Архив номеров


Пушкин неисчерпаем. Каждому возрасту он раскрывается неожиданно и поражает своей универсальностью. Пушкин не только в стихах. Пушкин - в письмах, в прозе, в исторических исследованиях, в публицистике, в записках, дневниках. Написано о Пушкине еще больше.
    Был ли Пушкин религиозным человеком? Верил ли он в бессмертие души? Обширная литература по теме "Пушкин и религия" может увести читателя от истины.
    Многие годы нам преподносили Пушкина чуть ли не революционером и атеистом. В нынешнем моем представлении "шестисотлетний" русский дворянин Пушкин не мог не быть православным христианином. Обратимся к первоисточникам - письмам и публицистике поэта и мыслителя. Шестнадцатилетний Пушкин, еще лицеист, в письме своему старшему по возрасту другу, члену "арзамасского братства", будущему поэту князю П.А. Вяземскому, в молодости не особенному приверженцу религиозных обычаев, останавливает наше внимание выступающей из общего шутливого тона письма неожиданной фразой: "...недавно говел и исповедовался - все это вовсе не забавно". Но зато спустя несколько десятилетий тот же Вяземский в посвященных Пушкину страницах пояснял: "Он любил чистую свободу, как любить ее должно, но из того не следует, чтобы каждый свободолюбивый человек был непременно и готовым революционером". Павел Петрович Вяземский (1820-1888), сын того Вяземского, впоследствии археограф, сенатор, основатель Общества любителей древней письменности, которого Пушкин знал отроком, вспоминал: "Пушкин постоянно и настойчиво указывал мне на недостаточное мое знакомство с текстами Священного Писания и убедительно настаивал на чтении книг Ветхого и Нового Завета".
     Библия у Пушкина - постоянная книга ("я слишком с Библией знаком"). Оказавшись после Южной ссылки в Михайловском, Пушкин нетерпеливо, не в первый уже раз напоминает в письмах брату Льву и сестре Ольге: "Библию, Библию!" И в следующем письме от 4 декабря 1824 года опять о Библии: "Михайло привез мне все благополучно, а Библии нет. Библия для христианина то же, что история для народа".
    7 апреля 1825 года Пушкин пишет Вяземскому из Михайловского: "Нынче день смерти Байрона - и я заказал с вечера обедню за упокой его души. Мой поп удивился моей набожности и вручил мне просвиру...". В этот же день брату Льву: "Я заказал обедню за упокой души Байрона (сегодня день его смерти)".
     Пушкин с его вольнолюбивым и независимым характером, недремлющей готовностью защищать свою честь пером и оружием, генетически переданных ему от предков, древнего мятежного рода Пушкиных, конечно, далек от образа смиренного инока. Пушкина трудно представить стоящим часами в храме и усердно молящимся. За свободолюбивый и независимый нрав и принцип "береги честь смолоду" церковь всегда настороженно относилась к Пушкину, подозревая его в тайном либерализме и вольнодумстве.
    Как поэта и мыслителя Пушкина волновала проблема бессмертия души, проблема вечности. Еще в лицее в стихотворении "Безверие" (1817) юный Пушкин признается: "Ум ищет божества, а сердце не находит". А кто поможет, если в лицее преподавал родной брат Марата, а большинство преподавателей состояли в масонских ложах? Но гены русского потомственного дворянина восстановили временные колебания вступающего в светскую жизнь одаренного молодого человека. Пушкин никогда, даже в это время, не был атеистом. Уже к 23 годам поэт всерьез осмыслил роль православной церкви и духовенства в истории России. В статье "О русской истории XVIII века" (1822) Пушкин пишет: "В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических... У нас оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением". Пушкин негативно оценивает роль Екатерины II, разрушившей традиции Русской православной церкви, нанеся тем самым сильный удар народному просвещению: "Семинарии пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностию. От сего происходит в нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии". Вот таков Пушкин, когда разговор всерьез, а не на дружеской шутливой ноте в письмах в молодости.
    Растущий интерес Пушкина к религии особенно проявился в его публицистике последних лет. В первом номере своего журнала "Современник" (1836) Пушкин публикует рецензию на собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского. Позиция Пушкина целиком на стороне православного архипастыря и против гонений на православную церковь со стороны польского двора.
    В 1836 году в Петербурге был издан "Словарь о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых сподвижниках благочестия местночтимых". Пушкин, рекомендуя читателям "Современника" "Словарь о святых", в котором помещены и жития святых, показывает нам свои обширные познания в религии русского народа. "Издатель "Словаря о святых", - пишет Пушкин, - оказал важную услугу истории. Между тем книга его имеет и общую занимательность: есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем по крайней мере не дивиться крайнему их нелюбопытству".
    Будучи образованным человеком XIX века, с ясным и трезвым умом, Пушкин проблему бессмертия решает для себя по-земному. Бессмертие поэта - в его творческих созданиях: "...душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит".


Лариса СОРИНА, историк-архивист,
    заслуженный работник культуры РФ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru