Архив номеров


Григорий Базлов, руководитель «Белых волков»     Читая отклики в прессе (и особенно на сайтах в Интернете) на состоявшийся в Москве Русский Собор, я обнаружил странную вещь. Такое ощущение, что многие за информационной шелухой не поняли главного: наверное, впервые так четко и недвусмысленно Россия дала понять, что вовсе не собирается слепо следовать некоторым стандартам западной цивилизации.
    Почему это стало возможным именно сейчас? Да очень просто: Россия вновь становится сильной державой. И дело тут вовсе не в новых ракетоносцах и не в нефтедолларах, дело - в росте национального самосознания. Без этого великих держав не бывает. Не может население огромной страны вечно ощущать себя аутсайдером цивилизации - «ленивым, пьяным, грязным». Русские, как, наверное, ни один другой народ в мире, умеют и любят посыпать голову пеплом, но любое самобичевание надоедает. Да и новые поколения подрастают. Им-то какой интерес считать себя людьми второго сорта?! Поставьте себя на место шестнадцати- восемнадцатилетнего человека: жизнь у вас только начинается, а со всех сторон твердят: «Ты родился в поганой стране, где ничего хорошего тебя не ждет!» Тут озвереешь. В конце концов действие рождает противодействие, и маятник всегда качается в другую сторону. Нам еще далеко до окончательного выздоровления, государство у нас, мягко говоря, не совсем дееспособное, уровень жизни аховый, перспективы туманные, но, как говаривал один известный политик, «процесс пошел».
    Патриоты в России были всегда - в самые кризисные моменты ее истории, в любой период упадка и неверия. Руководитель Тверского патриотического клуба «Белый волк», профессиональный этнограф Григорий БАЗЛОВ - из их числа. Достаточно сказать, что сам клуб был организован в конце восьмидесятых годов - далеко не лучший период для русского национального самосознания...
    Разумеется, наш разговор начался с клуба «Белый волк».
    - Григорий, расскажите о создании клуба. Кстати, почему именно такое название?
    - На Руси, в русской традиционной мифологии, белый волк - символ правды. К тому же он - союзник этнического героя и всегда приходит ему на помощь. Ну, а сам клуб был создан в конце восьмидесятых годов, официально же зарегистрирован году в девяностом - тут я с точным ответом затрудняюсь. Через клуб прошло много народу, хотя основное его ядро осталось неизменным. Кто-то посещает клуб регулярно, кто-то по праздникам, детей приводят, родных, знакомых... Мы не жестко структурированы, открыты для людей.
    Началось же все, повторюсь, в конце восьмидесятых, когда мы стали ходить в экспедиции, собирать фольклор. Было как бы несколько линий поиска: собирали предания, затем очень активно начали собирать русский рукопашный бой. Где-то до 1992-1993 годов было еще много стариков, которые могли что-то вспомнить, показать. А потом настали не лучшие времена, и всех просто выморило.
    - Вам самому было у кого учиться?
    - В 1989 году я пошел в экспедицию с питерскими этномузыкологами. Они очень интересно, профессионально работают, и именно у них я учился методам работы в полевой фольклористике. До сих пор с ними дружу. С ними же я вступил в Российский фольклорный союз.
    - «Белый волк» одним из первых начал возрождать традиционные кулачные бои стенка на стенку. Когда это началось?
    - Первую «стенку» мы провели в 1990 году, в Санкт-Петербурге: Тверь против Питера. И затем в течение десяти лет ездили их молотили, регулярно выигрывая. Позже стали проводить «стенки» и в нашем городе. Например, в горсаду на Масленицу.
    Традиционная русская «стенка» - это кулачный бой с определенными правилами - уговором. Вовсе не драка, как некоторые думают. Большинство на «стенки» приходили достаточно подготовленными, поскольку это было одним из видов национального спорта, как, скажем, лапта или городки. Были там свои мастера, были любители.
    - Много разговоров ходит о русском рукопашном бое. Причем некоторые слышали звон, да не знают, где он. Появляются какие-то подозрительные «знатоки» в Интернете... «Белый волк», да и вы лично, занимаетесь этим боем на вполне профессиональном уровне. Расскажите об этом подробнее. К примеру, что такое буза?
    - Мы собирали технику русского рукопашного боя по нескольким областям. В основном по Тверской, но также по Вологодской, Псковской и Новгородской. То есть по северо-западному региону с однородной мужской боевой культурой. «Буза» - это и боевой танец, и особая техника боя. Говоря современным языком - один из способов психофизической подготовки бойца к рукопашному бою.
    - В русском рукопашном бою есть какие-то заимствования, скажем, из восточных единоборств? Или это абсолютно самостоятельный вид боевого искусства?
    - Абсолютно самостоятельный. Конечно, во время войн бойцы перенимают какие-то приемы у противника, но они не принципиальны. Были у нас мирные, состязательные виды борьбы, когда на праздники боролись «в накрестик», «в охапку», «за рукавки». «Буза» же стала объединяющей культурой - там и палочный бой, и ножевой, и рукопашная техника, и музыка, и боевой танец, и боевые припевки... Всего не перечислишь.
    - Русский рукопашный бой был популярен лишь в старину? В XX веке, скажем, он применялся?
    - Применялся. Раньше ведь часто шли деревня на деревню. Либо на праздниках, либо враждуя. А вот после гражданской войны, когда люди были очень озлоблены, в Торжокском районе появились банды вооруженных мародеров - грабили всех подряд. В деревне Мошки местных мужиков эти набеги достали окончательно. А огнестрельного оружия не было. Так они с помощью лишь ножей да камней перебили всю банду. И ни винтовки, ни наганы мародерам не помогли. Вот вам и пример боевого искусства.
    В начале XX века, во время восстания эхетуаней («божественный кулак»), китайцы напали на Благовещенск и Хабаровск. И всего лишь сотня казаков гнала их обратно - аж до самого Пекина.
    Русский человек воевать умеет. Недаром у нас такая огромная страна. А японцы со всеми своими каратэ да кун-фу сидят на тесных островах, друг у друга на головах. Так кто круче?
    - А правда ли, что вы проводите занятия по русскому рукопашному бою с бойцами спецподразделений?
    - Да, у меня проходят занятия по ножевой подготовке с отрядами специального назначения Тверской области, в частности, со спецназом «Рысь» Тверской области, с Бердской бригадой ГРУ Новосибирской области, с Новосибирским спецназом ВВ «Ермак», с ОМОНом Екатеринбургской области, с Уральским спецназом УФСИН, со спецназом УФСИН «Урал» Челябинской области, со многими другими. Мы даже проводим ежегодные турниры по ножевому бою среди отрядов спецназначения.
    Вообще у нас в клубе такая позиция, что армии и тем, кто обеспечивает правопорядок, надо помогать. Вот и помогаем, чем можем. К счастью, уже не мы одни. Россия меняется, в ней все больше появляется неравнодушных к ее судьбе людей.
    - Отношения клуба «Белый волк» с властью. Она вам чем-то помогает?
    - Принципиально не лезем в политику, у нас совсем другие задачи. Но считаем, что власти должны приходить интересоваться, чем нам помочь, а не мы выступать в роли просителей. Главная проблема - помещение. Сейчас у нас есть небольшой зал «Циклон» напротив библиотеки имени Герцена, во дворе, но этого мало.
    Вообще же смешно: бегают чиновники, придумывают очередную «фишку», изобретают национальную идею. Да вот вам наша «буза» - давно бы уж раскрутили на всю Россию, и ничего придумывать не надо. Там все есть.


Михаил Волков


На татами СК «Юбилейный» юноши весовой категории 73 кг (Дзуев - Касаткин, оба - Россия).     Ледовая арена тверского спорткомплекса «Юбилейный» на два дня превратилась в большую борцовскую площадку: одновременно на трех татами велись схватки юных дзюдоистов.
    Традиционный, 17-й по счету турнир «Тверские надежды» собрал 160 спортсменов 1990-1992 годов рождения из России, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Украины, Латвии, Эстонии, Румынии, Турции и других стран. От Тверской области выступали 20 спортсменов.
    С 2005 года этот турнир включен в официальный календарь соревнований Федерации дзюдо и Национального союза дзюдо России, а начиная с нынешнего года носит статус рейтингового. Более того, руководством Европейского союза дзюдо (EUS) принято решение о включении международного турнира «Тверские надежды» в календарный план мероприятий EUS.
    По предложению комитета по физической культуре и спорту Тверской области нынешний турнир посвящен памяти заместителя губернатора Султана Ахмерова, чья жизнь трагически оборвалась в прошлом году в автокатастрофе. В память погибшего была учреждена медаль для лучших тверских спортсменов. Проведенные соревнования явились отборочным туром к формированию юношеской сборной России по дзюдо для участия в первенстве Европы, которое состоится в июле в Венгрии.
    В этой связи следует сказать: турниру «Тверские надежды» предшествовало начало учебно-тренировочных сборов национальной юношеской команды по дзюдо. Сильнейшие дзюдоисты страны в возрасте до 16 лет проводили ежедневные двухразовые тренировки в спортивном комплексе «Юность». Среди них есть и представительницы Тверской области: Дайна Амбарцумова, Дарья и Мария Груздевы, Мария Квон, Ирина Кривова, Екатерина Опрышко, Екатерина Рыжова. Как пояснил главный тренер юношеской сборной России, тверской сбор является первым этапом подготовки национальной команды к первенствам Европы и мира. И турнир «Тверские надежды» пришелся как нельзя кстати: выступая в нем, юные дзюдоисты провели первую проверку боем.


Александр АРСЕНОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru