Архив номеров


В конце 2005 года Законодательным Собранием Тверской области была принята целевая программа "Развитие образования на 2006 год". Этой программой в связи с отменой права на централизованное государственное финансирование негосударственных образовательных учреждений предполагается поддержать за счет бюджетных средств следующие негосударственные учреждения: Городненскую православную гимназию, Тверскую епархиальную среднюю общеобразовательную школу во имя святителя Тихона Задонского, дошкольное образовательное учреждение - детский сад во имя святой Анны Кашинской (в детском саду находятся 70 воспитанников от 2 до 7 лет из асоциальных семей), школу хорового пения (детский хор "Аллилуйя"), православную среднюю общеобразовательную школу во имя преподобного Сергия Радонежского, негосударственное образовательное учреждение "Школа - AL" и ряд других частных учебных заведений нерелигиозного характера. Должно ли государство финансировать такие учебные заведения? Об этом на страницах "Каравана" рассуждают представители религиозных конфессий, педагоги и журналисты.


Геннадий КЛИМОВ, главный редактор газеты "Караван+Я":

- Европейцами уже давно выработана идеальная модель устройства общества: государство должно быть светским, равно как и образование. Подчеркну: светским, а не атеистическим, поскольку и атеизм является своеобразной религией. Религиозные мироощущение и образование, на мой взгляд, должны быть сферой частной жизни. Существует опасность, что мы незаметно придем к тому, что церковь сольется с государством, к чему, собственно, Россия пришла до известного октябрьского манифеста 1905 года.
    Уже был период в истории России, когда православная церковь выполняла частично государственные функции. Это в конце концов привело к катастрофе и церкви, и государства. Во многом период агрессивного атеизма, который случился в России в начале XX века, имеет первопричину именно в этом.
    Сегодняшние иерархи Русской православной церкви в опубликованной недавно "Социальной концепции РПЦ" предупреждают об опасности слияния религиозной жизни с государственной системой.
    Наверное, является нормальным, когда государство помогает восстановить, скажем, Нило-Столобенскую пустынь на Селигере, другие храмы. Таким образом возвращаются долги, ибо само государство привело их к запустению. Но не надо искушать церковь возможностью получать деньги на образование. Содержание религиозных школ, на мой взгляд, должно осуществляться на средства религиозных общин.


Протоиерей Леонид ВОДОЛАЗСКИЙ, директор Тверской епархиальной школы им. Анны Кашинской:

- Конечно, государство должно поддерживать негосударственные учебные заведения. Если родители приводят своих детей в хор "Аллилуйя", следовательно, они хотят обучать своих детей таким образом, чтобы в программе образовательной школы учитывался аспект православной культуры.
    По моему мнению, деньги должны выделять на поддержку не только православных школ, но и мусульманских, еврейских. Но надо спросить другие конфессии: почему таких школ нет у нас в городе? Если же они откроются, думаю, государство поддержит и их тоже.
    Однако исторически так сложилось, что православие является основой всех основ, и чем больше людей, воспитанных на традиционных культурных ценностях, тем лучше для самого государства, иначе его никто не поддержит, а если не будет поддержки, не будет и государства. Поэтому вопрос о поддержке православных школ очень важен. Это не просто блажь, речь идет о самосохранении России. Возвращение в школы православной культуры - это восстановление исторической справедливости. Я недавно прочитал дневник учителя обычной российской школы (написанный еще до революции), так вот там есть такие записи: отпустить иудеев тогда-то с уроков (указан праздник), далее - у баптистов указан тоже праздничный день. Это было вполне нормально в дореволюционной России, когда в одной школе учились представители разных конфессий. Другое дело, что упор, конечно, все равно делался на православие, которое лежит в основе идеологии нашего государства, в основе психики нашего народа.


Глеб ЧИСТЯКОВ, эксперт фонда "Политика и религия"

редактор информационного отдела Русской православной старообрядческой церкви:
    
- Пора развеять миф о том, что частные школы купаются в деньгах. Действительно, в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах есть школы, обучение в которых стоит многие тысячи долларов. Учащиеся таких школ питаются в ресторане, а на уроки рисования их возят в Лувр. Однако большинство частных школ находится в непростом положении. Директора вынуждены день и ночь думать о финансировании своего учебного заведения: о зарплатах педагогическому составу, материально-технической базе, аренде и многом другом. Знаю немало случаев, когда лишенные муниципальной или региональной поддержки частные школы закрывались. Помощь частным школам необходима. В конечном итоге наше общество получает грамотных специалистов за гораздо меньшие средства. В обычной школе государство тратит средства на поддержание всего учебного процесса, в частной - лишь на некоторые, не самые значительные статьи расходов.
    Более сложным является вопрос финансирования школ с элементами религиозного образования, в нашем случае так называемых православных школ. Сейчас об этом мало говорят, но самым быстро растущим сегментом религиозного пространства современной России являются протестантские деноминации харизматического направления. В ближайшем будущем пятидесятник-харизмат может стать, скажем, губернатором Тверской области. И что, он должен будет добиваться прекращения финансирования православных школ и начать финансировать школы пятидесятников? А если губернатором станет ярый атеист? Деньги пойдут в школы какого-нибудь союза безбожников. В некоторых регионах уже сложилась похожая ситуация. Там главы административно-территориальных образований всячески препятствуют деятельности Русской православной церкви и покровительствуют другим религиозным объединениям. Чтобы избежать такого развития событий, следует строго соблюдать принцип равноудаленности религий от власти и соответственно от бюджетного пирога. Либо в законном и контролируемом общественностью порядке средства должны выделяться учебным заведениям всех зарегистрированных религиозных объединений, либо не выделяться никому. В таком случае будет гарантирована стабильность религиозного пространства, а верующие будут застрахованы от возможных пристрастий очередного депутата, главы города, губернатора или даже президента.


Татьяна ГАГКАЕВА, директор Тверской хоровой школы:

Я считаю, самое главное, чтобы дети были заняты чем-то позитивным, пусть они учатся в спортивных школах, в православных, занимаются в различных студиях - неважно. По большому счету малыши с 3 лет уже должны быть на что-то ориентированы, в доступной форме им можно и нужно рассказывать о нашей истории, конечно же, - о православии тоже, ведь это неотъемлемая часть нашей культуры. Если у государства есть возможность поддерживать негосударственные учреждения, в том числе и православные школы, - да ради бога, пусть поддерживает. Вот есть в нашем городе замечательный хор "Аллилуйя", я только двумя руками "за", если ему окажут поддержку.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru