Архив номеров


РАССКАЗ О ТОМ, КАКИЕ КОМАНДЫ ПОНИМАЕТ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА, А КАКИЕ ПРОПУСКАЕТ МИМО УШЕЙ

Бизнес и политика - две вещи не только совместные, но и достаточно взаимопроникающие. Причем влияние одной сферы на другую может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, отношения бизнеса и власти. Они приобретают особенно брутальный характер, когда различные госслужбы вмешиваются в экономические конфликты. Отстаивая чьи-то частные интересы, некоторые госучреждения превращаются в своеобразного административного киллера. Подобные конфликты экономическими назвать просто нельзя. Это уже политика, причем с неприятным душком.


ПОЛИТИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Доказать подобные вмешательства практически невозможно. В любом случае чиновник, будь он "заряженный" или нет, будет исполнять свои должностные обязанности. Так что прямо заявить, что это делается по чьей-то просьбе, не отважится ни один здравомыслящий человек. Определить то, что какие-то действия проводятся неспроста, можно по различным косвенным признакам. "Заказ" выдают наскоро "сшитые" дела, где факты притянуты за уши или вообще искажены.
    Свежий пример - вмешательство Тверского управления антимонопольной службы в конфликт между некоммерческим партнерством "Тверская алкогольная ассоциация" (ТАА) и Кашинским ЛВЗ "Вереск". Напомним, что владелец "Вереска" Владимир Перин посчитал, что ТАА нарушает антимонопольное законодательство, и, соответственно, сообщил об этом в ФАС. Все дело в том, что некоторые участники алкогольной ассоциации, а именно оптовые компании, занимающиеся продажей алкоголя, отказались работать с продукцией "Вереска". Объяснялось это достаточно просто - в собственную сбытовую сеть "Вереск" отпускал продукцию по одной цене, а для всех остальных оптовиков на каждую бутылку делалась наценка. Причем стоимость кашинской продукции постоянно росла, и в один прекрасный момент с ней стало просто невыгодно работать. Поэтому неудивительно, что оптовики отказались реализовывать алкоголь с "Вереска" - невыгодно это стало, а благотворительностью по отношению к и без того небедному Перину, извините, заниматься никто не будет.
    Владимиру Перину этот шаг оптовиков очень не понравился. И поскольку все операторы алкогольного рынка, в том числе и строптивые оптовики, состояли в алкогольной ассоциации, то именно ее и обвинили в злонамеренном противодействии бизнесу "Вереска".
    По жалобе Перина Тверское УФАС очень активно взялось разоблачать злой умысел участников алкогольной ассоциации. Чиновники антимонопольного ведомства рассмотрели дело и 8 августа нынешнего года вынесли по нему определение. ФАС решила, что участники алкогольной ассоциации действовали на рынке алкогольной продукции с целью его раздела по кругу продавцов и покупателей, с целью устранения конкуренции и ущемления интересов других хозяйствующих субъектов. Видимо, под словом "другие" подразумевался именно "Вереск". Кроме того, Тверское УФАС было несогласно с фактом существования ТАА, поэтому чиновники обратились в суд по поводу ликвидации алкогольной ассоциации - ни больше ни меньше.


НА СКОРУЮ РУКУ

К нам попало это решение ФАС. С помощью юристов и экономических экспертов мы проанализировали его и пришли к выводу, что антимонополисты слишком поторопились. Но обо всем по порядку.
    Вынося определение по поводу алкогольной ассоциации, чиновники совсем запутались в терминах. Даже не смогли отличить "товар" от вида деятельности. Так, по требованию законодательства необходимо было определить рынок одного товара, по поводу которого собственно закон и нарушается. Вместо ликероводочной продукции и вина ФАС назвала товаром оптовую торговлю.
    Затем одни и те же действия участников ассоциации квалифицируются сразу по двум нормам (п.п. 1 и 2) статьи 6 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", что противоречит самому смыслу этого закона.
    На основе экономического анализа оптовики доказали, что условия договоров с "Вереском" были объективно не выгодны для контрагентов. Кроме того, в УФАС были предоставлены сведения об убыточности или нулевой рентабельности работы с продукцией "Вереска". Однако все эти данные во внимание приняты не были, как и не были учтены другие обоснования отказа работать с "Вереском" со стороны участников ассоциации.
    Вообще в своей работе комиссия УФАС должна была изучить рынок алкогольной продукции по различным критериям. Специально для этого еще в 1996 году разработан "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках". Антимонопольное управление этой методикой не воспользовалось. Соответственно, при вынесении решения по поводу ТАА не использовались расчетно-аналитические данные по основному вопросу разбирательства - состоянию конкуренции на тверском алкогольном рынке. Чем руководствовалась ФАС? Сказать трудно. Возможно, интуицией или еще чем?
    Далее ТАА вменили в вину координацию предпринимательской деятельности с целью ограничения конкуренции, хотя партнерство фактически никакой координации не осуществляло. Изначально в учредительных документах ассоциации такой пункт присутствовал, но в устав были внесены изменения и устранены моменты, которые можно трактовать двояко.
    Наконец, ФАС приняла неадекватное решение о ликвидации партнерства, с чем, собственно, и обратилась в суд. Дело в том, что членами ассоциации являются более 30 организаций, в нарушении антимонопольного законодательства подозревались 18 организаций, и только у 12 из 18 УФАС обнаружило эти нарушения. Действия самого партнерства антимонопольное законодательство не нарушали, а недостатки внутренних и учредительных документов давно устранены.
    Естественно, что Тверская алкогольная ассоциация хочет оспорить это решение ФАС в суде. И, судя по всему, ей это с успехом удастся, особенно если учесть все недочеты, которыми изобилует решение УФАС.
    В сухом остатке мы видим то, что при вынесении решения УФАС не провело никаких аналитических исследований, не учло практику рассмотрения подобных жалоб, не применило единую методику для рассмотрения подобных дел, совершило массу недочетов и, конечно, вынесло неадекватное решение, оснований для которого недостаточно.


СУД РАССУДИТ

Трудно сказать, чем руководствовались антимонополисты в своем рвении ударить по ассоциации. Возможно, чиновники просто выполняли свою работу. Как они это сделали, уже другой вопрос. В любом случае на поверхности остаются две версии произошедшего. Возможно, решение Тверского УФАС продиктовано либо влиянием заявителя, то есть Владимира Перина, либо непрофессионализмом антимонопольной комиссии, которая не учла того, что ее решением может кто-то заинтересоваться.
    Сложившуюся ситуацию нам прокомментировал исполнительный директор Тверской алкогольной ассоциации Андрей АФАНАСЬЕВ:
    - Понимаете, ТАА изначально заняла позицию открытости, в том числе и для критики. Если возникали какие-то спорные моменты по вопросу наших учредительных документов, мы устраняли недостатки без разговоров. К тому же разве можно было трактовать индивидуальные решения каждой компании, отказавшейся работать с "Вереском", как коллективный шаг с целью поделить рынок? Все документальные, фактические и логические аргументы этого отказа были предоставлены в антимонопольное управление, но приняты к сведению не были. Даже с точки зрения здравого смысла, который, как известно, всегда бывает лучшим детектором истинности, обвинения в нарушении антимонопольного законодательства кажутся несостоятельными. Поэтому мы совершенно естественно считаем, что ликвидация партнерства не имеет под собой достаточных оснований.
    Посудите сами, перед ассоциацией стоит очень много важнейших задач. В том числе по нормализации алкогольного рынка, вытеснению суррогатов, повышению питейной культуры. Наши участники присоединились к ассоциации добровольно, и эти цели им никто не навязывал. Просто алкогольный бизнес вышел на другой уровень ответственности и самоопределения. Казалось бы, в этой ситуации нужно помочь нашим участникам. Но в свете последних решений антимонопольного управления помощи ждать неоткуда, а закрытие ассоциации может поставить крест на всех позитивных начинаниях. Поэтому мы собираемся обратиться в арбитражный суд по поводу отмены решения Тверского Управления ФАС в отношении ассоциации.


Александр ЗЕНИН

Вынося определение по поводу алкогольной ассоциации, чиновники совсем запутались в терминах. Даже не смогли отличить "товар" от вида деятельности. Так, по требованию законодательства необходимо было определить рынок одного товара, по поводу которого собственно закон и нарушается. Вместо ликероводочной продукции и вина ФАС назвала товаром оптовую торговлю.
    
    Все дело в том, что некоторые участники алкогольной ассоциации, а именно оптовые компании, занимающиеся продажей алкоголя, отказались работать с продукцией "Вереска". Объяснялось это достаточно просто - в собственную сбытовую сеть "Вереск" отпускал продукцию по одной цене, а для всех остальных оптовиков на каждую бутылку делалась наценка. Причем стоимость кашинской продукции постоянно росла, и в один прекрасный момент с ней стало просто невыгодно работать.
    
    "Алкогольный бизнес вышел на другой уровень ответственности и самоопределения. Казалось бы, в этой ситуации нужно помочь нашим участникам. Но в свете последних решений антимонопольного управления помощи ждать неоткуда, а закрытие ассоциации может поставить крест на всех позитивных начинаниях".


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru