Архив номеров


    Награда вдвойне приятна, если она заслужена трудом и обоснована профессионализмом человека. Наших коллег - журналистов награждают, прямо скажем, нечасто. Видимо, журналистские заслуги не так заметны, а для некоторых и вообще сомнительны. Одним словом, несправедливо. Но, с другой стороны, возникает больше оснований гордиться своими коллегами, чьи заслуги оценены по достоинству. У тверских журналистов такой повод недавно появился. Почетным знаком «За заслуги перед журналистским сообществом» Союза журналистов России награжден наш коллега Евгений МАЛЫШЕВ.
    КТО ВЫ, МИСТЕР МАЛЫШЕВ?
    На самом деле вопросы: «Кто?» и «Почему?» истинно риторические. Евгения Малышева знают в Твери практически все. Известный телевизионщик и джазмен, сегодня он возглавляет управление информации и общественных связей Тверского вагоностроительного завода. То есть человек известный и награда заслуженная. Однако выяснилось, что пребыванием в журналистском сообществе дело не ограничилось. Мы открыли для себя Малышева как талантливого ученого - автора ряда научных работ, кандидата психологических наук. Евгений Яковлевич оказался интересным собеседником. Поэтому наш разговор незаметно перетек в профессиональное, журналистское русло. Но обо всем по порядку.
    - Евгений Яковлевич, в своей профессиональной деятельности вы захватили две разные эпохи нашей страны. Какое телевидение было лучше - советское или современное российское?
    - Выбирать лучший из ваших примеров, наверное, было бы неправильно. Конечно, нужно отдать должное журналистскому профессионализму советской эпохи. В принципе именно тогда я начал учиться профессии. На противоположной чаше весов находилась свобода, которую ограничивали по известным причинам. С другой стороны, сегодняшняя вседозволенность и коммерциализация повлекли за собой снижение качества телевидения. Что лучше? Я затрудняюсь сказать.
    - С чего начиналась ваша журналистская карьера?
    - С того, что закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Потом пришел работать на тверское телевидение, где попробовал практически все. Был режиссером, редактором, исполнял обязанности директора. Затем реализовывал свои авторские проекты на канале СТС-Тверь. Главное - везде пытался накапливать опыт и быть настоящим профессионалом. И сегодня мне больше импонируют электронные СМИ - по своей оперативности, доступности и сжатости информации.
    - Какие телевизионные жанры вам более близки?
    - Смотрю новости - наиболее фактурный жанр. Здесь важна авторская интерпретация события. То есть насколько качественно журналист подает информацию, выявляет причинность событий. Естественно, в этом отношении нужны профессионализм и объективность.
    ОСТОРОЖНО, ПРАВИЛА!
    - Когда вы находитесь перед телеэкраном, кого в вас больше - потребителя информации или специалиста?
    - Скорее как специалиста, которому многое не нравится в современном телевидении. Как профессионал могу привести доступную аналогию. Любому музыканту больно слушать фальшивую игру. Также профессиональному журналисту тяжело воспринимать халтуру коллег. Исчезает гармония, и это большая проблема. Дело в том, что классические каноны на современном телевидении зачастую не соблюдаются вовсе. Мы видим нарушение не каких-то абстрактных правил видеосъемки или установки света, тогда как все каноны телевидения построены на законах восприятия человеческого глаза. Современная массовая культура сбивает все настройки. Некоторыми вещами современные телевизионщики пренебрегают, а отдельные телевизионные фишки, напротив, выпячивают. Поэтому в итоге создается несбалансированный, дисгармоничный продукт. Невольно возникает аналогия с безвкусно одетым человеком. Такое телевидение даже не отучает людей думать, оно фокусирует их безмыслие.
    - Значит, вы согласны с тезисом, что современное телевидение - это игрушка для тупых?
    - Есть такое мнение, что чем выше уровень твоего интеллекта, тем меньше ты смотришь телевизор. Я думаю, что все наоборот, чем больше смотришь телевизор, тем ниже уровень интеллекта. А если серьезно, то в сегодняшней программе можно найти абсолютно все, в том числе и много низкокачественной продукции. Это печальная реальность современности - так функционирует сложная и разветвленная система масс-медиа. Как остроумно заметил Дитер Хильдебрандт: кинескопы телевизоров - это презервативы реальности. На мой взгляд, современное телевидение обладает всеми признаками системного кризиса.
    ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ
    - Почему?
    - Подоплека этого явления довольно проста: телевидение - прежде всего бизнес, нежели искусство. То, что режет глаз профессионала, преподносится как нечто новое, концептуальное и жутко модное. Но это всего лишь слова, маскирующие непрофессионализм. Самое печальное, что сегодня именно это повышает рейтинги. Я думаю, это безнравственно по отношению к телезрителям, как некорректно приучать детей к курению. Как говорится в Евангелии, должно прийти соблазнам, но горе тем, через кого они приходят. Не все то правильно, что выгодно, и в некоторых моментах интересы бизнеса не должны детерминировать собой искусство. Иначе искусство превращается в масс-медиа. Рыночные отношения принесли цинизм. Среди современных медиамагнатов много бизнесменов, но нет созидателей.
    - Какое место в этом процессе занимает журналист?
    - Главное - не путать телеведущего и журналиста. Настоящий журналист генерирует мысли и анализирует события. Телеведущий преподносит их зрителю. И если говорить с точки зрения специалиста, то современное состояние телевидения и все тенденции в профессиональной среде ставят во главу угла известность и славу, а не ответственность и качество работы. Выражается это просто: телеведущие в большинстве своем некомпетентны в большинстве преподносимых ими вопросов. Наверное, вы сами не раз видели, что многие звезды экрана и «говорящие головы» позволяют себе откровенно глупые высказывания. Это побочный эффект единожды созданной системы, которая воспроизводит сама себя и набирает обороты.
    - Как вы оцениваете профессиональный уровень современного журналиста?
    - К сожалению, у нас нет влиятельной журналистики. В западном понимании, это специалисты, заработавшие имя и миллионные гонорары своим талантом и трудом. Такого журналиста читают и смотрят как автора, и он никогда не пойдет на заказуху, чтобы не потерять лицо. Большинство наших отечественных коллег сегодня не брезгуют ничем и делают упор на скандальные громкие заголовки. Такова конъюнктура. Этим вопросом я занимался как ученый. Проблеме профессионального целеполагания журналиста посвящена моя кандидатская диссертация - «Психологический аспект деятельности субъекта СМИ в выборе направления информационного потока». Сегодня я готовлюсь к защите докторской диссертации на тему «Аутокоррекция аттитюда личности в масс-медийных технологиях».
    - Можно ли, по-вашему, улучшить ситуацию?
    - Вопрос риторический. Вы же не спрашиваете, что делать с людьми, обладающими дурным вкусом, потому что знаете, что людей таких очень много, и вы понимаете, что универсального средства от безвкусицы нет. Хотя в вопросах массового восприятия существуют определенные закономерности, которые, собственно, и используются для манипуляции сознанием. Простой пример: насилие на телеэкране и на странице газеты - вещи разные. Если газета рассказывает о насилии, то телевидение его производит. Это слишком мощное орудие, чтобы применять его безответственно и исключительно для обогащения. Наверное, должны появиться воля и желание что-то изменить. А журналистам было бы неплохо соблюдать кодекс профессиональной этики своего цеха. Нужно чистить себя перед обществом, тогда это немедленно на нем отразится.


Александр ЗЕНИН Фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru