Архив номеров


Потребительский ажиотаж - вещь довольно опасная и довольно неприятная. Мы уже стали забывать, что это такое, как вдруг в стране разразился соляной кризис. Поваренная соль исчезла с прилавков магазинов за считанные дни.
    Ситуация сложилась парадоксальная. Сегодня в России наблюдается определенная стабильность, рынок перенасыщен товарами, и объективных предпосылок для паники просто не существует. К тому же любому мало-мальски развитому человеку понятно, что поваренная соль содержится в избытке и на территории нашей страны, и на территории соседней Украины. Плюс ее добыча с технологической точки зрения просто элементарна и не может представлять каких-либо трудностей.
    Тем не менее народ почему-то посчитал, что соль вот-вот кончится, и принялся скупать ее с завидным упорством. Не помогли даже заверения властей о том, что соли у нас предостаточно, - "предусмотрительные" россияне забили бело-синими пачками свои кладовки. В результате 1 кг соли стоит в магазине 11 рублей вместо 3,90. Народ запасся NaCl на многие годы вперед.
    Последствия ажиотажа очевидны: соли у людей хоть засолись, и в ближайшее время покупать ее никто не будет, тем более по таким ценам. Нас интересует другое. А именно: причины соляного кризиса. Два главных вопроса сводятся к следующему: как такое могло получиться и почему соляной дефицит возник в эпоху изобилия?
    Нам кажется, что в нынешнем состоянии потребительского рынка России подобные турбулентности спроса просто так не происходят. Видимо, в данном случае сработал некий механизм психического воздействия на потребителя. Случилось это неспонтанно - кто-то и зачем-то постарался возбудить небывалый спрос на соль. Сразу же возникло множество версий от проведения эксперимента над массовым сознанием до чисто экономической провокации. Более реальным нам видится второй вариант возникновения соляного кризиса. Возможно, сами соляные производители (например, российские) пытаются таким образом вытеснить конкурентов из ближнего зарубежья (например, украинцев). Возможно, что авторами кризиса, напротив, стали производители сахара. Путем многоходовой комбинации, через возбуждение спроса на смежный продукт - соль, они хотят по аналогии повысить спрос на сахар. Тем более сезон массовых закупок сахара не за горами, а что кроме опасений дефицита сможет лучше возбудить спрос на него?
    Так или иначе проблема существует и предположений по поводу дефицитов также немало. Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию наших экспертов - культурологов, психологов и хозяйственников.


Геннадий Климов, главный редактор еженедельников "Караван+Я" и "МК" в Твери":

- Я думаю, что не стоит иронизировать по поводу ситуации, которая сложилась в связи с нехваткой соли. Люди, которые сейчас бросились покупать соль, - в основном пенсионеры. Они прошли и военное лихолетье, и послевоенный голод. Мои родители жили в послевоенное время в Тамбовской, Воронежской областях. В голодном 1947 году у них была одна картофелина на двоих на целый день. И так до весны, пока не вырастет лебеда!
    Поэтому те, у кого были соль, спички, были уверены, что доживут до весны. Страх голода у нашего старшего поколения уже генетический. И над этим нельзя смеяться.
    Точно так же у наших стариков генетически нет доверия к власти. Их столько раз обманывали и обменом денег, и "сгоревшими" вкладами, и прочими реформами, что они на всякий случай всегда запасаются солью, спичками, сахаром. Это уже в крови. В России еще не было поколения, прожившего всю жизнь стабильно. Может, только наше, которое родилось после войны. Так что над нашими отцами не надо посмеиваться, их надо ценить и беречь. Пусть они сделают себе запас соли. Потом все придет в порядок. А к их чувствам и к их беспокойству надо относиться уважительно.


Владимир Тугов, врач-психотерапевт:

- Дело в том, что в каждом человеке живет свободно плавающая тревога, которая руководит его действиями, влияет на его адаптацию. В разных обстоятельствах эта тревога проявляется по-разному. Внутренне любой человек готов к защите, используя способность к адаптации. А поскольку ситуация с солью способствует появлению тревоги, то, соответственно, выход из нее люди видят только в одном - в том, что мы, собственно, и наблюдаем: массово скупается соль. В принципе, у всех дома есть какой-то запас соли. Но осознание нестабильности положения заставляет людей идти в магазин и покупать соль килограммами. Понятно, что 10 килограммов этого продукта у человека дома закончатся лет через 10. Но зато он знает, что его положение стабильно. И это нормальные действия. Ажиотаж вокруг соли - это не паника, а не что иное, как всего лишь потребность адаптироваться под меняющуюся, с точки зрения человека, ситуацию, которая может пошатнуть стабильность его жизни. Поэтому люди начинают скупать не только соль, но и сахар, муку, спички. Так было во все времена и у многих народов. Причина солевого ажиотажа в повсеместно запущенной информации о якобы дефиците соли. Кто является ее первоисточником и кому это нужно, теперь не узнаешь. А если разобраться: подумаешь, соль на какое-то время исчезнет! Даже если так, то соль - это не тот продукт, без которого невозможно будет жить.


Константин Буевич, заместитель губернатора Тверской области:

- С учетом физиологических норм потребления соли из расчета 4 грамма в сутки на человека на все население области необходимо 6 тонн соли в сутки. На складах одного из крупных поставщиков соли - "Оптовой компании "Верхневолжский продторг" - для нужд Тверской области, по данным на 27 февраля, имеется 1000 тонн потребительской соли. Этих запасов достаточно на 166 дней торговли.
    В период ажиотажного спроса отпуск соли потребителям составлял 100-150 тонн в сутки. В настоящее время положение стабилизировалось, в сутки отпускается до 20 тонн соли. Все запланированные в феврале вагоны от поставщиков продукции поступили вовремя, без нарушения графиков отгрузки. Отгрузка местным покупателям по заключенным ранее договорам также производилась в соответствии с графиками поставки и заявками.
    Необходимо отметить, что в текущем году отпускные цены на соль как поставщикам, так и оптовой компании "Верхневолжский продторг" не повышались.
    Подобная ситуация по ажиотажному спросу на соль, происходившая практически во всех областях Российской Федерации практически стабилизировалась, спрос постепенно пришел в норму.
    Считаю, что подобная ситуация была спровоцирована недобросовестными поставщиками, которые запустили в средства массовой информации заведомо ложную информацию о возможных проблемах с солью и решили свои проблемы сбыта продукции.
    В условиях рыночной экономики дефицита товаров первой необходимости (к которым в том числе относится и соль) быть не может.


Борис ГУБМАН, доктор философских наук, заведующий кафедрой теории и истории культуры ТвГУ:

- С культурологической точки зрения можно сказать, что в российском обществе присутствует некий катастрофизм. Этот феномен выражается достаточно просто: если даже ничего ужасного не происходит, в народе живет опасение непредвиденных, неприятных неожиданностей. Это объясняется тем, что люди привыкли к тумакам со стороны власти. Вспомнить хотя бы перестройку и ее последствия, различные финансовые кризисы и дефолты. Ну а поскольку подобные убеждения сидят в сознании достаточно глубоко, то нечего удивляться, что люди готовы реагировать на малейшую угрозу стабильности, пусть даже эфемерную. Естественно, эту социо-культурную тенденцию при правильном подходе можно использовать в различных целях. Тем более методик по изучению социальной среды и манипулированию сознанием насчитываются десятки и сотни.
    В нынешней ситуации с солью нельзя исключать вероятность преднамеренного разжигания потребительского ажиотажа. На мой взгляд, в основе возникшей проблемы вполне может лежать чисто экономическая подоплека. Возможно, бизнес предпринял именно такой нетривиальный ход, чтобы возбудить спрос именно на этот продукт. Другой вопрос: какие конечные цели при этом преследовались и насколько это было сделано корректно по отношению к гражданам России? С этим должны разбираться компетентные органы.


ЭКСПЕРТЫ ИЗ НАРОДА

Татьяна Шевченко, кассир в продуктовом магазине:
     - В нашем магазине всю соль скупили моментально. Даже когда цены поднялись, пришел какой-то кореец и выкупил всю соль, что у нас была. Я сама ему чек выбивала.
    Борис Степанович Воронов, пенсионер:
     - Я лично пошел и купил пять пачек соли, когда пошли слухи про то, что она исчезнет. Просто так говорить не будут, значит, запастись надо.
    Нина Воронцова, менеджер в компьютерной фирме:
     - Про то, что с солью начались проблемы, я узнала только по телевизору. Даже не думала, что все это серьезно. А тут дома соль кончилась, я в магазин пошла, а там ее нет. Еле сумела найти, но уже по 12 рублей за пачку. В принципе, я разницы в таких ценах не замечаю. Неудобно только, что за ней охотиться приходится.
    Петр Сергеевич, преподаватель вуза:
    - Я в этот дефицит не верю. Моя жена, кстати, тоже. Впадать в панику, думаю, нет оснований. Никогда не думал, что в XXI веке люди будут давиться в очередях из-за такого продукта, как соль. У нас дома соли пока хватает.
    Роман Майоров, прапорщик милиции:
    
- Мы с супругой про эту соль вообще не думали. А вот наша бабушка купила десять пачек. Нам теперь соли на десять лет хватит.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru