Архив номеров


Святейший патриарх Московский и всея Руси Никон (1605-1681)     Историки до сих пор спорят о его личности и роли в российской истории. Староверы проклинают его. Официальная церковь старается говорить о нем не слишком громко.

    ВЗЛЕТ
    Его судьба в чем-то схожа с судьбой патриархов с тверской земли - Иова и Тихона. Родился он 401 год назад 25 мая 1605 года в селе Вельдеманово Княгининского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина Мины. При крещении получил имя Никита, по-мирски его звали Никита Минич, или Никита Минин, почти как и его знаменитого старшего по возрасту земляка Кузьму.
    Детство у Никиты было тяжким. Мать вскоре умерла, отец привел в дом новую жену с детьми, и, конечно, мачеха невзлюбила Никиту, била его, чуть не уморила. Некоторое время он жил в другой семье, затем вернулся, но снова не выдержал мытарств и вошел в семью священника села Колычево, отца Ивана, подружившись с его дочерью Настей и сыном Павлом. От природы любознательный Никита с помощью священника в доброй атмосфере этой семьи научился читать, писать и задавать вопросы, ставившие отца семейства в тупик.
Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре, XXI век     Когда отец умер, Никита женился на дочери священника Настасье, отказался от крестьянства и возглавил приход в селе Колычево. Было ему тогда 20 лет.
    Отец Никита получил известность среди окрестных жителей и заезжих купцов, которые позже зазвали его в Москву. Получив приход в столице, нижегородский священник прожил и прослужил там почти 10 лет, воспитал с Настей троих сыновей.
    Вдруг почти в один год умирают все его три сына. Никита с женой потрясены. Они не находят себе места и видят в трагедии Божье знамение. Никита сумел уговорить жену постричься в монахини в Московском Алексеевском Кремлевском монастыре, а сам уходит на Соловки в строгий скит под начало старца Елеазара. Тут в 1636 году он постригается в монахи с именем Никон.
    Как пишет историк Церкви Антон Карташев, «кроме общего келейного правила Никон ежедневно прочитывал всю псалтырь и клал по тысяче земных поклонов. Жизнь была строго одинокая. Никон приобрел способность видений». Однажды Елеазар взял Никона с собой в Москву в деловую поездку, зная ум Никона и его практическую сметку. Оба были представлены царю Михаилу Федоровичу, оба получили его благоволение, а также деньги на постройку каменного храма. Вернувшись на Соловки, Елеазар стал тянуть волынку со строительством, а кипучая натура Никона этого не терпела. Они поссорились. Никон ударился в бега: в лодке с мужиком-помором морем, в буре, в которой чуть не утонули, Никон взял курс на берег материка. Около устья Онеги высадились, и оттуда Никон пешком прошел 120 километров в Каргопольский уезд Олонецкой губернии в Кожеезерскую обитель на острове Коже. Здесь Никон снова начал свои подвиги уединения.
    Через три года настоятель обители умер, и монахи единогласно избрали Никона игуменом. В 1643 году в Новгороде официально прошло поставление Никона, а через пять лет он по делам монастыря прибыл в Москву.
    Новый царь Алексей Михайлович сразу приметил игумена Никона. Историки пишут, что тот царя очаровал всем: статью, речами, повадкой, смышленостью, волевым характером. Впечатление это крепло от беседы к беседе, от встречи к встрече. В результате царь не отпустил Никона в его обитель, а сделал его архимандритом Ново-Спасского монастыря - родового монастыря Романовых. Царь зачастил в монастырь, а Никон - в Москву к царю. Образовалась своеобразная дружба двух неординарных людей XVII века.
    В 1649 году царь выдвинул его на пост митрополита Новгородского, дав Никону особые полномочия. Алексей Михайлович, очарованный своим фактическим духовником, в письмах расточал ему такие комплименты: «Избранный и крепкостоятельный пастырь, наставник душ и телес, возлюбленный любимец и содружебник, солнце, светящее во всей вселенной, собинный друг душевный и телесный».
    В 1652 году умер патриарх Иосиф. Особое отношение царя к Никону подвигло его к формулировке амбициозной концепции «О превращении русского царства во вселенское, нео-цареградское». Никон реанимировал старую идею третьего Рима, опираясь на растущую мощь Московского государства. Многим эта идея была по душе, поэтому единственным претендентом на патриарший престол оказался любимец царя Никон.
    В 1652 году состоялся Собор, на котором иерархи избрали патриархом Никона. Однако он долго не соглашался принять патриаршество, говоря, что он должен получить исключительные полномочия на «освобождение Церкви от государства и возвышение ее над государством».
    В Успенском соборе Кремля царь с духовенством на коленях (!) со слезами умоляли Никона стать патриархом. 22 июля 1653 года обещание было дано, и бывший крестьянский сын стал патриархом Московским и всея Руси. Было ему тогда 47 лет.

Гефсиманский сад. Скит патриарха Никона     ДЕЯНИЯ НИКОНА
    Породившее раскол исправление церковных книг было в сознании патриарха не главным делом, а попутным, вытекающим из идеи верховенства Церкви над государством. Для этого, по мнению Никона, надо с греками уравняться в чине, в обрядах, значит, редактировать церковные книги надо не по древним славянским, а по нынешним греческим. По его указанию, в частности, изменились в церковном уставе две статьи: о двуперстном сложении крестного знамения и замене его троеперстием и о 16 земных поклонах при одной из молитв, замененных четырьмя. Указ вышел к концу 1653 года, к этому времени Никон успел нажить недоброжелателей и врагов, особенно среди бояр и высшего духовенства, поэтому данное указание о двух статьях вызвало широкую оппозицию, которую искренне задело непонятное нововведение.
    Именно отсюда пошел последующий раскол. Никон шел напролом, обижая русское самосознание, объявляя старые чины и обряды «неправыми».
    Став фактически церковным монархом, Никон получил право (и использовал его) строить личные монастыри. К 1654 году он основал Крестный монастырь близ устья реки Онеги, на острове, где некогда он спасся в бурю. На Валдае им основан Иверский монастырь на острове Сельвицком среди озера. Царь, потакая своему другу, закрепил за монастырем само озеро с островами и окрестными землями, а село Валдай указал называть Богородицыном. Но в голове патриарха зрели более амбициозные замыслы: ему как будущему вселенскому патриарху нужно было свое, русское Святое место, подобное тому, что в Палестине. И он его подыскивал.

Феодоровский монастырь в Твери в XV веке. Рис. А.Д. Виноградова     В ТВЕРИ
    Никон был мобильным человеком, долго на одном месте не сидел: дела звали его то в Новгород, то на Валдай, то еще куда-нибудь. В марте 1654 года патриарх проездом в первый раз побывал в Твери. Незадолго до этого, в 1653 году, Тверь посетила чума, погибло много горожан, поэтому Никон с сопровождающими лицами посетил Спасо-Преображенский собор, творя молитвы о спасении жителей. Историк Владимир Колосов сообщает, что по велению патриарха на мощах святителя Арсения Тверского заменили обветшавшее облачение на новое. Можно предположить, что неугомонный и деятельный Никон сам осматривал, других расспрашивая о географии тверской земли с целью основания нового монастыря.
    Через два года Никон снова в Твери. Он сопровождал царевича Алексея Алексеевича в Вязьму, возле которой в войсках находился его отец - царь Алексей Михайлович. В те годы (1656-1658) шла русско-шведская война, в ходе которой Россия намеревалась возвратить захваченные Швецией русские земли. Война началась в июле 1656 года, а патриарх с царевичем прибыли в Тверь 6 сентября. Тут царевич захворал, Никон приказал остановиться. Сошлемся снова на тверского историка Владимира Колосова. За шесть недель пребывания в Твери Никон приказал построить в устье Тьмаки, на левом берегу реки, деревянную одноглавую церковь Афанасии и Кириллы Зверины. Рубили ее 20 плотников из вотчин Краснохолмского монастыря, а срубили за две недели. Церквушка эта просуществовала до 1754 года, потом на ее месте поставили каменный храм Николы на Зверинце. Теперь примерно на этом месте возвышается обелиск Победы.
    В устье той же Тьмаки находился древний небольшой Фео-доровский монастырь, который за год до этого был приписан к Иверскому монастырю как своеобразный филиал-подворье. Патриарх приказал обнести его деревянной оградой и пожертвовал монастырю две иконы Феодора Стратилата, написанные тверскими иконописцами архиепископа Лаврентия. По его же повелению в Федоровском монастыре начали строить патриаршие хоромы. В. Колосов сообщает, что Никон пожертвовал еще толковое (видимо, уже исправленное) Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. Никон собственноручно на его листах написал: «Святейшую книгу, Евангелие толковое повседневное Великий Государь Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руссии пожаловал своего Государева строения Пречистыя Богородицы Иверского монастыря в приписной Феодоровский монастырь, что в Твери, вечнаго ради поминовения себе и родителем своим».
    Между делами и опекой над хворым царевичем Никон посетил тюрьму, где сидели восемь заключенных, каждого одарил по три копейки. Одновременно расспрашивал о местностях тверской земли, размышляя о строительстве монастыря.
    Конец карьеры Никона был трагичным. Царь Алексей Михайлович охладел к нему, и Никон демонстративно удалился в отставку (наверное, надеясь, что его позовут обратно). Но царь не стал это делать, и Никон начал призывать на его голову проклятия. За что был сослан в вологодский Ферапонтов монастырь. Там он провел десятилетия. Никона неоднократно пытались судить, обвиняя в сношениях с бунтовавшим в те времена Степаном Разиным (у мордовского мужика Никона действительно были тайные контакты со Стенькой). А уже после смерти царя Алексея, когда умер патриарх Иоаким, Никона помиловали и разрешили вернуться в Москву. По дороге из ссылки мятежный патриарх скончался.

    НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
    Никон все-таки нашел место на Руси, которое он назвал Новым Иерусалимом: архитектурно-ландшафтный образ Святой земли в 60 верстах от Москвы в Звенигородском уезде, на реке Истре. В 1656 году началось возведение главного Воскресенского храма, в 1685 году, уже после отставки Никона, его освятили. Вокруг храма начал создаваться Воскресенский монастырь - на территории, названной Новым Иерусалимом, с холмом Сион, горой Голгофой, пещерой Гроба Господня, холмом Елеон, Гефсиманским садом и другими библейскими топонимами.
    Поражает мощь строений и зданий, храмов и стен монастыря, дошедших до нашего времени. Замысел был грандиозным в соответствии с натурой и амбициями патриарха Никона, колоритная фигура которого в российской истории удивляет и заставляет задуматься. Здесь, в основанном им монастыре, Никон и похоронен.


Борис ЕРШОВ
Фото автора


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru