Архив номеров


Тверитяне пиво пили, пьют и будут пить там, где им вздумается. И это несмотря на вступивший в силу еще два месяца назад антипивной закон. Как же так?


СПИВАЮЩЕЕСЯ ПОКОЛЕНИЕ

Если вы хотите убедиться в том, что распитие этого пьянящего напитка приобрело в нашем городе гиперразмеры, пройдитесь вечером по Трехсвятской, Радищева, городскому саду, набережной Волги. Пиво пьют везде, даже в общественном транспорте (к коему я причисляю маршрутные такси) и на празднике последнего звонка.
    По данным Службы государственной статистики России, продажа алкоголя в нашей стране с каждым годом возрастает в среднем на 7 процентов. В прошлом году россияне напили пива 597 млн. декалитров, водки - 144 млн. декалитров.
    Медикам было отчего забить тревогу: пивной алкоголизм, в отличие от своего "водочного" собрата, оказался явлением более массовым и рассчитанным на более молодых пациентов. По словам врача-нарколога Александра Неверова, для реального шанса превратиться в алкоголика достаточно выпивать хотя бы два раза в неделю по пол-литровой бутылочке пива. В Твери средний подростковый возраст приобщения к этому напитку - 12-13 лет. По данным тверских наркологов, в настоящее время пиво употребляют 17 процентов подростков в возрасте 11 лет, 59 процентов - 14 лет, 64 процента - 16-летних и практически 90 процентов - выпускников школ, студентов-первокурсников. Именно этот возрастной период считается у детских психологов тем самым моментом, когда в человеке закладываются его основные жизненные принципы, поведенческие реакции. Тринадцатилетний пацан априори хочет уж если не быть, то хотя бы выглядеть как большой дядька. За образом для подражания далеко ходить не надо - вот они, дядьки, на каждой скамейке и каждый с бутылкой. Дальше дело техники: идешь в ларек и покупаешь пиво. Да-да, по закону несовершеннолетним алкоголь продавать нельзя, но паспорт же не спрашивают, просто отпускают нужный товар. "А как ты их проверишь, - посетовал один из тверских ларечников, - они теперь все акселераты, не поймешь - то ли 15, то ли 25 лет".


ЕСЛИ Б ЗАКОН ЗАРАБОТАЛ

Тогда за распитие пива на улицах, в парках, скверах и других общественных местах гражданам пришлось бы раскошелиться на небольшой, но все же штраф. Российские пивовары потеряли бы до 30 процентов прибыли, но сколько людей избежали нового диагноза - пивной алкоголизм. Ой ли? По словам психологов, проблема не в том, где пить, а в том, что у российского народа нет культуры питья. "Безусловно, некую культуру в процесс мог бы внести запрет на распитие где вздумается, - говорит Александр Неверов. - В специальных местах типа кафе сама обстановка располагает "не нажраться", а выпить. С другой стороны, по тем ценам, которые сегодня установлены в тверских кафе и клубах, не каждому эта бутылочка пива окажется по карману. Во всяком случае, подросткам дешевле пить в подворотне. Вы же наверняка видели, и не раз, что в тверских двориках распивают и куда более крепкие напитки, а запрет о распитии водки в общественных местах в России существует уже много лет".
    Если бы закон заработал, по словам одного из сотрудников милиции общественного порядка, возникла бы и проблема с взысканием штрафа. "Наверное, нормальные, социально благополучные люди на самом деле воздержались бы от питья пива на улице. А как быть все с теми же подростками, с социально неблагополучными личностями? У них элементарно нет денег. Какой штраф они будут платить? С ними и через суд не получится", - резюмировал страж порядка.


ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ - ТОЛЬКО ТРЕЗВЕННИКИ

К слову сказать, запрет на распитие пива в общественных местах существует в большинстве стран Европы. В Америке на улице можно пить что угодно, лишь бы это было надежно спрятано в бумажный пакет. Но там, как справедливо заметил чуть выше врач-нарколог, совершенно другая культура и другое отношение к закону. Ни одному американцу или европейцу не придет в голову, пользуясь тем, что тебя никто не видит, опрокинуть бутылочку пивка где-нибудь в темном дворике. Нельзя, потому что есть закон.
    А у нас можно, тем более что зачастую российские законы сами напрашиваются на то, чтобы их нарушили. Прекрасная иллюстрация тому - Закон "Об ограничении и потреблении в общественных местах пива". Депутаты его приняли, президент подписал, кому положено отрапортовали о проделанной работе. Но в радостной суете по поводу победы над пивным алкоголизмом никто не заметил, что закончик уродился мертвенький.
    "Как его исполнять? - комментирует заместитель начальника милиции общественного порядка Центрального района Твери Ольга Тутукина. - Как только закон был опубликован, мы его долго изучали, но так и не обнаружили, где было бы прописано, что с ним дальше делать, как штрафовать, на основании чего? Для того чтобы он заработал, нужны и соответствующие дополнения к Административному кодексу. Либо администрация на местном уровне должна принять какое-то решение. Пока же он рассчитан только на законопослушных граждан".
    Сколько в Твери законопослушных граждан? Думаю, немного. Да и сложно выглядеть законопослушной белой вороной на фоне тех, кому хорошо, потому что можно. Как скоро появятся механизмы работы антипивного закона - и вовсе, на мой взгляд, вопрос риторический. А до той поры можно смело пить пиво даже в скверике перед зданием УВД области. Но в меру. Ведь лишь за неадекватное, буйно-шумное поведение вас-таки смогут привлечь к ответственности.


Марина ГАВРИШЕНКО


Русский человек никогда не был трезвенником. И во времена Киевской Руси, и в разгар восстания Пугачева, и уж тем более под судьбоносный залп "Авроры" наши предки никогда не забывали о выпивке. Однако только сейчас современная Россия столкнулась с алкогольным апокалипсисом. Психологи утверждают, мол, стрессов у людей стало больше, вот и пьют до забытья и отключки. Неправда: разные времена - разные стрессы. И не нам судить, кому тяжелее - тем, кто сейчас переживает времена дикого капитализма, или тем, кто пережил Орду, крепостничество, революции и войны. Проблема в том, что пьет современник? Точнее, чем он травится? Куда девалось чувство меры и исчезла культура питья?
    Уже с давних времен непременным атрибутом праздничного стола были спиртные напитки. В традиции славянских народов винопитие было необходимым элементом ритуального этикета, без него не обходилось никакое торжество и, в частности, прием гостя.
    В древности, как считают историки, была распространена процедура питья вкруговую. На Руси для этого использовались большие серебряные сосуды, которые называли "чарами", а позже - "братинами". Данный обычай имеет архаические истоки: равное приобщение к спиртному напитку объясняется представлениями о том, что питье, как и пища, исходит от родовых богов и принадлежит всему роду в целом. Первоначально в честь языческих богов поднимали чары вверх, прося о счастье и богатстве для всех или произнося заклинания от имени богов. Своеобразные заклятия-благословения дошли до нас в надписях на древнерусских чарах. В дальнейшем этот ритуал принял христианизированные формы, но до сих пор перед питьем поднимают бокалы вверх, как бы приближая их к небу, принося благодарность Богу.
    Постепенно питье вкруговую значительно усложняется, появляется обычай пить "за здоровье" друг друга. Со времен Киевской Руси существует выражение "пити на ня" (пить за честь, здоровье кого-то). Вероятно, это процедура, когда один человек отпивал от чаши и передавал по кругу другому, желая ему здоровья.
    У многих народов полагалось, чтобы хозяин первым пробовал пищу и питье, приготовленные для гостей, показывая тем самым, что угощение не отравлено и с ним не насылается порча. Отсюда сохранившийся доныне обычай, чтобы тот, кто разливает вино, сначала отлил немного в свою рюмку. Кроме того, раньше вместо пробки применялось растительное масло, и чтобы смыть его с бутылки и налить гостю чистое вино, хозяин наливал сначала себе.
    Манера пить водку и некоторые другие напитки "одним глотком", которая и поныне вызывает удивление иностранцев, тоже восходит к ритуальной языческой практике русских: первоначально выпивать чашу "одним духом" означало как бы послать заклинание божеству (духу), прося о богатстве и благополучии. Позже это осмысливалось, как выпить "за полное здоровье", "чтобы не оставить зла в стакане". "Кто не выпил до дна - не пожелал добра", "Не допиваешь, так недолюбливаешь" - говорят русские пословицы.
    По описаниям старинных книг и летописей видно, что излишества в питье во многих случаях предполагались этикетом тех времен, хотя и вызывали неодобрение духовенства. При дворе московских государей, со времен Ивана Грозного, старались обязательно напоить иностранных послов. "Кто не пьет лихо, тому нет места у русских" - говорилось в "Истории о великом княжестве Московском". В XX веке "валтасаровы пиры" несколько неожиданно возродились в сталинское время. На знаменитых ночных ужинах, как отмечают очевидцы, сам хозяин пил не так много, но других пить заставлял, придерживаясь тезиса "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Отказ пить воспринимался как боязнь проболтаться, желание что-то скрыть.
    Формула сорокаградусного спиртного напитка, именуемого ныне водкой, была выведена Дмитрием Менделеевым в шестидесятых годах XIX века. Но это не означает, что водке всего полтора столетия. Этот напиток знали на Руси еще в конце XIV столетия (до этого национальными напитками были "хмельные меды" и пиво), но до Менделеева никто не сумел найти идеальную, с точки зрения потребления, пропорцию: напиток должен оставаться крепким, но при этом не обжигать гортань. Безусловно, за эти годы сложилась богатейшая культура потребления. Вспомним классическую литературу: когда речь идет о древних пирах, когда пили меды и вино, то упоминаются весьма внушительных размеров кубки и чаши. Водку же господа из XIX - начала XX столетия предпочитали пить рюмками, лафитниками (этот "калибр" чаще всего встречаем в произведениях Михаила Булгакова) - то есть дозами не более 50 граммов. Между употреблением таких порций водки гораздо проще поддерживать интеллектуальный разговор, культурно веселиться, нежели пытаться установить коммуникацию с собеседниками, за десять минут употребившими по два стакана "беленькой".
    При этом испокон веков на Руси порицалось употребление алкогольных напитков молодежью - в царские времена мир, то есть крестьянская община, категорически не позволяла парням (о девушках и речи быть не могло!) моложе 21 года пить водку. Заботились о молодом поколении. В 21 год молодой человек либо шел в армию (на государеву службу юноша должен идти физически и морально здоровым), либо женился и обзаводился хозяйством. Дальше, как говорится, его личное дело: захочет стать крепким хозяином, уважаемым главой семьи - значит, не будет злоупотреблять водкой. Не захочет - станет пьяницей, изгоем.
    И в заключение хотелось бы напомнить античную легенду о боге виноделия Вакхе. Как известно, чтобы уберечь первую виноградную лозу от засыхания, Вакх вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти прямо на глазах, и тогда юноша нашел львиную кость, которая вместила растение вместе с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти, и тут на обочине дороги он увидел кость осла...
    Затем Вакх стал щедро угощать людей полученным из винограда напитком, и произошло странное, но закономерное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички, еще по бокалу - становились сильными, как львы, выпивали еще больше - превращались в ослов.


Елена МАТВЕЕВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru