Архив номеров


    Многие соблюдают Великий пост, который сейчас идет. Даже рестораторы в курсе всех религиозных нюансов. Они разрабатывают спецпроекты, предлагая широкий ассортимент блюд постного меню. Но пост - это не только ограничение себя в продуктах животного происхождения. Духовное очищение здесь играет куда более важную роль, нежели физическое. Пост - это плач о своих грехах. Мы встретились с настоятелем тверского храма в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» отцом Леонидом Водолазским, поговорили о грехах и непосредственно об исповеди, к которой многие просто постящиеся, только что обратившиеся к православию люди даже не знают, с какой стороны подойти.

    - Отец Леонид, начнем с ошибок, которые допускают впервые пришедшие на исповедь.
    - Придет, бывает, человек - и сразу: «Каюсь. Грешен». Я его спрашиваю: «В чем?» - «Да во всем! Какие грехи есть, все мои!» Тогда я спрашиваю: «А когда вы в последний раз угоняли самолет и подвергали опасности жизнь других людей?» Он в шоке: «Да вы что?» Или маленькая девочка 7-летняя начинает каяться в... прелюбодеянии. Я ей говорю: «А что это?» - «Да я родителей не слушаюсь!» Наговаривать на себя по незнанию - это тоже грех. Надо сначала ознакомиться с тем же перечнем грехов.
    - Как это сделать? С чего нужно начинать готовиться к исповеди?
    - Исповедь нужно начинать с беседы со священником: он уже определит, что и как, расскажет, с чего нужно начинать. Чтобы исповедоваться, нужно хотя бы знать, в чем исповедоваться, например, те же наименования грехов. Каждый человек должен не просто послушать и что-то придумать сам, а прочитать специальные книги. Самые распространенные - пособие святого Игнатия (Бречанинова) для кающихся и пособие недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьяникина) для готовящихся к исповеди, к таинству покаяния. Ведь исповедь - это дело интимное, таинство церковное.
    Для начала можно дома самостоятельно, один на один с собой, перед Богом исследовать свою душу. Надо возненавидеть в себе любой грех, можно даже выплакать его и, осознав это, очиститься. А потом уже следующая часть - идти исповедоваться в храм. Был такой случай: пришел ко мне взрослый мужчина и требует ему объяснить: «Вот вдруг прохожу мимо вашего храма и заплакал. Я никогда не плакал в жизни. Объясните, что со мной произошло? Зашел в храм, увидел все, а мне еще больше плакать захотелось. Чувствую, что в моей жизни что-то меняется, а я не понимаю, что происходит!»


Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»     - А что с ним произошло?
    - Это душа его плакала. Захотела покаяться, сама его привела в храм, изнемогая от такой жизни. Дело в том, что этот человек тогда шел... убивать. И слава Богу, что его путь лежал мимо церкви. Человеку вообще трудно прийти к покаянию. Святитель епископ Василий Кинешемский в своих «Беседах на Евангелие от Марка» об этом рассказывает. Как тяжело преодолеть самость свою и собственную убежденность в том, что «я - единственный в мире поступаю так, как нужно, и живу правильно в отличие от других, и мне больше ничего не нужно». А самость - это как камни на поле, которое нужно засеять, вспахать, а камни мешают - их надо сначала выкорчевать. Это очень долгая и тяжелая работа.
    - Какой самый страшный грех в православии?
    - Это неисповедованный грех. Кстати, о камнях. Есть такая притча. Две женщины пришли к старцу: «Отче, прости нам наши грехи!» Он им: «Хорошо! Пусть каждая принесет столько камней, сколько раз она согрешала». Одна подумала: «Тяжкие грехи мои», взяла в подол огромный камень, еле-еле его донесла. А другая: «Да что там мои грехи: слово бросила налево, направо, кого-то осудила - обычные повседневные грехи». Набрала мелких камешков. А старец им и говорит: «Теперь отнесите каждый камень на то место, откуда вы его взяли». Первая женщина запомнила, где она взяла тяжелый камень. А вторая... Вот они, те самые повседневные грехи, которым люди не придают значения. 99 камней она положила на место, а 100-й забыла. Маленький вроде бы камешек, пустяшный. И все. Он ее утянет.


Отец Леонид принимает исповедь     - Отец Леонид, изменилось ли понятие греха в современном мире?
    - Грехи сейчас совершенствуются, становятся все более утонченными. Возьмем грех гордыни: в современном мире он проявляется по-разному. Например, играешь в компьютерную игру, входишь в азарт: «Как это я да не смогу пройти какой-то там уровень?» Человек становится рабом игры и на этой почвы заболевает. Все азартные игры на этом и построены. Появилась новая болезнь, которая хуже наркомании, и она не лечится - страсть к азартным играм. Есть бабушки под 70 лет, которые заболевают игроманией. Они играют в игровые автоматы, проигрывают всю пенсию, воруют в магазинах, чтобы только поиграть. Грехам все возрасты покорны. Или, например, мы должны заботиться о теле своем, о плоти своей, поскольку тело - храм души. Но попечение о теле не должно распространяться до похоти. А в современном мире чаще все доходит до крайностей.
    - Много ли людей приходит исповедоваться?
    - Статистика, конечно, не ведется. А вообще в последнее время приходит очень много молодежи. И это правильно. Ведь каждая душа по своей природе христианка. В конце концов она убедит человека, что нужно. Потому что исповедь - это баня для души. Например, упал человек в лужу - он пошел и вымылся, чтобы не чувствовать себя плохо и чтобы очиститься. Так и исповедь очищает душу. Человек, который не исповедуется, находится в том же состоянии, что и человек, который упал в лужу и не вымылся. Бедная душа не знает, что делать. Через отсутствие исповеди нарастает напряжение, непонимание. Человека делает человеком внутреннее состояние любви, а если любовь не будет питаться любовью Божьей, то она в нем погаснет и он станет просто зверем, которому нужно есть, пить, спать и удовлетворять сексуальные вожделения.
    - Есть ли определенное количество грехов?
    - Если взять школьное богословие, то грехи можно условно разделить на 3 категории. Первая - грехи против церкви, когда человек не ходит в храм, пропускает службы, не почитает праздников церковных, не исповедуется, не причащается или посягает на церковное имущество (в советское время, да и сейчас, многие принимали участие в разрушении церквей). Следовательно, такой человек отпадает от жизни, так как каждый крещеный человек является частью тела Христова. Церковь в мистическом плане - это тело Христа: Христос - голова, а мы все составляем тело. Следующая группа - грехи против людей. Почитайте «Мертвые души»: там все грехи изображены. И, третья группа, грехи против себя - отсутствие любви к себе. Человек не побуждает себя к духовной жизни, живет только плотской и становится рабом своих дурных привычек.
    - Сколько грехов насчитывается в христианстве?
    - Святой Иоанн Дамаскин выписал из священного писания 343 греха, которые там упоминаются. В современном мире грехи расползаются, изменяются и добавляются к этому списку. Поэтому в книжках, адаптированных под современность, насчитывается свыше 1000 грехов, они перечисляются подробно, в деталях.
    - Что чувствует священник, когда ему исповедуются?
    - Представьте исповедь таким образом: подходит человек, берет телефонную трубку, звонит. Ему отвечают: на том проводе Бог. Он ему все рассказывает. Что чувствует телефонная трубка? Ничего. Разве что нагреется. Но поскольку священник все же человек, он испытывает радость оттого, что человек рассказывает ему все самое тяжкое, все, что носит внутри и боится самому себе в этом признаться. Священнику это награда за тяжелый труд. Он чувствует радость и подъем.
    - Отец Леонид, есть ли какие-нибудь специфические грехи?
    - Есть. Например, если священник во время службы неосторожно задел чашу с причастием и пролил кровь Христа. Этот грех ему может отпустить только епископ. Не все так просто и с грехом «убийство». Его может отпустить только епископ (или он даст особое разрешение простому священнику отпустить такие грехи). Сами священники исповедуются друг другу или своему духовнику.
    - Есть ли такие грехи, которые священник отпустить не может?
    - Отпускает грехи Господь. Священник только читает разрешительную молитву. Он может наложить епитимью (церковное наказание), тем самым отлучить от причастия на какое-то время. Епитимья всегда накладывается с учетом физических возможностей человека. Если вам нельзя наклоняться или с сосудами беда, вам не назначат класть земные поклоны. Например, если вы грешны в жадности, на вас могут наложить епитимью подавать нищим.
    А если исповедующийся ругается матом, священник может дать ему лист бумаги и попросить, чтобы тот мелким почерком исписал листок фразой «Положи, Господи, хранение устам моим!» за час. Все определено церковными канонами. Так, за аборт могут надолго отлучить от причастия: это тоже убийство человека, который даже не может себя никак защитить.
    - Вам признавались в убийстве?
    - Признавались. Даже показывали, чем убивали. Каялись.
    - И при этом вы тоже должны соблюдать тайну исповеди?
    - Да, я никогда не расскажу того, в чем мне признается человек. Я могу что-то сказать в назидание другим, но, не называя имен.
    - Сколько раз в год человек должен исповедоваться?
    - Это человек сам определяет. Пост - время, когда можно исповедоваться и причащаться много раз. Хоть каждый день - это он решит вместе со священником. А вообще верующий должен исповедоваться в день рождения, на свои именины, во время четырех постов и каждый двунадесятый праздник. Получается чаще, чем два раза в месяц.
    В нашем мире слишком много суеты: телевизор, компьютерные игры, тарифные планы, СМС, ММС, нам некогда подумать и побыть один на один с собой. Чтобы задуматься и добраться до самых глубин, нужно перетаскать очень много камней. Сразу все не получится. Каждый год мы убираем камни, и каждый год они появляются, вылезают из земли. Но когда-то это кончится. Тогда будет чисто.


Алена ДЕМИНА
Фото Александра ЗЕНИНА


P.S. Мы разговаривали с отцом Леонидом накануне праздника 40 мучеников Севастийских. В этот день (по традиции Русской православной церкви) дома пекут 40 жаворонков из дрожжевого теста. «Завтра, - рассказывал отец Леонид, - в храм принесут печеных жаворонков, будут друг друга угощать и радоваться, какие хорошие птички получились у другого». «А почему пекут именно жаворонков?» - спросили мы. «Так весна начинается», - засмеялся отец Леонид.
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru