Архив номеров


При всех причудах развития китайской технической мысли промышленные успехи этой страны вызывают искреннее уважение В конце июня в Москву с официальным визитом приезжал председатель КНР Ху Цзиньтао. Это был уже четвертый визит китайского лидера в нашу страну. О причинах такого интереса к нам можно рассуждать много, но, пожалуй, важнее говорить о российском интересе.
    Наш великий восточный сосед довольно успешно справился с голодом и нищетой, превратился в серьезный центр влияния на мировую экономику. По утверждению авторитетного журнала "Эксперт", внешнеполитическая экспансия Поднебесной только формируется. И тут для России важно не только не давать себя использовать для укрепления экономического конкурента, но и самим максимально использовать его для собственного усиления.
    А поучиться нам у китайских товарищей есть чему. По данным Мирового банка, Китай сегодня имеет вторую в мире по размерам после США экономическую систему (Россия - десятую). Умные головы уже подсчитали, что при существующих темпах роста экономики в 10% в год (у нас - 5%, в США - 3%) уже через 20 лет китайский ВВП составит 50% от американского и в 3 раза превысит российский. В странах АСЕАН, объединяющей 10 стран Юго-Восточной Азии с населением более 500 миллионов человек, деловая жизнь давно контролируется китайскими олигархами (кроме Вьетнама, у которого с соседом особые отношения после войны 1979 года). Говорят, что в Японии почти все, а в Корее вообще все образованные люди читают китайские иероглифы. В 2004 году по объему привлеченных иностранных инвестиций Китай занял первое место в мире. Только один Шанхай за год получает прямых иностранных инвестиций больше, чем вся Россия. На западе Китая, где проживает всего 10% населения, в 2002 году построено 40 тысяч километров дорог, тогда как во всей России строится не более 5-6 тысяч километров. Китай производит более половины фотоаппаратов в мире, 30% кондиционеров и телевизоров, 25% стиральных машин и 20% холодильников.
    Если в конце 1990-х китайский экспорт в массе своей был представлен дешевыми одеждой, обувью и потребительскими товарами, то теперь все иначе. Постоянно растет доля сложной электроники, техники, оборудования. Нынче в Китай переходит не только производство, но и конструирование компьютеров. В июне этого года первая партия произведенных там автомобилей ушла на экспорт в Германию. Теперь в Поднебесную крупнейшие мировые фирмы переводят не только производство, но и научно-исследовательские подразделения. И тому есть объяснение: зарплата компьютерных инженеров, которых ежегодно десятками тысяч выпускают китайские университеты и чья квалификация не уступает мировой, составляет всего треть от японской. "Эксперт" считает, что так Китай экономит силы, используя более дешевую стратегию создания высокотехнологичного сектора экономики, нежели в свое время Япония и Корея. Помимо этого Китай усиленно накапливает валютные резервы: с 5 млрд. долл. в 1978 году они выросли сегодня до 700 млрд. Эти резервы вкладываются, как правило, в самые надежные и ликвидные ценные бумаги западных стран. Благодаря интенсивному промышленному росту Китай стал одним из крупнейших импортеров сырья. На него приходится почти 8% мирового потребления нефти, 10% электроэнергии, без малого 20% алюминия и меди, 27% стали, почти треть мирового потребления угля и хлопка.
    Все это может касаться России в целом и, конечно, в большей степени Сибири и Дальнего Востока. Поскольку именно там сосредоточено все то, в чем нуждается наш великий сосед. И именно туда больше всего нацелены интересы самого Китая. Но какое все это имеет отношение к Тверской области? Ведь и как территория проживания (далеко), и рынок сбыта для их продукции мы представляем слабый интерес (больно уж велики транспортные издержки). Да и взять себе от нас им особо нечего. Разве что электроэнергию, вырабатываемую в избытке Конаковской ГРЭС и Калининской АЭС. Да и то вряд ли... Тем не менее почему-то в последние пару лет Тверская область все чаще упоминается в Интернете в связи с Китаем. Разве не свидетельством такого интереса к нам стало участие весьма представительной китайской делегации во время празднования 870-летнего юбилея Твери? Почему? Зачем? Для чего?
    Один ответ самый простой. В Москве уже давным-давно есть мощная китайская диаспора и чуть ли не свой Чайна-Таун. И в Питере совсем недавно китайцы заключили соглашение с губернатором Валентиной Матвиенко о строительстве недалеко от гавани целого бизнес-квартала. А Тверь расположена на пути аккурат между двумя столицами. Оттого и есть интерес к нашему городу.
    Но это объяснение, что называется, хромает. Оно не дает полного понимания интереса к губернии, расположенной во многих тысячах километров от китайских границ. Думается, что тут более глубокие корни.
    Все тот же журнал "Эксперт" считает, что в Центральной Азии, где у России огромные геополитические интересы, стремительно набирают силу процессы региональной интеграции. И основную роль там играют ближайшие соседи Сибири - Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Китай. Причем в большей степени его западная и слаборазвитая (пока) часть - Синьцзян-Уйгурский автономный район. Именно на его развитие сейчас направлены усилия китайского руководства. Восточную и южную часть им удалось в самые короткие сроки вывести на передовые позиции и сориентировать на своих восточных соседей - Японию и Корею. Теперь настал черед западной части Китая. И ее, кажется, нацеливают на интеграцию с Россией. Но тут вся беда в том, что в этой части Китая, России и новых Центрально-Азиатских государств весьма слабо развита транспортная сеть. "Транссиб" проходит далеко. Поэтому есть необходимость в надежном автомобильном сообщении. Проект строительства автодороги, обеспечивающей транзит Западной Сибири, Урала и Европы в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и далее в Центральный Китай, уже рассматривался в 2000-2001 годах. Но тогда то ли время не пришло, то ли еще что. Тогда поговорили, поговорили да и затихли. Ведь нужна не просто дорога, а Дорога. Возможно, была проблема с кадрами, необходимыми для строительства столь масштабного и сложного инженерного сооружения. А тут весьма кстати возник проект строительства платной автодороги Москва - Санкт-Петербург и далее в Скандинавию, проходящей значительной частью по Тверской области. Причем самой что ни на есть современной дороги с большой пропускной способностью. И тут, понятное дело, есть возможность на практике подготовить кадры для строительства своей дороги. За то время, которое потребуется для ее строительства, Китай вполне может пропустить несколько сот тысяч своих работников. Благо недостатка в рабочей силе там нет. А у нас есть! Да тут еще возможность сэкономить на оплате труда...
    Так что нам, тверитянам, желающим заполучить свою квоту на строительство автодороги Москва - С.-Петербург, есть о чем задуматься. А то, не ровен час, все рабочие места в один далеко не прекрасный момент вдруг окажутся занятыми китайскими товарищами...


Виктор БОГДАНОВ


Дальнобойщиком работать опасно. На прошлой неделе это подтвердилось лишний раз. Возле деревни Алексеевское Рамешковского района из автоматов был расстрелян грузовой МАЗ бежецкого торгового предприятия "Селена". Автомобиль направлялся в очередную командировку за товаром. В кабине находились водитель и экспедитор с денежной суммой, которая и интересовала грабителей. Пули нападавших достигли цели. Водитель с экспедитором получили тяжелые ранения, но остались живы. Преступники забрали деньги и быстро скрылись.
    В этом деле поражает даже не дерзость разбойников - видимо, они знали, на что шли, и тщательно готовились к нападению. Удивляют их аппетиты. Из неофициальных источников нам стало известно, что добыча преступников составила не больше 250 тысяч рублей.
    Выяснить истину и установить личности преступников предстоит следователям Рамешковского ОВД. Хотя, по нашему мнению, ниточки этого преступления ведут в Бежецк. Во-первых, подобные нападения просто так не совершаются и тщательно планируются. Во-вторых, не так давно в Бежецке произошло аналогичное преступление. Осенью прошлого года были также расстреляны и ограблены водитель и экспедитор фуры. Правда, напали на них на улице, когда дальнобойщики еще не успели сесть в машину. Вскоре после этого инцидента в Бежецке начались милицейские спецоперации, которые с легкой руки правозащитников были окрещены "зачистками". Нападения на какое-то время прекратились. И вот, когда дым от "зачисток" рассеялся, расстреливают еще одну фуру. Мы задаемся вопросом: не связаны ли эти события между собой? То есть пока местный криминалитет выступал в роли жертв милицейского произвола, на водителей никто не нападал. А когда шум вокруг "зачисток" улегся, "овцы" вновь стали "волками". Но это всего лишь предположение. Истина - задача следствия, а последнее слово остается за судом.
    Отдел журналистских расследований


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru