Архив номеров


Россия стремительно вымирает. Демографы, политики, журналисты кричат во весь голос, что если не принять немедленных мер, то уже через несколько десятков лет население страны уменьшится вдвое. А это значит потеря территории, быть может, независимости. Это может означать конец многовековой истории российской цивилизации. Проблема эта имеет два аспекта: низкая рождаемость и невиданная смертность. Специалисты убеждены, что высокая смертность среди мужчин во многом определяется и тем, что государство уже пятнадцать лет не может навести порядок на рынке алкогольной продукции. Суррогаты заполонили прилавки магазинов. Никто не может быть уверен, что он покупает настоящую водку, коньяк или вино, а не опасную для здоровья бурду в красивой упаковке.
    Изучение алкогольного рынка Тверской области, которое провели государственные органы в 2005 году, показало страшную картину. Примерно 11% вина, поступающего по импорту, небезопасно для здоровья. Что же касается крепких напитков (водки, коньяка и пр.), то здесь картина еще ужаснее - более 39% алкоголя (и отечественного, и импортного) не соответствует стандартам безопасности. И все это выпивается, и никто не может сказать, сколько за всем этим нерожденных детей и преждевременных смертей.
    Решить немедленно эту проблему недавно дал указание президент России Владимир Путин. В Тверской области эту задачу стали решать еще в начале года. С подачи областной администрации была создана "Тверская алкогольная ассоциация" (ТАА), куда вошли ведущие региональные производители алкоголя и акцизные склады. Ассоциация постаралась не допускать на рынок "левую" продукцию. Эффективность новой схемы уже в первом полугодии показал уровень собираемости налогов (надо понимать, что налоги уплачиваются только с легальной продукции). По сравнению с прошлым годом акцизов с вина, произведенного в Российской Федерации, поступило в казну 168%, акцизов на алкоголь крепостью выше 25% (за исключением вина) - 164%, акцизов на алкоголь крепостью менее 9% (за исключением вина) - 168%. О чем это говорит? Как минимум о том, что на рынке на 50% увеличилась доля легального алкоголя.
    Единственной проблемой в Тверской области остается то, что к ТАА не желает присоединиться один из ведущих тверских производителей - Кашинский ликероводочный завод "Вереск".
    На прошлой неделе директор и хозяин этого предприятия господин Владимир Перин собрал пресс-конференцию, где грозил судами журналистам и прежде всего газете "Караван+Я" за то, что мы честно пытаемся разобраться в том, что происходит на алкогольном рынке и откуда на прилавках появляются подделки. Кроме этого в ряде, вероятно, прикормленных изданий появились очередные плаксивые статьи о том, что якобы какие-то злые силы вредят "Вереску".
    Ничего нового Перин не говорил, кроме того, что нес, по нашему мнению, всякую чушь и путался в цифрах. К примеру, читаем в газете "КП-Тверь" статью Андрея Баянова (кто такой Андрей Баянов и какое отношение он имеет к Перину, мы когда-нибудь расскажем): "Из-за изменений в порядке получения специальных региональных марок, вдруг появившихся бюрократических проволочек в согласовании документов на заводе появились простои".
    По нашим сведениям, на 21 июня 2005 года завод должен был иметь акцизных марок на алкоголь крепостью более 25% более 900 тыс. шт. (при месячной потребности примерно в 600 тыс. шт.), а на алкогольную продукцию крепостью менее 25% вообще должен иметь марок 1 миллион 300 тыс. шт. (при потребности в месяц всего 150 тыс. шт.). Если их нет, то тогда вопрос: куда они делись?
    И все остальное в этом роде.
    Пишутся бумаги в разные инстанции, что завод стоит и вынужден уволить 200 человек из 360 работающих. На поверку оказалось, что увольняется всего 30 человек (из них 7 пенсионеров), двое вообще уволились по собственному желанию. В общем, какая-то буря в стакане воды. Чего добивается Перин? Пока однозначного ответа на этот вопрос нет. На прошедшей пресс-конференции представители "Вереска" заявили, что завод не желает сотрудничать с ТАА по причине несогласия с требованием ассоциации о поставках всей продукции с 20% акцизом на склады ассоциации. (При этом именно ассоциация уплачивала бы государству 80% акцизных налогов.) Для "Вереска" такой подход, по словам Перина, означал бы закрытие торговых компаний.
    Мы решили посмотреть, как подобные проблемы решаются в других регионах. Рассказывает председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Владимир БЛАНК:
    - В розничную сеть алкоголь поступает примерно от 150 оптовых организаций и 62 акцизных складов, но "реальных" компаний из них не более 50, все остальные представляют собой организации, деятельность которых не приводит к уплате налогов. Исходя из этого мы приняли решение придерживаться политики, направленной на укрупнение операторов этого рынка, повышение их имущественного статуса и ужесточения контроля недобросовестных участников. Теперь для учреждения акцизного склада необходимо получить согласование нашего комитета, которое выдается на конкурсной основе. Уточнены правила хранения региональных акцизных марок. Участники рынка предупреждены о новых правилах игры, которые абсолютно понятны и прозрачны. Все случаи, связанные с нарушениями, подробно обсуждаются на межведомственной комиссии, поэтому здесь нет никакого административного решения. За нарушение правил уже было отозвано три согласования на учреждение акцизного склада и аннулировано пять аттестатов аккредитации на продажу спиртных напитков. Насколько эффективны оказались эти меры, свидетельствует тот факт, что в первом квартале этого года налоги, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли почти на 40% - до 610 млн. рублей.
    Как видим, ничего особенного в Тверской области не происходит. Областная администрация действует в рамках общероссийских тенденций. Складов должно быть меньше, а порядка больше. В этом случае позиция Владимира Перина становится совсем непонятной.
    Только можно гадать, зачем хозяин завода создает эту бурю в стакане воды.
    Пытаясь понять логику Перина, единственно можно предположить, что он снижает рыночную стоимость предприятия. Правда, зачем, если, как мы показали в предыдущей статье, он с семьей является фактическим собственником всей системы "Вереск"? Может, это нужно, чтобы скупить все оставшиеся акции? Время покажет.
    Вернемся к проблеме наведения порядка на алкогольном рынке.
    6 июля Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Об этом сообщил журналистам в четверг спикер нижней палаты Борис Грызлов.
    Спикер напомнил, что обсуждение данного проекта закона уже неоднократно откладывалось (последний раз - 9 июня). Это связано с большим количеством поправок, которые в течение всего периода подготовки документа к рассмотрению вносились депутатами и правительством. "Однако 6 июля мы его точно рассмотрим, никаких переносов больше не будет", - пообещал Грызлов.
    Законопроект уточняет порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а также вносит изменения в ряд статей действующего закона, касающихся организации производства спиртного. Предусматривается выведение из-под государственного контроля производства и оборота пива и натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6%, а также напитков, изготовленных из виноматериалов. Кроме этого законопроект предоставляет право производства и оборота (без импорта и розничной продажи) этилового спирта казенным предприятиям и организациям, имеющим оплаченный уставной капитал не менее чем 10 млн. рублей. Уплата акцизов переводится с акцизных складов на спиртозаводы.
    Закон так долго не может пройти через Госдуму потому, что в нем столкнулись интересы Минэкономразвития, которое требует полностью либерализовать производство алкоголя, а контроль осуществлять только на прилавках, и Минсельхоза, требующего, наоборот, ввести госмонополию на производство спирта. Какая позиция победит - неизвестно. Но, в любом случае, последний кордон обороны против "левого" алкоголя - это прилавки магазинов.
    Согласно федеральному закону, аккредитация магазинов, имеющих право торговать алкоголем, является прерогативой субъекта Федерации, т.е. области. Однако в свое время это право областной администрацией было делегировано муниципалитетам. Практика показала, что значительная часть суррогатов попадает из подпольных цехов напрямую в розницу. Главы районов зачастую являются заложниками ситуации, и им крайне тяжело и часто не безопасно навести здесь порядок. Область хотела бы вернуть себе контроль над аккредитацией магазинов. Логика здесь совершенно понятна. На межведомственную комиссию, сплошь состоящую из представителей федеральных ведомств, вряд ли можно надавить. Однако такое вполне логичное решение вдруг встретило непонимание части депутатов областного парламента. Доводы приводятся анекдотичные: вроде предпринимателям будет неудобно ездить в Тверь за разрешением или это будет чересчур для них накладно. Мы думаем, что депутатам прежде всего следует подумать о здоровье людей и о том, сколько жизней они спасут своим решением. Получить на 3 года лицензию за 9 тыс. рублей - это не смертельно. Смертельно для нации, когда в каждой подворотне продается неизвестно какая отрава под видом спиртного и нет никакой управы на недобросовестных продавцов. Думаем, что депутаты подумают и примут верное решение.


Евгений ПЕТРОВ


Тверских производителей спиртного объединило Некоммерческое Партнерство "Тверская алкогольная ассоциация". Ситуацию с поправками к закону об обороте этилового спирта для нас прокомментировал ее директор - Андрей АФАНАСЬЕВ.
    - Алкогольный рынок Тверской области живет по тем же законам, что и во всей остальной России, и тверские алкогольные производители страдают от тех же проблем, что и их коллеги из других регионов. Производители спиртного в регионе ждут от закона прежде всего ясности. Конечно, как и любые операторы алкогольного рынка мы надеемся на то, что усиление госрегулирования алкогольного оборота сможет вытеснить с рынка недобросовестных коммерсантов. Мы рассчитываем, что поправки к закону об обороте этилового спирта сработают так, как и задумывали их разработчики. Наша отрасль будет только приветствовать оздоровление ситуации в сфере оборота алкоголя. Со своей стороны мы действуем на рынке согласно совместно выработанной этике. Если государство готово сделать то же самое, то от этого выиграют все.


Парадоксально! Но, несмотря на колоссально подскочившие цены на нефть на мировых рынках, в нашей стране экономический рост практически остановился. На заседании правительства уже прямо заявляется, что удвоения ВВП не будет. Главная причина - у России нет механизмов этого удвоения, а значит, нет и перспектив. Печально! Но снова остро ощутилось отсутствие правильных законов. А общую ситуацию можно охарактеризовать, перефразировав классика: "В России две беды: плохие законы или их полное отсутствие". И это факт. Еще бы: если правила на рынке либо не установлены, либо отсутствуют совсем, то как может развиваться конкурентоспособная экономика?
    Что делать? Конечно же, принимать законы. И бизнес ждет от законодателей определенности как манны небесной. Но, к сожалению, у нашей страны не так много времени на то, чтобы вносить фундаментальные изменения в экономику. Вот и на правительственном уровне возникают идеи задействовать в оживлении экономики золотовалютный резерв или стабилизационный фонд России. Вот только куда вкладывать деньги? Сырьевая отрасль и разваленная "оборонка" проблем не решат - не сможет нефтяная труба и дальше кормить беднеющую на глазах страну. Другой путь - инвестировать традиционно прибыльные отрасли экономики. Взять хотя бы алкогольную промышленность. На первый взгляд, все идет нормально - заводы работают, продукция продается, только вкладывай деньги. Но на самом деле алкогольный бизнес помимо денежных вливаний остро требует законодательного регулирования.


ОПАСНЫЙ "МАКСИМКА"

На данный момент и производители алкоголя, и его потребители столкнулись с настоящей атакой спиртовых суррогатов. Потребители в погоне за дешевизной травятся почем зря: 40 тысяч трупов в год - это не шутки. Производители страдают от конкуренции - ведь спиртовые суррогаты не считаются алкогольной продукцией. По сути, они представляют собой чистый этиловый спирт, "сдобренный" денатурирующими добавками, которые не ухудшают вкусовых качеств "продукта", но делают его совершенной отравой. Так, нижегородские производители гонят на рынок средство для мытья стекол с ласковым названием "Максимка". У "Максимки" есть друг из Осетии "Кирюша". Но в нашем регионе больше распространен их родственник - растворитель "Бытовой". Все эти жидкости предназначены для технических нужд, но в основном применяются как дешевое сырье для паленой водки. Подобную продукцию целыми партиями изымают в продуктовых магазинах. Дошло до того, что один ушлый предприниматель из Твери повышал растворителем градус разливного пива. Но подобными случаями занимается милиция, и суррогатчиков ждет наказание. Хуже другое: производство и продажа технического спирта практически никак не регулируется законодательно. Суррогаты производят по тем же законам, что краску или лак, вследствие чего этот вид бизнеса превратился в альтернативную алкогольную промышленность, менее затратную и более прибыльную, чем официальные производства спиртного. В результате распространение суррогатного алкоголя приобрело в России масштабы эпидемии.
    Исправить положение должны поправки в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, которые находятся на рассмотрении в Госдуме. По идее, эти поправки и должны исправить многие недочеты в алкогольном законодательстве России. Попытаемся рассмотреть некоторые из них. Попробуем понять, что же ждет одну из самых перспективных отраслей российской экономики.


ПОПРАВКИ БЕЗ ПРАВКИ

Весь комплекс поправок можно разделить на либеральные, направленные на устранение "административных барьеров", и контрлиберальные, призванные усилить госконтроль за алкогольной отраслью. Начнем с первых. Либеральная часть исключает квоты на закупку этилового спирта - покупай, сколько хочешь. Также исчезнут региональные специальные марки - за них не нужно будет платить. Пропадет надобность в аккредитации организаций, занимающихся поставками алкогольной продукции в розничную сеть. Субъекты Федерации лишаются права вводить дополнительные защитные меры - не будет спецмаркировки и контроля качества, связанного с этой процедурой. Ввозить алкоголь в страну сможет любой предприниматель - лицензия для импорта больше не нужна.
    Противоположная по направленности часть поправок к закону гласит: торговать алкогольной продукцией запрещается индивидуальным предпринимателям. Оборот этилового спирта будет осуществляться по уведомлению вместо разрешения, как раньше. Цены на этиловый спирт будет устанавливать государство на федеральном уровне. Перечень денатурирующих веществ, которые добавляют в спирт, чтобы сделать его техническим, ограничится керосином, бензином, денатониум бензоатом и кротоновым альгедридом - сверхвонючими и сверхгорькими добавками. Для оборота и производства непищевой спиртсодержащей продукции нужно будет получить лицензию. Уставный капитал операторов алкогольного рынка должен быть не меньше 1 миллиона рублей, что, по мнению разработчиков поправки, сократит число недобросовестных бизнесменов. Также вводятся дополнительные меры по наблюдению за качеством алкогольной продукции, ужесточаются некоторые аспекты разрешительного процесса.


НЕ ЗАВАЛИЛО БЫ "ROYAL"ЕМ

Подведем итоги. В целом, как считают независимые аналитики, при принятии всего комплекса поправок в нашей стране исчезнут ненужные и необоснованные барьеры для бизнеса. Но, скорее всего, главным основанием для разработки этого раздела стали требования ВТО - без либерализации туда не пускают. Вторая часть - контрлиберальная - усилит госконтроль за алкогольной отраслью и сделает ее работу эффективнее. В целом всем будет хорошо.
    Что ж, хотелось бы верить в то, что все так и произойдет. По крайней мере, некоторые моменты всего комплекса поправок кажутся вполне разумными. Плюсом можно смело назвать поправку о денатурирующих добавках в технические жидкости на основе спирта. Пить их уже точно никто не будет, и большая часть суррогатной проблемы решится. Но на смену этой проблеме могут прийти новые. Так, у многих алкогольных производителей вызывает опасения поправка, разрешающая любому предпринимателю торговать водкой без ограничений. Есть угроза, что вследствие этого на алкогольном рынке резко увеличится количество недобросовестных компаний, торгующих "левым" товаром. Ограничения, связанные с суммой уставного капитала, не такие уж серьезные, миллион для бизнеса - деньги небольшие. Кроме того, отказ от лицензирования компаний, занимающихся импортом алкоголя, может привести к второй волне спиртового нашествия в нашу страну. Так к проблеме местных суррогатов может прибавиться новая "Royal"ная проблема. Благо производителей недоброкачественного, но дешевого спиртного хватает и за рубежом. К тому же Запад может легко демпинговать, чем принесет немало головной боли отечественным производителям спиртного.
    В общем и целом, поправки к закону достаточно противоречивы. Сейчас трудно сказать, насколько эффективными или вредными они будут. Главное - прислушаться к голосу бизнеса, которому вытягивать Россию из состояния экономического ступора. И делать это придется в условиях изменившегося закона. А то, что к законам нужно относится серьезно, показывает вся наша жизнь.


Александр ЗЕНИН


Сегодня мы публикуем по поднятой проблеме контроля за алкогольным рынком мнение авторитетного специалиста О.Д. Парагульгова - президента Национального союза участников алкогольного рынка (НО "СУАР"), которое он высказал на заседании круглого стола "Актуальные вопросы гармонизации законодательной базы в области производства и оборота алкогольной продукции, вина, слабоалкогольной продукции и пива в государствах-участниках СНГ в условиях интеграции в мировую экономику", в рамках 9-го Петербургского международного экономического форума.


г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 15 ИЮНЯ 2005 г.

Кто и как контролирует качество в настоящее время? Достигаются ли при этом поставленные цели?
    
На органы "Ростеста" возложено осуществление государственных функций по сертификации продукции на ее соответствие установленным требованиям по качеству. Сертификаты соответствия выдаются не на каждую партию, а на определенные наименования продукции сроком на три года. Отбор проб органы сертификации сами не проводят. Исследуются пробы, представленные заявителями. Контроль в сфере обращения за фактическим соответствием продукции выданным сертификатам не проводится. Сертификаты легко подделываются. В результате вся работа по сертификации превращается в профанацию!
    Субъекты Российской Федерации контролируют качество продукции на акцизных складах. При этом предусмотрено проверять каждую партию продукции с отбором проб для контроля качества.
    Проверка продукции на ее соответствие ГОСТам по физико-химическим показателям не предотвращает оборота фальсификата, подделок, контрафакта. Например, коньяк. Гостируемые показатели (содержание спирта, сахара, цвет) соответствуют ГОСТу, а коньяк на 100% поддельный и приготовлен вовсе не из коньячных спиртов, а из спирта-ректификата. Если поискать, то в некоторых коньяках находят даже диэтилфталат, предназначенный для денатурации спирта.
    Чтобы проводить квалифицированно органолептический контроль по потребительским свойствам продукции по отбираемым на акцизных складах пробам, у специалистов контролирующих органов субъектов РФ нет практического опыта и профессиональных навыков. Подавляющее большинство из них не знает, чему должна соответствовать нефальсифицированная продукция по своему аромату, букету, вкусу. У них нет эталонов, не с чем сравнивать. Их никто не обучал искусству дегустировать.
    Кроме того, с июля 2003 года контроль по потребительским свойствам, т.е. дегустационные оценки и заключение органов государственной власти, противоречит федеральному закону "О техническом регулировании". Поэтому забраковок по органолептическим показателям практически нет. А если бы захотели контролирующие государственные органы забраковать, то собственник отдаст свою продукцию на заключение в другую любую аккредитированную лабораторию или организацию и получит положительное заключение. Да и суды не поддержат органы государственной власти, нарушившие закон "О техническом регулировании". На контроле качества госторгинспекции не будут останавливаться. Их основная задача - контроль за соблюдением правил торговли.
    Таким образом, можно смело констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время нет эффективной системы государственного контроля качества алкогольной продукции отечественного производства и ввозимой в страну по импорту.
    
    Как организовать эффективный контроль качества продукции?
    
Актуальность этой задачи резко возрастает в связи с предстоящей отменой с 1 января 2006 г. института акцизных складов и региональных специальных марок.
    Чтобы каждый субъект не изобретал свой собственный механизм контроля и дабы избежать нового витка регионального сепаратизма, федеральному центру, субъектам РФ и бизнес-сообществу необходимо в оставшиеся несколько месяцев выработать согласованный механизм контроля качества в рамках федерального закона "О техническом регулировании".
    На всероссийском форуме по техническому регулированию в мае этого года было заявлено, что попытки ревизии закона о техническом регулировании будут строго пресекаться администрацией президента РФ.
    Закон о техническом регулировании установил, что за качество продукции по показателям безопасности несут ответственность органы государственной власти.
    Ответственность за качество продукции по потребительским свойствам возложена на бизнес. При этом государственным органам запрещено вмешиваться в производственные процессы организаций. Систему государственного контроля за качеством продукции с обязательной сертификацией ее соответствия выстраивает Федеральное агентство по техническому регулированию метрологии, к которому перешли функции бывшего Госстандарта России и госторгинспекции.
    Бизнес-сообществу предстоит создать свою корпоративную систему обеспечения своей ответственности за качество продукции по потребительским свойствам с системой добровольной сертификации.
    Определенная работа в этом направлении проделана НО "СУАР". Союзу всего 2 года, но в него уже сейчас входят 49 лидеров алкогольного рынка по различным направлениям деятельности. К настоящему времени союзом разработаны и утверждены корпоративные стандарты на этиловый спирт, водку, коньяк, вина, шампанское. Они более прогрессивны, чем действующие ГОСТы. Детально разработана и утверждена система оценки и подтверждения качества алкогольной продукции в рамках НО "СУАР".
    Разработана система добровольной сертификации продукции членов НО "СУАР".
    Начала действовать дегустационная комиссия союза. Физико-механический анализ продукции проводится по договорам с аккредитованными независимыми лабораториями.
    Прорабатывается вопрос присоединения к этой системе импортеров, чтобы распространить добровольную систему сертификации на соответствие корпоративным стандартам и на ввозимую в Россию импортную алкогольную продукцию.
     Бизнес-сообщество не даст незаслуженную оценку качества алкогольной продукции, поскольку они друг другу конкуренты, а вместе они защищают свою продукцию от фальсификаторов.
    Аналогичную систему добровольной сертификации бизнес-сообществу, на наш взгляд, целесообразно выстраивать и в регионах через соответствующие региональные некоммерческие объединения бизнеса.
    На федеральном уровне вот уже более года успешно работает Координационный совет некоммерческих организаций - участников российского алкогольного рынка.
    Совет сможет взять на себя координацию деятельности региональных союзов и ассоциаций, установить тесные контакты с соответствующими организациями Евросоюза, оказывать региональным союзам и ассоциациям методическую помощь, создать центральную дегустационную комиссию, центр борьбы с фальсификациями, обучать специалистов региональных союзов и ассоциаций правильно определять качество винодельческой и ликероводочной продукции, обеспечить их эталонами.
    К настоящему времени уже более 50 субъектов РФ делегировали своих квалифицированных специалистов для вхождения в рабочую группу Координационного совета.
    Региональные ассоциации и союзы, в том числе и по вопросам контроля качества алкогольной продукции, должны работать в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru