Архив номеров

Тверская газета Караван+Я ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ

Этот красивый цветок - рапс - может стать основой экономики сельского хозяйства Тверской области Чем выше цена нефти, тем громче звучат голоса призывающих решать проблемы энергетики с помощью биомассы (возобновляемого сырья природного происхождения). И это тот редкий случай, когда экономисты и экологи находятся не по разные стороны баррикад, а действуют совместно. Биомасса - источник энергии, практически идеальный, с точки зрения производителей сельскохозяйственной продукции, экологов и потребителей. Последних не может не радовать, что для использования автомобильного топлива, изготовленного из биомассы, не требуется модификации двигателя, а для его хранения и заправки можно использовать ныне существующие АЗС.
    По данным Международного энергетического агентства, за четверть века выпуск этанола в мире вырос в 8 раз. На рынке производства "транспортного" спирта лидируют США и Бразилия. Причем в Бразилии спирт, производимый из сахарного тростника, обеспечивает до 30% потребностей страны в автомобильном топливе (в США - примерно 2%). В течение последнего десятилетия власти США выделили фермерам 7 миллиардов долларов дотаций на выращивание кукурузы, необходимой для изготовления спирта. Производством автомобильного этанола занимаются не только энергетические гиганты вроде корпорации "Shell" (реклама крутится ежедневно по каналу "EuroNews"), но даже и "тот самый" Билл Гейтс.
    Биодизель - это топливо, произведенное из масла, обработанного метанолом. Он может использоваться для заправки дизельных автомобилей как в чистом виде (многие европейские автомобилестроители изначально выпускают модели именно под марку биодизеля В100), так и в разбавленном традиционным дизельным топливом. Сырьем для производства служит любое растительное или животное масло (даже рыбий жир), но в Европе около 80% биодизеля производится из рапсового масла, при этом примерно треть урожая рапса служит именно сырьем для биотоплива. Это топливо сейчас заняло более 2% объема дизельного рынка в странах ЕС. Согласно директиве Европейского парламента, доля биодизеля к 2010 году должна увеличиться до 5,75%.
    В результате этого потребность европейцев в рапсовом масле к 2010 году возрастет до 13,7 млн. тонн. Учитывая аппетиты других основных стран-потребителей (Китай, Индия, Япония), суммарный мировой спрос достигнет 25 млн. тонн. И уже сейчас ясно, что дефицит данного ресурса на мировом рынке к 2010 году составит 7-8 млн. тонн. При одном условии - если выращиванием рапса не начнет активно заниматься Россия, с нашими бескрайними просторами и благоприятными условиями для возделывания масличных вообще и особенно рапса.
    А как могла бы использовать сложившуюся ситуацию Тверская область? Об этом нам рассказала Зоя Ивановна УСАНОВА, профессор, проректор по научной работе Тверской государственной сельскохозяйственной академии:
    - Рапс - очень ценная масличная культура, которая позволяет решать целый ряд проблем. Прежде всего - продовольственную, поскольку из рапса получают пищевое растительное масло (его в семенах содержится 32-50%). Второе применение - кормовое. Ведь в жмыхе или шроте, остающихся после получения масла, содержится до 40% белка. 1 тонна шрота балансирует по белку 7-8 тонн зернового корма. Еще одно преимущество рапса - повышение плодородия и оздоровления почвы. Он является хорошим предшественником для многих культур. К тому же не поражается такой опасной для зерновых культур болезнью, как кормовая гниль. И наконец - промышленное значение рапса. До недавних пор его использовали только в мыловаренной промышленности...
    - Зоя Ивановна, сейчас очень много говорят о рапсе как о сырье для альтернативного автомобильного топлива. Думаю, что большинство наших читателей слово "рапс" впервые услышало именно в этой связи.
    
- Действительно, сегодня интерес к рапсу повысился после появления биодизеля - экологически чистого топлива. И Тверская область могла бы осуществить пилотный проект по производству и переработке рапса.
    - То есть наша губерния, несмотря на ее географическое расположение, пригодна для возделывания этой культуры?
    
- Рапс - растение умеренного климата, сравнительно нетребовательное к условиям возделывания. Но если его выращивать у нас в Тверской области, она будет чуть ли не самой северной зоной возделывания этой культуры на маслосемена. Ведь Германия находится на широтах от 48 до 54 градусов северной широты, а Тверская область - от 56 до 68. Канада тоже возделывает рапс, но юг этой страны - на 48-м градусе. Для получения семян требуется сумма температур 1700-2100 градусов за период со среднесуточной температурой более 10 градусов. У нас же сумма температур со второй декады апреля до конца августа составляет 1700 и только в последние годы из-за глобального потепления достигает 1800 градусов. Поэтому нам просто необходимы скороспелые, дружно созревающие сорта рапса, чтобы убирать его уже в конце августа.
    - И тем не менее эту культуру нельзя назвать капризной?
    
- Вообще рапс - холодостойкое растение. При 9-12 градусах дает всходы на пятый-седьмой день. Выдерживает заморозки во всходах до -5 градусов, а взрослые растение - и до -8 градусов. Но не следует забывать еще об одной особенности нашего климата. Из каждых десяти лет в Тверской области шесть - с повышенной влажностью. В результате чего в эти годы задерживается вегетативное развитие растений. То есть даже скороспелый сорт при усиленной влажности развивается дольше. В нормальные и сухие годы вегетационный период (время от сеяния до созревания) рапса составляет 85-90 дней. На четырех сортоучастках области испытывается 5-7 сортов рапса ежегодно. В 2003 году вегетационный период колебался от 93 до 124 дней, в 2004-м - от 94 до 124. Поэтому нам нужны сорта, адаптированные именно к условиям Тверской области, чтобы их вегетационный период был не более 112 дней - со второй декады мая по август включительно. А сеять нужно в конце апреля.
    - Сама же тверская земля подходит?
    
- Рапс требует хорошо окультуренных почв. В Тверской области есть потенциально более плодородные районы с покровными суглинками. Это Кашин, Кесова Гора, Красный Холм, Сандово. Необходимо иметь в виду, что рапс выносит из земли питательных веществ в два раза больше, чем зерновые культуры, поэтому требует внесения удобрений. Нужно вносить 5-6 центнеров минеральных удобрений (азотных, фосфорных, калийных) на гектар.
    - А сколько же необходимо самих семян?
    
- Травостой должен быть таким, чтобы на одном квадратном метре насчитывалось 200-250 растений. То есть высевать 3-4 миллиона всхожих семян на гектар. 8-10 килограммов. Немцы говорят, что это много. Но ведь наш климат отличается от немецкого. При редком посеве растение будет сильнее ветвиться, образовывать больше побегов, из-за чего созревание пойдет недружное, уборка затянется. Поэтому ученые нашей зоны рекомендуют сеять погуще. Производством семян рапса занимается ФГУП "Гелиос" в Липецкой области. Оно предлагает нам свои сорта "Ратник" и "Аргумент" по 30 рублей за килограмм. Если будем высевать по 10 килограммов на гектар, получится 300 рублей. Сравним с зерновыми. Сейчас килограмм оригинальных элитных семян стоит минимум 6 рублей. На гектар нужно высеять 200 килограммов - то есть на 1200 рублей. Получается, семена рапса обойдутся в четыре раза дешевле.
    - А стоит ли овчинка выделки?
    
- В Тверской области можно получать 8-10 центнеров семян рапса с гектара. А в лучшие годы - до 15 центнеров. Можно, но на сортоучастках области не всегда такие урожаи собирают. В 2003 году на Калининском ГСУ получили 10,2-10,8 центнера с гектара. В 2004-м на Ленинском ГСУ - от 7,4 до 11,3 центнера, а на Калининском было сыро - вышло лишь 3,5. Культура капризная. Но вот, например, в колхозе "Красная звезда" Кашинского района в 2005 году получено 15 центнеров с гектара. И председатель хозяйства Чистяков говорит, что возделывать эту культуру в два раза выгоднее, чем картофель. При урожайности 15 центнеров гарантированная рентабельность составляет 80-90 процентов. Правда, сейчас в области под рапсом находятся всего около 1000 гектаров, это очень небольшие площади.
    - Зоя Ивановна, государство готово финансировать распространение рапса по стране?
    
- 2 декабря прошлого года у нас на базе сельскохозяйственной академии было совещание по рапсу. И тогда действительно говорили о том, что Тверская область могла бы разработать и осуществить пилотный проект по этой культуре. Речь шла в том числе и о том, что в Ржеве есть какой-то маслобойный комбинат или завод, который надо реконструировать, чтобы он занимался производством масла и получением биодизеля. Ведь для Тверской области выгодно не само по себе возделывание рапса, а и его переработка. Поскольку при этом будет оставаться шрот или жмых - ценный белковый корм. Еще несколько лет назад у нас был договор с Германией, по которому области давали технику и семена для выращивания рапса. Нам вроде было выгодно, но ведь немцы все перерабатывали у себя. Умудрились даже так называемое последействие забирать. Что это такое? Допустим, после рапса посеяли ячмень. Он дал прибавку урожая 2 центнера против средних значений - так где-то 80 процентов от этих двух центнеров германские бизнесмены забирали себе. Объясняли это так: их рапс накопил в нашей почве минеральные вещества. Поэтому еще раз повторю: культура эта выгодная, полезная, но ее переработкой мы должны заниматься на месте.
    Расчетливые немцы, сделавшие в начале-середине 90-х ставку на горючее из рапса, не прогадали. Сейчас Германия - европейский лидер по производству биодизеля. Спрос на альтернативное топливо настолько велик, что просто не хватает угодий для выращивания рапса. Немцы ведут экспансию на Украину и в Прибалтику. Нам остается либо дожидаться, пока вновь придет наша очередь, либо самостоятельно развивать перспективный бизнес. Ведь, как убеждает профессор Усанова, относительно неприхотливый рапс сносно будет себя чувствовать на верхневолжской земле.
    НАША СПРАВКА
    
Производство биодизеля в 2005 году в Германии составило 1669 тысяч тонн, во Франции - 492, в Италии - 396, в Чехии - 133 тысячи. Всего в Евросоюзе с 1992 года построено более 40 заводов по производству биодизеля.
    При попадании в воду биодизель не причиняет вреда растениям и животным. В почве или в воде микроорганизмы перерабатывают его за 28 дней.
    Биодизель в сравнении с обычным дизельным топливом почти не содержит серы. Точка воспламенения превышает 100 градусов Цельсия, что позволяет назвать биогорючее относительно безопасным веществом.
    К недостаткам относится необходимость в холодное время года подогревать топливо, идущее из топливного бака в топливный насос (или применять марку В20 - смесь 20% биодизеля и 80% солярки).


Юрий БОБРЫШЕВ


В самое ближайшее время в Тверской области начнется космический мониторинг лесов.
    Сначала при помощи космической съемки со спутников определят приоритетные районы, которые будут детально запечатлены на аэрофотопленку. Сверка снимков с выданными лесорубочными билетами сразу же выявит места незаконных порубок. Эти же фото будут являться официальным документом для предъявления нарушителям претензий в суде. За пять месяцев текущего года было заведено 319 уголовных дел по факту хищения леса.



Администрация Тверской области совместно с "Иннова Авиэйшн Консалтинг" готовится реализовать на территории региона проект по строительству коммерческого аэропорта. К разработке бизнес-проекта по созданию аэропорта привлечена специализированная консалтинговая фирма "Иннова Авиэйшн Консалтинг" (США). Она имеет большой опыт сотрудничества с различными авиалиниями и аэропортами, в том числе аэропортами Монреаля, Амстердама, Пекина, Нью-Йорка. Исполнительный директор компании Барни Паррела высоко оценил потенциал Твери для развития авиаперевозок.
    В настоящее время проект находится на начальной стадии, предстоит проработать вопрос привлечения инвестиций на создание аэропорта. Скорее всего, это будет государственно-частное партнерство. Рассматривается возможность участия тверского аэропорта в федеральных целевых программах, а также в конкурсе на получение средств из Инвестиционного фонда РФ.
    Одним из наиболее реальных вариантов сегодня является создание аэропорта на базе действующего под Тверью аэродрома "Мигалово". По словам директора муниципального предприятия "Аэропорт Тверь" Генриха Левковича, "Мигалово" получило статус аэродрома совместного базирования авиации Минобороны РФ и Министерства транспорта РФ в 1995 году. До 2002 года аэродром был открыт для международных полетов, здесь базировался филиал государственной транспортной компании "Россия". С 2002 года филиал был ликвидирован, а аэропортовая деятельность временно приостановлена.
    Планируется, что в случае реализации проекта на первом этапе аэропорт будет обслуживать до 30 рейсов в месяц, преимущественно - грузовые перевозки. Второй этап предполагает строительство аэровокзального комплекса - стоянки самолетов, грузовых терминалов, здания вокзала и предприятий сферы обслуживания. Это позволит расширить возможности аэропорта до 100-120 рейсов в месяц. На третьем этапе планируется удлинение взлетно-посадочной полосы и создание в Твери полноценного коммерческого аэропорта, осуществляющего грузовые, а также чартерные пассажирские перевозки.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru