Архив номеров


Пишущий монах. Рис. Г. Метченко Век ХV для великого княжества Тверского был временем и наивысшего могущества, и временем потери независимости. Это был период, когда в тверской истории блистали славные имена не только князей, но и деятелей гражданской и духовной сфер.


ПРОСВЕЩЕННОЕ СООБЩЕСТВО

Накопление культурного потенциала великого княжества Тверского усилилось в правление князей Ивана Михайловича (1399-1425) и Бориса Александровича (1425-1461). В Твери появляются монахи-книжники из других монастырей, наиболее часто подвергавшихся набегам ордынских отрядов. Митрополит Киприан, глава православной церкви на Руси, помогал Тверской епархии книгами. Епископ Арсений в 1406 году создал книгу о киево-печерских святых, в тверских монастырях бывал Епифаний Премудрый - автор жития Сергия Радонежского. Иконописцы Твери создавали прекрасные иконы, продолжалось начатое при Михаиле Ярославиче тверское летописание.
    В 1453 году турки-османы штурмом взяли Константинополь - Царьград русских литературных источников. Крах Византийской империи произвел шоковое впечатление на тогдашний мир, особенно христианский. Вскоре на Руси появился горделивый тезис: "Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти", подразумевая под третьим Римом Москву Ивана III. Однако задолго до этого в Твери появилось "Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче", в котором автор впервые озвучил мысль, что именно Тверь достойна считаться новым Римом. Так что эту идею, как и некоторые другие (титул "Великого князя всея Руси", двуглавый орел на гербе и другие), Москва заимствовала из Твери. Неизвестны годы жизни Фомы, но достоверно можно утверждать, что он родился либо во время княжения Ивана Михайловича, либо в самом начале княжения Бориса Александровича.
    Перенесемся в 1468 год, когда в Твери правил последний из князей Михаил Борисович. В этот год из Твери "на низ Волгою" отплыл "со товарищи" купец Афанасий, сын Никитин, оставивший потомкам "Хожение за три моря" - бессмертный литературный труд, прославивший Тверь на весь мир. Если предположить, что ему в начале "хожения" было не больше 30 лет, то, значит, он родился в годы наивысшего расцвета Твери при Борисе Александровиче.
    А еще ранее, в 1420-1430 годах, в Твери родился некий Спиридон-Савва, проживший долгую жизнь, несостоявшийся киевский митрополит, которого знали и ценили короли и великие князья. О нем наш краткий рассказ.


СУДЬБА СПИРИДОНА

Каково происхождение Спиридона, какова дата его рождения, как он получил хорошее по тому времени образование - неизвестно, но все источники в один голос говорят о его родине - Твери, и что этот человек был весьма энергичен, начитан, обладал обширными знаниями. За все эти качества монах Спиридон имел прозвище "Сатана", данное ему менее изворотливыми, проигравшими не единожды споры с ним церковными иерархами.
    К 1470 годам наш земляк оказался в Литве, что неудивительно: Тверь издавна контактировала с соперницей Москвы, а передвижение свободных людей в те времена не было столь ограничительным, как в более позднее время. Его способности помогли ему продвинуться в служебной карьере священнослужителя (напомним, что Литва в большей части своего населения была православной) до такой степени, что Спиридона вызвали в Константинополь, где патриарх Рафаил в 1475 году произвел его в митрополиты "на Киев и всю Русь". Пусть этот факт не удивляет читателя: турецкий султан разгромил светскую Византию, но патриархату и вообще православию обеспечил известную свободу, при которой константинопольский патриарх сохранял право назначать митрополитов в православные страны.
    Киев в те годы был под властью Польши, то есть короля польского и великого князя литовского Казимира IV, который незадолго до того одобрил на киевскую митрополию смоленского епископа Мисаила. Историки церкви полагают, что решение патриарха Рафаила относительно Спиридона продиктовано было неудовольствием самоуправством Казимира, поведением Мисаила, которое можно назвать оппозиционным Константинополю с признаками униатства, то есть союза с католиками.
    Прибыв в Литву, новоиспеченный в Константинополе митрополит Спиридон был встречен враждебно. Пошел слух, что он поставлен "на мзде по повелению турецкого султана". Спиридона арестовали и засадили в заточение, правда, при сносных условиях. Имея титул митрополита Киевского, Спиридон ни дня в реальности им не пробыл. Поразмыслив, он решил искать покровительства в Москве, у Ивана III, набиравшего могущество православного государя. С этой целью он отправил письмо на имя великого князя, просил помощи, заявив между прочим, что вез Ивану III много святых мощей от патриарха, но король якобы все их отобрал. Этот аргумент в те времена был весьма существенным.
    А в Москве между Иваном III и церковной иерархией сложилась напряженная ситуация: великий князь стремился к самодержавию, ставя Церковь в управлении государством на вторые роли, что наших иерархов явно не устраивало. Частью по этой причине, частью по иным, но личность Спиридона государя Ивана III вполне устраивала, и он дал указание своим людям найти способ освобождения опального в Литве Спиридона. Способ нашли: дипломаты Ивана III убедили экзарха (представителя) патриарха в Литве отменить назначение Спиридона киевским митрополитом. Тот сделал соответствующее заявление Казимиру, и в 1482 году Спиридон появился в Москве.
    Великий князь Иван III не смог перебороть неприязненного отношения церковных иерархов к Спиридону с прозвищем "Сатана", он вынужден был отослать его на жительство в Ферапонтов монастырь, однако без права появления в Москве. Этот монастырь, основанный в 1398 году преподобным Ферапонтом, другом Кирилла Белозерского (оба - ученики Сергия Радонежского), находился близ современного г. Кириллова, славился библиотекой, опытными переписчиками книг. Образованный тверитянин попал в благоприятную среду.
    Прослышав о новом монахе, соловецкий игумен Досифей, как полагают, в 1494 году предложил Спиридону переработать и, возможно, заново переписать житие основателей Соловков Зосимы и Савватия, отозвавшись о нем так: "... бе тому мудр добре, умея писания Ветхая и Новая". К 1503 году Спиридон выполнил это поручение, подтвердив славу умного, начитанного человека. К нему посыпались запросы, богословские предложения от московских церковных просветителей. А новгородский епископ Геннадий отозвался о нем так: "Сей человек в нынешняя роды беше столп церковный, понеже измлада навыче священная писания". Последняя фраза означает, что Спиридон, возможно, был из семьи тверского священника.
    27 октября 1505 года умер Иван III Васильевич, государь всея Руси. К тому времени умерли многие окружавшие его люди: Мария Тверитянка и Софья Палеолог - первая и вторая жены Ивана III, Иван Иванович Молодой, сын от первой жены, - наследник тверского трона, его сын Дмитрий от Елены Волошанки. Скончался и Геннадий епископ. Верховная власть на Руси перешла к Василию III, сыну Ивана III и Софьи Палеолог. И все это время наш земляк, живя в Ферапонтовом монастыре, обдумывал труд своей жизни - "Послание", впоследствии ставший известным под названием "Послание Спиридона-Саввы о Мономаховом венце". В свет оно "вышло", как полагают, в период 1511-1523 годов, хотя основные положения его сложились в голове публициста около 1497 года, когда еще был жив Дмитрий-внук и около него группировалась оппозиционно настроенная к Василию и Софье московская знать.


ИДЕИ "ПОСЛАНИЯ"

Перед взором Европы и мусульманского мира вдруг как-то сразу возникло могущественное и обширное Московское государство. Надо было объяснить причину столь внезапного возвышения православного государства, объяснить право Московии войти в круг европейских держав на равных. Заказ был сделан Спиридону из окружения Василия III, а может, и им самим через одного из приближенных к великому князю, участника кружка нестяжателей - Вассиана Патрикеева, имевшего контакты с Ферапонтовым монастырем.
    Мы, наверное, не узнаем до конца, какими источниками пользовался наш земляк при написании "Послания", хотя анализ его текста позволяет предположить о многих. На этот счет существует обширная литература. Следует полагать, что "Инока Фомы слово похвальное..." также повлияло на выработку идеи и стиль позднего "Послания". Ведь Спиридон как личность сформировался в годы княжения Бориса Александровича Тверского, во времена которого инок Фома и создал свое "Слово похвальное" и с которым любознательный церковный деятель еще в Твери мог быть ознакомлен. До конца жизни тверские симпатии сохранялись у несостоявшегося митрополита, в этом сомневаться не приходится.
    В своем труде Спиридон выступает как историк, публицист и политик, а так же, как патриот Руси и Твери. В начале "Послания" он преподносит масштабную картину истории европейской цивилизации в соответствии с тем объемом знаний, которым обладали просвещенные люди ХV-ХVI веков: начиная с легендарного Ноя и его сыновей, Римской империи и до первых полумифических князей русских читатель знакомится с множеством исторических и полулегендарных личностей, событий и мировой хронологией.
    Большое место в тексте занимает доказательство первородства русских князей перед литовскими, происхождение которых он видит от некоего Витенца из рода смоленского князя Ростислава, у которого не было детей и после его смерти "взял жену его раб его по имени Гегиминик, конюх". Такова версия Спиридона о происхождении династии великих князей литовских Гедиминовичей.
    Еще больше места автор уделяет рассказу о тверских князьях, начиная с Александра, сына Михаила Ярославича Тверского. У Александра, судя по тексту, в услужении был этот самый Гегиминик, следовательно, современные Спиридону русские князья имели бесспорное право на земли Литвы. Этот вывод был сильным идеологическим аргументом в спорах Москвы и Литвы и, надо полагать, тем самым публицист исполнил один из моментов политического заказа Василия III.
    И, наконец, основываясь на факте венчания Владимира Мономаха "царским венцом рукою святейшего митрополита Неофита с епископами", в результате которого Владимир стал "боговенчанным царем Великой Руси", автор доказывает, что и "нынешний вольный самодержец и царь Великой Руси Василий Иванович, двенадцатое колено от великого князя Владимира Мономаха, а от великого князя Рюрика двадцатое колено", также венчается царским венцом. Тут надо сказать, что Спиридон поторопился: шапкой Мономаха был коронован при Иване III царевич Дмитрий-внук, а Василий III, во избежание кривотолков, этой процедурой не воспользовался. Зато венчался на царство его сын Иван Грозный. В целом "Послание" Спиридона дало Москве идеологическое обоснование на особое как минимум равное положение среди остальных европейских христианских государств.


ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

"Если это и плохо изложил из-за неумения вымысливать, более же из-за того, что одержим старостью, ибо имею от рождения девяносто и один год", - сказал о себе в тексте "Послания" автор. Писалось это в 1520 годах. Вскоре на основе его сочинения создается официальный документ с названием "Сказания о князьях владимирских", многие положения "Послания" стали частью еще и летописей более позднего написания. Так Тверь, потеряв политическую независимость, словом своих писателей и публицистов продолжала скреплять Русь в единую державу.
    ...Умер Спиридон в том же Ферапонтовом монастыре тихо и незаметно. Дата смерти неизвестна, место захоронения - тоже. Но памятник себе Спиридон-Савва создал вечный.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru