Архив номеров


Степан Мильтонян Скрипача Степана Ованесовича Мильтоняна смело можно назвать педагогом-новатором. По мнению Степана Мильтоняна, нынешняя методика преподавания музыки устарела. Он предлагает свою. Мы встретились с заслуженным работником культуры России, преподавателем-методистом Тверского музыкального училища имени Мусоргского Степаном Мильтоняном. Он поведал нам как о своей методике, так и о музыкальных конкурсах, прошедших в последнее время в Твери.
    - Степан Ованесович, не так давно в городе проходил фестиваль "Гнесинская молодежь в Твери"...
    - Фестиваль проводился уже во второй раз. Участниками его стали выпускники музыкального училища имени Гнесиных - те, кто окончил тверское музучилище, и их друзья. Многие из этих ребят уже известные музыканты. Арт-директором фестиваля, как сейчас говорят, был мой сын Ованес Мильтонян - виолончелист, лауреат международных конкурсов, аспирант Российской академии музыки. Слушателями стали истинные любители музыки.
    - На прошлой неделе завершился Всероссийский конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Андрея Корсакова. Стал ли этот конкурс традиционным?
    - Всероссийский открытый конкурс юных скрипачей, альтистов и виолончелистов имени Андрея Корсакова проходил уже в шестой раз. Председателем жюри все эти годы была Маринэ Яшвили - народная артистка Грузии, заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории. Членами жюри были профессор, доктор Литовской музыкальной академии Юргис Дварионас, профессор Парижской консерватории Мирослав Русин, а также профессура Московской консерватории. Юные музыканты (учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, студенты музучилищ. - Прим. авт.) приехали из разных регионов России, из Беларуси и Южной Кореи. Так что конкурс вполне можно назвать и международным.
    - Я знаю, вы проводите семинары в городах России и за ее пределами...
    - Относительно недавно мой семинар был в Вильнюсе. Я разработал собственную методику, которую предлагаю музыкальным педагогам.
    - В чем она заключается?
    - Знаете, нередко детям в музыкальной школе бывает не так хорошо, как хотелось бы. Обучение музыке идет через штампы, и ребенку занятия музыкой становятся в тягость. Ребенка заставляют, а он сопротивляется. В психологии есть такие области, как возрастная психология и педагогическая психология. Исторически сложилось, что музыке детей учат не так, как следовало бы. И не только в России, но и в мире. А все потому, что сведения об этих науках не использовались. Я приложил эти сведения применительно к обучению музыке, и выяснилось, что детей можно учить совершенно иначе, по-новому. Нельзя заставлять ребенка - этим его травмируешь. Я написал книгу по этой теме. Многие педагоги в России считают ее своей настольной книгой.
    - То есть вы считаете, что детей в музыкальных школах учат неправильно?
    - Их правильно учат с позиции того, как выучен сам педагог. Но ныне существующая система устарела. Детей заставляют учиться музыке, и через определенный период у них возникает внутренний протест. Старая система не учитывает психологических, возрастных факторов. А я стараюсь сделать так, чтобы для моих учеников каждый урок стал праздником. Любой человек, даже далекий от музыки, знает, что музыке учат так: объясняют ноты, как буквы, из этих нот составлены классические пьесы, которые надо разучить и правильно играть. Мои же дети импровизируют, сами сочиняют и на своих сочинениях учатся. В каком бы городе я ни проводил семинары, люди удивляются. Моя методика для многих педагогов - это шок. Были отзывы о том, что это выход из тупика, в котором находится музыкальная педагогика. Я рекомендую применять в музыкальных школах методику, включающую в себя сведения по возрастной и педагогической психологии. Но чтобы осуществить это, необходимо ломать всю систему начального музыкального образования. В советское время было такое понятие - "педагоги-новаторы", которых травили, как могли, только за то, что у них были другие идеи. В свое время и я наелся досыта. Сейчас от меня, как говорится, отстали, но я продолжаю быть белой вороной. На улице - новое государство, а система в музыкальной педагогике - старая. Надо жить современно. Но пока не удается.
    - Степан Ованесович, музыкантом можно стать или им нужно родиться?
    
- Я убежден, что абсолютно каждый человек талантлив. А у детей вообще колоссальная энергетика, которую нужно умело направить. Вот почему я никогда предварительно не отбираю себе учеников. Если я педагог, то ребенок мне поверит. Моя методика предельно демократична. Приведите мне любого человека любого возраста, через двадцать минут он будет играть на скрипке. На своих семинарах я часто провожу так называемый фокус: беру совершенно немузыкального человека, который никогда не держал в руках скрипку, и минут через двадцать он играет все, что требует академическая постановка.
    Я хочу сказать, что разделяю понятия "учитель", "преподаватель" и "педагог". Многие ошибочно считают, что это одно и то же. Учитель - тот, кто учит. Преподаватель лишь отдает свои знания, и больше его ничто не беспокоит. А педагог ставит перед собой цель воспитать человечного человека. Я считаю, мир изменят не политики, а педагоги.


Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото автора


В эти дни в выставочном зале Тверского центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина царит по-настоящему весеннее настроение. 10 апреля здесь открылась художественная выставка работ по шелку замечательного мастера из Конакова Анны Родионовой.
    С самого детства у Ани все шло к тому, чтобы стать художником, хотя мечтала она о карьере модельера-конструктора. В детстве она окончила художественную школу. А однажды в восьмом классе увидела по телевизору передачу о батике и решила во что бы то ни стало овладеть секретами этого мастерства. Анна окончила швейное училище, а потом и отделение батика при училище. Таким образом, поймала сразу двух зайцев: осуществила обе свои мечты.
    Знают сегодня работы конаковской художницы не только в Тверской губернии, но и в Австралии, Германии, Польше, в Штатах. А дома в Конакове у нее своя модельная мастерская, где есть ателье, пошивочный цех и даже магазин. По признанию Родионовой, осуществлением своей мечты она во многом обязана своей сильной половине - мужу. Без его помощи многого могло бы и не быть.


Нина КУТЬЕВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru