Архив номеров


В дискуссию о свободе прессы, которая идет на страницах "Каравана" уже несколько номеров, неожиданно добавилась новая тема - разразившийся в мире так называемый "карикатурный скандал".
    Напомним, что 12 карикатур на пророка Мухаммеда были впервые опубликованы крупной датской газетой "Jyllands-Posten" в сентябре 2005 года. Публикация вызвала естественное и понятное возмущение мусульман во всем мире. Однако к 2006 году скандал стал постепенно утихать, и тогда в январе те же карикатуры перепечатала норвежская "Magazinet". Конфликт вспыхнул с новой силой. Послы одиннадцати исламских стран направили премьер-министру Дании Андерсу Фогу Расмуссену письмо, в котором указывали на то, что глубоко оскорблены, и требовали от Дании извинений. Однако датский премьер-министр отказался не только наказать, но даже осудить оскорбительную выходку газетчиков, заявив, что редакция газеты имеет полное право на такого рода публикации. Европа, всегда твердящая о политкорректности, похоже, ценит права сексуальных меньшинств выше, чем права миллионов верующих (те же самые европейские газеты публиковали рядом карикатуры и на христианство).
    Во многих мусульманских странах прошли акции протеста, был объявлен бойкот датским и норвежским товарам. По всему миру прокатилась волна погромов датских посольств, пылают христианские кварталы в Иерусалиме и в Бейруте. Волна выступлений мусульман странно совпала с началом рассмотрения иранского досье и победой на выборах в Палестине движения "Хамас".
    С другой стороны, волна публикаций в западной прессе довольно бездарных и несмешных карикатур тоже явно не случайна. Журналисты перепечатывают их друг у друга из какой-то дурно понятой профессиональной солидарности, охотно попадаясь на провокационный крючок.
    У европейцев растет неприятие шумного и экстремистского исламского мира. А в исламском мире нарастает волна ненависти к западной цивилизации. Таким образом, участниками провокации становятся средства массовой информации, все больше определяющие картину современного мира, западные европейцы, не понимающие, что происходит, но все более и более раздраженные, и исламский мир. Кто из них жертва, кто виновник? Или жертвы все?
    Но в таком случае кто автор столь многоплановой провокации? Иран, стремящийся показать, на что он способен, и тем самым обезопасить себя от возможных бомбардировок? Спецслужбы США, которым выгодно выставить мусульман агрессивными варварами? Или некий загадочный третий участник, умело управляющий мировыми процессами через СМИ? Послушаем, что думают по этому поводу люди, профессионально имеющие отношение к идеологии и религии.



И чем могут обернуться начавшиеся из-за столь незначительного повода "карикатурные" бунты, рассуждают главный редактор еженедельника "Караван" Геннадий КЛИМОВ:
    - Степень свободы и тональность, которую могут позволить себе СМИ, определяются обществом. Дания - это светское государство, и светскость, приверженность либеральным идеям для датчан являются той же религией. Поэтому в Дании публикация этих карикатур была вполне нормальной, и, наоборот, невозможность их публикации оскорбляла бы "религиозные" чувства датчан.
    Проблема не в карикатурах. Если бы не они, то скандал был бы связан, например, с тем, что те же датчане едят свинину (в Швеции уже были протесты мусульман по поводу того, что в магазинах продаются игрушечные поросята). Картинки в датской газете - всего лишь повод для изменения вектора большой политики, толчок в сторону 3-й мировой войны, которая может начаться со дня на день и продолжаться многие десятилетия (если не века). Понятно, что в США разрабатывается план нападения на Иран, который беспокоит Америку как радикальное нестабильное государство в стратегически важном регионе, которое вот-вот может получить атомную бомбу. США уже получили большую проблему, попытавшись "навести порядок" в Ираке. Но Иран кардинально отличается от светского Ирака. Исламистский Иран владеет технологиями управления сознанием мусульманских толп.
    В основе ядерной бомбы лежит цепная реакция. Появление этого страшного оружия надолго удержало мир от больших серьезных войн - страшно даже подумать о ее применении. Исламский мир демонстрирует, что им изобретена бомба постиндустриальной эпохи, тоже основанная на цепных реакциях, - бомба социальная. Там - атомы, здесь - люди и информация. Исламские экстремистские круги демонстрируют западному миру свои возможности в преддверии передачи атомного досье Ирана в ООН.
    Западная цивилизация сама создала себе эту проблему. Казалось, что глобализация и развитие коммуникаций дадут преимущество Европе и США, подгонят весь мир под их стандарт. Но никому не приходило в голову, что весь мир может освоить новые технологии, но "подгоняться" не захотеть. И эти же технологии возьмут на вооружение совсем другие силы.
    Погромы посольств и христианских кварталов устраивают не самые религиозные люди. Думаю, что они и о карикатурах этих имеют самое отдаленное представление. Арабы громят посольства по той же причине, по какой подростки с окраин убивают чернокожих. Это просто толпа в состоянии возбуждения, причем толпа южная - малообразованная и вооруженная.
    Если задаться целью, так можно натравить друг на друга кого угодно: русских на украинцев, любителей собак на любителей кошек. Драки между футбольными фанатами возникают точно по тому же принципу. Тем не менее мир стоит на грани третьей мировой войны, столкновение цивилизаций может породить страшное кровопролитие. Оно может длиться много десятилетий и даже веков, пока человечество не выработает новые, устраивающие всех правила общежития в информационном открытом мире. Чтобы остановить войну, необходимо противостояние "Восток - Запад" или "ислам - христианство" заменить противопоставлением здорового консерватизма и экстремизма.
    Как вести себя России в этом столкновении культур? Вспомним, в недавнем прошлом, в эпоху глобального противостояния СССР и США, Китай оставался в стороне и копил силы для экономического прорыва. Думаю, на этот раз в стороне надо остаться нам. Россия всегда оказывалась на переднем крае мировых войн, которые ей были не нужны. Сейчас нам крайне важно, чтобы в Иране были мир и вменяемое правительство, - это связано с нашими геополитическими интересами. Мы могли бы выступить посредниками между обеими сторонами.
    Меня часто спрашивают, не собирается ли "Караван" перепечатать датские карикатуры. Конечно, нет. Если бы мы выходили в Западной Европе, может, это и было гипотетически возможно, но в любой стране СМИ должны действовать сообразно той социальной среде, в какой они работают. Наше общество более привержено традиционным ценностям.


Игорь ЭЛЬГАРДТ, председатель еврейской общины Тверской области, главный врач кардиодиспансера

- Я видел эту карикатуру. Ничего сверхкрамольного в ней нет. Тем более если учесть, что другие религии и конфессии изображаются карикатуристами в гораздо более неприглядном виде.
    Вся возня и экстремистские действия вокруг скандала с карикатурами на пророка Мухаммеда мне кажутся искусственно инспирированной акцией. Посудите сами, громить датские посольства идут толпы мусульман, которые не то что не читают датских газет, но, вполне возможно, вообще читать не умеют. Значит, все эти действия специально кем-то подогреваются и организуются. На мой взгляд, это дело рук международных террористических организаций, которые заинтересованы в дестабилизации общемировой политической обстановки, в осложнении межнациональных отношений. Экстремисты стремятся раздуть глобальные войны, ведь это, если можно так выразиться, их основной "бизнес". Лично для меня, как для всякого здравомыслящего человека, вопрос о противоречиях между национальностями никогда не возникал. Я осуждаю всякий экстремизм и насилие. Тем более на национальной почве.


Глеб ЧИСТЯКОВ, эксперт фонда "Политика и религия"

редактор информационного отдела Русской православной старообрядческой церкви:
    
- В послевоенный период, в 50-е, 60-е годы, большинство наблюдателей склонялось к мысли, что время ислама прошло. Французские эксперты вообще характеризовали его как "умирающую религию". Общественно-политическая ситуация, сложившаяся на тот момент в странах с преобладанием мусульманского населения, вполне соответствовала таким наблюдениям. Среди прочего можно назвать череду антифеодальных революций и переворотов, свержение монархических династий, установление в ряде стран светских баасистских режимов, европеизацию местной культуры. Процесс деклерикализации затронул даже искусство и моду. Так, в Египте 60-х годов снимались фильмы, мало чем отличающиеся от европейских по тематике и стилистике.
    Однако прогнозы о "закате ислама" оказались преждевременными. Глубинные тектонические сдвиги начались в восточном обществе в 70-е годы. Отчасти они были обусловлены общеполитической игрой европейских держав, Израиля и США с одной стороны, СССР и стран социалистического лагеря - с другой. То одна, то другая группировка из тактических соображений делали ставки на разные, порой сомнительные силы. Египет, Ливия, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан были наводнены военной техникой, технологиями производства оружия массового поражения. Шло открытое спонсорство экстремистских и террористических объединений. Именно ЦРУ породило феномен Бен Ладена, взгрело режимы моджахедов и талибов, открыло пути к спонсированию международного терроризма нуворишами Саудовской Аравии. Радикальные религиозные группировки, до этого момента считавшиеся маргинальными, за счет финансовой помощи и политического покровительства неожиданно для себя стали значимой силой в своих странах.
    С другой стороны, особую роль стал играть религиозный фактор. Ислам в самых разных своих проявлениях смог создать привлекательную для новых поколений идеологию. Большинству участников демонстраций против карикатур не исполнилось еще и 30 лет. Молодежь, которую в Европе и России почти никогда не увидишь в церкви, в мусульманских странах составляет ядро религиозного направления. Христианство, увы, сегодня не может привлечь такое количество молодых. Большинство иерархов и религиозных лидеров превратилось в государственных чиновников. Неспособные возвысить голос в защиту обездоленных, страшащиеся осудить грехи сильных мира сего, дабы не потерять финансовых и политических преференций, они, конечно, не могут стяжать популярности в народе.
    Примеры "нравственности", демонстрируемые современной западной цивилизацией, еще больше убеждают исламский мир в своей правоте. Однополые браки, пропаганда содомии, пьянство, неуважение к своим собственным духовным традициям - вот лишь некоторые "прелести", все дальше отталкивающие от Запада. Сами христиане стали "теплохладными", а большинство именующих себя таковыми не знает даже основ своей веры. Думается, что именно эти противоречия, а также нынешнее геополитическое противостояние и стали первопричиной так называемого "карикатурного" конфликта.
    Остается добавить несколько слов о роли СМИ. Сегодня они становятся одним из важнейших инструментов мировой политики. Стратегия и тактика ведения информационных войн, умение вовремя найти болевой узел и обрушиться на него со всей пропагандистской мощью становятся более востребованными, нежели "томагавки", "стелсы" и прочая силовая бутафория ушедшего тысячелетия.


Отец Владислав, настоятель тверского римско-католического прихода:

- Наш тверской приход в очень хороших отношениях с находящейся по соседству мечетью. Когда прошлой весной в Тверь приезжал глава русской католической церкви архиепископ Тадеуш Кондрусевич, мы с ним заходили в мечеть, нас гостеприимно встретили, мы нормально пообщались. Я считаю, что развернутая "карикатурная" кампания - это не проблема веры, а проблема тех людей, которые все это затеяли. Я ни в кого не буду тыкать пальцем, обвиняя в этом каких-то конкретных людей, решивших сыграть на чувствах мусульман и устроивших такую провокацию. За руку никто не пойман, хотя, конечно, заинтересованных сторон в конфликте много. В результате отношения накалились. С одной стороны выступила Европа, где, казалось бы, должны быть сильны христианские традиции, а на деле этого не оказалось. С другой - мусульманский мир, реакция которого, на мой взгляд, оказалась неадекватной случившемуся. В чем провинились обычные люди, сотрудники посольства? Это что, они размещали эти карикатуры? Кстати, польская газета "Речь Посполита" перепечатала их. Так, в Польской Думе была создана специальная комиссия по расследованию, как такое могло случиться. Главный редактор уже публично принес свои извинения, но депутаты все равно настаивают на его отставке.
    Я уважаю любое вероисповедание, потому, как я уже неоднократно говорил, Бог у нас всех един. Те акты экстремизма и терроризма, с которыми сталкивается современный мир, не имеют ничего общего с истинным мусульманством. Это не по Корану, не по духовному закону.
    Повторюсь, я не берусь судить, кто за всем этим стоит, но стопроцентная гарантия, что не католическая церковь. В свое время, когда Америка только собиралась бомбить Ирак, тогдашний наш Папа Иоанн Павел II категорически выступал против этого, до последнего момента пытался повлиять на президента Буша. Конечно же, Америка поступила по-своему. И теперь, насколько мне известно, Папа Бенедикт XVI уже открыто выступил с осуждением этой так называемой "карикатурной" войны. Католическая церковь против насилия в любом его проявлении.


Отец Лев СЕМЕНОВ, заместитель председателя миссионерского отдела Тверской епархии:

- Разразившийся "карикатурный скандал" дал еще одно убедительное подтверждение той очевидной истины, что вопросы веры, равно как и святыни мировых религий, не могут быть предметом насмешек. Неудивительно, что представители традиционных религий в России уже выразили свое однозначное осуждение публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, Совет муфтиев России, Федерация еврейских общин солидарны в своем мнении. О необходимости уважать интересы действующих в стране религиозных объединений и недопустимости оскорбления чувств верующих говорил 31 января на своей пресс-конференции президент Владимир Путин.
    Сегодня всем следует понять, что в многонациональном и многоконфессиональном мире, где каждый имеет право на свободу выбора, осуществляя это право, нельзя переступать ту грань, за которой творческая свобода неминуемо оборачивается дурнопахнущим ерничеством и попранием святынь. Последствия этого уже видны.


Рустам МУСИН, председатель мусульманского религиозного общества г. Твери, имам-хатыб соборной мечети:

- Мы солидарны с мусульманами всего мира и возмущены подобным оскорблением, так как запятнано самое святое, что есть у мусульман. И это святое облили грязью. Главный столп веры - это любовь к Богу и его посланникам, а для мусульман - это самое дорогое и чистое. Что касается погромов, то я, конечно, понимаю этих людей, но считаю, что можно было решить конфликт как-то цивилизованнее. Не надо было рвать флаги, бить, громить. Вполне достаточно ситуации с датскими товарами, которые перестанут покупать. Ни один мусульманин не позволил бы себе так издеваться над чужой религией. Когда европейцы придумывали эти карикатуры, они наверняка не предполагали, что мусульмане так будут защищать свои святыни. Объясню почему: у нас на первом месте религия, а не карьера и не семья. Одним словом, не мирское. А эти люди, скорее всего, не понимают, насколько у мусульман глубока вера, которую мы будем отстаивать.



11 февраля 2006 года в Твери, в помещении ДК "Химволокно", господином В.В. Венедиктовым - атаманом карликового, так называемого Отдельского казачьего общества, проводилсяобъединительный большой казачий круг (вече).
    На круг были приглашены и казаки Тверского казачьего общества, созданного еще в 1990 году и с 1991 года зарегистрированного как Тверское землячество казаков России, в силу сложившихся обстоятельств проживающих в Твери и Тверской области. В дальнейшем из числа местных жителей в общество были приняты и приписные казаки, вследствие чего на сегодняшний день в нашей организации состоят более 700 казаков, а землячество было переименовано в Тверское казачье общество.
    Тверское казачье общество является структурным подразделением Союза казаков России. Для казаков нет интересов выше, чем соблюдение всеобщей справедливости, защиты Отечества, православия, чести. Куда бы ни приходили казаки, там прекращались рабство, межнациональные и межрелигиозные распри. Казаки жили и живут по принципу: "Люби свой народ, свою религию, но уважай и считайся с другими. Живи сам и давай жить другим, будь справедлив и защити слабого, если он прав". Мы хотим, чтобы граждане нашего государства жили в сытости, спокойствии, достойно занимались созидательным трудом и были уверены в завтрашнем дне, не страдали бы беспамятством и, извлекая уроки из прошлого, не наступали бы вновь и вновь на одни и те же грабли.
    Согласно свято соблюдаемой всеми природными казаками многовековой традиции, казаков объединяет знамя, а решения казачьего круга считаются недействительными, если при его проведении отсутствует священник либо решения круга приняты в отсутствие совета почетных стариков или не получили их одобрения (именно старики являются хранителями традиций, и именно их в первую очередь истребляли коммунисты).
    Если священник обнажит голову или покинет круг, то круг считается несостоявшимся, а его решения ничтожными. Если старики выразят сомнение по поводу какого бы то ни было решения, то оно немедленно аннулируется, считается недействительным и не только не применяется, но к нему уже никогда больше не возвращаются. Если старики покинут круг до его окончания, то круг, как и в случае со священником, считается несостоявшимся. При вставании священника или стариков обязаны встать все присутствующие. Действия священника и стариков не подлежат обсуждению. Нарушители данной традиции подлежат немедленному наказанию на месте, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося является легчайшим из наказаний).
    После проведения молебна Венедиктов пригласил в президиум атаманов казачьих обществ города Твери. Нас изумило не только отсутствие знамени, но и то, что в президиуме для священника и совета стариков даже не было предусмотрено места.
    Казаки Тверского казачьего общества разъяснили господину Венедиктову, что нарушение исконных казачьих традиций по организации и проведению круга недопустимо, ибо в противном случае все его решения будут недействительными. Для исправления ситуации предложили освободить для священника место в красном углу (то есть по правую руку от атаманов), избрать совет стариков и поместить их по левую руку от атаманов, а для соблюдения порядка и дисциплины избрать дежурного есаульца и приставов.
    Господин Венедиктов категорически отказался соблюдать освященные веками казачьи традиции, заявив, что круг будет проводиться им и только по его правилам и его уставу. Тем самым господин Венедиктов проявил пренебрежение к казачеству и убедил нас в том, что, несмотря на внешний антураж, никакого отношения к казачеству в действительности он не имеет. Единственное, почему господин Венедиктов не был выпорот, так это потому, что физическому наказанию может быть подвержен только казак, а для господина Венедиктова, хотя и достигшего почтенного возраста, казачество всего лишь игра, поэтому он заслуживает осмеяния.
    В связи с данными обстоятельствами казаки Тверского казачьего общества покинули круг. Казаки Тверского казачьего общества и Союз казаков России не желают иметь ничего общего с ряжеными под казаков самозванцами, прикрывающимися красивыми лозунгами, но в действительности пытающимися использовать казаков в своих корыстных и политических целях.
    От Совета атаманов региональной общественной организации "Тверское казачье общество"
    атаман Б.Г. ГОРИШНИЙ
    От совета стариков председатель совета стариков А.И. КИРИЛО
В



Еще полгода назад мало кто из жителей нашей области, не особенно интересующихся политикой, слышал что-либо о существовании в России и в Тверской области такой политической партии, как "Республиканская партия России". Возможно, и сейчас она не так широко известна, однако информация о ее деятельности все чаще появляется в федеральных и региональных СМИ.
    Моими собеседниками являются председатель Тверского регионального отделения политической партии "Республиканская партия России" Эдвард ЧОВУШЯН и председатель исполкома отделения Николай ПРЯНИШНИКОВ.
    - Появление Республиканской партии на политической сцене воспринимается как второе рождение. С чем оно связано?
    
Э. Човушян: - Партия создавалась в 1992 году, была не так активна, но и не умерла совсем. Резкая активизация деятельности партии связана с приходом к руководству новых людей. Это прежде всего лидеры партии - депутаты Государственной Думы РФ Владимир Рыжков и Валерий Зубов, которые предложили мне возглавить региональное отделение партии. В Тверской области также произошли изменения: в конце прошлого года на областном партийном собрании был избран новый состав политсовета.
    - Республиканская партия - это оппозиционная партия. Можно ли сказать, что республиканцы - это жесткая оппозиция власти?
    
Э. Човушян: - "Жесткая", "мягкая", "лояльная" - это все не к нам. Оппозиция должна быть конструктивной - для достижения единственно верной цели - обеспечения высокого качества жизни граждан России и укрепления республики, в которой мы с вами живем, - России. Вот вам недавний пример. Наше отделение партии на днях подписало соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни, инициатором которого выступила "Единая Россия". Неважно, задумано "единороссами" подписание соглашения как PR-акция или нет. Независимо от этого мы будем прилагать усилия для достижения мира и согласия между всеми населяющими Россию нациями и народностями, которых в Тверской области проживает более ста, поскольку это вопрос выживания, и это вопрос морали и духовного здоровья человека.
    Но партия готова действовать жестко и непримиримо. Как можно мягко реагировать на такую проблему, как "дедовщина" и беспредел в армии? Да, руководство страны намеревается принимать более радикальные меры, вплоть до создания военной полиции. Сейчас, когда, согласно поговорке, петух клюнул. А проблема не говорит - кричит о себе уже не одно десятилетие.
    Поэтому вопросы нормализации ситуации в армии, в здравоохранении являются приоритетными в политике партии.
    Партия будет поддерживать разумные решения и предложения, от кого бы они ни исходили - коммунистов, "Единой России", правительства и т.д. И будет жестко противостоять идеям, продиктованным интересами не населения, а частных лиц и корпораций. И, самое главное, партия готова выдвигать и предлагать проекты, которые могут эффективно решать самые актуальные проблемы.
    - А каковы же, скажем, главные приоритеты?
    
Э. Човушян: - Их несколько. Являясь академиком Академии проблем безопасности, я хорошо понимаю, что некоторые негативные процессы в России разрастаются до такого уровня, когда они становятся угрозой национальной безопасности страны. Это прежде всего монополизация в экономике и в политике и коррупция на всех уровнях власти. Процессы монополизации в экономике грозят диктатом на ценовом рынке, получению прибыли монополий не за счет роста производства, а за счет роста цен, и в итоге - стагнацией экономики. Монополизация в политической сфере - это путь к диктатуре. Не требуется пояснять, каким будет завтра для страны в этом случае.
    Особый случай - российская коррупция. Российская экономика несет многомиллиардные потери, и это ни для кого не является секретом. Мне непонятна позиция высшего руководства страны: о коррупции говорит и сам президент России, а для ее искоренения практически не делается ничего. При этом разобраться в том, насколько тот или иной чиновник коррумпирован, не является неразрешимой задачей. Все достаточно несложно: любой госчиновник обязан в начале года подать налоговую декларацию, где заявляет свои легальные доходы. Остается сравнить эти доходы со стоимостью имущества, которое числится за этим лицом и его родственниками, - и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять несоизмеримость легальных доходов с имеющимся богатством. А дальше нужна лишь политическая воля для принятия решения по тому или иному служителю государства.
    - Для тех жителей Тверской области, кто, возможно, заинтересовался вашей партией, - как можно стать ее членом?
    
Н. Прянишников: - Членом партии может стать любой гражданин РФ, которому исполнилось 18 лет, разделяющий цели и задачи партии. По вопросам приема можно обращаться по адресу: г. Тверь, ул. Радищева, 60, тел. 49-08-71. И в связи с вашим вопросом хотелось бы отметить, что членами нашей партии являются люди самых разных социальных групп: это и интеллигенция - медики, учителя, работники искусства и культуры, это и рабочие, и пенсионеры, и студенты. Меньше всего в наших рядах тех людей, которые идут в партийные ряды для решения сугубо личных задач и амбиций.


Записал Борис ГУРОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru