлении внутреннего аудита. Нашей задачей было довести до правления банка объективную информацию о положении дел. Напомню, что Внешэкономбанк был крупнейшим банком СССР и единственным банком, который совершал операции с иностранной валютой. Я работал в отделе, который занимался банковским аудитом внутри Советского Союза.
    Позже был создан Внешторгбанк Российской Федерации, который стал совершать от имени государства операции в иностранной валюте. Внешэконэкономбанк стал агентом по обслуживанию внешних долгов Советского Союза и облигаций внутреннего валютного займа, тогда часть людей перешла во Внешторгбанк. У меня были приглашения в крупные аудиторские компании, такие, как «Coopers & Lybrand», но я принял другое предложение: ушел в созданный в 1990 году коммерческий банк сразу на должность начальника отдела.
    Впоследствии я стал заместителем председателя правления банка, а потом - исполнительным директором московского представительства австрийской финансовой компании, которая занималась финансовым консалтингом, аудитом.
    - А где был ваш первый опыт работы в регионах?
    - Когда компания «Интеррос» стала владельцем РАО «Норильский никель» (впоследствии ГМК «Норильский никель»), я согласился перейти на работу в «Норникель». Там я занимался, в том числе, вопросами бюджетирования: в начале 90-х годов на «Норильском никеле» накопились колоссальные проблемы, и многие беды были связаны с тем, что по сути дела отсутствовал бюджет.
    До покупки «Норникеля» компанией «Интеррос» объем задолженности был равен годовой выручке предприятия. Нынешний губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин тогда как раз отвечал за экономику и финансы «Норникеля»: предприятие стало жить по средствам, вся задолженность была грамотно реструктурирована, прекратилось воровство металла.
    - Вместе с Дмитрием Зелениным вы перешли на госслужбу…
    - Не сразу. Когда Дмитрий Зеленин стал заместителем председателя Госкомспорта, я не являлся государственным служащим, а был внештатным советником заместителя председателя Госкомспорта Дмитрия Зеленина по экономике и финансам. В числе наших задач были поиски внебюджетных источников финансирования для наших сборных команд, проведение крупных мероприятий, которые позволяли бы привлекать инвесторов и спонсоров. Сейчас реализуются некоторые идеи, заложенные нами в то время. Так, в Тверской области начато строительство нескольких физкультурно-оздоровительных комплексов – это та программа «тысячи ФОКов», разработчиками которой мы являлись. Мы работали в комиссии по экономике и финансам Совета по спорту при президенте России, который тогда возглавлял нынешний вице-премьер Александр Жуков, и в комиссии, которую возглавлял Евгений Примаков, - по международной спортивной деятельности и по спортивной промышленности. Примаков приезжал минувшей зимой в Тверь на предприятие «Мустанг», которое производит отечественную спортивную продукцию и является положительным примером того, ради чего мы работали. Рабочие места - здесь, налоги - здесь, реализация – здесь, предприятие получает заказы на пошив формы от российских сборных.
    - Перед тем как вы стали заместителем губернатора, у вас был опыт работы в мэрии Твери. Какие были ваши первые впечатления?
    - Да, я занялся совершенно новым делом, но чувство дискомфорта было недолгим. Появились новые друзья, большой круг общения, масса обязанностей.
    - Отличаются ли первые впечатления от вашего восприятия Тверской области сейчас? Как вы решили бытовые проблемы?
    - Сейчас мне очень нравится жить и работать в Тверской области, я чувствую себя дома. Снимаю жилье за городом, в Конаковском районе. 60 километров езжу в один конец, 120 - туда и обратно.
    - Заседания администрации заканчиваются глубоко за полночь, остается ли время на сон?
    - Ну, так заседания происходят не каждый день, а только по понедельникам. В обычное время стараюсь выезжать с работы в 8-9 вечера. Летом хочется пораньше приехать, чтобы позаниматься спортом в светлое время. А так, очень поздно ложусь, я – «сова».
    - Вы приняли под свое руководство чисто практические сферы, от которых зависит жизнь в области: транспорт, связь, потребительский рынок, энергетика…
    - Сейчас важнейший вопрос - строительство 4-го энергоблока Калининской атомной станции. Напомню, что губернатор Дмитрий Зеленин является председателем Союза территорий и предприятий атомной энергетики. Но рабочие вопросы – моя зона ответственности.
    Второй важный вопрос – строительство платного автобана Москва - Санкт-Петербург.
    Город Норильск формировал бюджет за счет «Норильского никеля. Комбинат дотировал транспорт, ЖКХ. Мы даже теплые остановки строили: когда температура минус 50, ждать автобуса очень тяжело. В Тверской области другая специфика, у нас нет столь богатого бюджетообразующего комбината.
    Вот говорят, давайте поддержим транспортные предприятия, повысим тариф, и они будут чувствовать себя хорошо. Я постоянно пытаюсь доводить до руководителей автотранспортных предприятий мысль, чтобы в тариф закладывалась инвестиционная составляющая, они должны сами обновлять подвижной состав. Транспортники в основном плачут, что у них низкая компенсация по льготным проездным билетам. В 2005 году бюджет доплачивал за каждого льготника 26 рублей, сейчас доплачивает 46 рублей, при неизменной стоимости единого социального проездного. Конечно, автотранспортные предприятия сказали, что этого тоже мало – надо 76 рублей, но пока бюджет этого себе позволить не может.
    - Традиционная проблема Тверской области – связь.
    - Сейчас у нас закладывается такая база, которая позволит кардинально изменить положение дел в связи в ближайшие год-два. При губернаторе создан совет по инфокоммуникационным технологиям. Губернатор является председателем совета, я его заместителем. На ближайшее заседание мы вынесем концепцию развития связи в Тверской области.
    Более половины населенных пунктов области не имеет телефонной связи. Но практически все населенные пункты охвачены зоной мобильной связи. Понятно, что для пожилых людей пользоваться мобильным телефоном накладно, а провести во все деревни постоянные телефоны пока невозможно. Поэтому мы поднимаем вопрос перед федеральным центром о том, чтобы в следующем году были выделены средства по федеральной целевой программе на универсальные услуги связи. Идет поиск оператора, который провел бы в каждом населенном пункте работы по установке таксофона, где была бы и местная, и междугородная связь, а экстренные службы вызывались бы бесплатно. Это один из путей решения проблемы телефонизации.
    Сейчас выработку стратегии развития связи в России курирует Совет безопасности при президенте, поскольку вопросы связи – это вопросы безопасности. Задача нашего совета по инфокоммуникационным технологиям в том числе - объединить источники финансирования разных ведомств. У нас как: МВД прокладывает свою оптоволоконную сеть, МЧС – свою, ФАПСИ, Октябрьская железная дорога, почта - свои. Мы пытаемся аккумулировать эти средства и создать единую мультисервисную сеть связи, которая обеспечит скоростной доступ в Интернет по всей губернии. Кроме того, у нас же еще нацпроект «Образование» - нужно провести Интернет во всех школах, причем уже в этом году. Это федеральная задача, будет проведен конкурс на уровне Минсвязи. Кабинеты врачей общей практики тоже должны обязательно быть обеспечены скоростным Интернетом, чтобы врачи могли напрямую связываться со специалистами в Твери, и даже в Москве.
    - Тверская область является энергетическим донором: у нас работают Калининская АЭС, крупнейшая Конаковская ГРЭС, множество менее крупных электростанций. Но почему в нашем регионе такие высокие тарифы на электроэнергию?
    - Дело в том, что у нас много генерации, но область очень большая по протяженности. 9000 населенных пунктов, плотность населения низкая, сети, доставшиеся нам в наследство с советских времен, изношены.
    Есть местная специфика: у нас исторически сложилось, что очень много разных компаний – владельцев подстанций и линий электропередач. И все они закладывают свои затраты в тарифы. А, например, в Ярославской области все подстанции и сети принадлежат «Ярославэнерго» - и в рамках крупной компании легко оптимизировать все затраты.
    В бюджете предусмотрены средства на проведение в ближайшее время аудиторской проверки крупных предприятий, которые, по сути, являются монополистами, таких как ТГК-2, «Тверьэнерго», городские, муниципальные энергетические организации, которые мы проверим с точки зрения обоснованности их затрат, предъявляемых для получения тарифов.
    - Как человек, который имеет возможность взглянуть на технику управления с разных сторон, скажите, чем отличается менеджмент в бизнесе и менеджмент в социуме?
    - Здесь от твоего решения зависит в целом благосостояние жителей области. При принятии решений надо всегда учитывать удовлетворенность населения и проводить социологические опросы и мониторинги – правильно ли мы действуем.
    С одной стороны, надо учитывать интересы предприятий, с другой – людей, которые пользуются их услугами. Можно, например, принять решение о том, что с завтрашнего дня все будут ездить на автобусах бесплатно. Но предприятия обанкротятся. Поэтому мы постоянно балансируем. Думаю, основное отличие – степень ответственности. В государственном управлении она неизмеримо выше.

Мария Орлова



    Рынок автомобилей в Твери пока еще далек от совершенства. И хотя есть немало тверских фирм, занимающихся продажей новых и подержанных авто, представители среднего класса, которые являются основными покупателями машин, за четырехколесным другом часто ездят в столицу. Мы постарались разобраться, в чем причина такого стереотипного поведения тверских автолюбителей и не является ли этот стереотип обманчивым и устаревшим. Результаты нашего исследования оказались неожиданными.

    Тверской автомобильный рынок, конечно же, пока не столь насыщен, как московский. Но наиболее известные марки отечественных и иностранных автомобилей представлены в Твери в достаточном ассортименте, чтобы можно было выбрать оптимальную модель необходимого класса, качества и характеристик.
    Подавляющее большинство тверских покупателей ориентируется на стоимость автомобиля от 10 до 30 тысяч долларов, если речь идет о приобретении новой машины. Этому параметру соответствуют почти все российские автомобильные марки и большинство наиболее востребованных импортных машин. Если иномарка стоит дешевле 10 тысяч долларов и при этом обладает высоким качеством, то за ней выстраивается очередь. То же самое происходит с автомобилями совместных предприятий. Собранные в России Renault или «Шевроле-Нива» вызывают ажиотаж среди тверских покупателей благодаря своей цене, которая зачастую оказывается ниже десятитысячного порога.     Ценное качество
    По словам Виктора Кудоярова, исполнительного директора ООО «Норд-Авто», официального дилера Renault в Тверской области, не только цена – определяющий фактор, влияющий на выбор того или иного авто. Выше всего сейчас ценится качество, которое в сочетании с разумной ценой и гарантийным обслуживанием делает некоторые марки суперпопулярными.
    В последнее время в Твери набирают популярность французские, корейские и японские автомобили, в частности, продукция концернов Renault, Hyundai и Micubisi. Успех на тверском рынке этих марок объясняется тем, что в Твери работают официальные дилеры этих производителей. Все остальные марки продают субдилеры. Известно, что официальный дилер отличается от прочих продавцов тем, что обеспечивает послепродажное обслуживание, предоставляет оригинальные запасные части, производит комплекс всех иных работ. Кстати, цивилизованные условия покупки влияют на предпочтения покупателей так же сильно, как цена и качество автомобиля. Даже если исходить из этих трех параметров, то станет ясно, что приобретать машину в Твери гораздо выгоднее, чем в столице.
    Автосалоны столичные…
    Наше издание провело опрос среди покупателей автомобилей. Основная причина выбора ими тверских автосалонов - экономия времени и денег. Поездка в столицу за машиной сопряжена с определенным риском. В одиночку делать такую серьезную покупку мало кто решится, поэтому за машинами ездят с друзьями-автомобилистами, а значит, их нужно отвлекать, может быть, от важных дел на целый день, а то и больше.
    Возвращаться в Тверь сквозь столичные пробки, не успев привыкнуть к особенностям управления новой машиной, тоже занятие не из приятных. И в этом случае также необходима подстраховка. А если учитывать, что страховку, гарантию и дальнейшее обслуживание этой машины придется получать опять же в столице, то все ценовые преимущества такой покупки сразу же теряются.
    Тверские автосалоны предлагают новые марки машин по такой же цене, что и столичные. Зато дополнительные услуги москвичей гораздо дороже тверского сервиса: за установку примитивной сигнализации в столице попросят как минимум 500-700 долларов, тогда как в Твери такая же услуга будет стоить 150-200 долларов. В столице у вас не поинтересуются, нужна вам антикоррозийная обработка кузова или нет, эту услугу вы оплатите в любом случае, причем по московским расценкам. Остальные дополнительные опции - установки подкрылков, датчика парковки, автомагнитолы и многое другое - обойдутся желающему сэкономить тверитянину в такую сумму, что его покупку вряд ли можно будет назвать выгодной.
    …и тверские
    В Твери покупателю автомобиля эти проблемы, по словам автодилеров, не угрожают. Приобретая авто в местном автосалоне, клиент получает личного менеджера, который в дальнейшем будет решать все возникающие вопросы по гарантии, обслуживанию и остальным услугам, связанным с новым автомобилем, например, установке необходимых дополнительных опций и многое другое. По словам Виктора Кудоярова, дилерское обслуживание французских машин, которыми торгует его фирма, ни в чем не уступает качеству обслуживания у столичных дилеров. Специальный менеджер поможет в случае необходимости оформить кредит, страховой менеджер предложит выбрать страховую компанию.
    Как рассказал директор группы компаний «Техмаркет» Андрей Рудой, даже в случае неожиданной поломки или ДТП вызов эвакуатора и транспортировку автомобиля до сервисного центра поможет осуществить персональный менеджер.
    В тверских фирмах, торгующих отечественными автомобилями, в том числе и подержанными, стараются относиться к клиенту не менее ответственно, чем в дорогих автосалонах.
    Как сообщил нам директор автосалона «Автофорум» Махал Танрывердиев, перед продажей каждый подержанный автомобиль проходит полную диагностику и предпродажную подготовку. Покупатель имеет возможность протестировать приобретаемую машину и выявить все ее качества и характеристики. И что немаловажно: в «Автофоруме» дают полную гарантию на то, что автомобиль не числится в угоне. Как известно, на автомобильных рынках никто такой гарантии вам не даст. Поэтому автосалоны, которые торгуют подержанными машинами, имеют тенденцию расширяться. «Автофорум», например, открыл очередную площадку в Твери на Волоколамском проспекте.
    Не исключение в этом отношении и фирма «Japan Car - Тверь», которая, по словам ее директора Романа Ватчина, является лидером продаж подержанных автомобилей Toyota различных модификаций в Твери.

    Вывод из нашего сравнительного исследования каждый автомобилист может сделать сам. Но принципиальное отличие «московских» и «тверских» машин, на наш взгляд, очевидно. Как говорится в хорошей пословице: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз!»

Борис Антропьев


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru