Архив номеров


    НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В МОСКВЕ, В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, СОСТОЯЛСЯ 10-Й РУССКИЙ СОБОР, ПОЛУЧИВШИЙ НЕОЖИДАННО ШИРОКИЙ РЕЗОНАНС В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ.
    Наверное, так случилось потому, что тема национальной самоидентификации сегодня, в начале XXI века, стала одной из самых актуальных. События последних месяцев говорят, что необходима широкая общественная дискуссия о русской национальной самобытности. Надо перестать загонять эту тему на маргинальный уровень: иначе появляются так называемые скинхэды, происходят преступления на национальной почве и другие уродливые явления. Русский Собор - это одна из первых попыток серьезного обсуждения «русского вопроса».

    СОБОР И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
    Основным вопросом нынешнего Всемирного Русского Народного Собора стали права человека. Один из организаторов ВРНС митрополит Кирилл так охарактеризовал необходимость постановки этой проблемы: «Концепция прав человека родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в данных условиях она имела свои успехи, но обнаружила и недостатки». По его словам, настало время переосмыслить права человека, возможно, пересмотрев общепринятую в западном мире концепцию. Митрополит Кирилл уверен, что в свое время СССР подписал международные документы по этой проблематике формально, из дипломатических соображений. Но позже «все эти стандарты оказались инкорпорированными в нашу правовую систему» без должного их согласования с «нашими духовными и культурными ценностями». Европейская секулярная система ценностей, ведущая свое происхождение от рационалистов Просвещения, не может быть навязана современному человечеству как универсальная модель. Митрополит Кирилл отметил, что «диктат гуманистического подхода» поддерживается небольшим кругом людей, которые находятся у власти и контролируют СМИ. «Православные люди готовы воспринимать идею прав человека и трудиться для ее развития, но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека, а не закреплению его в состоянии греховного помрачения». На Соборе приводилось немало примеров, связанных с различным пониманием прав человека. Так, например, однополые браки, приемлемые в «секулярной» Европе, не могут быть распространены на «традиционалистскую» Россию. В таком же ракурсе был рассмотрен «карикатурный скандал» - публикация в датских газетах карикатур на пророка Мухаммеда. Свобода религиозной критики, граничащая с богохульством, допускаемая и поощряемая в европейской прессе, видимо, не может быть разрешена в той же мере и на территории России.

    СОБОР И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
    Несмотря на то что главной темой дискуссии Собора были права человека, значительная часть участников прений постоянно возвращалась к теме национального самосознания. Двойственность этой темы - желание, с одной стороны, рассказать о кричащих проблемах, а с другой - выдержать должную политкорректность - мешала полноценной дискуссии. Над головами присутствующих висел дамоклов меч преследований партии «Родина», снятой с московских выборов, и дела по нападению на посетителей синагоги. В результате более конкретными стали выступления представителей русской диаспоры. Они не боялись показаться резкими и откровенно говорили о преследованиях русскоязычного населения в странах СНГ и бывшего соцлагеря. В самом сложном положении оказались организаторы Собора. С одной стороны, и руководитель отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Кирилл, и его заместитель о. Всеволод Чаплин заявляли о недопустимости навязывания нам западного правового сознания, систем мировоззрения и форм партийно-парламентского устройства государства. С другой стороны, им приходилось постоянно оговариваться и призывать к борьбе с ксенофобией и ростом националистических настроений. Сидящим в зале трудно было это понять. Как можно говорить о национальной идее, когда само прилагательное «национальный» едва ли не переходит в разряд ругательных?

Подготовил Глеб ЧИСТЯКОВ, эксперт фонда «Политика и религия»,
специально для «Каравана»


ДИСКУССИЯ О РУССКОМ ВОПРОСЕ


Русский Собор дал стимул общественной дискуссии о русской национальной идее. Чем отличается Россия от Западной Европы, насколько оправданны поиски «особого русского пути»? Эта дискуссия началась на фоне различного рода национальных эксцессов. Вдруг, как по команде, во всей стране активизировались так называемые «скинхэды», с выборов снимаются партии, открыто берущие на вооружение русские националистические лозунги. Что происходит с русским самосознанием, есть ли оно вообще? Это тема традиционного «Дискуссионного клуба» «Каравана».

Геннадий КЛИМОВ     Геннадий КЛИМОВ, главный редактор еженедельника «Караван».
    - Сейчас ведется очень много разговоров о необходимости выработки общероссийской национальной идеи. На мой взгляд, если создавать национальную идею, то сначала нужно определить, зачем она нужна. Раньше, в прошлые века, национальная идея была необходима для сплочения нации, для ее кристаллизации и противодействия внешним врагам. Такой идеологемой стала фраза старца Филофея, жившего в эпоху Ивана IV: «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать!» Этой первоначально церковной идеей Русь была объединена. Русские почувствовали себя наследниками христианского Рима, православной Византии и последними истинными носителями христианства.
    В советские времена, после периода разжигания пожара мировой революции, наступил период национальной идеи под лозунгом «Догоним и перегоним Америку!». Этот лозунг не был реализован, и после крушения социализма наступило время безыдейности, апатии.
    Многие страны мира, достаточно обеспеченные, вообще не имеют национальной идеи или она у них очень приземленная. Например, в Финляндии некоторые считают, что у них нет национальной идеи, а некоторые считают, что есть и она в том, чтобы сборная Финляндии по хоккею стала олимпийским чемпионом. По этому поводу финны очень завидуют шведам, которые уже второй раз выиграли Олимпиаду.
    В принципе для всех великих государств национальная идея нужна для воодушевления нации, она делает народ пассионарным и успешным. Американская национальная идея была создана в Голливуде и в радиоэфире во времена Великой депрессии журналистами и кинематографистами, близкими к Рузвельту. Сейчас у нас ситуация похожа на те времена американской депрессии. И нам нужна идея, которая бы сплотила и вдохновила нацию на прорыв и конкурентоспособность.
    У россиян слишком большое разнообразие ментальностей, где преобладают мечтательность и переживания, которые сильнее тяги к труду и достижению успеха. У нас есть сильные и целеустремленные личности, которые и строят русскую культуру. Я их называю русскими европейцами. Но есть и другие, вечно ноющие, унылые и жалующиеся люди. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы из группы унылых люди переходили в категорию целеустремленных. Это работа, которую должны делать многие творческие личности, в том числе и журналисты, и священники. В православной церкви по этому поводу идет большая внутренняя работа. Митрополит Кирилл, отец Всеволод Чаплин, дьякон Андрей Кураев стимулируют дискуссию в обществе как раз на эту тему. И все же о русской идее и особенно о ее выработке не надо много говорить. Ее лучше воплощать. Создавать пассионарный настрой в обществе. Конечно, этому будут противодействовать не желающие усиления России политики, журналисты, деятели искусства. В эпоху демократии никто идеологическую войну не отменял, она будет только острее и изощреннее. Так что патриотам надо быть сильнее, умнее и талантливее наших противников. Только тогда мы можем надеяться на позитивное демократическое развитие России. А если мы будем проигрывать в информационных войнах, то придется вернуться к диктатуре и насильственным способом обезвреживать наших врагов. Все же я думаю, что на данном этапе мы сможем победить в идеологической войне. Для этого у нас все есть. Есть понимание проблемы, знание путей ее решения и уверенность в своей правоте.

Мария ОРЛОВА     Мария ОРЛОВА, заместитель главного редактора еженедельника «Караван».
    - Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: маленькие нации имеют право на всяческое подчеркивание своей самобытности, создание автономий, крики о своей национальной гордости. Великие нации этого права не имеют. Русские - великая нация, но об этом нельзя говорить вслух. Иначе тебя заклеймят «скинхедом», «красно-коричневым фашистом» и т.д.
    Проблема в том, что интеллигенция, определяющая общественное мнение, до сих пор живет в мировоззренческой парадигме XIX века, когда казалось, что нет ничего выше современной европейской цивилизации и задача прогресса - подогнать все человечество под его стандарты. Когда в николаевской России появились первые славянофилы, которые стали пропагандировать исконно русский образ жизни, в том числе и своим внешним обликом, Николай I, которого трудно заподозрить в отсутствии патриотизма, велел поймать их и напугать, чтобы неповадно было. Нечего выделяться: все говорят по-французски и ходят в лосинах, и ты изволь, хоть тебе зипун и роднее.
    Однако после Второй мировой войны обнаружилось, что человечество не желает жить по стандартам Западной Европы. Антиколониальные революции, прокатившиеся по всему миру, по сути были революциями националистическими: народы Азии, Африки и Латинской Америки взяли у белого человека то, что их в его цивилизации устраивало, и показали ему на дверь. Освободительное движение негров в США по сути тоже было движением националистическим: когда афроамериканцы добились равноправия, выяснилось, что оно было нужно им для того, чтобы так же презирать белокожих американцев, как те когда-то презирали их.
    И гримаса либерализма в том, что белые теперь презирать их не смеют. Как и просто заниматься самоидентификацией в рамках своей исторически сложившейся национальной культуры. В рамках проекта Просвещения европейская цивилизация утратила понятие Бога и понятие этничности. Человек остался один на один со своей свободой, с которой он, по сути, не знает, что делать. Крайние выражения кризиса европейского либерализма мы наблюдаем сейчас во Франции. Не думаю, что французских студентов гонит на улицу пресловутый Закон первого найма. Им просто хочется побыть вместе, ощутить себя единой силой - то есть народом.
    Особенно трагична эта ситуация в России: Западная Европа шла к ней эволюционно, а мы через революции и катастрофы. Чем дальше развивается этот кризис, тем сильнее обостряется у человека потребность вновь ощутить себя частью целого, частью устойчивой социальной общности. К сожалению, не все способны обрести эту общность в церкви, поэтому поиск большинства идет по линии национального самоопределения. Оседлать этот поиск «своих по духу и крови» на популистском уровне попыталась партия «Родина». Оказалось слишком удачно: пришлось убирать харизматичного Рагозина и притушить национальный пафос партии. Но вытеснять поиск национальной аутентичности с телеэкранов и думских трибун в подвалы городских окраин и кухни панельных спальных районов - это значит рождать полуграмотных чудовищ, которые чувствуют себя уязвленными и обделенными, а сказать ничего не могут. И выражают свои чувства кулаками. На все это накладывается неуправляемый миграционный процесс, с которым не в состоянии справиться не только Россия, но и Западная Европа, и США.
    Я думаю, XXI век станет эрой возрождения этничности. Русская национальная идея, французская национальная идея, американская национальная идея неминуемо займут свое место в сознании людей европейской цивилизации. Народы Европы хотят уцелеть и приложат к этому усилия. Но возрождаться национальная идея должна на высоком духовном и интеллектуальном уровне.

Тамара КАРЯКИНА     Тамара КАРЯКИНА, начальник Управления федеральной государственной службы занятости населения по Тверской области, заместитель секретаря политсовета Тверского регионального отделения партии «Единая Россия».
    - Русская национальная идея - это больше, чем идеология, это некий нравственный кодекс, то, на чем держится общество, а значит, и государство. Конечно же, нам она необходима. Эта идея имеет много общего с православием и вообще - с христианством, но не только. Недаром же на Собор были приглашены представители всех основных конфессий России. Поскольку нравственные основы, лежащие в основе любой религии, очень похожи друг на друга, если не идентичны.
    Думаю, один из главных постулатов русской национальной идеи (особо важный для нашей многонациональной страны) - жить в мире с соседями, уважать обычаи других народов. А вся эта накипь, все эти экстремистские движения, спекулирующие на национальных интересах России, скинхэды и прочие - всего лишь болезнь роста, если хотите - болезнь свободы. Европейские страны все это давно прошли, мы же стали свободными людьми каких-то пятнадцать лет назад. Для истории это даже не секунда - доля секунды. При тоталитарном режиме существование тех же скинхэдов просто невозможно себе представить. Сейчас маятник качнулся в другую сторону, вот и всплыло на поверхность то, что обычно всплывает. У движений с нацистской, расистской идеологией в России нет будущего. Слишком много народов проживает в одной стране. Это вам не Германия тридцатых годов прошлого века, с ее «один народ - один вождь».
    В чем еще огромный плюс России? Мы на самом деле молодая цивилизация. Когда в первые европейские университеты ходили первые студенты, о восточных славянах еще ничего не было слышно. Мы не относимся к нациям, которые уже выполнили свой долг перед цивилизацией, у нас все еще впереди. Русская национальная идея только начинает реализовываться, поскольку для ее настоящей реализации нужна в первую очередь свобода, когда ни один самодержец или диктатор не сможет использовать национальную идею в своих целях. Сейчас мы как ребенок, который учится ходить, разумеется, то и дело падает, набивает себе шишки… Но недаром же в народе говорят: «Бог ребенку подушку подстилает».
    Национальная идея еще и в том, что наша страна заслуживает лучшей доли. Чтобы наша молодежь перестала оглядываться на заграницу, ища там возможности для самореализации, чтобы будущие поколения распорядились огромным богатством страны лучше, разумнее нас, чтобы морально-нравственные нормы были обязательны для всех без исключения. Тогда никакие экстремисты нам будут не страшны. Они просто не найдут для себя благоприятной почвы.

Петр МАЛЫГИН     Петр МАЛЫГИН, археолог, историк, кандидат исторических наук.
    - Эта инициатива с точки зрения рекламы, пиара Тверского региона вполне разумна и соответствует уровню европейского сознания. Но для русского уха и сознания эта идея звучит несколько странно и двусмысленно.

    Владимир СЫСОЕВ, предприниматель и издатель.
    - Русская национальная идея нужна, это однозначно. Но вот насчет ее формулировки сказать что-либо сложно: один человек да еще так, экспромтом, не может ее выразить. У каждого в своей душе по-разному вертится эта мысль. Надо прорабатывать мысль о русской национальной идее многими людьми, знающими историю, перспективу развития России и еще множество факторов.

Игорь БАХИРЕВ     Игорь БАХИРЕВ - руководитель Тверского регионального отделения Национал-большевистской партии (НБП) - гауляйтер Твери и Тверской области.
    - Русская национальная идея не просто имеет право на существование - она должна формировать всю идеологию нашего государства. Правда, в это понятие очень многие вкладывают разные смыслы. С точки зрения нашей партии, русским считается тот человек, который исповедует русскую культуру, невзирая на национальность. Поэтому не удивляйтесь, что у НБП есть отделения во многих странах. Например, в Израиле. Или Латвийское отделение нашей партии возглавляет темнокожий парень. Для нас термин «русский» связан прежде всего с культурными ценностями, на основе которых должен формироваться национальный идеологический стержень. К сожалению, в современной России такого стержня нет. Во всяком случае лозунг об «удвоении ВВП» эту функцию не выполняет.
    Вообще-то жаль, что на русской национальной идее очень часто спекулируют. Взять хотя бы скинхэдов, которых ассоциируют с какой-то русской идеологией. На сегодняшний момент среди этого движения вообще никакой идеологии нет, она умерла еще в 90-х. В этом движении остались только «Карлы» - молодежь, которая не имеет представления ни об истории, ни о России. Единственное - они знают то, как нужно одеваться. Те избиения, которые им приписывают, носят скорее криминальный характер, нежели националистический. Им все равно, у кого телефон отобрать - у белого или у черного.
    Возвращаясь к основной теме, хочу сказать, что в нормальном виде русская национальная идея нам просто необходима прежде всего для противостояния враждебным идеологиям, разрушающим основы нашего общества. Вспомнить хотя бы права человека, которые, безусловно, нужны, только они должны соблюдаться для всех. И в нашей стране разговор о правах человека звучит абсурдно, потому что они не соблюдаются в отношении титульной нации - носителей русской культуры. Результат налицо: российская культура находится в состоянии стагнации и не создает ничего нового. Ее движение остановилось где-то там, давно, поэтому мы говорим о ней только в прошедшем времени. Поэтому для того, чтобы не исчезнуть как самобытное многонациональное государство, и нужна русская национальная идея. Вырабатывать ее нужно коллегиально, и мероприятия вроде Русского Собора здесь просто необходимы.

Игорь БАХИРЕВ     ЕПИСКОП ЮСТИНИАН: ИЗ ТВЕРИ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ
    В Московской патриархии есть епархии, которые находятся на переднем крае борьбы за русскую идею. Одну из них возглавляет хорошо знакомый тверитянам человек, несколько лет назад бывший настоятелем Вознесенского собора в центре Твери. Мы задали несколько вопросов епископу Тираспольскому и Дубоссарскому ЮСТИНИАНУ:
    - Владыка, какую роль играет Россия в разрешении конфликта между Приднестровьем и Молдавией?
    - Несомненно, Россия - это одна из главных сторон диалога по урегулированию конфликта между Приднестровской республикой и Молдавией. От ее позиции зависит мирное и прагматичное разрешение вопроса. Но, к сожалению, участие России пока недостаточно ощутимо. Более 15 лет жители Приднестровья живут в подвешенном состоянии. Российские политики не могут окончательно определить свою позицию по данному вопросу. Это, конечно, подтачивает силы республики.
    - Какое значение для Приднестровья имеет введенная молдавскими властями экономическая блокада?
    - Тяжелее всего приходится простым гражданам. Сегодня многие предприятия и производства стоят. Люди должны планировать свою деятельность на летний сезон. И что приходится выбирать? Приходится искать работу за пределами республики, главным образом в России.
    - Имеет ли какое-то политическое значение для урегулирования ситуации запрет на ввоз алкоголя из Молдавии в Россию?
    - Политическое значение этого события еще не вполне ясно. Этот запрет введен только что, и молдавские руководители пока не вполне понимают, насколько эта санкция серьезна. Если же допустить, что российские власти действительно решатся серьезно ограничить закупки молдавских вин, то для экономики Молдавии последствия будут самые серьезные, возможно, катастрофические, сравнимые с антиалкогольной кампанией 1985 года.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru