Архив номеров


Архиепископ Фаддей. Тверь, 1936 год 31 декабря, в канун Нового года, Тверь отмечает день памяти своего небесного покровителя, священномученика Фаддея, мощи которого находятся в центральном Вознесенском соборе Твери. Уже 9 лет, накануне каждого выпуска газеты "Караван", мы ходим ставить свечу перед ракой с мощами святого Фаддея. Наверное, все наши успехи достигнуты только благодаря этому. Мы считаем святого Фаддея нашим небесным "редактором".
    Архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии, в семье священника. Дед будущего владыки тоже был священником, из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.
    После окончания Нижегородской духовной семинарии Иван Успенский поступил в Московскую духовную академию. В августе 1897 года ректором академии, архимандритом Лаврентием Иван был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей.
    21 декабря 1908 года архимандрит Фаддей стал епископом Владимиро-Волынским. В 1917 году Волынь оккупировали поочередно то немцы, то поляки, то петлюровцы. Епископ Фаддей стал правящим архиереем этой епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. Ему пришлось претерпеть тогда много скорбей, особенно при власти петлюровцев: они требовали от него, чтобы он вел всю служебную переписку с ними на украинском языке, от чего епископ категорически отказался, несмотря на угрозы быть изгнанным за пределы Украины.
    А после прихода большевиков владыка Фаддей был впервые арестован и выслан.
    20 декабря 1923 года архиепископ Фаддей выехал в Астрахань, куда его назначили после ссылки. Ехал он без сопровождения, в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и с узелком, где были зеленая жестяная кружка и съестной припас, к которому, впрочем, он не притронулся. Астраханцы очень полюбили своего владыку. А когда делегация из Астрахани была у патриарха Тихона, патриарх сказал верующим:
    - Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига.
    В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Здесь он поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом, огороженным высоким деревянным забором. В саду вдоль забора шла тропинка, по которой он подолгу ходил и молился, особенно по вечерам. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом. По свидетельству многих прихожан, владыка обладал даром прозорливости и исцеления.
    Жители Твери - Вера Ефимовна Максимова с мужем - имели в городе два дома и, когда жить стало невмоготу, решили один дом продать, но прежде пошли посоветоваться к владыке. Он выслушал их, помолчал и сказал: "Нет моего благословения продавать этот дом, так как он вам еще очень пригодится. Здесь в городе многое будет разрушено, и дом вам понадобится". Во время войны один из их домов сгорел, выгорела улица вокруг дома, который архиепископ Фаддей не благословил продавать, но их дом уцелел и стал пристанищем для всей семьи.
    Мальчик Саша Куликов, когда ему было три года, упал и сильно расшибся. В боку образовалась опухоль. Его мать обратилась к хирургу, и тот предложил сделать операцию, хотя сам сомневался в положительном ее исходе. Сильно скорбя, мать понесла мальчика в храм к литургии. Служил архиепископ Фаддей. Со слезами мать поднесла мальчика к святой чаше. Владыка спросил, о чем она плачет. Выслушав, он сказал, что операцию делать не нужно, надо помазать больное место святым маслом. Она так и сделала, и мальчик вскоре поправился.
    Питался владыка Фаддей, как правило, грибным или овощным супом и овощными котлетами; в скоромные дни ему подавали рыбный суп с кусочком рыбы и немного каши. Утром он пил один стакан густого, только что заваренного чая с булочкой, а в скоромные дни булочку намазывал сливочным маслом. В Твери православные люди любили владыку. Часто его карету сопровождало много верующих, и люди, завидя издали архиепископа, кланялись ему, а он, остановив пролетку, благословлял народ. Возил владыку один и тот же извозчик. Властей раздражала любовь народа к архиепископу Фаддею. Часто бывало, когда извозчик подъезжал к дому владыки, к нему подходил чекист и говорил: "Не езди больше с владыкой, а то мы тебя убьем". Незадолго перед своим арестом архиепископ Фаддей сказал извозчику: "Не бойся, смерти не надо бояться, сегодня человек живет, а завтра его не будет". Не прошло и недели после этого разговора, как извозчик скончался.
    1936 год. Власти отбирали у православных последние храмы. Обновленцы ездили по Тверской епархии, требуя от настоятелей храмов передачи их обновленцам. Но духовенство, хорошо зная своего архиепископа-подвижника и его наставления относительно обновленцев, не поддавалось ни на уговоры, ни на угрозы. 29 сентября 1936 года власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить. Отобрали Вознесенскую церковь, архиепископ перешел служить в Покровскую; после того как и ее отобрали, он ездил в храм иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Когда закрыли и этот, владыка стал ездить за Волгу в единоверческий храм на Волынском кладбище, где служил во все воскресные дни и в праздники.
    Летом 1937 года начались массовые аресты. 20 декабря, около восьми часов вечера, сотрудники НКВД пришли арестовать архиепископа Фаддея. Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. Тюремное начальство поместило владыку в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить. Но однажды ночью Богородица явилась главарю уголовников и грозно сказала ему: "Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете".
    Наутро он пересказал сон товарищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец, которого они загнали под нары. Они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения. С этого дня все насмешки прекратились, и уголовники даже начали заботиться о владыке. Все эти бывшие заключенные остались живы во время Великой Отечественной войны.
    Через десять дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года. Рассказывают, что его утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить.
    ...2 января 1938 года. Около четырех часов дня. Скоро будет смеркаться, но еще светло. Со стороны тюрьмы через замерзшую Волгу двигались сани по направлению к кладбищу. На кладбище были в это время две женщины. Они спросили:
    - Кого это вы привезли?
    - Фаддея вашего привезли! - ответил один из них.
    Тело владыки было завернуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде.
    Весной 1938 года, после Пасхи, женщины вскрыли могилу и переложили тело архиепископа в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте могилы был поставлен крест, и на нем сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями. Прошло много лет. Храм, стоящий на кладбище, был разрушен, снесена и уничтожена большая часть памятников и крестов, и точное место могилы архиепископа Фаддея было забыто.
    Все эти годы верующие Твери хранили память о владыке Фаддее и о его могиле. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора иеромонах Дамаскин предпринял попытку обнаружить останки владыки Фаддея. Одна из верующих, долгое время занимавшаяся этими поисками, Ю.Е. Топоркова осенью 1990 года нашла точное место захоронения владыки. Экспертиза, проведенная в Москве, подтвердила, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею.
    В 1991 году Синодальная комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, получила сведения из тверской прокуратуры о реабилитации архиепископа Фаддея (Успенского).
    26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.
    Шла речь о строительстве церкви святого Фаддея на Неопалимовском кладбище, где были обретены его мощи, но предприниматель Александр Буренков - движущая сила этого проекта - уехал в Москву. А тем временем часовня святого Фаддея появилась в колонии строгого режима в Кабардино-Балкарии. В Арзамасе имя святого Фаддея носит молодежный православный союз. Люди из других губерний специально едут в Тверь, чтобы поклониться нашему владыке. И верится, что храм святого Фаддея в Твери еще будет построен.


Подготовила Мария ОРЛОВА


Соавторы Иван Гребнев (слева Так называются разделы новой книги, выходящей тиражом 1500 экз. в издательстве "Ирида-прос" из Вышнего Волочка авторов Ивана Гребнева (Магадан) и Владимира Барышева (Тверь). Она посвящена трагическим, кровавым событиям в СССР периода 30-х - 50-х годов, когда государство во главе с верхушкой КПСС осуществляло массовые репрессии против собственного народа. Эта тема как болевая точка нашей истории не раз в будущем станет предметом серьезных исследований, так как множество документов все еще лежат вне поля зрения современных историков и архивистов под секретными грифами.
    Почему Магадан и Тверь? Потому что один из авторов, Иван Александрович Гребнев, фронтовик, юрист, много лет работал в военной прокуратуре войск МГБ по "Дальстрою" в городе Магадане, затем следователем, прокурором района, 14 лет - первым заместителем прокурора Магаданской области. Более 3 лет он был помощником прокурора Тверской области, занимаясь вопросами реабилитации жертв политических репрессий. Поэтому у него материалов накопилось достаточно. Соавтор Владимир Викторович Барышев имеет немалый опыт юриста и журналиста, им опубликован ряд статей в печати на юридически-исторические темы и несколько книг, последняя из которых посвящена истории тверской прокуратуры от Екатерины II до наших дней.
    Их общая книга содержит подлинный документальный и архивный материал периода репрессий, раскрывающий трагедию крестьянства, армии, духовенства, судьбы узников и палачей колымских лагерей, произвол государства, беззаконие его "законных" органов и другие аспекты ужасного времени ХХ века.


Борис ЕРШОВ, фото автора

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru