Архив номеров


    В Тверской области планируется реализовать программу “Офицер — фермер — возрождение села”. Об этом заявил губернатор области Дмитрий Зеленин на совещании, в котором приняли участие президент Российского союза машиностроителей Иван Силаев и главный инспектор Генерального штаба Вооруженных сил РФ Михаил Моисеев.

    Основная задача программы заключается в привлечении отставных военнослужащих к организации собственных крестьянско-фермерских хозяйств. Сейчас в Тверской области проживает около 36,5 тысячи отставных военнослужащих. Если они пожелают участвовать в программе, то смогут пройти курсы обучения фермерскому делу. В муниципальных образованиях им должны быть предоставлены участки земель сельхозназначения, кредиты на строительство жилья, животноводческих и хозяйственных помещений, приобретение техники. Выращенный ими урожай пойдет на продовольственное обеспечение армии.
    В принципе, это уже было. В начале XIX века так решался вопрос русификации Польши: вышедшим в отставку офицерам давали земельные участки там, где нужны были русские крепкие хозяева. И политика эта давала положительные результаты. Тверская деревня начала XXI века - почти такая же чужбина, как Польша тех времен. Редко-редко встретишь работящих мужиков, которые хотят честно трудиться на земле: в деревнях пьют так, что многие уже утратили дар русской речи.
    Неважно, какой урожай вырастят эти офицеры, осевшие на земле. Важно решить вопрос заселенности тверской глубинки. Офицеры, помимо всего прочего, по профессии умелые организаторы. Они смогут наладить жизнь деревни вокруг своего хозяйства. Сейчас тверские деревни активно заселяются выходцами с Кавказа и Средней Азии. И отставные офицеры способны противостоять исламизации тверской деревни, превращению ее в новое русское Косово.
    В Тверской области проблема человеческого ресурса - одна из самых острых. 1 млн. 300 тысяч человек (причем существенный процент составляют пенсионеры и сильно пьющая публика) не могут обжить нашу крупнейшую в Центральном федеральном округе территорию и вывести ее экономику на новые рубежи. Губернатор Зеленин это ясно понимает, поэтому программа переселения в село офицеров - далеко не первая его инициатива в этом направлении. До этого Зеленин предложил заселять Тверскую область русскими, которые пожелают переехать в Россию из стран СНГ.
    А под боком у Твери есть еще один ресурс, откуда можно зазывать к нам энергичных и полезных региону переселенцев, - Москва. Уже сейчас многие жители столицы, случайно приехав на верхнюю Волгу, остаются здесь навсегда, начинают в Тверской губернии какой-нибудь бизнес и так или иначе работают на экономику региона. Теперь им будет еще проще.
    На днях произошло эпохальное событие. Правительственная комиссия одобрила выделение средств из Инвестфонда на первый участок суперсовременной дороги между двумя столицами. По новой 10-полосной трассе до “Шереметьево-2” можно будет доехать всего за несколько минут: автобан допускает максимальную скорость движения до 150 километров в час, что беспрецедентно для России.
    Появление новой дороги может привести к глобальным изменениям ландшафта и экономики Тверской области. Уже не за горами то время, когда до Москвы можно будет доехать за час, а то и меньше. Но не забудем, что не только мы до них будем быстро добираться, но и они до нас! Надо быть готовыми к тому, что многие люди переедут к нам из мегаполиса, в котором становится все сложнее жить и завоевывать себе место под солнцем. Первые ласточки уже появились. Например, близ Конакова начинается строительство поселка Konakovo river club - с яхт-клубом и всеми атрибутами счастливой загородной жизни. Но пока это отдельное явление.
    О том, что надо что-то решать с концепцией расселения народа на территории России, сегодня говорят на самом высоком уровне. В июле в журнале “Эксперт” появилось интервью первого вице-премьера правительства России Дмитрия Медведева, который прямо говорит, что нынешняя концепция территориальной концентрации населения себя изжила. Нужна новая концепция, адекватная новому времени.
    Немыслимая концентрация людей в Москве, может, и была исторически оправдана в определенное время: производство концентрировалось в столице, и люди должны были жить недалеко от него. Но сейчас пробки, смог, немыслимые цены на недвижимость постепенно приводят многих москвичей к мысли о перемене места жительства. В условиях глобализации сокращаются расстояния, Интернет, сотовая и спутниковая связь предоставляют возможность работать, не будучи привязанным к московскому офису. В Подмосковье уже не осталось свободной земли, а та, что есть, продается по немыслимым ценам, поэтому вся стать перемещать жилищное строительство в Тверскую область. Но строительство это должно концептуально отличаться от привычных нам форм.
    Почему вокруг Твери не строятся коттеджные поселки? Дмитрий Медведев отвечает на этот вопрос. Последние двадцать-тридцать лет никто не занимался разработкой генеральных планов развития территорий. То, что строится сейчас на территории области, во многом возводится наобум, часто впоследствии создавая проблемы и тем, кто построился, и местным властям. Например, на благодатных берегах Иваньковского водохранилища люди постоянно живут в тревожном ожидании инспекций Росприроднадзора.
    А генеральные планы невозможно создавать, не изменив ментальность советской школы архитекторов. Когда в советское время шло бурное строительство, жилые районы возводились вокруг предприятий. Но Дмитрий Медведев вполне справедливо замечает, что “ни в коем случае нельзя допускать унификации страны по производственно-барачному принципу” (хотя, с другой стороны, нельзя игнорировать запросы промышленности).
    Выход он видит в индивидуальном, но в то же время индустриальном строительстве, с уклоном в строительство модульное. Он считает, что это должна быть отдельная государственная программа. Именно по такому принципу живет весь мир: стандартное жилье западного человека - это отдельный дом либо таун-хаус, приобретенный в кредит, загородом или в пригороде. Пока строительство за свой счет или в кредит доступно только 11 процентам населения России. Но Дмитрий Медведев пообещал, что к 2010 году доля такого населения увеличится до 30%.
    На заседании межведомственной рабочей группы правительства России по реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” в числе главных причин, сдерживающих застройку, в том числе малоэтажную, обозначена и другая проблема - сложность перевода земель из одной категории в другую. Главам муниципальных образований никак нельзя расширить границы поселений без изнурительных процедур. Хотя категорийность земель существует во всех странах, но перевести из одной категории в другую труднее всего у нас. Хотя муниципалитетам вовсе не нужно занимать сельхозугодья. Земли вокруг - завались.
    Другое дело, что она не готова к освоению, и подготовить ее - разработать генеральный план, облегчить перевод из категории в категорию - и есть задача региональной власти. И тогда можно будет не заявлять о новых программах с громкими названиями: в регион потянутся люди.


Геннадий КЛИМОВ


    В 2004 году комитет по управлению имуществом Тверской области начал работать на новой нормативно-правовой базе в части арендных отношений, призванной оптимизировать процессы, связанные с управлением имуществом, и, как результат, повысить их доходность в части бюджетных поступлений. Прошло два года. О том, что реально было достигнуто за этот срок, мы беседуем с заведующей отделом учета и использования государственного имущества Верой Горшковой.

    - Итак, Вера Николаевна, думаю, лучше всего о каких-либо достижениях говорят цифры.
    - Именно по цифрам налицо положительная динамика работы нашего комитета, отдела учета и использования государственного имущества: если в 2001 году мы имели 6,19 млн. рублей поступлений в бюджет Тверской области, то в 2005 году от сдачи в аренду государственного имущества Тверской области - это 34,828 млн. рублей. И это все практически на одних и тех же объектах, потому как за эти годы областное имущество не увеличивалось, а оставалось в прежнем количестве. А ведь бюджет это что? Это и зарплаты учителей, врачей, это социальная сфера. И меня радует, что во всем этом есть и наша заслуга.
    Исполнение бюджета 2006 года тоже идет хорошими темпами, тем более что в этом году мы начали осуществлять практику проведения аукционов. Государственной собственности Тверской области примерно раз в 5-6 меньше, чем, например, федеральной. Поэтому одна из главных задач - увеличить ее за счет объектов, незаконно отнесенных к федеральной или муниципальной собственности.
    - В прессе активно обсуждался вопрос судьбы здания бывшего профилактория областной больницы на улице Лукина, 30.
    - Даже мне до сих пор звонят люди и спрашивают, правда ли, что здание на улице Лукина, 30, продано или перепродано. Отвечаю: во-первых, объекты недвижимости по улице Лукина вообще не продавались, во-вторых, не перепродавались. Этот объект был выставлен на конкурс на право аренды, который выиграл ООО «Росгосстрах-Мед», с которым и был заключен долгосрочный договор аренды. Сейчас исполнение договора аренды находится под постоянным контролем комитета. Неделю назад состоялась проверка этого объекта на предмет исполнения условий договора аренды. Хочу отметить, что если раньше на такие объекты были только затраты из областного бюджета, то сегодня только объекты недвижимости по улице Лукина, 30, приносят прибыль 600 тысяч рублей в месяц. Кроме того, область получит современный медицинский центр, который будет предоставлять тверитянам высококлассные медицинские услуги. К тому же данным проектом предусматривается организация 100-150 рабочих мест.
    - Как строятся взаимоотношения между муниципальной и областной собственностью? Грубо говоря, нет ли банальной дележки?
    - Дележки нет. Мы рассматриваем объекты муниципальной и федеральной собственности и, если считаем, что данный объект неправильно отнесен к тому или иному виду собственности, просим наших юристов заняться этим вопросом. Такая работа у нас ведется и по федеральной собственности, и по муниципальной. Нам очень нужно подтвердить свое право на имущество. У нас большие планы и по продажам, и по сдаче имущества в аренду, то есть по наиболее эффективному его использованию.
    - А какие проблемы возникают в связи с памятниками архитектуры, которых так много в Тверской области?
    - Собственность на памятники на данный момент не разграничена. Мы до сих пор ждем соответствующего закона. Вот эта проблема большая, она нас очень сдерживает по организации работы по передаче памятников в аренду. Почему? Потому что на сегодняшний день, допустим, памятник условно отнесен к федеральной собственности, но для осуществления какой-то сделки с объектом, первое требование - объект должен быть зарегистрирован в Федеральной регистрационной службе. Однако регистрация объектов культурного наследия Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25.06.2002 года приостановлена. Соответственно, мы не можем его сдать в долгосрочную аренду, а памятники нужно передавать только в долгосрочную аренду, потому как они требуют больших затрат и времени на реставрацию, на восстановление. На год их никто не будет брать. Поэтому они стоят у нас и разрушаются. В то же время у деловых людей появляется большой интерес к усадьбам. В результате наше историко-культурное наследие банально утрачивается, что, безусловно, обидно и вызывает жалость.
    - Какова динамика роста арендной платы на объектах областной собственности? Может ли областная администрация каким-то образом сдерживать цены?
    - А надо ли их сдерживать? Очень долгое время арендная плата в Твери была и без того необоснованно низкой, она сильно отставала от рыночной. Мы на этих невысоких размерах арендной платы взрастили целый пласт предпринимателей. Теперь мы им говорим: у вас будет рыночная аренда. Сейчас в области разворачивается проект по организации IT-бизнес-инкубатора, где для малого и среднего предпринимательства предоставлены все условия. Пожалуйста, предприниматели могут предоставить свой бизнес-план, свои предложения, а специальная компетентная комиссия отберет наиболее интересное и перспективное для того, чтобы им была оказана юридическая помощь, предоставлены офисные услуги и так далее. Таким образом, в течение трех лет они смогут свой бизнес наладить.

Марина ГАВРИШЕНКО



    Последнее время в политических кругах нашего региона появилась новая тема для обсуждения. Говорят, что Законодательное Собрание Тверской области собирается выйти на федеральный уровень с новой инициативой - отменить прямые выборы глав муниципальных образований, а избирать их из состава районных законодателей. При этом губернатор будет иметь право утверждать или не утверждать выдвинутую кандидатуру.

    Тема на первый взгляд кажется не очень значимой. Ну, подумаешь, некоторые тверские законодатели предлагают сделать еще один шажок в сторону, противоположную от демократии. Однако нынешнее предложение может окончательно завершить оформление современного политического строя в России, который, как известно, называется «управляемой демократией».
    Новая тема возникла, скорее всего, после прошлогодних выборов в ЗС. Областное руководство на этих выборах решило почти все свои задачи. И с помощью нового состава законодателей, естественно, захотело решить все оставшиеся проблемы. Проблемы были незначительные, но в то же время острые, похожие на гвоздь в сапоге. Вроде как и сапоги новые, по ноге сшитые, но из-за маленького торчащего гвоздя в такой обуви не очень-то пошагаешь и уж тем более не побежишь.
    Вопрос об отмене прямых выборов глав муниципалитетов, в принципе, определенным образом укладывается в процесс построения системы вертикали власти сверху донизу. Аргументация сторонников этого процесса очень проста: если президент утверждает губернаторов, то почему губернаторы не могут утверждать глав муниципалитетов. При этом все ссылаются на 131-й закон о местном самоуправлении, который в Тверском регионе проходит обкатку, а по всей стране окончательно вступит в силу в 2009 году. По нему, дескать, муниципальная власть первого уровня (т.е. уровня администрации поселений) будет абсолютно демократичной, то есть исключительно избираемой. Ей будут переданы полномочия по реализации принципа местного самоуправления. А муниципалитеты второго уровня - главы районных администраций и районные представительные органы власти - тоже должны избираться, но при этом глава муниципалитета частично должен быть встроен в вертикаль государственной власти, то есть должен получить одобрение губернатора занять этот пост.
    Мы решили обратиться к инициаторам идеи о фактическом назначении глав муниципальных образований в ЗС Тверской области, а также к самим подопытным, в данном случае к некоторым главам районов.
    В Законодательном Собрании, как оказалось, большинство депутатов пока не слышали о такой инициативе своих коллег. И лишь заместитель председателя ЗС Артур Бабушкин не стал скрывать, что идея исходит от него. По его словам, данное предложение не является инициативой федеральных структур, а формируется на тверском региональном уровне. И свою идею он не считает нарушением демократических принципов:
    - Есть главы районов, которые в открытую саботируют решения областной власти и не участвуют в общей концепции развития региона. Когда человека на должность главы района будет утверждать губернатор, такого разнобоя - кто в лес, кто по дрова - конечно же, не будет. Губернатор, которого утвердил президент, должен иметь право спрашивать с глав районов, должен иметь возможность их назначать и даже снимать, если они не справляются с возложенными на них обязанностями. Сейчас же губернатор не может требовать с глав выполнения областных решений. Самое главное, что прямого назначения глав не должно быть. Выборы депутатов районных собраний, городских дум сохранятся. И из их состава будет выдвигаться глава муниципалитета, которого должен утвердить губернатор. Утверждение необходимо для того, чтобы с каждого главы района губернатору можно было строго спрашивать.
    Пока мое предложение не оформлено в виде депутатской инициативы. Но оно уже обсуждается в депутатской среде. Эта не противоречит федеральному закону об общих принципах местного самоуправления. Она не является позицией всего Законодательного Собрания, но, на мой взгляд, встраивается в концепцию властной вертикали. В дискуссии по этому поводу, возможно, родится наиболее оптимальное и конструктивное предложение, которое и станет основой законопроекта.

    Тема назначения глав районов далеко не безразлична нынешним руководителям муниципальных образований. Глава Сандовского района Марина Тихомирова прокомментировала эту инициативу следующим образом:
    - С одной стороны, я лично не против такого назначения или утверждения у губернатора. Хотя все к этому и идет. Тем более что большая часть полномочий в 2009 году перейдет в поселения, то есть в муниципалитеты первого уровня. Сложно им будет работать в первую очередь потому, что в таких районах, как наш, наблюдается достаточно острый дефицит кадров.
    Насчет назначения глав разговор идет примерно с мая нынешнего года. Ведь, если честно, с приходом некоторых глав в районах начало процветать самодурство. Эти главы никаких законов не знают. Хотя и у успешных глав нет никаких гарантий, что по такому закону губернатор их оставит при должности.
    В принципе я сама в районе устраиваю единоначалие, потому что, если руководители федеральных структур в районе не будут конструктивно взаимодействовать с главой, получится как в басне «Лебедь, рак и щука». Так что я не против назначения глав по рекомендации губернатора, хотя у него и сейчас есть все рычаги влиять на глав, особенно дотационных районов.
    Свое отношение к возможной отмене выборов глав муниципальных образований высказывает мэр Торжка Евгений Игнатов:
    - Назначаемость глав муниципальных образований налагает на них большую ответственность. Если назначенные руководители не справляются со своими обязанностями, на них всегда есть возможность повлиять. Назначают всегда людей профессиональных, обладающих хозяйственной и деловой хваткой. Ведь о человеке судят прежде всего по его делам: умение управлять - это в первую очередь умение быть честным.
    При нынешнем законодательстве по выборам глав муниципальных образований и современных избирательных технологиях можно выбрать человека, просто скупив голоса, и человек этот будет пять лет сидеть в кабинете, не делая ничего для избирателей, а лишь исполняя желания группы людей, на чьи деньги покупались голоса.
    Глава Кесовогорского района Александр Филиппов имеет на этот счет иную точку зрения:
    - Я в целом отношусь к этой затее отрицательно. Считаю, что таким образом будут нарушены принципы демократии. Также это противоречит уставу района. С моей точки зрения, такой порядок не поддержат две трети глав муниципальных образований области. Особенно против будут те главы, которые собираются избираться на третий срок. С другой стороны, при нашем российском бесшабашии вертикаль власти все-таки нужна. Народ, конечно, стал продажен, за деньги проголосуют за кого угодно. И все же выборная система на уровне местного самоуправления должна сохраниться. Народ должен иметь право избирать своего командира.
    Глава Оленинского района Олег Дубов тоже не был категоричен в своем мнении по этому вопросу:
    - Я слышал, что подобное предложение гуляет в политических кругах на уровне идеи. Но ни одного документа в официальном источнике на эту тему я не видел. С одной стороны, я вижу в таком предложении различные негативные моменты, но для того, чтобы их обсуждать, необходимо первоначально увидеть какие-то документы. В районах области сейчас сложились очень разные ситуации, поэтому часть глав выскажется за подобное назначение, а часть будет против. И тех, и других будет примерно поровну. Но опять же скажу, что я не видел документов, лишь по которым и можно судить о достоинствах и недостатках этого предложения.

    Мнения глав по этому вопросу, конечно же, разделились. Нам же хотелось бы напомнить инициаторам и тем, кто одобряет предложения о назначении глав районов, о том, что только за счет демократических принципов выборности, соревнования избирательных программ во время выборных кампаний большинство из них добились вхождения в высшие политические круги нашей области. Их личные качества, а не принадлежность к какой-то касте или «семье» были оценены избирателями, которые и оказали им доверие, сделав своими представителями в высших органах власти. Если ситуация изменится, и народ перестанет иметь возможность «избирать своих командиров», то регион начнет стагнировать, как это было во времена «развитого социализма». При этом экономическая жизнь будет идти по законам конкуренции, а политическая власть рискует остаться на уровне феодализма и будет передаваться по наследству. Нужна ли нам до такой степени управляемая демократия? Ответ, я думаю, очевиден.

Борис АНТРОПЬЕВ



Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru