Архив номеров


Юбилейный вечер Веры Ефремовой Четвертого апреля народный артист России, режиссер, педагог, председатель Тверского отделения Союза театральных деятелей Александр Чуйков отметит двойной юбилей: 70-летие со дня рождения и 45-летие творческой деятельности. Александр Александрович пригласил журналиста "МК" в гости. По этому поводу на кухне происходили кулинарные чудеса. Творить ему помогала жена - Вера Андреевна Ефремова, народная артистка России, художественный руководитель и главный режиссер Тверского театра драмы. Уха из судака, скандинавский салат, румяные пирожки с капустой... Как признался сам Чуйков, всегда и везде они с Верой Андреевной вместе: в театре, дома на кухне, за рулем автомобиля, на даче на берегу Тверцы...
    - Александр Александрович, вы верите, что все в жизни не случайно?
    
- Я все время думаю о том, как сложилась моя жизнь, почему так произошло. Но теперь кажется: все, что случилось, - закономерность. Да и как могло быть иначе? Долго рассказывать о том, как проснулось во мне желание стать актером, - как родная тетка впервые привела меня в театр, когда мне было лет шесть-семь лет, как 60 лет тому назад я пришел в Дом пионеров в Рязани, прошел все кружки и остановился в драматической студии... Потом было увлечение спортом, учеба в строительном техникуме, затем в институте, работа на стройке. И все это время я занимался художественной самодеятельностью: во мне жила непреодолимая тяга к театру. Я мечтал поступить именно в театральное училище имени Щепкина. Это было почти 46 лет тому назад. Серьезно занимался в студии Дома пионеров с моим первым педагогом Владимиром Галаем, готовился к поступлению. Но так случилось, что мама тяжело заболела. Оставить ее одну я не имел права. Поступать в Москву, в Щепкинское, я не поехал. А сейчас я уже 13-й год являюсь педагогом по актерскому мастерству и художественным руководителем курса в Щепкинском училище. Там получил профессорское звание. Сегодня 16 наших с Верой Андреевной учеников работают в драматическом театре. Не закономерность ли: мечтал когда-то о Щепкинском училище, а теперь преподаю в нем? Это большое счастье.
    - А как вы познакомились с Верой Андреевной?
    
- Когда у меня не состоялась поездка в Москву, я пошел в Рязанский ТЮЗ показываться, но меня туда не взяли. Пребывая в диком отчаянии и ощущая полную безысходность, я все же набрался смелости и храбрости и отправился в Рязанскую драму. Так и сказал: "Хочу быть артистом!" Директор театра Михаил Акимович Рубанов спросил меня, что я заканчивал. Я все рассказал: 10 классов, техникум, институт, театральная студия в Доме пионеров. Долгий был диалог: директор уговаривал меня, чтобы я не шел в театр, а я говорил, что хочу. Показ мне назначили на 1 декабря 1960 года. В составе худсовета была и Вера Андреевна Ефремова, которая только что приехала из Челябинска. Члены худсовета меня посмотрели и, посовещавшись, взяли в театр. На следующий день я уже был на репетиции спектакля "Варвары" по Горькому, который ставила Вера Андреевна. Надо сказать, что для меня произошло счастливое совпадение: артист, который был занят в спектакле в роли Матвея Гогина, по семейным обстоятельствам вынужден был уйти из театра буквально в начале сезона. И как раз появился я и оказался нужным! И вот мы впервые встретились с Верой Андреевной Ефремовой за маленьким круглым столиком в репетиционном зале. Она со мной поговорила, спросила, читал ли я "Варваров". Я признался, что нет. Вера Андреевна сказала: "Возьмите пьесу, прочитайте и приходите вечером на репетицию". Так мне дали роль простого деревенского парня, пришедшего в город с желанием заработать и встать на ноги. С этой замечательной пьесы и началось наше творческое содружество.
    На Веру Андреевну как на женщину я сразу обратил внимание. Она мне очень понравилась. Естественно, никакого внимания на меня, молодого товарища, да еще и без образования, она не обращала. Я до сих пор помню такой момент: восьмигранный зал в старом здании Рязанской драмы, Вера Андреевна подошла к окну (а окна там были высокие): она смотрела в окно, на улицу, а я смотрел ей в спину. Но даже никаких мыслей не было о том, что мы когда-нибудь станем мужем и женой.
    Потом Вере Андреевне поступили предложения возглавить ТЮЗ и стать главным режиссером драмтеатра. Она выбрала ТЮЗ, потому что хотела создать настоящий молодежный театр. Пригласила многих актеров, меня не позвала. И я решил попробовать уйти к ней сам. Тогда заслуженный артист Николай Иванович Козлов напророчил: "Правильно, что к Ефремовой уходишь, она из тебя артиста сделает". Так и случилось. Я никогда не думал, сколько буду получать, какие роли буду играть. Все, что меня занимало, - это жажда работы, жажда познания театра.
    Прошло время, и Вере Андреевне предложили работать в Калуге. Я поехал за ней, так как уже происходили процессы, связанные с любовью. Это решение далось нелегко: я был женат, у меня только что родился ребенок (дочь Елена с двумя моими внуками живет сейчас в Америке). Затем мы переехали в Ульяновск, куда Веру Андреевну пригласили поднимать театр, пребывавший в полной разрухе. Там работали семь лет. В Ульяновске я много играл, там начал свою педагогическую деятельность (в госуниверситете на факультете общественных профессий). В 1973 году Ульяновский театр 20 дней гастролировал в Москве. Гастроли прошли настолько успешно, что и мне, и Вере Андреевне поступило немало предложений от московских театров. Но судьба распорядилась иначе. Вера Андреевна приняла предложение возглавить Калининский драматический театр, с которым давно вела переговоры. Так мы очутились в этом городе, в котором живем и работаем уже 32-й год.
    - Как, по-вашему, в советское время была жесткая цензура в театре?
    
- Жесткой я бы ее не назвал. Могу сказать о себе. В 1985 году я написал свою третью пьесу "Не спится ночами". Меня позвали в обком партии. Секретарь предложил "пройтись по страничкам". Вот три часа мы с ним беседуем. Он: "А давайте этот абзац уберем. И вот здесь тоже нужно бы вычеркнуть" и так далее. В общем, много чего он повычеркивал, а я утверждал, что со сцены буду говорить то, что хочу, потому что это я написал. И тут как раз в Калинин приезжает замминистра по культуре. Ему показывают пьесу, а он от нее в восторге. "Надо ставить! Страна просит!" - сказал он. И мне пришлось даже еще несколько страниц дописать. Этот спектакль мы играли в Вахтанговском театре. Его записало Центральное телевидение, постановку показывали несколько раз. Вот как бывало.
    - Вы режиссер...
    
- Режиссером себя никогда не считал. Я научился ставить спектакли у Веры Андреевны. Больше всего меня притягивает анализ художественного произведения. Для режиссера главное - знать, чего он хочет. Приблизительность в театре недопустима. Актеры как дети: если им не объяснишь, зачем и для чего ты решил воплотить свою задумку на сцене, как нужно играть, спектакля не получится. В этом плане я предъявляю к себе суровые требования.
    - Александр Александрович, меня мучает чисто женский вопрос: вам как актеру приходится часто пользоваться гримом. Как вы ухаживаете за кожей лица?
    
- Собственно, ничего особенного не делаю. Сначала смываю все горячей водой, а потом умываюсь холодной водой. Никакими средствами специальными не пользуюсь. Помню, был у нас такой спектакль "День рождения Терезы" о кубинской революции 1960 года. Я играл в нем негра Маноло - яркого участника этой революции. Так как я играл негра, то и грим был соответствующий. Приходил я на грим за полтора часа. На мне был черный кудрявый парик, гимнастерка с рукавами по локоть и открытой грудью. Поэтому черным мне делали не только лицо и шею, но грудь и руки. "Обрабатывали" меня настоящей морилкой. Много ездили мы с этим спектаклем по Рязанской области. Часто случалось, что воды горячей в гостиницах не было. Хорошо, когда тепло было и речка рядом оказывалась. А так до конца черный грим, морилку смыть не удавалось: все простыни и одеяла были грязно-желтого цвета. Так что из образа я практически не выходил (смеется).
    - А в галстуках, в классических костюмах в жизни ходите или их на сцене хватает?
    
- В жизни ненавижу галстуки. Люблю, чтобы ворот был свободный. Нравится носить рубашки навыпуск. Конечно, бывают случаи, когда без костюма не обойтись, например, на официальных приемах. Что касается сцены, то она ко многому обязывает. Я всегда говорю молодым актерам: даже если это репетиция, нужно надеть на себя хотя бы одну деталь костюма, чтобы прочувствовать образ. Одно дело, когда актер приходит на репетицию в джинсах и свитере, а другое, когда на нем рубашка, сюртук, белые перчатки... Костюм - это очень важно. Он отражает не только характер героя, но и эпоху, в которой он жил. Вот почему раньше мужчины падали перед женщинами на колени?
    - Почему?
    
- Да потому что женщины носили длинные платья. Мужчина падал на колени и видел краешек туфельки, а над ним - щиколотку, которая будоражила его воображение, заставляла бешено колотиться сердце. А сейчас зачем падать на колени, когда и так все видно (смеется)?
    - Скажите, вы светский человек?
    
- Светский человек - человек, который постоянно тусуется. Мы с Верой Андреевной редко посещаем подобные мероприятия. Есть такие люди, которые через тусовки пытаются решить какие-то жизненные проблемы. Мы же больше времени уделяем работе. Конечно, если нас куда-нибудь приглашают, мы с удовольствием идем. К сожалению, все тусовки часто случаются именно тогда, когда у нас спектакль.
    - Так ведь светский человек - тот, кто является в свете. А вы, Александр Александрович, каждый день являетесь в свете, только в спектаклях. Значит вы все же светский человек, - заметила Вера Ефремова.


Софья ВОРОТЫНЦЕВА.


На фестивале единоборств, состоявшемся в тверском СГК "Юность", среди тех, кто привез своих воспитанников, была и директор Ржевской СДЮШОР, заслуженный работник физической культуры и спорта России Людмила ОБРАЗЦОВА. Наша беседа с ней - о фестивале, о развитии единоборств, о популяризации этих видов спорта среди молодежи.
    - Это первый опыт проведения фестивалей в Тверской области. Главная задача подобных мероприятий - посмотреть и оценить мастерство юных спортсменов, обогатить их соревновательный опыт, выявить среди них лучших. Такие фестивали успешно проводятся в Санкт-Петербурге и Москве. Это зрелищно. У спортсменов есть возможность участвовать сразу в двух видах программы - самбо и дзюдо.
    - Спортивная школа, которую вы возглавляете, хорошо известна за пределами нашей области. И все же: расскажите вкратце о ней.
    
- В школе занимается около 400 детей. Финансирование осуществляется за счет городского бюджета. Работаем, стараемся, чтобы наши способные спортсмены попадали в сборную области, где их финансирование идет уже из областного бюджета. Именно благодаря этому участвуем в соревнованиях высокого уровня. Так, недавно сборная команда области по самбо (возраст спортсменов 19-20 лет) вернулась из г. Кстово Нижегородской области, там были и наши спортсмены.
    - В конце прошлого года была принята и сейчас уже действует областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта Тверской области на 2006 год". Что бы вы, будь ваша воля, заложили в эту программу?
    
- Сам собой напрашивается ответ: побольше денег. Впрочем, финансовые подвижки есть. Очень радует, что увеличились заработная плата и стипендии высококвалифицированным спортсменам и тренерам за их подготовку. Это существенно поддержит спортсменов и тренеров. Хотелось бы при этом, чтоб и массовый спорт не забывался. В этом году будут вручены гранты на поддержку видов спорта, общественных организаций (федераций), которые объединяют тренеров и спортсменов. Объявлен конкурс среди федераций, лучшим из которых будут выделены деньги. Это хорошая поддержка. Повысится заинтересованность тренеров в плодотворной работе.
    - Вы не только растите спортсменов высокой квалификации, но и уделяете внимание массовому спорту. А что для вас важнее: спорт больших достижений или массовый спорт?
    
- Нельзя разобщать эти понятия - ведь именно с массового спорта многое начинается. Чем больше спортсменов, тем легче работать тренеру, легче видеть перспективных, отбирать лучших. Неразумно разрывать между собой эти два процесса: развитие массовости, вовлечение в занятия спортом большего числа молодежи и подготовку квалифицированных спортсменов. Процесс должен быть законченным - от массовости к спорту больших достижений. Это единый процесс, конвейер. Чем больше денег будет вкладываться в массовость, тем быстрее будет возрастать мастерство. Все должно быть взаимосвязано, ибо одно продолжает другое.
    - Что вы делаете в целях пропаганды спорта?
    
- Начинается все с набора детей в школу. Мы приходим в каждый класс, говорим, как хорошо и полезно заниматься нашими видами спорта, особенно мальчикам, они ведь защитники Отечества. Занятия спортом развивают многие полезные качества. Мы активно работаем со школами, родителями, СМИ, оздоровительными лагерями. Часто после лагеря дети приходят к нам самостоятельно. У нас есть стенд, фотографии. Газету специальную выпускали, когда 15 лет нашей школе было, проводили вечер в ДК, на нем были многочисленные гости, приехавшие со всей России. Нашу школу хорошо знают не только в Ржеве.
    Действительно, эту школу знают далеко за пределами нашей области. И, думается, у нас еще будет повод, чтобы рассказать об успехах воспитанников этой школы и о ее лучших спортсменах.


Александр АРСЕНОВ.


Марат и Армен Карапетяны Известная рок-команда "The Mood" дала большой концерт 10 марта. Вместе с другом - немецким музыкантом Ричи Арндтом тверские парни забавлялись тяжелым ритм-энд-блюзом и откровенно романтичными блюзовыми вещами.
    Как удалось выяснить, Ричи Арндт уже бывал в Твери и даже играл. С Ричи музыканты "The Mood" познакомились еще четыре года назад на музыкальном фестивале в Германии. Немец настолько очаровал видавших виды ребят из "The Mood", что они не могли с ним не познакомиться и не подружиться. Ричи Арндт выступал тогда со своей командой "Richie & Bluenatics". Именно с "Richie & Bluenatics" музыкант и побывал в тверской глубинке летом 2003 года, отыграв на ура два концерта. Теперь же немца пригласили без его группы. Концерт был заявлен как гитарная дуэль. Хотя поначалу и Ричи Арндт, и музыканты "The Mood" играли вполне гармонично, вовсе не пытаясь соперничать. Итак, перед публикой предстали парни из "The Mood": Марат и Армен Карапетяны, Тигран Туниев и Денис Одуд. Две гитары, бас, губная гармошка. Ко всему этому привычному для тверитян миксу добавилась гитара Ричи Арндта. Как поведал залу лидер группы Марат Карапетян, Ричи Арнд у себя на родине в Германии учит детей играть на гитаре. "Может быть, благодаря ему в Германии воспитается пара-тройка рокеров", - выдал Марат.
    С каждой композицией концерт набирал обороты. Марат начинал скорее не в шутку, а всерьез злиться на то, что в зале были люди, которые сидели за столиками. "Думаю, сидеть под такую музыку могут только те, кто имеет на то какие-либо физические причины", - говорил музыкант. Хотя, наверное, эти слова были излишни, так как 90 процентов зрителей плясали под заводную музыку. На концерте присутствовали поклонники, а точнее, поклонницы "The Mood" (исключительно мужской состав группы тому причина), а также друзья и родственники музыкантов. Так что атмосфера царила вполне семейная, можно даже сказать, домашняя. Да и музыканты вели себя непринужденно. Например, Тигран Туниев успевал играть на гитаре и курить сигарету. А Марат Карапетян попивал прямо из горла бутылки текилу. По слухам, за концерт он обычно выпивает не меньше, чем литр этого обжигающего сорока-градусного напитка. По крайней мере, так говорят. Что ж, в этот раз текиловое настроение было явно с немецким акцентом. Ричи Арндт предстал во всей заграничной красе.
    Под блюз что только публика не делала: одни танцевали, другие задумчиво смотрели на сцену, третьи целовались. Главное - всем было хорошо. В середине концерта музыканты отпустили своего немецкого друга отдохнуть и попить пива. Сопровождать Ричи Арндта отправился Денис Одуд. Ричи прямо у барной стойки знакомился с русскими девушками и, похоже, пребывал от наших красавиц в творческом экстазе (а может, и не только в творческом). Когда немец вновь поднялся на сцену, то тут же решил посвятить очередную композицию русским девушкам. Последние пришли в неописуемый восторг.
    Надо сказать, что дуэлью как таковой и не пахло. Возможно, это был лишь пиаровский ход. Однако стоит отметить, что концерт действительно удался. Гитара немецкого блюзмена и рокера Ричи Арндта заставила по-новому зазвучать коллектив "The Mood".
    Кстати, на концерте шла запись официального DVD группы. Музыканты "The Mood" рассказали, что записывают уже третий альбом, новые вещи с которого и представили залу. Жаль, что все же большинство композиций, сыгранных в "Лазурном" 10 марта, в репертуаре группы уже не один год.


Софья ВОРОТЫНЦЕВА. Фото автора.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru