Архив номеров


В тридцатый раз на территории нашей области стартовали соревнования по велосипедному спорту на приз первого олимпийского чемпиона по велосипедному спорту, представлявшего СССР, Виктора Капитонова, скончавшегося в марте нынешнего года.
    Виктор Арсеньевич Капитонов - современная легенда отечественного спорта, человек, прошедший путь от рабочего вагоностроительного завода до одной из знаковых личностей страны. Виктор родился в октябре 1933 года в г. Твери (тогда Калинине). Был чемпионом города, области, призером первенства России. В 1952 году был призван в ряды Вооруженных Сил и как перспективный спортсмен зачислен в спортивную роту Московского военного округа, откуда и начал свой путь в большой спорт. Окончил Краснознаменный военный институт физической культуры. Олимпийский чемпион 1960 года в индивидуальной шоссейной гонке на дистанции 175 километров. Первый советский велосипедист, завоевавший олимпийское первенство. На той же Олимпиаде получил бронзовую медаль в командной гонке на 100 километров, победитель велогонки Мира (в командном зачете) в 1958, 1961-1962 гг. Неоднократный чемпион СССР в 1956-1962 годах в различных гонках. Тренер сборной команды велосипедистов-шоссейников 1970-1988 годов. В 1975 и 1976 гг. назван лучшим тренером страны и награжден золотой медалью за подготовку сборной СССР к олимпийским играм и велогонке Мира - 1975 г. В 1976 году удостоен ордена Дружбы народов. Награжден орденом Ленина, орденом "Знак Почета", медалями.
    По традиции в число олимпийских чемпионов по велосипедному спорту до игр 1960 года в Риме входили представители Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов, поэтому самую настоящую сенсацию в Риме произвел советский гонщик Виктор Капитонов. Он выиграл групповую шоссейную гонку. После финиша один из французских журналистов передал в свою газету:
    "С победой Капитонова Россия входит через парадную дверь в большой международный велоспорт".
    В Риме Виктор не был новичком. До этого Капитонов побывал в Австралии на XVI Олимпиаде, выступал в чемпионате мира, в нескольких крупнейших велогонках. Везде он шел впереди, и всегда что-нибудь мешало ему финишировать первым.
    - Не везет мне, что ли, в решающие моменты? - сказал он как-то незадолго перед поездкой в Рим. - В Мельбурне упал, на чемпионате мира уже готовился финишировать - прокол. На велогонке Мира - два года назад - был лидером - и снова неудача.
    Каждая серьезная гонка была для него испытанием стойкости. За год до Рима-60 на первом этапе велогонки Мира под Берлином Виктор упал со всего ходу на бетонку. Как будто кто-то прошелся крупным наждаком от бедра до голени. После финиша лежал на массажном столе. Немецкий врач (своего не было) суетился над ним - вовсю орудовал перекисью водорода и зеленкой и, показывая на голень, объяснял тренерам, что дело плохо. "Очень плохо! Дальше ехать нельзя!" А наш велосипедист только мотал головой и мычал. И все, кто находился в комнате, отворачивались, чтобы не видеть ногу Капитонова. И все знали, что он все равно не сойдет. Приехавший из посольства врач сказал: "Ему нельзя дальше ехать". А тренер Шелешнев ответил: "Это он решит сам". Кривясь от боли, Виктор сказал: "Поеду, чего там...".
     XVII Олимпийские игры. Командная гонка проходила в сорокаградусную жару. Не выдержав напряжения, отдельные спортсмены, а то и целые команды сходили с дистанции. Примерно на середине пути вдруг покачнулся в седле и упал на обочину молодой датчанин. Через несколько часов он умер в госпитале от солнечного удара.
    В этом пекле всего несколько секунд проиграли мы немецким гонщикам, завоевавшим серебряные медали. И, может быть, прав член команды Клевцов, сказавший потом, что для того чтобы занять второе место, советской команде не хватило всего лишь... четырех кружек воды.
    А затем была индивидуальная гонка на 175 километров. О ней рассказал сам гонщик в книге "Ради этого стоит жить":
    "Старт дали в одиннадцать часов. Солнце стояло в зените, и, как и во время командной гонки, было сорок пять градусов жары.
    Все сто сорок три гонщика мечтали о победе. Но больше всех надеялся на успех Трапе. Надписи на домах и тротуарах кричали: "Трапе! Трапе! Трапе!" Темпераментные болельщики скандировали: "Трапе! Трапе! Трапе!"
    ...Руководители советской делегации учли уроки командной гонки, и 29 августа все наши спортсмены, свободные от состязаний, вышли на улицы с ведрами, банками, полиэтиленовыми пакетами, наполненными водой. Они щедро поливали нас. Но вода испарялась почти мгновенно.
    ...А гонка набирала и набирала темп. Шоссе извивалось, как змея, бежало с горы на гору. И вся колонна, словно лавина, вливалась в узкое горло шоссе, повторяя изгибы трассы Гроттаросса...
    ...Надвигался крутой подъем. И тут-то меня осенило: "Или сейчас, или никогда..." Снова уйти на подъеме? Риск казался неоправданным. Но какая-то дерзость подтолкнула меня в седле, и я "выстрелил". Шоссе стало сверху спускаться на меня. А я карабкался метр за метром. Не оглядывался, ибо знал, что такой рывок способны поддержать лишь Трапе и Хаген. Только взобравшись на самый верх горы, я стал различать обрывки непонятных фраз.
    Болельщики неистовствовали: "Трапе! Трапе!" Пришлось оглянуться. Трапе!
    ...Я подождал итальянца. Как-никак, а вдвоем легче! За нами бежало солнце, яростное и жгучее. Гонку мы вели попеременно.
    Слишком много вложил в свой одинокий рывок на оплавившемся шоссе... Но сколько же осталось кругов? Один? Два? В голове все перемешалось. Тактика гонки настолько завладела моим вниманием, что я забыл счет кругам. Я... помчался к финишу, вложив в рывок весь запас сил: ринулся вперед с такой силой, что в тот миг мог обогнать курьерский поезд. И поднял руки в победном приветствии... И не поверил: ...оказалось, что я ошибся на целый круг. Мне еще 15 километров "пилить" и "пилить" под безжалостным римским солнцем!..." Трапе был впереди уже на добрых 500 метров. За 2 км до финиша они опять оказались вместе. Это был уже бой: или-или. Капитонов пересек финиш на полколеса впереди итальянца. А Трапе, закрыв лицо руками, заплакал.
    Потом были еще две победы Виктора Капитонова в составе сборной СССР на престижной Велогонке Мира и переход на тренерскую работу.
    В 1976 году бывший рабочий Калининского вагоностроительного завода, ставший к этому времени заслуженным мастером спорта СССР и заслуженным тренером СССР, подарил для вручения победителям велогонки, стартовавшей тогда впервые, большой золотой кубок, которым он был награжден на той самой Олимпиаде в Риме в 1960 году.
    В первый же год в велогонке на приз Капитонова принимало участие 20 команд из разных городов СССР, и на всех дистанциях первое место занял калининский спортсмен, мастер спорта Борис Лебедев. С тех пор эти соревнования стали традиционными и приобрели всероссийский статус.
    С самого начала гонка была многодневной и в разные годы проходила от трех до пяти дней. Длина дистанций варьировалась от 120 до 170 км в день, но обязательно в программу гонки включалась индивидуальная гонка на 187,5 км. Традиционной трассой для велогонки стало Бежецкое шоссе, на котором ежегодно проходит ряд этапов гонки.
    Многие из участников велогонки позднее защищали честь страны на международных соревнованиях, неоднократно участвовали в ней и воспитанники Виктора Капитонова.
    Наш город ежегодно принимает более 100 спортсменов из многих городов России: Саратова, Нижнего Новгорода, Самары, Пскова, Иванова, Санкт-Петербурга и других.
    Абсолютным чемпионом XXX Всероссийской велогонки, посвященной памяти Виктора Капитонова, стал двадцатилетний представитель подмосковного клуба "Премьер" Сергей Смирнов. В воскресенье у обелиска Победы ему были вручены главные призы соревнований - кубок и тридцать тысяч рублей.
    Как после награждения признался сам чемпион, нынешний успех - пока самая крупная победа в его шестилетней cпортивной карьере. До этого он дважды выступал на гонке Капитонова, в том числе и в группе юниоров, но ни разу не поднимался на верхнюю ступень пьедестала почета. Спортивную честь Верхневолжья в капитоновской велогонке в очередной раз поддержали лишь представители Лихославльского района - единственного муниципального образования области, где при спортивной школе работает отделение велоспорта. Но составить достойную конкуренцию вторым и даже третьим составам ведущих велоклубов страны воспитанники Альберта Смирнова по-прежнему не смогли. На каждом из этапов финишировали лишь в третьем десятке.


Михаил ДОМАШНЕВ


Под Находкой, в бухте Золотари на берегу Тихого океана, завершилась международная встреча мотопутешественников "Лицом к океану". Ее итог: три попытки угона мотоциклов, одна предотвращенная попытка изнасилования, одна массовая драка, множество одиночных мордобоев, несколько разбитых пивными бутылками голов, одна разбитая гитара (тоже об голову) и один отрубленный палец.
    Благодаря Интернету народу на "Лицом к океану-3" съехалось гораздо больше, чем в прошлом году. До пляжа Золотарей на мотоцикле "Хонда Брос" добрался 77-летний байкер из Кельна Гюнтер Шафф, исколесивший едва ли не весь мир. Из Чикаго приехал Олег Грозаб. Прикатили из Твери знаменитый тверской байкер Олег Рогов с напарником Валерой Васильевым из Удомли Тверской области, прибыли байкеры Томска, Санкт-Петербурга, Амурска, Самары, Читы, Камчатки, Биробиджана, Уссурийска, Владивостока и Хабаровска...
    Узкая береговая полоса Золотарей с трудом приютила всех желающих. Кто не смог разместиться на пляже, обустраивался на ближайшей сопке. Палатки, тенты и мотоциклы буквально теснили друг друга. Вопреки обещаниям организаторов мероприятия открыть сразу несколько точек общепита многотысячную толпу кормили всего две забегаловки.
    Зато пиво на "Лицом к океану" лилось рекой. Хмельной напиток в кегах, бутылках и банках регулярно подвозили в огромных фурах. Те, кто был в Золотарях на предыдущих байкерских тусовках, говорили, что раньше такого откровенного спаивания народа не было.
    Из-за огромного количества народа возникла напряженка с биотуалетами.
    Криминальные проблемы появились на Золотарях в первую же ночь слета, хотя территория мотослета была буквально нашпигована милицией. Сотрудники АКБ "Находка" с задержали с поличным трех угонщиков мотоциклов. (Позже выяснилось: на слете работали три бригады, специализирующиеся на угонах.)
    Тверские байкеры сейчас едут домой на поезде. Подробности их приключений из первых уст - в следующих номерах "Каравана".



В список кандидатов в главную национальную команду России к первому этапу Евротура - Кубку "Ческе Пойиштовны" включен тверской защитник Андрей Заболотнев. Как сообщает пресс-атташе клуба Владимир Самохин, два предыдущих сезона Заболотнев провел в воскресенском "Химике". До этого он привлекался только в юниорский и молодежный составы сборной. По словам главного тренера сборной России Владимира Крикунова, в предстоящем Евротуре он специально будет делать акценты на тех игроков, которые не выступали на чемпионате мира в Вене.



Полузащитник "Волги" Михаил Комаров, восемнадцатилетний воспитанник тверской футбольной школы, получил приглашение принять участие в тренировочных сборах национальной юношеской команды России. В рамках сборов будет проведен товарищеский матч между юношескими сборными России и Швейцарии. Напомним, что именно эта команда юношей 1986 года рождения под руководством Юрия Смирнова и Сергея Юрана готовится выступить на Олимпийских играх 2008 года в Пекине.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru