Архив номеров


В ХОЛОДНЫЙ, ГОРАЗДО ХОЛОДНЕЕ, ЧЕМ НЫНЕШНИЙ, ДЕКАБРЬ 1941 ГОДА НАШ ГОРОД ТВЕРЬ, ТОГДА КАЛИНИН, СНОВА СТАЛ НАШИМ

Для ветеранов Великой Отечественный войны, для тех, кто в молодости пережил оккупацию, эвакуацию, затем возрождал с большими трудностями древний город, день 16 декабря по значимости является вторым праздником после 9 мая. Это неудивительно, ведь это наш, чисто местный День освобождения от грозной иностранной напасти.
    Через год наступит круглая дата - 65-летие освобождения города от фашистских войск. 65 лет - в наше время целая человеческая жизнь, а потому молодое поколение воспринимает эту дату почти так же, как юбилей первой мировой войны или Бородинского сражения 1812 года. Увы, таково человеческое восприятие времени: все рано или поздно покрывается дымкой забвения. Но пока живы очевидцы тех тяжелых зимних месяцев, память о страшной войне не исчезнет.


В Москве есть Поклонная гора, где можно вспомнить о многом, что происходило в далеком прошлом. В Твери наша Поклонная гора - это устье Тьмаки с возвышающимся обелиском Победы, храмом в честь князя Михаила Ярославича и строящимся памятником тверским воинам-афганцам. Сюда и пришли жители Твери в 11 часов 16 декабря 2005 года. Как обычно, звучали торжественные речи именитых граждан, представителей областной и городской властей, ветеранов, кое-кого из молодежи. Суворовцы встали в почетный караул, отделение солдат произвело в воздух залп из "калашей", затем возложили красивые венки. Подпортила настроение, и то незначительно, хмурая сырая погода. Все, как обычно. В Доме офицеров организовали прием ветеранов войны, в центре города, где стоит памятник Ленину, на могиле погибших в боях за Калинин офицеров, тоже возложили красивые венки, после чего там митинговали коммунисты, растерявшие весь свой авторитет у нового общества.
    Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в честь памяти павших воинов отслужил молебен в храме Михаила Тверского, а среди присутствующих были замечены мэр (или не мэр?) Олег Лебедев и прибывший из Москвы лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин. Немного необычными для такого праздника стали два мероприятия: с 16 часов на Советской площади горожане посмотрели концерт заезжих певцов, ну и, конечно, фейерверк в честь праздника, произведенный к вечеру, тоже был для такого времени года необычен, поскольку его привыкли видеть летом. И вообще некоторую политическую печать день 16 декабря носил из-за предвыборной борьбы соперничавших партий, которые в разной степени, но все-таки использовали мотив праздника в своих интересах.
    Не покидает ощущение, что набор официальных мероприятий носит по большому счету стандартный и несколько формальный характер. К 65-летнему юбилею надо бы придумать что-то новое, посоветовавшись с народом. Он подскажет, как пропустить день освобождения через сердца людей.


Борис ЕРШОВ
    Фото автора


ГРАЖДАНСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ КАК ЧАСТЬ ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ НАЧАЛ СОЗДАВАТЬСЯ В СССР 80 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД

40 дней назад нас оставил большой друг "Каравана", ветеран Вооруженных сил Игорь Романович КРАСЯКОВ. Читатели нашей газеты навсегда запомнят его публикации, посвященные истории Великой Отечественной войны, тверским ветеранам, российской армии. Последняя статья Игоря Романовича не успела выйти при жизни автора. Мы посвящаем эту публикацию его светлой памяти.
    
    У истоков его создания стояли и наши земляки - авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. И если Андрей Туполев вел разработки конструкций пассажирских самолетов с большой дальностью полета и грузоподъемностью (АНТ-31, ТБ-1, ТБ-3) на перспективу, то Михаил Громов прокладывал новые авиалинии. За первые пять лет летчики гражданской авиации перевезли 28 тысяч пассажиров и сотни тонн грузов для народного хозяйства. Самолеты использовались для аэрофотосъемки территории страны, при разведке полезных ископаемых, освоении Сибири, Дальнего Востока, северных территорий и как санитарные при сопровождении морских судов. В системе гражданской авиации готовились тысячи летчиков, штурманов (их тогда называли "летнабами"), авиационных технических специалистов. До 1940 года в стране было построено 150 крупных аэропортов, освоено боле ста авиалиний, созданы авиазаводы в Москве, Воронеже, Саратове, Казани, Куйбышеве и ряд ремзаводов. Сейчас ясно, что успехи в развитии ГВФ в довоенное время сыграли важную роль в успешных действиях авиации в боевых условиях.
    Заметим, что в развитии авиастроения - большие заслуги Андрея Туполева. Это благодаря его дальновидности и настойчивости СССР закупил в США несколько сотен современных станков. Обновление станочного парка авиапромышленности позволило повысить производство самолетов, танков, орудий. Этот гражданский подвиг нашего земляка помог в военные годы существенно повысить выпуск боевых самолетов, что в войне обеспечило победу над фашистской Германией.
    Особую роль в развитии авиации сыграл самолет Ли-2 ПС-84, который строился на наших заводах по лицензии фирмы "ДУГЛАС" (идея закупки - Андрея Туполева!) с 1948 до 1963 года (25 лет!). Правда, наши авиаконструкторы Борис Павлович Лисунов и Владимир Михайлович Мясищев существенно улучшили конструкцию ПС-84 и, более того, вооружили ЛИ-2 пятью пулеметами "ШКАС" и четырьмя бомбами "ФАБ-250", дополнительными топливными баками. Грузовой Ли-2П и транспортно-десантный Ли-2Т прошли боевое крещение зимой 1939-1940 годов, в ходе советско-финской войны (2-й отряд особой авиагруппы). Перед войной в строю было 132 "ДУГЛАСа" (так прозвали Ли-2) и до тысячи других самолетов ПС-9, АНТ-124, АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).


С началом войны ГВФ в полном составе был подчинен Наркомату обороны. С сентября 1941 года 30 "ДУГЛАСов" обеспечивали осажденный Ленинград оружием, боеприпасами, медикаментами, питанием (более 60 тонн грузов). Обратными ночными рейсами эвакуировались раненые, дети, взрослое население (более 53 тысяч человек). В июле 1942 года летчики ГВФ выполнили 229 ночных вылетов в осажденный Севастополь (218 тонн грузов). Эвакуированы 2162 человека.
    В период Сталинградской битвы гражданский авиафлот доставил более 800 тонн военных грузов и 1400 военных. Эвакуировано более 5400 раненых.
    С сентября 1942 года из экипажей гражданской авиации было сформировано 19 авиаполков в составе авиации дальнего действия. Экипажи гражданской авиации оказали большую помощь партизанам в Калининской области, снабдив 55 отрядов всем необходимым. На самолетах У-2 вывезли из оккупированных западных районов Калининской области более 1600 детей и много раненых. Немало ночных боевых вылетов совершили летчики ГВФ в районе боев под Ржевом, Белым и к окруженным войскам 29-й и 39-й армий. В январе 1942 года самолетами гражданской авиации был высажен большой десант на озеро Селигер и на озеро Ильмень. Эти десанты помогли прорвать оборону гитлеровцев и развить успех в наступлении зимой 1942 года.
    Надо отметить, что силами авиафлота было осуществлено снабжение не только своих партизан, но и партизан чехословацких отрядов.
    Интересно, что самолет ТБ-1 конструкции Андрея Туполева использовался как авиаматка: мог нести на внешней подвеске до пяти истребителей. С такого "звена СПБ" в августе 1941 года истребителями И-16 был уничтожен Черноводский мост. Туполевские носители истребителей применялись до сентября 1942 года.
    На заключительном этапе Великой Отечественной войны авиаторы приняли участие в войне с Японией: перевозка необходимых войскам грузов, топлива, высадка в августе 1945 года нескольких десантов (более 1300 бойцов) на тыловые аэродромы японцев.
    После войны самолеты гражданского воздушного флота эксплуатировались в полярной авиации, ДОСААФ и на внутренних авиалиниях до середины 70-х годов.


Игорь КРАСЯКОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru