Архив номеров


В ТВЕРСКОМ РЕГИОНЕ ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ. ОДНАКО ВПИСЫВАЮТСЯ В НЕЕ НЕ ВСЕ.

В бизнесе действуют те же закономерности, что и в жизни. Поэтому не стоит удивляться, когда что-то негативное происходит в самый неподходящий момент. В течение нынешнего года алкогольный рынок Тверской области если и не лихорадит, то уж по крайней мере потряхивает. Конфликт между владельцем группы предприятий "Вереск" Владимиром Периным и Тверской алкогольной ассоциацией тлеет с начала нынешнего года. Но простым обменом информационными ударами эта распря не ограничивается. К делу подключился антимонопольный комитет, а также ряд других влиятельных организаций. Естественно, эти процессы не могут не отражаться на самочувствии алкогольного рынка Тверского региона. Сегодня мы постараемся объективно разобраться в сути конфликта. Но для начала нужно понять, кто есть кто с обеих противоборствующих сторон.


ИМПЕРИЯ...

Начнем с "Вереска". По своим объемам это самое крупное предприятие - производитель алкоголя в Тверской области. Естественно, это предприятие возникло не в новейшее время. Раньше "Вереск" был Кашинским ЛВЗ, на котором, собственно, и трудился в должности главного инженера его нынешний безраздельный властитель Владимир Перин. Стал он таковым в результате удачного акционирования предприятия. После этого на базе Кашинского ЛВЗ зародилась новая бизнес-империя под названием "Вереск". Мы сознательно опустим излишние подробности ее развития. Укажем только, что на сегодняшний момент Владимиру Перину принадлежат 11 предприятий в разных регионах России. Все они являются акционерными обществами, контрольными пакетами которых владеет ОАО "Завод по розливу минеральной воды "Вереск", производящий альтернативную традиционной "Анну Кашинскую". Это предприятие полностью контролируется семьей Периных - самим Владимиром Георгиевичем, его женой Татьяной Николаевной и их сыном Русланом, естественно, Владимировичем. Вся империя включает в себя не только линии по розливу водки, здесь есть и производство слабоалкогольной продукции, и собственная сбытовая сеть, и транспортные предприятия. В общем, весь комплекс можно признать довольно самодостаточным бизнесом, тем более если учесть, что базируется он не только в Тверской области.


...И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

На противоположном фланге конфликта оказалось Некоммерческое партнерство "Тверская алкогольная ассоциация". Она была создана в начале текущего года, чтобы привести алкогольный рынок региона в цивилизованное состояние и уменьшить количество подделок на рынке спиртного. В нее вошли практически все остальные тверские производители и сбытовики спиртного, всего более 30 участников. Силком в нее никто никого не тащил. Просто участники алкогольного рынка ясно понимали суть объединения интересов. Это, конечно же, борьба с контрафактным алкоголем, который очень сильно бьет по бизнесу, а также близость серьезных перемен на рынке. Имеется в виду принятие поправок к Закону №102 ФЗ "Об обороте этилового спирта и алкогольной продукции". Обновленный закон перераспределит функции, контролирующие производство спиртного в сторону федерального центра, то есть откроет границы регионов для более дешевой водки, увеличит сумму уставного капитала для производителей спирта до 50 млн. рублей, то есть мелкие производители либо не выживут, либо "лягут" под крупные. В целом после принятия этого закона на вершине окажутся крупные предприятия, расположенные в южных регионах России, где и качественная вода, и сырьевая база, что называется, под боком. Нашим, более северным, производителям придется совсем туго. Вот и возникла естественная идея объединиться, чтобы обезопасить отрасль региональной экономики от кризиса. Именно на этом моменте и совпали интересы бизнеса и власти. Естественно, администрация области заинтересована в том, чтобы бизнес развивался и платил налоги в бюджет. Так и возникла алкогольная ассоциация.


ОБМЕН УДАРАМИ

Конфликт между сторонами в лице ТАА и "Вереска" начался с того, что Владимиру Перину инициативы по сохранению отрасли оказались непонятны - свои собственные интересы он никак не связывает с регионом. В общем, "Вереск" отказался от вступления в ТАА. Тут уж, как говорится, дело хозяйское. Однако в один прекрасный момент большинство оптовиков перестали брать на реализацию продукцию "Вереска". На эту тему было сказано достаточно много. Особенно со стороны "Вереска", где восприняли этот шаг как попытку давления на руководство империи. На самом деле все оказалось гораздо проще. На "Вереске" не ожидали одного: когда те же сбытовики объединят не только волевые усилия, но и информацию, им проще будет ориентироваться на вроде бы привычном рынке. Собственно, это и произошло. Взвесив все за и против, совместными усилиями оптовые продавцы спиртного пришли к выводу, что "Вереск" ведет политику двойных стандартов. А именно: в собственную сбытовую сеть (ОАО "Торговая компания "Вереск" и ООО "Дискаунт Алк") "Вереск" отправлял продукцию по одной цене, а другим, своим, но менее "родным" партнерам на каждую бутылку "набрасывал" наценочку. Причем последняя стала все больше возрастать, и дошло до того, что оптовая цена на продукцию "Вереска" вышла на такой уровень, что с ней стало невыгодно работать. В общем, ничего личного, только бизнес.
    "Вереск" отреагировал моментально и, как показалось многим, неадекватно. В СМИ, причем не только в региональных, но и в федеральных, началась настоящая кампания в защиту униженного и оскорбленного "Вереска". Говорилось, что ТАА душит главного налогоплательщика, что ведется грязная игра, в конце концов, что "Вереск" - это наше ВСЕ, а остальные, соответственно, так себе. Реальность же говорит о другом. Конечно, "Вереск" для маленького Кашина не просто рабочие места. Фактически это предприятие играет стратегическую роль в жизни этого города. Весь основной заработок для местных жителей дает "Вереск". А значит, и музыку заказывают тоже там. По словам местных жителей, с которыми нам удалось пообщаться, единственно, чего боятся в Кашине, так это массовых увольнений. Это хорошо известно и хозяину "Вереска" Владимиру Перину. Собственно, он этого не скрывает и активно пользуется своим правом хозяина. Так, из неофициальных источников нам стало известно, что Владимир Георгиевич ни с кем диалогов не ведет, а беседует с той же районной властью с позиции господина. Не далее как в июле нынешнего года главе администрации Кашинского района Соколову пришлось столкнуться с угрозой настоящего социального терроризма со стороны Перина. Хозяин "Вереска" вроде бы прямо заявил ему, что если не найдет поддержки у районных властей, то на улице окажутся 500 работников предприятия. Эта позиция напоминает не слова бизнесмена, или красного директора, к которым Перина ошибочно причисляют. Подобное заявление похоже на шантаж неуравновешенной супруги, которая обещает выбросить вещи мужа в окошко, если тот не согласится с ее претензиями. Но живые люди не пара тряпок, и столь просто заявлять о массовых увольнениях можно либо от отчаяния, либо если где-то есть запасной аэродром, и если здесь, в Кашине, не получится сохранить позиции, то смело можно сжечь мосты, устроить социальный взрыв и преспокойненько продолжить дело где-нибудь еще. Собственно, так оно вроде бы и получается. У Владимира Перина есть действующие производства в Ярославской, Мурманской и Воронежской областях. Еще одно, по слухам, строится в Ростовской области. По крайней мере говорят, что земля для него уже куплена. Так что социальная и общественная роль "Вереска" и его владельцев сильно искажена. Базируется она не на региональном патриотизме или даже бизнес-интересах, а на волюнтаристском понимании своей роли самим Периным.


ФИНАНСОВЫЙ МИФ

Что же касается экономических дел, то здесь также не все в порядке. Например, "Вереск", имея собственную сбытовую сеть, ввозит на региональный рынок алкогольную продукцию из других областей, что вообще трудно объяснимо. Возможно, создавая конкуренцию своими же руками, Владимир Перин не ищет легких путей или просто развлекается. Кстати, сырье для своей продукции Перин приобретает не в Тверской области, что, кстати, положительно сказалось бы на бюджете, а в Осетии, в городе Беслане. На вопрос "Почему?" Перин отвечает, что продукция, произведенная на основе бежецкого спирта, не проходит контроль качества. Хотя все остальные участники рынка работают именно с местным сырьем и никаких нареканий не получают. Некоторые осведомленные источники предполагают, что столь сложные схемы с закупкой спирта, возможно, объясняются достаточно просто - системой откатов, которую поощряет "Вереск". Все это сдабривается агрессивной информационной позицией "Вереска" по отношению к окружающему миру и коллегам по отрасли.


ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ

Конечно, Владимира Перина можно причислить к тяжеловесам алкогольной отрасли. Однако все, с кем нам удалось побеседовать, не говорят о Перине иначе как в прошедшем времени. Политические эксперты называют его уходящим. Сам же конфликт воспринимается ими как целенаправленный обвал алкогольного рынка со стороны Перина. С точки зрения политических аналитиков, скандал с "Вереском" не дает навести порядок в розничной торговле алкоголем, что, несомненно, сказывается на общей экономической и политической ситуации в Тверской области. Кстати, в четверг 20 октября Владимир Перин выступит в Законодательном Собрании области. Но, в принципе, пафос его бенефиса всем давно понятен. И ничего, кроме ставших уже традиционными обличительных речей, депутаты не услышат.
    Чего же еще ожидать, если подобная тактика практикуется им во всех направлениях. Например, Перин забросал прокуратуру и другие фискальные органы жалобами и запросами. Естественно, на этот "жалобный" обвал органы реагируют, что сказывается на работе перинских оппонентов. Однако прокуратуре для сохранения законности было бы неплохо заинтересоваться и самим "Вереском". По неофициальным данным, в хозяйстве Перина, возможно, есть много интересного для компетентных органов.
    Налоговая инспекция также заняла достаточно интересную позицию. Создается такое впечатление, что сотрудники налоговой замечают только конкурентов "Вереска", тогда как на самом кашинском алкогольном гиганте творятся воистину чудесные дела. В то время как все производители спиртного получают акцизные марки строго в установленное время, на "Вереске" их выдают даже в пятницу, после 18 часов. Такие вот исключения из правил.
    Но, несмотря на особый подход к "Вереску" со стороны некоторых официальных организаций, перспективы развития ситуации видятся достаточно четко. Совершенно очевидно, что алкогольная ассоциация создана и работает не для красоты. Она входит в систему, без которой на алкогольном рынке Тверской области могут возникнуть серьезные сложности. К тому же, согласно статистическим данным, благодаря возникновению ассоциации собираемость налогов в алкогольной отрасли повысилась на 30%. Эффект налицо. Кстати, объединение алкогольных производителей Тверского региона - лишь пример общероссийской тенденции развития бизнеса.
    С другой стороны, каким бы крупным ни был "Вереск", он все же в меньшинстве. Неконструктивная позиция Владимира Перина, конечно, влияет на многое. Он в состоянии обрушить социалку в Кашине, свернуть производство и уйти в другой регион, но от новой экономической системы ему вряд ли удастся уйти.


Александр ЗЕНИН

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru